Пальчиковая гимнастика
картотека

Канаева Ольга Олеговна

Картотека для воспитателей и родителей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

 

Комплекс пальчиковых игр с нестандартным оборудованием в

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи.  

Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует их использованию. По мнению известного философа Канта, «рука - это выдвинувший вперед человеческий мозг».  

Значение развития мелкой моторики:

  • повышают тонус коры головного мозга;
  • развивают речевые центры коры головного мозга;
  • стимулируют развитие речи ребенка;
  • согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи;
  • способствуют улучшению артикуляционной моторики;
  • развивают чувство ритма и координацию движений;
  • подготавливают руку к письму;
  • создают положительный эмоциональный фон .  

Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности  пальчиковой моторики. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно шнуровать ботинки,  клеить, вырезать, шить и др.  

Лексические темы  

1.  

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью.

2.  

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

3.  

Фрукты. Труд взрослых на полях и огородах.

4.  

Хлеб – всему голова. Злаки.

5.  

Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету.

6.  

Признаки поздней осени. Грибы. Ягоды.

7.  

Домашние животные и птицы, и их детеныши.

8.  

Дикие животные и их детеныши.  

9.  

Одежда, обувь, головные уборы.

10.  

Зима. Зимующие птицы.  

11.  

Мебель, квартира, электроприборы. Назначение. Материалы, из которых изготовлены.

12.  

Посуда, виды посуды. Материалы, из которых изготовлены. Продукты питания.

13.  

Новогодний праздник!

14.  

Транспорт. Профессии на транспорте. Виды транспорта.

15.  

Профессии. Трудовые действия. Инструменты.

16.  

Моя Семья.  

17.  

ПДД, ППБ.

18.  

Животные жарких стран.

19.  

День Защитника Отечества. Наша Армия.

20.  

Животный мир морей и океанов.

21.  

Весна пришла. Приметы ранней весны. Мамин праздник.

22.  

Наша Родина – Россия. Москва – столица России.

23.  

Мой родной город

24.  

Мое тело. ЗОЖ.  

25.  

Школа. Школьные принадлежности.

26.  

День Космонавтики. Космическое путешествие.

27.  

Русские народные традиции.

28.  

В гостях у сказки! Знакомство с детскими авторами.

29.  

У детей весенние каникулы.

30.  

Поздняя весна. Насекомые.

31.  

Здравствуй лето! Прощай детский сад.

 

Лексическая тема  

Пальчиковые игры с предметами

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью.

Игра с шишками  

Даем ребенку шишку. Ребенок катает шишку между ладонями, приговаривая: «У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки». 

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

Игра с горошком (бусинами)

Катать горошинки всеми  пальцами поочередно.

 Дома я одна скучала,

 Горсть горошинок достала  Прежде чем игру начать,  Надо пальчику сказать:

-Пальчик, пальчик мой хороший

 Ты прижми к столу горошек,  Покрути и покатай  И другому передай. 

Фрукты. Труд взрослых на полях и огородах.

Игровой массаж «Яблочко»

Описание: упражнение выполняется с шариками Су-Джок или шишками.

С ветки яблочко упало и по саду побежало!

Побежало мимо Мурки, мимо Муркиных подруг, Мимо Жучкиной конурки и в траве исчезло вдруг!

Как же яблочко без ножек убежало?! Вот вопрос.

Это ёжик, просто ёжик на спине его унёс! 

Хлеб – всему голова. Злаки.

Игра «Месим тесто» ( с фасолью)

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: «Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут – будут из печи Булочки и калачи». 

Перелетные птицы.

Водоплавающие птицы.

Подготовка птиц к отлету.

Игра «Горошки-крошки» (с горохом или бусинами) Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большими и указательными пальцами берет горошины одну за другой и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия – смена рук, каждая горошина берется на ударный слог. С блюдца я беру горошки, Словно птица клювом крошки. И полны мои ладошки –  Руки держат все горошки.

Игра «Гуси» (с мягкими кубками для мытья) 

Га-га-га, — гусят гусыня 

Приглашает к речке синей, А гусята лапки сушат, 

Не желают маму слушать. 

Признаки поздней осени. Грибы. Ягоды.

Игра «Вышел дождик погулять» ( с решетками от раковины ) 

Раз, два, три, четыре, пять,       Вышел дождик погулять.        

Шел неспешно, по привычке,    

А куда ему спешить?                                   Вдруг читает на табличке:                  

«По газону не ходить!»                       

Дождь вздохнул тихонько:   Ох!                                                    И ушел. Газон засох.                          

«Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог

Домашние животные и птицы, и их детеныши.

Игра «Щенок» (с прищепками) 

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно

«кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок – глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш».

Игра « Котенок» (с прищепками)

У котят, как у ребят зубки режутся, болят.

Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!

Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!

Так играет он со мной, котик мой совсем не злой. 

Дикие животные и их детеныши.  

Игры «Волк и лиса» (с решетками для раковины).

Дети кладут решетку на колени или на ровную поверхность. Серый волк бежит по лесу, А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою Два пушистеньких хвоста.

 «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - руками одновременно или поочередно.

Игра «Волк» (с прищепками ) Волк раскроет свою пасть, Хочет зайчика украсть:

Щелк да щелк, и снова щелк! Не поймает зайца волк. Пастью щелкает напрасно - Заяц бегает прекрасно! 

Одежда, обувь, головные уборы.

Игра «Галоши»  

Игры на развитие пальчиковой моторики  с перевернутыми  крышками от бутылок «Галоши».

Обувают на пальчики «Галоши» и  шагают  под ритм стихотворения, раздвигают пальчики в разные стороны Купила мама Леше  Отличные галоши.  

Галоши настоящие,  

Красивые, блестящие,  

Теперь хоть и захочешь,  А ноги не промочишь!  Не терпится Алёше  Надеть свои галоши.  Галоши настоящие,  

Красивые, блестящие. 

Зима. Зимующие птицы.  

Игра «Согреваем  ладошки» (с карандашами) Катать карандаш: по столу ладонями; по столу подушечками пальцев; между ладошек:

Карандаш, в руках катаем И ладошки согреваем. Очень быстро мы катаем, Никогда не замерзаем. 

Мебель, квартира, электроприборы. Назначение. Материалы, из которых изготовлены.

