Рекомендации для родителей по формированию ранней профориентации
консультация (старшая группа)

Шишканова Юлия Александровна

Если Вы хотите, сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, интерес к труду, привить любовь к трудовым усилиям и элементарным трудовым умениям, предоставьте ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществляя раннюю профессиональную ориентацию ребенка в домашних условиях целесообразно учитывать особенности его психологического развития и его интересы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

по формированию ранней профориентации.

           Если Вы хотите, сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, интерес к труду, привить любовь к трудовым усилиям и элементарным трудовым умениям, предоставьте ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществляя раннюю профессиональную ориентацию ребенка в домашних условиях целесообразно учитывать особенности его психологического развития и его интересы.
     Предлагаем Вам некоторые трудовые поручения, которые помогут приучить ребенка к общественно-полезному труду.

Младший дошкольный возраст – 3-4года.

  • Полить цветы и растения, помочь собрать урожай с грядки
  • Помыть игрушки и убрать их на место
  • Помочь нести покупки из магазина
  • Развесить сушить белье
  • Разложить ложки, вилки
  • Размешать начинку для пирога


Средний дошкольный возраст – 4-5лет.

  • Садить крупные семена, ухаживать за растениями: поливать, протирать листья, рыхлить землю
  • Кормить домашних животных и птиц (налить молоко в блюдце, насыпать корм в кормушку)
  • Помочь накрыть на стол (кружки, тарелки, ложки, вилки)
  • Поддерживать порядок в игровом уголке, протирать пыль
  • Насыпать муку для выпечки, размешивать тесто

Старший дошкольный возраст – 5-6лет.

  • Просеять муку для теста, раскладывать начинку, лепить пирожки, смазывать маслом, вместе со взрослым прокрутить мясо через мясорубку
  • Почистить одежду и обувь щеткой
  • Подмести пол в комнате, вместе со взрослым почистить ковры пылесосом
  • Вместе со взрослым пилить дрова, складывать в поленницу
  • Садить рассаду цветов и ухаживать за ней
  • Вместе со взрослыми изготовлять скворечник: отмерять бруски, прибивать гвозди, приклеивать детали
  • Протереть пыль с книг, расставить книги в книжном шкафу по
    размеру, подклеить порванные странички

Подготовительный дошкольный возраст – 6-7лет.

  • Поливать и ухаживать за цветами и за домашними животными
  • Накрывать на стол и убирать со стола, мыть и вытирать посуду
  • Чистить и мыть ягоды и фрукты украсить торт
  • Приготовить завтрак: бутерброды, налить сок
  • Содержать одежду в порядке, пришивать пуговицы
  • Стирать и гладить мелкие вещи: ленты, носовые платки, кукольную одежду
  • Производить уборку в своей комнате (стирать пыль, пылесосить ковер, помыть
    пол)
  • Сшить кукольную одежду: обвести лекала мелом, вырезать выкройку по линии,
    сшить детали
  • Производить ремонт книг

          К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. К примеру, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. 
     Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

Что родители могут рассказать ребенку  о выборе профессии

        Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно, например: «А мне нравится быть врачом, потому что врач помогает излечиться от болезни». Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.

          Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция  может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям.  С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и работу по ночам, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если ребенку нравится профессия родителей, важно обсуждать с ним его предпочтение выбора в данной ситуации.

Как семья влияет на отношение к работе

       Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление  о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

          Самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»

Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому п...

«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования ранней профориентации дошкольников»

Профориентация - есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети...

«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования ранней профориентации дошкольников»

Профориентация - есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети...

Формирование ранней профориентации с помощью современных техник.

Формирование представлений о трудовой деятельности работников сельского хозяйства посредством лепбука...

Родительское собрание Тема: «Роль родителей в формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста».

.Цель: развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей.Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети чер...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"

Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...

Рекомендации для воспитателей по формированию ранней профориентации

Знакомство  ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических (пассивных) знаний, но и дает возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со...