Интерактивное чтение
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Интерактивное чтение: как подружить ребенка с книгой
Чтение – пища для ума — так считают все прогрессивные и образованные люди. Красиво и точно высказался Александр Сергеевич Пушкин: «Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная.»
А тем временем родители и педагоги констатируют, что новое поколение с большой неохотой берет в руки книги, и что приобщать детей к чтению надо с самого раннего детства.
Читая малышу с первых дней жизни, мы тем самым помогаем ему узнавать важные интонации и, словно в компьютерную программу, закладываем в него необходимые понятия и ассоциации. Показывая картинки при чтении, знакомим с предметами, цветами, формами — этот процесс для малыша не только очень важен, но и интересен.
В приобщении детей к чтению специалисты предлагают использовать такой инновационный метод, как интерактивное чтение. Суть его заключается не в покупке множества развивающих книг, а во взаимодействии ребенка с книгой.
Принципы интерактивного чтения
• Совместное чтение. Очень важно добиться от ребенка полного понимания текста. Для этого делаются паузы во время чтения, чтобы объяснить новые или непонятные слова и выражения (бывают и в сказках) или поговорить о том, что заинтересовало маленького читателя. Мы привыкли, что надо довести чтение до конца — «Подожди, дочитаем, потом спросишь». Если малыш интересуется чем-то в процессе, а мы знаем, что скоро он узнает ответ, все равно надо сделать паузу и помочь ребенку разобраться с интересующим его вопросом.
• Задавать вопросы – это один из главных принципов интерактивного чтения. Спрашивайте обо всем: чем лучше малыш будет понимать на данном этапе своего развития, тем легче научится читать и писать в будущем. Спрашивайте, что ребенок думает о поведении героя, о ситуации, о чувствах и эмоциях персонажей. Чем больше вопросов, тем лучше. Возьмем, к примеру, «Курочку Рябу»:
- Почему дед и баба не могли разбить яичко? - Зачем они хотели его разбить? - Почему дед и бабка плакали? - Почему курочка сразу не снесла нормальное яйцо? (этот вопрос уже можно обсудить на взрослом уровне)
• Обсуждайте детали. Чтобы по-настоящему вникнуть, ребенок должен знать больше того, что написано и нарисовано. Обсуждайте иллюстрации, цвета, животных, людей, чувства персонажей. Постепенно, по мере взросления, ребенок научится превращать чтение в интерактивный процесс.
• Разыгрывайте историю в лицах. Чтение можно превращать в настоящее театральное представление. Для создания мини-спектакля не обязательно мастерить героев, подключайте имеющиеся предметы и игрушки, не забывая использовать разные голоса и интонацию. Благодаря наглядности, малыш быстрее поймет, как одно событие приводит к другому и почему герои действуют и реагируют так, а не иначе. Не бойтесь выглядеть не комильфо, ваша задача — показать настоящие эмоции и получить от этого взаимное удовольствие.
• Соотносите сюжет с имеющимся опытом — это помогает малышу лучше понять позицию персонажа — почему он думает и поступает именно так. Пусть расскажет, в какую похожую ситуацию попадал и как вышел из затруднительного положения, или о чем думал в этот момент, чего боялся. Делайте ошибки в описаниях и давайте ребенку вас поправить — так он научится не стесняться выражать свое мнение.
• Пересказывайте любимые истории. Просите ребенка пересказывать вам прочитанные книги или сказки, рассказывайте сюжет по очереди, фантазируйте о другом возможном развитии сюжета. Это поможет ему не только строить отношения с окружающими, но и сформировать правильные привычки поведения.
• Хвалите ребенка во время чтения или обсуждения прочитанного. «Какую замечательную книгу ты выбрал, молодец!», «Как интересно ты рассказал эту сказку!» Обращайте внимание на мелочи и не жалейте добрых слов, ведь это поможет малышу в дальнейшем больше раскрываться.
Совместное чтение можно и нужно превращать в увлекательную игру. Не секрет, что именно игровая форма обучения является для детей самой эффективной. И еще чтение – удивительно простой и невероятно эффективный способ не только помочь ребенку узнавать что-то новое, но и стать ближе друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городских педагогических чтениях по теме "Практика применения интерактивных технологий в познавательной деятельности с дошкольниками"
Выступление на городских педагогических чтениях по теме "Практика применения интерактивных технологий в познавательной деятельности с дошкольниками"...
статья- "15 приемов интерактивного чтения из книги Джейсона Буга «Рожденный читать: растим прирожденного читателя»".
Даже если вы сами терпеть не можете книги, а одна мысль о том, чтобы обсуждать прочитанное с ребенком, сводит вас с ума, вы все равно обязаны читать ребенку -...
ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ЧТЕНИЯ (СКАЗКА ЧЕРЕЗ ИГРУ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА
ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ЧТЕНИЯ(СКАЗКА ЧЕРЕЗ ИГРУ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Литвинова Марина ВасильевнаМигунова Анна Владимировна г. Белгород, Белгородская область Аннота...
Интерактивная книга потешек для детей младшего возраста 2 - 4 лет «Забавное чтение»
Интерактивная книга потешек для детей младшего возраста 2 - 4 лет «Забавное чтение»...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
В памятке говорится о том, какие методы можно использовать родителям при чтении книг....
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
В памятке говорится о том, какие методы можно использовать родителям при чтении книг....
«Практика интерактивного чтения: сюжеты сказок как основа игры»
Суть метода интерактивного чтения — в диалоге между ребенком и книгой: не просто читать книгу и рассматривать картинки, но еще и задавать вопросы, обсуждать прочитанное, не ограничиваясь односло...