Игры с мячиком на столе (на поверхности стола с чередование рук) По столу круги катаю, Из-под рук не выпускаю. Взад-вперед его качу; Вправо-влево - как хочу.

(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад - вперед.)

Посуда, виды посуды. Материалы, из которых изготовлены. Продукты питания.

Игра «Посуда» ( с игрушечной посудой) Посуду моет наш Антошка.  Моет вилку, чашку, ложку. Вымыл блюдце и стакан,  И закрыл покрепче кран. 

Новогодний праздник!

Игра «Катание на лыжах» (крышки от бутылок)  Две крышки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи. Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы».

Это же можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игра «Лыжники» (пробки от бутылок)

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы. И «идем» пальцами, как ножками, не отрывая их от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук. Крышки пальчики обули,  Смело в них вперед шагнули. И пошли по переулку На веселую прогулку. Пальцы – словно балеринки, Но одетые ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка, Только шаркает немножко. 

Транспорт. Профессии на транспорте. Виды транспорта.

Игра «Вертолет» (с карандашом или волчком) Карандаш лежит на столе. Указательным и большим пальцами крутить карандаш по центру, как юлу. Можно прокручивать по часовой стрелке и против, попробовать сделать это же большим и средним пальцами. Карандашик покружись,  В вертолет превратись. 

Профессии. Трудовые действия.

Игра «Собери колодец»  ( с счетными палочками)

Инструменты.

Дети сидят вокруг стола. У каждого ребенка по 10 счетных палочек, каждый по очереди говорит слово из стиха  и  кладет одну палочку, делая общий колодец. Если колодец развалился, то ребенок по вине которого это произошло забирает все палочки колодца себе. Выигрывает тот, у кого меньше всех останется палочек.  

«Ровно брёвнышки кладём, Мы колодец соберём,

Чтоб была у нас всегда.

Очень чистая вода». 

Моя Семья.  

Игра с прищепками  

Собрать прищепки на веревку. Наша мамочка устала, Всю одежду постирала. Милой маме помогу,

Все прищепки соберу. 

ПДД, ППБ.

Игры «Фасолинки» без стихотворного сопровождения.

Материалы: решетки для раковины, фасоль.

Ход игры:

  1. Ребенок самостоятельно выкладывает по одной фасолине в каждую ячейку решетки.
  2. Ребенок по клеточкам решетки выкладывает дорожку из фасолинок.
  3. Усложнение игры: Ребенок самостоятельно выкладывает по одной фасолине в каждую ячейку решетки, слушая инструкцию взрослого, например: «Положи фасолину в ячейку правого верхнего угла, другую фасолину положи в ячейку левого нижнего угла» и т.д.

Животные жарких стран.

Игра «В зоопарке» (клетчатая решетка для раковины). Берем решетку для раковины, кладем ее на стол. Ребенок ходит указательными пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно. В зоопарке мы ходили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

Игра с прищепками (зажимать и разжимать прищепки на ритм по слогам)  Шла большая черепаха  И кусала всех от страха, Кусь, кусь, кусь, кусь,  Никого я не боюсь. 

День Защитника Отечества. Наша Армия.

Игра « Я леплю из пластилина»  

Сжимание и перекладывание комочка пластилина из руки в руку. Игру хорошо проводить перед лепкой из пластилина, так как во время игры пластилин нагревается и становится мягким. 

Дом, себя, гараж, машину Я слепил из пластилина.

А когда слепил я мышку,

Подошёл к ней кот наш Тишка, Долго нюхал, трогал лапой, Даже спинку поцарапал.

Я слеплю всё, что мне надо:

Танки, пушки и снаряды... 

Животный мир морей и океанов.

Игра с резиновыми мячиками

Дети берут по резиновому мячу и сильно нажимают на него поочередно то левой, то правой рукой. Это ручка – правая, Это ручка - левая.

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю. Будет сильной правая, будет сильной левая, Будут руки у меня сильные, умелые. 

Весна пришла. Приметы ранней весны. Мамин праздник.

Игра «Солнце» (прищепки)

Вышло из-за тучки солнце

Закреплять прищепки на каждый лучик муляжа солнышка.

И глядит в моё оконце.  От него лучей так много, Что просохли все дороги. Игра «Тучки»

А вот и облачко – смотри

Прищепки вниз цепляем мы.

Закреплять прищепки по нижнему краю муляжа облачка.

Это дождь идёт грибной:  

Весёлый, тёплый озорной. 

Наша Родина – Россия. Москва – столица России.

Игра «Волшебные шары» (воздушные шарики наполненные солью) 

Берем воздушные шары, наполненные мелкой солью, и нажимаем пальцами обеих рук на шар на каждый ударный слог.

Чтоб красиво говорить.

Надо с пальцами дружить.  Пальцы нужно  крепко сжать, А потом опять разжать. 

Мой родной город

Игра « Я леплю из пластилина»  

Катание в ладонях кусочка пластилина. Игру хорошо проводить перед лепкой из пластилина, так как во время игры пластилин нагревается и становится мягким

Лепят многие из глины,

Кто-то лепит снежный ком, — Я леплю из пластилина

Самый прочный в мире дом. 

Мое тело. ЗОЖ.  

Игра «Мы колечки надеваем» (массажные колечки от мячиков Су Джок) Мы колечки надеваем, Пальцы наши украшаем. Надеваем и снимаем, Пальцы наши упражняем. Будь здоров ты, пальчик мой, И дружи всегда со мной.

Школа. Школьные принадлежности.

Игры с орехами.

Перебирать по кругу два грецких ореха, зажав их в ладони.

 Научился два ореха

 Между пальцами держать.  Это в школе мне поможет  Буквы ровные писать.

День Космонавтики.

Космическое путешествие.

Игры с счетными палочками «Выкладываем ракету и звезду»

1)В небо ракета стрелою взлетела,  

В ней космонавт сидит, сильный и смелый.  2) Звезды нам с небес сияют Ночью путь нам освещают. 

Русские народные традиции.

Игра «Резиночки»

Используем резиночки для денег, одеваем на руки и играем по типу «гармошки».

На гармошке я играю Целый день, целый день. На гармошечке играть

Мне не лень, мне не лень. 

В гостях у сказки! Знакомство с детскими авторами.

