Картотека дидактических игр и упражнений, направленных на развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников.
картотека (старшая группа)

Дидактические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений, направленных на развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

«Что изменилось?»

Цель: упражнять детей в назывании местоположения предметов относительно друг друга.

 На полу лежит 4 предмета. Дети запоминают, как были расположены предметы. Далее закрывают глаза, а в это время педагог меняет местами пару предметов. Дети открывают глаза и рассказывают о том, где предметы стояли раньше и где сейчас.

 

« Веселый круг»

Цель: совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.

 Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Вы закрываете глаза и определяете, где звенит колокольчик».

Воспитатель ходит по кругу, останавливается около ребенка и звенит колокольчиком. Ребенок определяет, где звенит колокольчик. (Впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.) Воспитатель переходит к следующему ребенку. И так далее.

 «Кто где стоит».

Цель: продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

Дети делятся на две подгруппы по 5 человек. Один ребенок (ведущий) встает в центр, другие располагаются (впереди, сзади, слева, справа) от ведущего. Ведущий рассказывает, кто где находится по отношению к нему. Игра повторяется 2–3 раза со сменой ведущего.

 

 

 «Что где?»

Цель:  продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.

Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что где находится в группе (дети сидят за столами). Затем дети по очереди выполняют задания куклы: встают впереди, сзади куклы, рядом с ней, между куклой и ребенком (имя ребенка) и называют свое местоположение относительно куклы.

«Идем по следам»

Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.

Воспитатель раскладывает на полу листы, на которых нарисованы следы. В конце пути он ставит елочку. Затем вместе с детьми выбирает ведущего, который выполняет указания воспитателя и находит елочку. Дети вслух поясняют направления движения ведущего (4 шага вперед, 3 шага налево и т. д.).  Находят сундучок с сюрпризом.

 « Не ошибись»

Цель: закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

Дети встают лицом к воспитателю, который предлагает им повторить следующие движения: поднять вверх правую (левую) руку, сделать наклоны вправо (влево), определить, что находится впереди (сзади) от воспитателя.

 «Поможем зайчишке найти свою маму»

Цель: продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.

Дети рассматривают план, на котором обозначены ориентиры и направление движения. Затем рассказывают зайчишке, как пройти к маме, называя ориентиры и направление движения.

 «Поможем Незнайке найти свои вещи»

 Цель: Закреплять пространственные отношения, умение использовать слова: слева, справа, внизу, сзади и т.д.

На фланелеграфе макет комнаты Незнайки (можно использовать кукольную мебель). Вещи Незнайки спрятаны в разных местах комнаты: шляпа около шкафа, ботинки рядом со стулом и за кроватью и т. д. Воспитатель выясняет у детей местоположение каждой вещи: «Где лежит шляпа? (Шляпа лежит около шкафа.) Где стоят ботинки?» Дети помогают Незнайке собраться в гости к Карандашу.

 «Рисуем узор»

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги.

Воспитатель просит детей вдоль верхней стороны листа нарисовать линию красным карандашом, вдоль нижней стороны – синим карандашом и справа провести желтую линию, слева – зеленую. Затем выясняет: «Вдоль какой стороны нарисована красная линия? На какой стороне синяя линия?» и т. д. Детям предлагается нарисовать узор, используя любые геометрические фигуры, на середине листа.

 «Расположи правильно».

Цель. Учить ориентироваться на плоскости.

 Воспитатель вместе с детьми рассматривает магнитную доску: «На какую геометрическую фигуру похожа доска? Что есть у доски прямоугольной формы?» (Жестом показывает стороны и углы.) Воспитатель предлагает вызванному ребенку показать стороны магнитной доски и назвать их. (Верхняя сторона, нижняя сторона и т. д.) Воспитатель показывает и называет углы: «Правый верхний угол, левый нижний угол». Затем дает задание: «Положите красный круг в правый верхний угол, зеленый круг – в правый нижний угол, желтый – в левый верхний угол и синий – в левый нижний угол.

 «Разложи снежинки правильно»

Цель: продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

У детей квадратные листы бумаги разного цвета. Воспитатель предлагает украсить салфетки снежинками: «Одну снежинку положите посредине салфетки. Одну снежинку положите в верхний левый угол. Одну снежинку —в нижний левый угол», и так далее. (После выполнения каждого задания воспитатель уточняет: «Где положили снежинку?»)

 

«Запомни и повтори»

 Цель: продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2–3 раза.

 «Что где находится»

Цель: развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

Воспитатель задает детям вопросы: «Впереди кого ты сидишь? Слева от кого ты сидишь? Что находится слева от шкафа? Что находится справа от меня?» и т. д.

 «Где лежит предмет»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.

Воспитатель предлагает: «Определите, где находится шкаф (часы, кукольный уголок и т. д.) относительно вас. Расскажите, где находится шкаф по отношению ко мне». Упражнение можно провести в форме соревнования между двумя командами. Задания могут давать ведущие по образцу воспитателя.

  «Маршрут для кораблей»

 Цель: совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед —назад, направо —налево).

У детей в руках кораблики. Воспитатель сообщает, что адмирал прислал приказ, в котором указано, по какому маршруту должны плыть кораблики. Воспитатель называет направление движения: «Вперед, налево, направо, задний ход, „Стоп, кораблик“». Дети передвигаются с корабликами в соответствии с указаниями воспитателя. При большом количестве детей упражнение можно организовать по подгруппам.

  «Запомни и повтори»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

У детей листы бумаги и цветные карандаши. Воспитатель предлагает им выполнить задания: – вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом); – в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом (в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом – желтым карандашом, в нижнем правом – зеленым карандашом); – в середине листа поставьте точку красным карандашом. После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Что и где вы нарисовали?» (Дети называют фигуру, ее цвет, место расположения и сверяют свои работы с образцом воспитателя.)

«Наоборот»

Цель:  Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.

Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.)

Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное.

 «Жмурки с колокольчиком»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование: темная повязка для глаз, колокольчик.

Содержание: среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

« Муха» ( «Автомобили»)

Цель: закреплять умение ориентироваться на  листе в крупную клетку.

Ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо и т.д.

 «Художники»

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

 Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная квалификационная работа на тему : " Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики"

Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития р...

Картотека дидактических игр, направленных на формирование временных представлений и для развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников.

Картотека игр направлена на закрепление умения детей ориентироваться в пространстве от­носительно себя самого, других людей, различных предметов, обозначать словами положение предметов по отношению к ...

Методическая разработка по теме: «Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников». Дидактическая игра «Геометрические фигуры-шаблоны».

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой развития и обучения.Ориентировка в пространстве имеет жизненно важное значение для ребе...

Картотека дидактических игр и упражнений, направленных на развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников

Картотека игр направлена на совершенствование умений детей ориентироваться в окружающем пространстве; усвоение пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), с...

Картотека дидактических игр и упражнений, направленных на развитие ориентировки в прстранстве

Картотека дидактических игр и упражнений, направленных на развитие ориентировки в прстранстве...

Картотека дидактических игр и упражнений направленных на ФЭМП у детей среднего и старшего дошкольного возраста

В предложенной картотеке собраны разнообразные игры по ФЭМП, которые сгруппированы по разделам. Всего 5 разделов: ориентировка в пространстве, цвет и геометрические фигуры, развитие логического мышлен...

Картотека дидактических игр и упражнений, направленные на развития внимания

Игры для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....