Речевые игры на формирование пространственных представлений у детей
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве.

В качестве основных методических приемов, ими рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.  Наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевые игры на формирование пространственных представлений у детей.

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве.

В качестве основных методических приемов, ими рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.  Наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях.

Игра «Скажи наоборот»

Эту игру можно проводить как с группой детей, так и с одним ребенком. Взрослый называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.

Игра «Отгадай – где…

Взрослый предлагает ребенку посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, сзади, впереди них. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков-фишек у каждого ребёнка.

Игра «Новоселье»

В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.

Игра «Куда пойдёшь и что найдёшь»

Перед игрой все дети рассаживаются полукругом перед полками с игрушками. Один из детей поворачивается лицом ко всем детям, но при этом не видит, куда взрослый спрятал игрушку. Затем даёт инструкции этому ребёнку. Например, сделай 2 шага вперёд, 3 шага влево, ещё 1 шаг вперёд, ищи на нижней полке. В роли ведущего вначале выступает воспитатель, затем – это может быть ребёнок, правильно выполнивший инструкцию.

Игра «Назови соседей»

Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Задание 1: найти изображение какого-то предмета и определить:

- что изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Задание 2: назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

- в правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.

Игра «Геометрический диктант»

Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Взрослый даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.

Игра «Я еду на машине»

Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

По  инструкции взрослого дети передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...

Статья "Игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Статья "Игры по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста"...

Роль игры в формировании пространственных представлений у детей с проблемами речи

    Мы учитываем, что пространственные от­ношения сложны в силу их отвлеченности, поэтому, включая детей в игру и органи­зуя их действия, стремимся представить эти отноше...

Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом

Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом...

«Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом».

laquo;Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»....

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.Дошкольный возрастявляется очень важным периодом с точки зрения наиболее интенсивного развития, периодом формирования ф...

Выступление на родительском собрании в группе компенсирующей направленности «Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»

Конспект ООД "Конструктивно-модельная деятельность" ОО "Художественно -эстетическое развитие " Комната для зайки" для детей с нарушенным слухом 1 -2 года обучения...