Игры с мячиками - ёжиками

Игры с мячиками - ёжиками

Катаем в ладошках, используя для этого мячики с грецкий орех или Су-джок Мячик мой не отдыхает, На ладошке он гуляет.

Взад – вперед его качу,

Вправо – влево – как хочу Сверху – левой, снизу – правой, Я его катаю, браво. 

У детей весенние каникулы.

Игра «катание ореха»

  1. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и проговаривают:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

  1. Усложнение - два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Поздняя весна. Насекомые.

Игра «Паучок» 

Оплести шнурком пальцы (шнурок проходит сверху одного, а затем снизу другого пальчика): Паучок пошел гулять, Паутинку заплетать. Хочет он поймать туда И букашку, и жука. 

Здравствуй лето! Прощай детский сад.

Игра «Поймай бабочку»

Бабочки привязаны к карандашам за тонкую веревочку, победит тот,  кто быстрее намотает веревочку и поймает бабочку.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Сентябрь.     Тема месяца: «Детский сад-страна друзей»

Тема 1 недели: «Наш любимый детский сад, всех друзей встречать он рад! »  

С добрым утром!

С добрым утром, глазки.

(Дети поглаживают глазки.) Вы проснулись?

(Смотрят в бинокль.)

С добрым утром, ушки.

( Прикладывают ладони к ушкам) Вы проснулись?

(Потерли ушки) С добрым утром, ручки.

( Поглаживают кисти рук.) Вы проснулись?

(Хлопают в ладошки)

С добрым утром, ножки.

( Поглаживают ножки) Вы проснулись?

(Притопывают)

С добрым утром, солнце.

Мы проснулись!

(Руки протягиваютк солнцу и улыбаются)  

Игрушки

Я с игрушками играю:

(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук) Мячик я тебе бросаю,

(Протягиваем руки вперед-«бросаем мяч») Пирамидку собираю,

(Прямые кисти ладонями вниз поочередно кладем друг на друга несколько раз) Грузовик везде катаю.

(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки-«катаем машинку»)

 

 «Осень в гости к нам пришла. Что нам осень принесла?»

Мы идем в осенний лес

Мы идем в осенний лес. (Маршируем на месте) А в лесу полно чудес!

(Разводим руки в стороны, «удивляемся») Дождь вчера в лесу прошел-

(Потряхиваем ладонями обеих рук) Это очень хорошо.

(Хлопаем в ладоши)  

Будем мы грибы искать,

(Приставляем ладонь ко лбу, смотрим в разные стороны) И в корзинку собирать. (Сводят руки перед собой в «корзинку») Вот сидят маслята,

(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название грибочка) На пеньке – опята,  

А во мху – лисички,

Дружные сестрички,

Подосиновик, груздок, Полезайте в кузовок!

(Присесть, обнять себя руками)

Ну, а ты, мухомор- украшай осенний бор!

(Встаем, разводим руками в стороны)

 

                                    В лес по ягоды

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимают и разжимают кулачки) В лес идем мы погулять

(Указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу) За черникой, за малиной,

(Указательным пальцем правой руки загибать пальцы на левой, начиная с большого) За брусникой, за калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем!

(Указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу)

 

Тема 3 недели: «Путешествие в деревню»  

                                                В деревне

                                                         Я в деревне отдыхаю,

( Руки на столе ладонями вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки) Всех зверей домашних знаю:

(Разводить и соединять пальцы левой руки) Кролик, лошадь и коза,

(Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого)

Кот, корова и свинья.

(Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки) А еще баран с овцой,

(Сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак) Да верный пес -

Помощник мой!

(Сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак)

Колобок

Жили-были дед и баба, на поляне у реки

(Показываем по очереди две ладони)

И любили очень-очень на сметане колобки.

(Ходьба на месте)

Попросил старик старуху:  

«Испеки мне колобка»

(Наклоны с вытянутыми руками вперед) Бабка тесто замесила,

(Имитация замеса теста) Колобка она слепила.

(Круговые движения рук) В печь его поставила,

(Выпрямить прямые руки вперед) Там его оставила.

(Руки на пояс)

Вышел он румян – пригож

(Повороты туловища в стороны)

И на солнышко похож (Поднять руки вверх)

«Кто нас в садике встречает, кто нам маму заменяет?»

Этот пальчик

Этот пальчик - маленький,

(Массируем мизинчик) Этот пальчик - слабенький,

(Массируем безымянный) Этот пальчик - длинненький,

(Массируем средний палец) Этот пальчик - сильненький,

(Массируем указательный палец) Этот пальчик – большачок,

(Массируем большой) А все вместе - кулачек!

(Сжимаем в кулачек)

Сорока

Сорока- белобока  -Где была?

-Далеко, печку топила, Кашу варила- деток кормила.

(Круговые движения по ладошке) Этому дала,

(Загибаем мизинчик) Этому дала,

(Загибаем безымянный пальчик) Этому дала,  

(Загибаем средний пальчик) Этому дала.

(Загибаем указательный палец) А этому не дала!

(Потряхиваем большой пальчик)

Ты воды не носил, дров не рубил,  Кашу не варил. Тебе нет ничего!

(Грозим указательным пальчиком)

 

 

 

 

 

Октябрь.   Тема месяца: «Яркие узоры осени»

 

Тема 5 недели: «Мы расскажем всем ребятам о зверях и о пернатых» Где обедал воробей?

Где обедал воробей?  

В зоопарке у зверей.

(Дети машут перекрещенными ладошками) Пообедал я сперва- за решеткою у льва,

(Ладошками изображают раскрывающую пасть) Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы.

(На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке.)

Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога, отрубей поел немного.

Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде у мохнатого медведя. А зубастый крокодил чуть меня не проглотил!!! (Опять изображают раскрывающую пасть животного)

 

 

Дикие животные

Это - зайчонок,

(Загибаем мизинец) Это -бельчонок,

(Загибаем безымянный) Это - лисенок,  

(Загибаем средний) Это - волчонок,

(Загибаем указательный)

А - это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

(Вращаем вокруг большим пальцем)

 

 

 

«Осень длинной, тонкой кистью перекрашивает листья»

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики начиная с большого) Будем листья собирать

(Сжимают и разжимают кулачки) Листья березы,

(загибают мизинец) Листья рябины,

(Загибают безымянный палец)  Листики тополя,

(Загибают средний палец) Листья осины,

(Загибают указательный палец)

Листики дуба мы соберем

(Загибают большой палец)

Маме осенний букет принесем!

