Рекомендации психолога
консультация (подготовительная группа)
Поступление ребенка в школу всегда волнующий момент, как для детей, так и для родителей. По сути, вся дошкольная жизнь ребенка есть подготовка к школе. Не существует четкого перечня того, что должен знать и уметь ребенок к моменту поступления в школу. Государство обязуется организовать обучение детей независимо от их здоровья или степени готовности. Поэтому следует говорить лишь о наличии признаков готовности к школьному обучению.
Некоторые родители считают, что, если ребёнок посещает детский сад — значит, подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет неполной и некачественной. Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду и, наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_psihologa.docx | 508.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации психолога
Поступление ребенка в школу всегда волнующий момент, как для детей, так и для родителей. По сути, вся дошкольная жизнь ребенка есть подготовка к школе. Не существует четкого перечня того, что должен знать и уметь ребенок к моменту поступления в школу. Государство обязуется организовать обучение детей независимо от их здоровья или степени готовности. Поэтому следует говорить лишь о наличии признаков готовности к школьному обучению.
Некоторые родители считают, что, если ребёнок посещает детский сад — значит, подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет неполной и некачественной. Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду и, наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями.
Когда мы говорим о готовности к школе ребенка, то, прежде всего, мы имеем в виду следующие критерии:
- Ребенок должен быть физически готов к этой достаточно тяжелой в умственном и физическом плане работе. Поэтому консультации у медиков – это обязательный этап подготовки к школе. Ведь наличие у дошкольника острых и хронических заболеваний или недоразвитие функциональных систем требует для него специфических условий.
- Социальная готовность – проявление активности в общении, любознательности, живого интереса ко всему окружающему. Чрезмерная робость, безразличие могут затруднить процесс адаптации к школе и требуют внимательного отношения со стороны родителей и учителей.
- Интеллектуальная готовность – владение определенной системой знаний и умений. Здесь важно помнить: ориентация на тесты не должна заслонять личность и индивидуальность ребенка. Не переусердствуйте – чрезмерно осведомленный ребенок сможет быстро утратить свой познавательный интерес к школе.
- Желание учиться – самый важный критерий. Поддерживайте интерес ребенка и ни в коем случае не запугивайте будущих первоклассников.
Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
► интеллектуальная готовность;
► мотивационная готовность;
► волевая готовность;
► коммуникативная готовность.
- Интеллектуальная готовность предполагает способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика. К 6-7 годам ребенок должен знать:
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка – это мама отца или матери. Иными словами, он дожжен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
- Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию ор школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично, полностью. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ребенок еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
- Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
- Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту социально допустимыми способами, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
На какие моменты стоит обратить внимание.
- Как только ваш ребенок станет школьником, он гораздо больше времени будет предоставлен сам себе. Поэтому чтобы вы были за него спокойны, следует, прежде всего, развить у ребенка самостоятельность. Ребенок должен уметь при необходимости оставаться дома один. Научите его соблюдать основные принципы безопасности.
- Владение навыками самообслуживания так же необходимо ребенку в школе: он должен уметь самостоятельно переодеваться в спортивную форму, собирать портфель и т. д.
-У ребенка должна быть сформировано умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
- Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми – и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
- Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или – детский вариант – дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.
- Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома, окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.
- В школе ребенок нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи?
- Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе – хвалите за готовый результат.
- В выполнении любого дела не позволяйте останавливаться на середине необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца – при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.
- Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что кричать и бегать можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.
- С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.
Часто родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ. То есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе. Восторженные родительские отклики звучат обычно так: "В школе-то как интересно", "Отличником у нас будешь". Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, которое будет способствовать школьным успехам. В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет достаточно: ситуация неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, недостаточное внимание со стороны учителя, расхождение оценки учителя с привычной родительской оценкой, а также множество подобных ситуаций.
Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: "Давай старайся, в школе еще труднее будет", "Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать". Иногда образ школы используют как устрашение: "Вот учительница тебе двоек наставит", "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут". Такие родительские напутствия вряд ли научат малышей настойчивости в преодолении трудностей. Скорее они подготовят почву для действительных двоек и небезупречного поведения. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Лучше сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное – с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
В первые недели пребывания в школе ребенку очень хочется рассказать дома обо всем увиденном, услышанном, пережитом. Обязательно поддержите это стремление, смелее радуйтесь победам и вместе преодолевайте трудности. Подбадривайте поступки ребенка ласковым словом или поучите горьким молчанием. В конце концов, ребенок приобретет в вашем лице близкого друга. А ведь это самое важное.
