Родительское собрание на тему «Проблема развития связной речи, и пути решения её»
консультация

Бабицина Ольга Николаевна

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: познакомить родителей со способами развития связной речи;

             направить родителей на активное участие в развитии связной  речи детей.         

Форма: семинар-практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_roditelyam.docx13.03 КБ
Файл roditelskoe_sobranie.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                         

                                                                                           

                                                     



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Способы развития связной речи»

Бабицина О.Н.

с. Косулино

2020

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: познакомить родителей со способами развития связной речи;

упражнять родителей в составлении рассказов по серии сюжетных картинок.

Подготовительный этап:

  1. Раздать пригласительные билеты, выполненные детьми.
  2. Подготовить серии сюжетных картинок.
  3. Подготовить памятки для родителей «Развиваем связную речь вместе с ребенком».
  4. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы.

Оборудование: серии сюжетных картинок, столы и стулья по количеству родителей.

Ход собрания.

- Уважаемые родители, я вас приветствую ещё раз всех. Сегодня на нашей встрече речь пойдет о развитии связной речи. Все мы знаем как важна речь в нашей жизни. Ребенок с хорошо развитой речью:

 - легко вступает в общение с окружающими

 - понятно выражает свои мысли, желания

 - задает вопросы, договаривается со сверстниками о совместных делах

 - становится желанным партнером и собеседником в группе сверстников

 - готов к обучению в школе, не испытывает серьезных затруднений  в освоении письма и чтения.

Хочется показать вам несколько упражнений, которые влияют на развитие связной речи.

Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон – … (большой, серый, толстый, добрый) ; мяч – … (круглый, футбольный, кожаный) ; торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей) .

Упражнение 2. Узнай по описанию. Например: косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.

Упражнение 3. «А если бы…». Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка - невидимка…».

Упражнение 4. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм. Например: как можно назвать сказку «Красная шапочка»? («Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить бабушку от волка» и т. д.) .

Упражнение 5. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?

        Эти упражнения помогут вам в повседневной жизни.

(дальше предлагаю родителям ответить на вопросы)

Как вы думаете, как художественная литература помогает развить у детей связную речь?  

Художественная литература обогащает словарь детей за счет эпитетов, сравнений, активизирует в речи прилагательные и глаголы.

Речь малыша развивается независимо от того, какие события – реальные или вымышленные – им воспроизводятся. Описывая свои впечатления, ребенок убеждается в том, что обо все можно рассказывать живо и интересно.

Отложите все дела и почитайте ребёнку. Читать надо неторопливо, чётко, выразительно. После чтения не спешите закрывать книгу. Спросите ребёнка, о чём читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа.

Как помогут прогулки развить связную речь ребенка?

Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

Используйте ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребёнком:

  • Во время прогулки можно познакомить ребёнка с названиями деревьев (берёза, дуб, клён, сосна, ель). Предложите ребёнку сравнить сосну и ель, сосну и берёзу (чем они похожи и чем отличаются), попросите назвать их одним словом.
  • Например, в зимний день, ребёнок с папой или мамой собираются в парк. Попросите сына (или дочь) понаблюдать, что изменилось в парке. И обязательно, выслушав рассказ, потом похвалите. Так ребёнок будет накапливать опыт наблюдения, анализа, и в тоже время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.

Как сюжетные картинки помогают развивать связную речь?

Серии сюжетных картинок используются детьми в старшем дошкольном возрасте для обучения построению связного высказывания, так как при восприятии картинок дети концентрируют внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей. Рассказывание по серии сюжетных картин способствует овладению структурой рассказа, развитию правильного понимания соотношения формы и содержания.

Серия сюжетных картинок выступает как наглядная модель структуры связного повествовательного высказывания, стимулирует поиск наиболее точных языковых средств.

Рассказывание по серии сюжетных картинок формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствие с его содержанием, соединять отдельные предложения в связный текст. У детей формируется элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.

Серии сюжетных картин как раз служат такой мотивацией, но это не просто картинка, а картинка с продолжением и это вызывает повышенный интерес у детей, т. к. при восприятии дети склонны обращать внимание на необычное, яркое, эмоционально-окрашенное.

         Сейчас хочется вас попросить разделиться на три группы, в этом вам поможет жеребьевка(по цвету карандаша).

Практическая часть:

Выдаю родителям по серии картинок.

        Предлагаю сегодня потренироваться по -  составлять вместе со мной рассказы.

Для начала нам нужно определить тип картины. Они бывают: Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).

Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. 

В данном случае у нас с вами сюжетные картины.

Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь – вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). 

В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. Вначале – главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Е. И. Тихеева советовала стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.

Я могу показать вам пример (прочитываю свой рассказ по сюжетным картинкам). Помогаю родителям в составлении рассказов.

Читаем получившиеся результаты.  

У вас получились отличные рассказы, первая группа подробно описала все картинки, вторая подобрала больше эпитетов, а третья описала красочно своего героя.

Нужно ребенка хвалить, и конкретизировать, за что именно он молодец.

Сейчас хочется показать вам нашу вставку с детьми: это рисунки, они как раз рисовали понравившуюся картину. Так же вы можете увидеть игры, которые можно проводить с сюжетными картинами. А вот из этих пособий вы сможете подробно узнать о развитии речи детей в данном возрасте.

Итог собрания:  уважаемые родители. Наше собрание подходит к концу. Я рада была вам помочь в составлении рассказов.

Хочется закончить собрание высказыванием Сохиным Феликсом Алексеевичем. «Связная речь, - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя» (Сохин Ф.А.)

Если обобщить всё сказанное выше, родителям нужно  знать «маленькие секреты», а именно:

  • Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет)  до 30минут  (дети от 6 лет)в день.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.
  • Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается.
  •  Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка.  Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Рефлексия:

– Уважаемые родители, я предлагаю вам взять в руки это солнышко (название нашей группы) и, передавая его друг другу, поделиться мыслями и ощущениями, которые возникли у Вас в ходе нашей встречи.

– Спасибо всем за открытые высказывания. В знак благодарности дарим всем памятки «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста"

Родительское собрание "Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста"...

Родительское собрание "Сказка как средство развития связной речи детей 4-5 лет"

В данном материале представлены формы и методы работы со сказкой, а также рекомендации для родителей о том, как читать детям сказки...

родительское собрание в старшей группе"Развитие связной речи дошкольников"

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Знакомство родителей с мнемотехникой,как средством развития связной речи и для лучшего запоминания стихов....

Сценарий родительского собрания «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

laquo;Использование мнемотехники в развитие связной речи у детейдошкольного возраста»...

Родительское собрание. «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

1.    К. Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усво...

Родительское собрание «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Родительское собрание«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детейдошкольного возраста»Задачи:Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;Вовлечь родителе...