(Разжимают кулачек, показывают «букет»)

Осень

Осень, осень – Приходи! 

(Трем ладошки друг о друга и по очереди сжимаем кулачки) Осень, осень –  Погляди!

(Трем ладошки друг о друга и кладем ладошки на щеки) Листья желтые кружатся,

(Движение ладонями сверху вниз) Тихо на землю ложатся.

(Поглаживаем коленки) Солнце нас уже не греет,

( По очереди сжимаем кулачки) Ветер дует все сильнее,

(Разводим одновременно ручки в разные стороны) К югу полетели птицы,

(Скрестить ручки и пошевелить пальчиками) Дождик  к нам в окно стучится.

(Стучим пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем

(Делаем вид)

И ботинки обуваем.

(Топаем ножками.)

Тема 7  « Где здоровье там и я, со здоровьем мы друзья!» \

                                                  Умываемся

Ай, лады, лады, лады,

(Хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды.

(Хлопать по воздуху, как по воде) Чисто умываемся,

(Делать движение, как будто умываемся) Маме улыбаемся.

(Улыбаемся, можно помочь себе пальчиками)

Спортивные пальчики

Раз, два, три, четыре, пять-

(Загибают пальчики начиная с большого) Спортом заняты опять.

Этот пальчик с боксом дружит,

Этот пальчик обруч кружит, Этот пальчик мяч гоняет, Этот – быстро обгоняет.

Ну, а этот заболел –

Быть спортсменом не хотел!

                 Это я

Нос, рот, голова

Уши, щеки, лоб, глаза,

(Перечисляя части тела, одновременно показываем указательными пальцами правой и левой руки на них) Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.  

(Правой рукой касаемся левого плеча, левой-правого, к шее и груди одновременно прикладываем две ладони)

Ноги топ –топ, руки хлоп-хлоп,

(Топаем поочередно одной и второй ногой, руками хлопаем в ладоши дважды) Раз туда и два- сюда

(Поворачиваем голову вправо и влево) Это- нет, а это –да! (Вертим в стороны и киваем головой)

 

«Доброта нужна всем людям, пусть побольше добрых будет!»

 Наша группа

В нашей группе все друзья.

(Ритмично стучат кулачками по столу) Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

Дружные пальчики

-Пальчик, пальчик, где ты был?

(Пальчики сгибаются в кулачек и разгибаются) - С этим пальцем в лес ходил.

  • С этим пальцем щи варил.
  • С этим пальцем кашу ел.
  • С этим пальцем песни пел.

(На каждую строчку загибают один пальчик)

Игрушки

На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) Два медведя, Буратино, И веселый Чипполино, И котенок и слоненок.

(Загибают поочередно все пальчики) Раз, два, три, четыре, пять

(Разгибают поочередно все пальчики) Помогаем нашей Кате,  Мы игрушки собирать.

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

 

 

 

 

Ноябрь.  Тема месяца: «Что Родиной моей зовется»

Тема 9 недели: «Родина наша –это я и семья, город красивый, Россия моя»

Моя страна

Посмотрю на карту я:

(Вытягивают вперед прямые ладони, смотрят) Вот российская земля. Есть леса тут и озера, Горы, реки и моря.

(Загибают пальчики начиная с большого) Я люблю тебя, Россия

(Крепко сжимают ладошки в замок) Ты же Родина моя!

(Прикладывают руки к груди)

Дружба

Дружат в нашей группе  

Девочки и мальчики

(Пальцы обеих рук, соединяются ритмично в замок) Мы с вами подружимся, Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы считать.

(Пальцы, начиная с мизинчика, поочередно соединять друг с другом)  Раз, два, три, четыре, пять, Мы закончили считать.

(Опустить руки, встряхнуть кистями)

Дом

На поляне дом стоит,

(Ладошками изобразить домик) Ну, а к дому путь закрыт.

(Плотно прижать руки друг к другу) Мы ворота открываем,

(Открыты ворота) В этот домик приглашаем! (Ладошками изобразить домик)

 «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Семья

Этот пальчик – дедушка,

(Загибаем большой палец)

Этот пальчик – бабушка,

(Загибаем указательный) Этот пальчик - папочка,

(Загибаем средний палец)

Этот пальчик – мамочка,

(Загибаем безымянный) Ну, а этот пальчик – Я!

(Потряхиваем мизинчик) Вот и вся моя семья!  

(Сжимаем и разжимаем кулачек)

В гости

В гости к пальчику большому

(Выставляются вверх большие пальцы обеих рук) Приходили прямо к дому:

(Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются) Указательный и средний,

(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно) Безымянный и последний

Сам мизинчик – малышок

(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются мизинцы) Постучался на порог.

(Кулаки стучат друг о друга)

Вместе пальчики – друзья,

(Ритмичное сжимание пальцев в кулаки) Друг без друга им нельзя!

     

Тема 11 недели:  «Безопасный дом»

Гномики

Жили – были гномики

(Указательным и большим пальцем показываем размер) В расчудесном домике.

(Ладони сложены в виде крыши) Папа – гном дрова рубил,

(Ребром кисти ударяем о ладонь) Мама – гномик суп варила,

(Кисти округлены, шарообразные движения) Дочка – гном его солила,

(Пальцы сложены в «щепотку») Гномик – бабушка вязала,

(Имитируем вязание на спицах) Гномик – тетушка стирала,

(Потираем ладошки друг о друга) Дед окошко открывал,  Всех знакомых в гости звал!

(Кистями рук делаем приглашающий жест к себе)

Помощница

В понедельник я стирала,

(Кулачки трем друг о друга)

Пол во вторник подметала.

(Кисти вниз и делаем имитирующие движения)

В среду я пекла калач,

(Печем пирожки)

Весь четверг искала мяч,

(Правую руку подносим ко лбу и делаем «козырек»)

Чашки в пятницу помыла,

(Имитация мытья)

А в субботу торт купила

(Ладошки раскрыты и соединены по стороне мизинцев) Всех подружек в воскресенье Позвала на день рождения.

(Машем ладошками к себе)

 

 

«Осень провожаем – зимушку встречаем» Шел медведь

Шел медведь к своей берлоге, Да споткнулся по дороге.