Расскажите ребенку о том, как вы сами пошли в первый класс, о своей учебе в школе, о своих учителях, посмотрите вместе с ребенком свои школьные фотографии, поиграйте в школу, расскажите о школьных правилах.
Необходимо остановится еще на одном важном моменте. Развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же. Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие – это умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. То есть обученность и умственное развитие – это отнюдь не синонимы! Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но, в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится – на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость – внимание, память, мышление, воображение, моторика руки, развитие социальных умений и навыков.
Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?
В первую очередь надо позаботиться о его физическом здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.
Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.
Надо использовать этот период и для развития разнообразного познания, для накопления разных сведений о мире вещей и людей. В этот период ребенок приобретает первичный опыт переживания положительных и отрицательных эмоций, учится радоваться, страдать, сочувствовать, закладывается фундамент личности.
Также можно обратить внимание на несколько несложных психологических тренингов для подготовки ребенка к обучению в школе.
ТРЕНИНГ 1. Ребенок увлеченно играет. Попросите его отвлечься и выполнить просьбу, состоящую из нескольких заданий (например – принеси мне плед и выключить телевизор). Повторяя такие задания, вы формируете навыки подчинения указаниям взрослого.
ТРЕНИНГ 2. Предложите ребенку игру – нарисовать узор под диктовку на бумаге «в клетку».
Начинать надо с верхнего левого угла листа. Диктуйте: одна клетка вправо, две клетки вниз, одна влево и т.д. При этом развивается способность к пространственной ориентации, глазомер, умение внимательно слушать и выполнять задания.
ТРЕНИНГ 3. Возьмите текст книги с крупным шрифтом. Попросите ребенка подчеркнуть или вычеркнуть определенную букву в целом абзаце последовательно, строка за строкой. Регулярное выполнение таких игровых заданий способствует приобретению навыков концентрации внимания и активности мышления.
ТРЕНИНГ 4. Положите на стол 7-10 различных предметов и прикройте их полотенцем. Приоткрыв секунд на 10 и снова закрыв, предложите ребенку перечислить предметы. Затем поменяйте местами два каких-то предмета и предложите ребенку за те же 10 секунд определить разницу. Такие задания развивают внимание и активизируют зрительную память.
Помните, все тренинги должны проводиться только в виде игры с обязательной фиксацией результата. Ребенок должен сам стараться улучшать свои достижения.
Советы психолога
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
- Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.).
- Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения - один из самых главных пороков семейной педагогики.
3.Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
- Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).
- Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.
6.Чаще разговаривайте с ребенком.
Развитие речи - залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) — пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории - о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером!
- Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
- Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого - основа взаимопонимания. А это означает - считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
9.Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
10.Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если., то...». («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности - ребенок начинает принимать позицию «ты - мне, я—тебе».
Беседа с родителями
Вот парадокс! Кроха так готовился к школе и с нетерпеньем ждал первого сентября, а спустя месяц он не хочет ходить на занятия и соглашается делать уроки только под бдительным присмотром родителей. Что же произошло? По мнению учителей младшей школы, в нежелании детей учиться виноваты в первую очередь сами родители. Именно они, действуя из самых лучших побуждений, отбивают у ребенка тягу к знаниям.
Самая распространенная ошибка родителей – это стремление вырастить вундеркинда. Еще задолго до поступления в школу ребенок осваивает большую часть программы первого класса и ему неинтересно останавливаться на достигнутом. Кроха готов двигаться вперед, а программа не позволяет. Конечно, родителей можно понять. Им хочется, чтобы их малыш был самым-самым, и они стараются изо всех сил. Но, если ребенок гений, то он и без вашей помощи проявит себя. А обычному ребенку слишком много учиться тоже вредно. Дети быстро устают. И чем больше вы будете заставлять его сидеть за книжками, тем хуже. В этом случае малыш воспринимает учебу, как неприятную тяжелую обязанность и соглашается делать уроки только из-под палки. Подготовка ребенка к школе должна заключаться в развитии познавательных процессов – внимания, памяти, мышления и восприятия. Основная задача родителей – поддержание интереса к знаниям в целом.
Первоклассники переживают огромный психологический стресс. Для ребенка началась новая жизнь, и он не в состоянии мгновенно свыкнуться с новой ролью. Поставьте себя на его место: новый коллектив, вместо воспитателя – учительница и новые обязанности. А родители вместо того чтобы помогать, начинают предъявлять к первоклассникам слишком высокие требования и ребенок физически не в состоянии их выполнять. Помимо этого, взрослые бояться, что ребенок будет без дела шататься по улице, и стараются максимально загрузить детский досуг. Они отдают малыша в несколько секций и требуют от него невозможного. Не каждый взрослый в состоянии удовлетворить запросы родительских амбиций, не говоря о семилетнем малыше.
