"Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников"
консультация
"Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация для родителей
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир.
Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- Знание собственных эмоций
- Умение распознать своё настроение
- Ориентироваться в своих чувствах
- Управлять своими эмоциями
- Преодолевать негативные эмоции
- Способность мотивировать себя
- Не поддаваться чужому негативному влиянию
- Понимать и сопереживать чувствам других людей
И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании (компьютеризация, дистанционное обучение проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.
Поэтому перед нами стоит цель:
- Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
- Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.
- Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.
- Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
- Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
- Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.
Что входит в программу развития эмоционального интеллекта?
Программа по развитию эмоционального интеллекта дошкольников состоит из трех блоков.
Первый блок - «Азбука эмоций» направлен на знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их вербальному и невербальному выражению.
Второй блок - «Эмоциональные стратегии межличностного взаимодействия» направлен на формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими.
Третий блок - «Хозяин своих чувств» направлен на обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации, конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и саморегуляции; вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы может содержать следующие формы:
- игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.). Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
- Обучающие беседы, рассказ воспитателя.
- Сказкотерапия - современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.
- Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач.
- Арт-терапия – представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества (рисование, ритмопластика, танец).
- Психогимнастика – один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика).
- Психолого – педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых волшебников» и т. д.).
- Посещение комнаты психологической разгрузки.
- Ведение «календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное состояние в течении дня, недели, искать способы регулирования негативными эмоциями)
- Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.).
- Накоплению эмоционального опыта, пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции большую роль играют: чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, дидактические и творческие игры.
Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело»
- создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу
- считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению.
Как же родителям помочь детям обрести гармонию и научиться работать с эмоциями?
- Доверие ребенка надо ценить. Очень важно сохранить доверительные отношения с ребенком. Для этого родители должны быть рядом с ним «и в горе, и в радости». Не обесценивайте его слёзы, страхи. Эмоции ребёнка поглощают всё его существо, поэтому следует принять его эмоции, как и его самого.
- Не наказывайте ребёнка за его негативные эмоции гнева, злости, обиды… Эмоциональный интеллект вырастет в том случае, когда ребёнок научиться распознавать свои негативные эмоции и справляться с ними.
- Чаще разговаривайте с ребёнком о его чувствах и эмоциях: спрашивайте про его настроение во время игры, прогулки, перед сном и т.д.
- Отражайте чувства ребёнка – проговаривайте вслух те эмоции, которые он испытывает. Например, « Я вижу, ты очень расстроен?..»
Семь книг, которые помогут развить эмоциональный интеллект ребёнка:
- Джон Готтман, Джоан Деклер. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей.
- Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ
- Мартин Селигман. Ребёнок оптимист.
- Марти Лэйни. Мой ребёнок – интроверт.
- Томас Армстронг. Ты можешь больше, чем ты думаешь.
- Дана Саскинд. Тридцать миллионов слов.
- Эмбер и Энди Анковски. Что у него в голове?
Консультация подготовлена с помощью интернет ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ассоциированный подход в развитии эмоционального интеллекта старших дошкольников.
Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельностью.Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира, его чувств и переживаний. Маленькие дети...
«Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»
Доклад «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников"
презентация для родителей...
Лепбук «В мире эмоций» - приемы развития эмоционального интеллекта у дошкольников старшего возраста.
Данное пособие предназначено для развития эмоциональной сферы воспитанников, способность определять и называть свои эмоции и эмоции другого человека, определять возможные причины такого эмоционального...
«Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников через использование методов ТРИЗ»
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.Задачи: 1.Способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников используя методы ТРИЗ. 2. Познакомить родит...
«Особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников».
Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению чувствительности ребенка, повышению уровня тревожности, ...