«Видно очень мало сил – Я на зиму накопил», -

Так подумал и пошел Он на поиск диких пчел. Все медведи сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

(Массируют каждый палец, начиная с большого, сначала на левой руке потом на правой. На каждую строчку выполняется массаж одного пальца)

Перелетные птицы

Птицы перелетные

(Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз) В стаи собираются,

(Сжимают пальцы рук в кулаки) В края теплые летят,

(Двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз) До весны прощаются.

(Машут, «прощаются») Стаи журавлиные, 

Стаи лебединые, 

Стаи соловьиные, 

Гусиные, утиные –

(Перечисляя птичьи стаи, дети по очереди загибают пальцы) К югу все они летят,

(Двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз) Здесь замерзнуть не хотят.

(Обнимают себя руками)

                                            Как наступят холода – Не найдется им еда.

Декабрь.  Тема месяца: «Здравствуй, Зимушка – Зима!»

Тема 13 недели:  «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!» 

Мамочка

                           Мамочка хорошая, 

(Воздушный поцелуй над ладонью.)

 Мамочка любимая!  

  (Поцелуй над другой ладонью.) 

Очень я её люблю,    

  (Сдуваем с ладони поцелуй.)

 Поцелуи ей дарю!    

  (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

 

Большая стирка

Буду маме помогать, 

(Трем кулачки друг о друга.

) Буду сам белье стирать: 

Мылом мою я носки, 

(Провести кулачком по ладошке.) 

Крепко трутся кулачки, 

(Трем кулачками друг о друга.) 

Сполосну носки я ловко 

(Двигаем кистями вправо и влево.)

 И повешу на веревку. 

(Поднять руки вверх. Кисти согнуть.) 

 

                                             Снежок

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого)

 Мы с тобой снежок слепили.

(«Лепят» меняя положение ладоней)

 Круглый крепкий, очень гладкий

(Показывают круг, сжимая ладони)

И совсем-совсем не сладкий.

(Грозят пальчиком)

 Раз подбросим.

(Подбрасывают)

Два поймаем.

(Ловят)

 Три уроним

(Роняют)

 И сломаем. (Топают)

 «Пришла зима, снег и радость принесла».

Новогодний праздник

  • Здравствуй, Дедушка Мороз!

(Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.) Что в подарок нам принёс?

(Руки вперёд ладонями вверх.) 

  • Громкие хлопушки,

(Хлопнуть в ладоши.) 

Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)

 

Зима

 

Раз, два, три, четыре, пять,

 (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.  

(Имитировать лепку комков) Птичек крошками кормили,  

(Крошить хлебушек всеми пальчиками) С горки мы потом катались.

 (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А еще в снегу валялись.  

(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли,  

(Отряхивать ладошки) Съели суп и спать легли.

 (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)

 

 

Подарки

 

Дед мороз принес подарки:  

(«Шагают» пальчиками по столу.) Буквари, альбомы, марки,

 (На каждое название загибают  по одному пальчику, сначала на правой, потом на левой руке.) 

Кукол мишек и машины,

 Попугая и пингвина,

Шоколадок пол мешка,  И пушистого щенка!  

 (Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики – «ушки») Гав! Гав!  

«Будь осторожен – неделя безопасности»

Маленький Егорка

 

Маленький Егорка ( средним и указательным пальцами) Топает по горке,

( правой руки «шагаем» по левой от кисти до плеча) Взял саночки,

( кулачок правой руки кладем на плечо ) Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке!

(скатываемся вниз,  как с горки)

 

 

Белый пух

 

Сыплет белый , снежный пух.

( Плавно  опускаем кисти рук  сверху вниз). Устилает все вокруг.

( Разводим руки в разные стороны ) Пух на шапках

( Поочередно загибаем пальцы.) Пух на шубках,

Пух на бровках, Пух на губках.

Как щекотно — ух! (Щекочем себя и встряхиваемся) Кто  щекочет  —  пух!

( Ладошки перед собой, дуем на них.)

 

Куколка – держись

 

Покатились санки вниз

(Дети вращают руки перед собой)

-Крепче, Куколка, держись

(Обхватывают руками плечи)

Ты сиди, не упади –

(Грозят пальчиком)

Там канавка впереди!

(Вытягивают обе руки перед собой)

Надо ездить осторожно,

(Грозят пальчиком) А не то разбиться можно! (Наклоняются вперед)

 

«Какой я? Какие мы?»  

Мы решили

 

Мы решили закаляться, раз – два – раз – два!

(приседания, с вытягиванием рук перед собой) И водою обливаться, раз – два – раз – два!

(поднять руки вверх, имитация обливания) 

А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!

(Встряхиваем полотенце)

Не забудем растереться, раз – два – раз – два!

(имитация растирания полотенцем)

 

Зимние забавы

 

Лепим мы из снега ком,

(Дети сжимают и разжимают кисти рук) Из комочков слепим дом.

(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны) 

Звери будут в доме жить,

(Хлопают в ладоши) 

Веселиться и дружить, Вместе домик сторожить

(Соединяют руки в «замок») Давай, дружок

Давай, дружок, смелей, дружок!

(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя) Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком.

(Рисуют в воздухе круг) 

И станет ком снеговиком.

(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх) Его улыбка так светла!

(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку) Два глаза, шляпа, нос, метла...

(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу) Но солнце припечёт слегка –

(Дети поднимают руки вверх) Увы! И нет снеговика!

(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками) 

                 «Новый год шагает по планете»

Зима

 

Наши ручки замерзают.

(Кулачки крепко прижать друг к другу) Поиграем – ка немножко

(Разжать кулачки, хлопать в ладони.) Да похлопаем в ладошки.

(Хлопать в ладоши) Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Пальчики, чтоб их согреть,

(Прижать ладони друг к другу, тереть)  Сильно надо растереть.

(ладонь о ладонь.) Пальчики мы согреваем,

(Греем руки круговыми движениями) Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)

 

Наряжаем ёлку

 

Раз, два, три, четыре, пять

(Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.) Будем ёлку наряжать

(Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны) Мы повесим шарики,

(Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики) Яркие фонарики,

(Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад) Весёлого Петрушку,

(Показывают длинный нос) И разные игрушки:

(Вытягивают ладони вперёд) И мишку - шалунишку

(Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону) И заиньку – трусишку

( Прикладывают раскрытые ладони к голове).