Общие советы
Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание — это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хоты бы своим присутствием.
Непременным атрибутом учебы являются – школьные принадлежности. Всевозможные пеналы, тетрадки, ручки, ластики, папки – первоклассник воспринимает, как новые игрушки. Поэтому не экономьте на этих необходимых атрибутах. Позвольте ребенку участвовать в выборе школьных принадлежностей, они поддерживают интерес к учебе.
Первокласснику необходим твердый распорядок дня. После школы и обеда дайте малышу один-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается. Оптимальное время выполнения уроков – 16-17 часов – ребенок уже отдохнул после школы и еще не устал играть. Только не заставляйте его быстро бросить игрушки и садится за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмется за другую. Если вы будете прерывать увлеченно играющего малыша – возникнет протест и необходимость выполнения домашних заданий быстро приобретет негативную окраску.
Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с детского сада (например, рисование) он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад.
Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам.
В заключение обязательно похвалите малыша: «Вот видишь, какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребенка появится позитивная установка «Я сам все могу».
Почаще хвалите маленького ученика, за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если крохе легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научится также хорошо писать. В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте его смешными прозвищами, если он что-то плохо делает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смириться со своим прозвищем и не захочет красиво писать.
Если ребенок регулярно просиживает над домашним заданием на 30-40 минут больше, чем рекомендуется, предложите ему помощь (подчеркните цветным карандашом буквы, цифры, вылепите из пластилина или нарисуйте на песке, объясните другими словами). Если ситуация не улучшается, имеет смысл поговорить со специалистами (психологом, педиатром). У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам. Такого малыша рекомендуется не тащить вперед, а наоборот еще год оставить в подготовительном классе. Лучше год потерять, чем утратить желание учиться.
Не забывайте, что многое зависит и от генов. Если вы не отличались в школе хорошей успеваемостью и с трудом получили аттестат, то не требуйте от своего ребенка невозможного. Пусть лучше вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.
Памятка для родителей. Чтобы не было "войны"
Чтобы обучать и воспитывать ребенка, а воспитание дошкольника - это суть обучения его в домашней школе жизни, мало представлять себе, чему хотите его научить. Необходимо вникнуть в душевный мир ребенка, понять его способ мышления, его взгляд на вещи. Этот процесс сложен и индивидуален. Здесь трудно дать какие-либо рекомендации. Нужно постараться добиться, чтобы уход за ребенком и его воспитание не напоминало бесцельную суету.
Чтобы уберечь вас от некоторых, к сожалению, очень распространенных ошибок, мы хотим предложить вам несколько советов. Прочтя их, подумайте, какие для вас и вашей семьи наиболее актуальны. Попробуйте выполнять хотя бы их. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком. Итак, некоторые практические рекомендации.
- Будите своего ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.
- Не торопите. Умение рассчитывать время - ваша задача, и, если это плохо удается, это не вина ребенка.
- Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.
- Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок «и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
- Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте - это не займет много времени.
- Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда не лишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.
- После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
- Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки». Лучше, если они будут подвижными.
- Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому. Но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы.
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то.», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
- Найдите в течение дня хоты бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудами.
- Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
- Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников; 3-4 недели для учащихся 2-4 классов; конец второй четверти; первая неделя после зимних каникул; середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
- Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрепки и нотаций.
Желаем Вам успехов в воспитании детей!
Педагог-психолог Прохоренко Ольга Алексеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации психолога для родителей "Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад"
Данные рекомендации можно использовать на родительском собрании на тему "Идем в детский сад" для родителей детей вновь поступающих в детский сад....
рекомендации психолога воспитателям по воспитанию детей с нарушениями эмоциональной сферы
Совершенствование психолого-педаогической работы по работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности...
Рекомендации психолога
Материал разработанный психологом нашего детского сада...
Рекомендации психолога воспитателям, психологу
Рекомендации по вопросу взаимосвязи в работе учителя, воспитателя, логопеда, психолога. Рекомендации психолога учителям, воспитателям по коррекции и развитию личности учащихся средствами искусства. Ре...
Рекомендации психолога
Материалы для папок-передвижек (для родителей)...
"Домашний игровой уголок - рекомендации психолога"
В этом материале родители смогут найти доступные и полезные рекомендации психолога, как наиболее рационально, а самое главное правильно организовать личное пространство , где ребенок сможет не только ...
Рекомендации психолога по адаптации детей к условиям ДОУ
Рекомендации психолога "Подготовте ребенка к ДОУ"...