Консультация для родителей «Возрастные нормы произношения звуков»
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей

«Возрастные нормы произношения звуков»

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Консультация для родителей

«Возрастные нормы произношения звуков»

По данным научных исследований в настоящее время в России стремительно растет количество детей, имеющих проблемы со звукопроизношением. Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет не только на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, общение со сверстниками, а также препятствует овладению связной речью, письмом и чтением.

Большинство родителей понимают важность правильного произношения звуков, но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры для исправления звукопроизношения. В результате часто можно столкнуться с такими ситуациями, когда двух - трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», или наоборот упорно не замечают «каши во рту» пяти - шестилетнего ребенка и считают, что само всё исправится.

 Далее рассмотрим возрастные нормы произношения звуков. Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

1,5 – 2 месяца - появляется гуление: гласные звуки «аа», «оо», «ау». Гуление усложняется с включением согласных звуков – «гу» или «бу», «хо». Длится этот период примерно до 5 месяцев, и с этого возраста в норме гуление плавно перетекает в лепет (если у ребенка сохранен слух и интеллект). В период лепета ребенок повторяет за взрослым и произносит самостоятельно отдельные слоги и цепочки слогов, содержащие гласные и простые согласные: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, бу-бу-бу и т.д. Продолжается период лепета до 10-12 месяцев.

12 месяцев - ребенок произносит отдельные слова, состоящие из однозначных парных слогов: «мама», «баба». К концу года появляются целые слова типа мама, папа, дядя. Ребенок четко произносит гласные: [а], [о], [у], согласные: [м], [б], [к], [г]. К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.

  1. 2 года -  дети начинают четко произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [и], [о], но звуки [ы], [э] заменяют звуком [и]; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. 

 К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].

В речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Хочу пить чай!». Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», активный словарь к 2-м годам составляет 300 -  400 слов. 

2 – 3 года - до трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.).
К трем годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].

В этом возрасте ребёнок легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. У детей оказывается сформированными основные грамматические категории. Словарный запас достигает 1000-1200 слов. 

3 – 4 года - постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»).

Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’].

К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’] и хорошо различает их в свободной речи.

Активный словарь - 2000 слов. Ребенок начинает пользоваться развернутой фразой, строить сложносочиненные предложения (На улице холодно и идёт дождь).

4 – 5 лет -  ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения ([с], [с’], [з], [з’] и [ц]). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Ребенок в норме легко определяет и называет ударный гласный в начале слов: (например, в словах «утка», «аист», «облако»); может определить и назвать очередность звуков в слияниях: «ау», «уа», «иа».

В этом возрасте речь становится правильнее, разнообразнее, богаче. В ответах появляются первые сложноподчиненные предложения. Активный словарь - 3000 слов.

5 - 6 лет - шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой).

К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

6 -7 лет - ребёнок правильно произносит любые звуки и строит предложения, в 7 лет появляется письменная речь.

Уважаемые родители! Будьте внимательны, прислушивайтесь к речи своего малыша! И если ребёнок произносит звук искажённо (заменяет на другой вместо нормативного или пропускает его), отказывается говорить, то вне зависимости от возраста необходимо срочно обратиться к специалисту. Не тяните время, не думайте, что пройдёт само. Искажение звуков не проходит самостоятельно, а, наоборот, закрепляется в речи (что в дальнейшем усложняет коррекционную работу и значительно удлиняет ее сроки).

  Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается.

Последовательность появления звуков в речи детей

Возраст

1-2 года

2-3 года

3-4 года

5-6 лет

Звуки

А, О, Э,

П, Б, М

И, Ы, У,

Ф, В

Т, Д

Н

К, Г

Х

Й

С, З, Ц

Ш, Ж

Ч, Щ

Л, Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные нормы произношения звуков

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ.********************************************************************************Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Ребенок усваивает сна...

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ.

Формирование звукопроизношения у детей происходит постепенно. Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. ...

Консультация для родителей "Закрепляем правильное произношения звуков в чистоговорках, пословицах"

Часто родители не могут найти или подобрать нужный речевой материал для автоматизации поставленного звука у ребенка в домашних условиях. Эта подборка чистоговорок и пословиц поможет в играх и занятиях...

Консультация для родителей «Возрастные нормы речевого развития детей»

Мы все с огромным нетерпением ожидали первого слова своего ребенка. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психическо...

Консультация для родителей «Возрастные нормы»

Возрастные нормы детей раннего возраста с 1 года до 2 лет....

Тематическая консультация для родителей: "Возрастные нормы речевого развития детей"

В материале рассматривается речевое развитие детей по возрастам, обращается внимание родителей на то, когда нужно начинать беспокоиться, если ребёнок не говорит, говорит плохо. Рассматривается развити...

Брошюра "Возрастные нормы произношения звуков"

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые  заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известн...