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь. Тема месяца: «Чародейка Зима»

 

Тема 18 недели:  «Друзья спорта»

 

Лыжники 

Мы бежим с тобой на лыжах

(Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на лыжах) Снег холодный лыжи лижет

(“Скользят”, делая поочередно движения пальцами) 

А потом – на коньках,

(“бегут” на коньках)  Но упали мы. Ах!  А потом снежки лепили,

(Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая)  А потом снежки катили,

(Катят воображаемый комок) 

А потом без сил упали

("Кидают друг в друга") И домой побежали

 

Маша варежку надела

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик дела?

 (загибаем большой палец) Нету пальчика, пропал

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла. Поглядите-ка, нашла! 

 (высовываем пальчик)

Ищешь, ищешь, не найдешь. Здравствуй, пальчик

 (пальчик здоровается, кивает), Как живешь?  

 

Медведь в берлоге крепко спит

 

Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук, Колючий ежик и барсук  

(загибаем пальчики).

 

 

 

 

Тема 19 недели:  «Ежели вы вежливы»

 

                                 Апельсин

 

Мы делили апельсин.

(Дети «разламывают» апельсин.) Много нас,

(Показывают 10 пальцев.) А он один.

(Показывают 1 палец.) 

Эта долька — для ежа.

(Загибают пальцы левой руки.) Эта долька — для стрижа. 

Эта долька — для утят. 

Эта долька — для котят. 

Эта долька — для бобра. А для волка — кожура. 

(Бросательное движение правой рукой.) Он сердит на нас — 

(Сжимают кулаки и прижимают их к груди.) Беда!!! 

Разбегайтесь — 

(«Бегут» пальцами по столу.) Кто куда!

 

                                          Я здороваюсь  

Я здороваюсь везде —

(Двумя ладонями указываем на себя) Дома и на улице.

(Делаем крышу над головой и разводим руки) Даже «здравствуй!» говорю

(Сжимаем и разжимаем кулачки) Я соседской курице. (Показываем руками вбок)

 

Здравствуйте ладошки

Здравствуйте ладошки- Хлоп-хлоп –хлоп! Здравствуйте ножки- Топ –топ –топ!

Здравствуйте щечки- Плюх –плюх –плюх!

Пухленькие щечки- Плюх –плюх –плюх!

Здравствуйте губки- Чмок –чмок –чмок!

Здравствуйте, зубки- Щелк –щелк –щелк!

Здравствуй, мой носик- Бип –бип –бип!

Здравствуйте гости! Привет!

  «Зимние чудеса»

Сосульки

Шаловливые сосульки,

(Поднимаем обе руки вверх,пальцы щепоткой, острием вниз) Сели на карниз.

(Кладем левую руку на правую как в школе)

Шаловливые сосульки,

(Так же)

Посмотрели вниз.

(Кладем левую руку на правую, смотрим вниз) Стали думать, чем занятся?

(Чешем голову то левой то правой рукой) Будем каплями кидаться.

(Руками соответствующие движения) Целый день идет трезвон

(Кистями рук рисуем в воздухе круг) Дили- дили, дили- дон! (Взмахиваем кистями рук по очереди)

 

Снежинка

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

(Руками изображают как кружится снежинка) Села и растаяла

(Подставляют ладошку, смотрят) На моей ладошке.

 

Снеговик

Снеговик, снеговик

(Стучим кулачками друг о друга) Появился во дворе

Нос морковкой,

(Показываем носик) Рот соломкой

(Показываем рот) И ведро на голове

(Двумя руками показываем ведро)

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль.   Тема месяца: «Мир открытий»

 

Тема 21 недели: «В мире полезных вещей»

 

Зайка книгу нашел

 

Зайка книгу нашел

(Соединяем ладошки, раскрываем) И открыл, и прочел

(Смотрим на ладошки, «читаем»)

А закрыл, все забыл

(Закрываем ладошки) И снова открыл, и все повторил,

(Открываем снова ладошки) А закрыл, опять забыл!

(Улыбаемся)

 

Одежда

 

Я надену сапоги,

Курточку и шапку.

(Показываем на ноги, туловище, голову.) И на руку каждую

(Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.) Натяну перчатку.

(Смена рук.) 

 

 

Велосипед

У него два колеса

(показываем два колеса) И седло на раме,

(кулачок сверху накрываем ладонью) Две педали есть внизу

(хлопаем ладошками по воздуху) Крутят их ногами.

(топаем ножками) 

 

 

 

 

«Все профессии важны, все профессии нужны!

Пять профессий

Доктор измерил температуру, (Указательный палец прячем под мышку)

А музыкант на флейте сыграл,

(Изображаем игру на флейте) Строитель кирпичную стену построил,

(Складываем кулачки друг на друга) Художник картину нарисовал.

(Рисуем в воздухе) Повар сварил очень вкусные щи,

(Помешиваем щи)

Скорей пять профессий ты здесь отыщи!

(Сжимаем и разжимаем кулачек)

 

Будем мы варить компот

Будем мы варить компот

(Делаем круговые движения правой рукой над левой ладонью) Фруктов нужно много – вот.

(Расставляем в стороны ладошки)

Будем яблоки крошить,

(Крошим) Будем груши мы рубить,

(Рубим) Отожмем лимонный сок,

(Отжимаем) Слив положим и песок.

(Кладем) Будем мы варить компот,

(Круговые движения правой рукой над левой ладошкой) Угостим честной народ.

(Угощаем, протягиваем ладошки вперед)

 

Строители

Мы строители, мы строим,

Много мы домов построим,

(Дети стучат кулачком о кулачек) Много крыш и потолков,

Много стен, окон, полов,

Много комнат и дверей, Лифтов, лестниц, этажей.

(Загибают по очереди пальцы на обеих руках) Будет у жильцов веселье, В новом доме – новоселье! (Хлопают в ладоши)

 

 недели: «Путешествие в страну народных игрушек»

Матрешка

 

У матрешки нашей Мани

(Машем головой вправо –влево)

Пять девчоночек в кармане.

(Сжимаем и разжимаем кулачок) Маню раскрываем, (Имитируем раскрывание матрешки)) Зину вынимаем.

(Вынимаем)

Вот раскрыли Зину.

Вытащили Нину.

А из Нины мы достали Чернобровую Наталью. А внутри Наташи Засиделась Даша. Дашу мы раскрыли, Выпустили Лилю.

Все девчонки из кармана

Вышли в красных сарафанах.

 

Антошкины игрушки

 

У Антошки есть игрушки:  

(Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)  Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.  

Это мяч. Он из резины.  

Разноцветная матрешка  И с хвостом пушистым кошка.

 

Индюк

Индюк из города идет,

(Пальчики обеих рук «идут» по столу). Игрушку новую везет.

(Показываем воображаемую игрушку) Игрушка не простая,

(Пальчиком указательным машут вправо –влево) Игрушка расписная.  (Развести руки в стороны).

 

 

 

«Хочу защитником я быть – пойду я в армию служить»

На параде  

 

Как солдаты на параде,

(Сжимаем, разжимаем кулачки) Мы шагаем ряд за рядом,

Левой –раз, левой –раз

(Хлопки в ладоши)

Все захлопали в ладошки – Дружно, веселей!

Застучали наши ножки, Громче и быстрей! (Топаем ногами)

 

 

Солдаты

 

 Мы солдаты, мы солдаты,  Бодрым шагом мы идем.

(Пальцы бодро «Маршируют» по столу.) В нашу армию, ребята,  Просто так не попадешь.

(Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево-вправо.) Нужно быть умелыми,

 Сильными и смелыми.

(Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.) 

 

Сегодня праздник всех отцов

 

Сегодня праздник всех отцов, ( Сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов, (Хлопают в ладоши) 

Свой дом и маму защитить, ( Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу) Всех нас от бед отгородить!

(Сжимают и разжимают пальцы)

 

 

 

 

 

 

 

 

Март.  Тема месяца: «Детвора кричит «Ура! В гости к нам пришла Весна!»

 

Тема 25 недели: «Как на масляной недели - из печи блины летели»

 

Пирожки

Я пеку ,пеку, пеку

(то одна рука сверху, то другая) Всем друзьям по пирогу:

Пирожок для мышки

(поочередно загибают пальчики) Для заики - малышки, Для лягушки пирожок.

Мишка, съешь и ты, дружок!

Пирожок тебе, лиса. Очень вкусная игра! (хлопают в ладоши)

 

Тесто замесили 

Муку в тесто замесили,

(сжимают и разжимают кулачки) А из теста мы слепили:

(прихлопывают ладошками, «лепят») Пирожки и плюшки,

(поочередно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца) Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи —

Все мы испечем в печи.

(обе ладошки разворачивают вверх) Очень вкусно! (гладят живот)

 

Блинчики

В миску яйца разбиваем

Молоко в них добавляем

Засыпаем всё мукой,

Сыпем сахар,

Сыпем соль,

В сковородку тесто льём И оладышки печём!

Блинчик – папе!

(Загибаем поочередно пальчики на левой руке) Блинчик – маме!

Блинчик – бабушке Наталье! Блинчик – дедушке Кузьме!

А последний блинчик – мне! 

 

«С мамой праздник встретим вместе, для нее стихи и песни»

Букет для мамочки

 

Набухай, скорей, бутон,  Распусти цветок пион.

 (Пальцы обеих рук сомкнуты - получается "бутон". Согласно слов, пальцы широко раздвинуть - получится большой раскрытый "цветок")  Мы его подарим маме,  Принесем платочек сами.  (Ритмично хлопаем в ладоши)

 

Маме помогаем

   Дружно маме помогаем  Пыль повсюду вытираем. ( Движения по тексту)

 Мы белье теперь стираем Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом  И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем.

 

Семья 

 Раз, два, три, четыре!  

(хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!

 (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,  

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я  (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

(Сжимаем и разжимаем пальчики)

 

 

 

 

 

 

«Весна шагает по планете»

С крыши – кап

С крыши кап, с крыши кап, 

(Указательный пальчик правой руки стучит по ладошке левой руки - “дождик”) Стал морозец очень слаб 

(Грозят указательным пальчиком правой руки) Хлебных крошек не жалей Заслужил их воробей. 

(Имитация: сыплют крошки) И друзья все тут как тут,

Крошки весело клюют,

И пошёл веселый стук - Тук - тук - тук

(Указательные пальчики обеих рук стучат по столу, приговаривая: “Тук - тук - тук”)

 

 

Весна

Солнце снова в небе улыбается,

(Пальцы растопырены, показываем солнышко) Снег растаял, ручейки звенят.

(Разводим руки в стороны, рисуем волну) И подснежник первый распускается,

(Соединяем кисти рук «бутончик», пальцы разводим в стороны) С юга птицы с песнями летят. (Машем ручками, изображая крылья птиц)

 

 

Мишка проснулся

 

Бурый мишенька зимой

(Сжимают и разжимают пальцы) Крепко спал в берлоге.

(Кладут руки под щеку) Весною он проснулся

(Тянут руки вверх) Зевнул и потянулся

(Зевают, потягиваются) Здравствуй, рыжая лисичка!

(Поочередно загибают пальцы)

Здравствуй белочка –сестричка!

Здравствуй серенький волчонок! Здравствуй беленький зайчонок!

И колючий брат ежонок! (Сжимают и разжимают пальцы)

 

Тема 28        «О чем щебечут птицы» 

 

Сколько птиц

 

Сколько птиц в кормушке нашей

(сжимать и разжимать кулачки) Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках.

(на каждое название птицы загибать пальцы) Всем хватило зернышек.

(сжимать и разжимать кулачки)

 

Перелетные птицы

 

Тили -тели, тили -тели – 

С юга птицы прилетели!

(Скрестить большие пальцы, помахать ладошками) Прилетел к нам скворушка –

(Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца) Серенькое перышко. 

Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? 

Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж – 

Все вернулись, прилетели,

(Снова машут ручками) Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв –«птицы поют»)

  

Ути 

 

Ути-ути, полетели. (машем руками) На головушку сели.

(кладем ладони на голову) 

Поклевали, поклевали.

(«Клюём» голову пальцами) И домой улетали. (руки с головы «слетают»)

 

 

 

 

«Необычен и велик мир волшебных, добрых книг»

Сказки

 

Будем пальчики считать, Будем сказки называть:

(Дети поочередно загибают пальчики) Три медведя, Теремок,  Колобок- румяный бок! 

Репку мы не забываем, 

 Знаем Волка и козлят - Этим сказкам каждый рад!

(Хлопают в ладоши)

 

Книги

 

Много книжек есть на свете, 

                                     ( Дети ладошки соединяют вместе «книжкой» )                             

  Читать их очень любят дети. 

( Раскрывают и закрывают «книжку») Если книги мы прочтем, То узнаем обо всем:

(Поочередно соединяют одноименные пальцы начиная с мизинца) Про моря и океаны, Удивительные страны. Про животных прочитаем И про космос мы узнаем. 

 

Колобок

 

Лепим, лепим колобка,

(имитация лепки) 

Тесто месим мы слегка.

(сжимаем и разжимаем пальцы) 

А потом его катаем,

(катаем) 

На окошко сажаем.

(раскрывают ладони) Он с окошка прыг, да прыг,

(хлопают в ладони) 

Укатился озорник! (вращение кистями) 

 

 

 

Апрель.  Тема месяца: «Земля наш общий дом»

 

Тема 30 недели: «Аркадий паровозов спешит на помощь!»  

 

Хозяйка

  • Кукле кашу я сварю,

(водят указательным пальцем одной руки по ладони другой) 

  • В миску молока налью,

(показать, как наливают молоко) 

  • Положу туда крупу,

(трут быстро пальчики друг о друга) - И поставлю на плиту. 

(разворачивают ладони вверх, прижимают друг к другу и протягивают вперед) - Будет каша хороша!

  • Кушай кукла не спеша!

(хлопают в ладоши, грозят пальчиком) 

  • Кушай Таня не торопись,
  • Нашей кашей не обожгись!

(подуть на кашу, губки сделать трубочкой).

 

Кошкин дом

 

Тили – тили, тили – бом!

(Два хлопка, шлепок по коленям) Загорелся кошкин дом.

(Махи кистями, ушки на макушке, руки ладошками вперёд, руки домиком над головой) Кошка выскочила!

(топнуть ножкой) Глаза выпучила.

( «бинокль» ладошки около глаз) Бежит курочка с ведром

( «клювик» из большого и указательного пальцев, ладошки горсточкой) Заливать кошкин дом.

(пальчики как бы брызгают, руки домиком над головой.)

 

Мышка

 

Мышка в норку пробралась,

(делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась.

(Запираем замок) В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко) На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки, шевелим пальчиками) Мяу!

«Космонавтом быть хочу, скоро в космос полечу»

Будем в космосе летать

 

(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки) Раз, два, три, четыре, пять

(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак) Будем в космосе летать.

(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого) 1 – комета.

  1. – планета.
  2. – луноход.
  3. – звездолет.
  4. – земля,

(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь) До свидания друзья!

(То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе).

 

Космос

 

По порядку все планеты Назовет любой из нас:

(Сжимают и разжимают кулачки) Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три –Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн, Семь – Уран, За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету,

А за ним, уже потом,  

И девятая планета Под названием Плутон. (Поочередно загибать пальчики) «Едем, плывем, летим!»

Машина

 

Би-би-би- гудит машина 

(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой) 

Тук-тук-тук -мотор стучит 

(ритмично хлопают руками) 

-Едем, едем, едем, едем,- он так громко говорит. 

(ритмично потопывают ногами) Шины трутся о дорогу, Шу-шу-шу- они шуршат. 

(потирают ладони) Быстро крутятся колеса. Та-та-та - вперед спешат 

(делают ритмичную «вертушку» руками) 

 

Самолет

 

Самолет построим сами,

(Стучим кулачками) Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

(Имитация полета) А потом вернемся к маме! (Обнимают себя руками)  

Кораблик

По реке плывет кораблик.

Он плывет издалека.

(Из ладоней сложить лодочку и имитировать как она плывет-раскачивается) На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

(Показать одной рукой четыре пальца и раскачивать кистью этой руки в такт) У них ушки – на макушке,

(Руки приставить к голове, показывая ушки) У них длинные хвосты.

(Одну руку отвести назад за спину, показывая хвост волнообразными движениями всей рукой)

И страшны им только кошки, Только кошки да коты!

(Сделать из пальцев кошачьи коготки и имитировать царапанье)

 

 

«Друг веселый светофор – правилам научит он!»

Светофор

 

(У воспитателя три круга: красный, желтый и зеленый. По очереди показывает их детям, они выполняют задание)

 

Зеленый – хлопки в ладоши.

Желтый – хлопки по коленям.  

Красный – обхватить себя руками, замереть.

 

Правила дорожного движения

 

Дорожных правил очень много:

(Сгибать и разгибать пальчики) Раз - Внимание дорога!

(Разгибать пальчики поочередно тексту) Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак, А четыре – «переход».

Правила все надо знать И всегда их выполнять.

(Погрозить указательным пальцем)

 

Надо знать

 

Знают мальчики и девочки,

(По очереди показывают две ладошки) Знают бабушки и дедушки. 

Что есть правила движения,

(Разводят руки в стороны) Что их надо соблюдать

(Грозят указательным пальцем) Что дорожное движенье Нужно знать и уважать. (Стучат кулачком об кулачок) 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май.  Тема месяца: «Мы весну все провожаем – лето красное встречаем».

 

Тема 34 недели: «Труд в саду и огороде»

 

Репка

Репку мы сажали,

(Кисти обеих рук складываем вместе и отодвигаем друг от друга, как будто «роем норку»)

Репку поливали.

(Правая рука в кулачке. Наклоняем кулачек влево и вправо, имитируем «поливание репки) Вырастала репка,

(Пальцы сжаты в кулаки и прижаты друг к другу, медленно начинаем распрямлять пальчики на обеих руках) Хороша и крепка! Вытянуть не можем,

(Тянем каждый пальчик на левой руке) Кто же нам поможет?

Тянем –потянем,

Тянем – потянем.  Ух!

 

Капуста 

Мы капусту рубим-рубим,

(движение прямыми ладонями вверх-вниз) Мы морковку трем-трем,

(потирать кулачок о ладошку) Мы капусту солим-солим

(поочередное поглаживание подушечек пальцев) Мы капусту жмем-жмем. (сжимать и разжимать кулачки) Попробовали… Пересолили…

 

В нашем огороде

В нашем огороде много овощей Их пересчитаем, станет веселей. (сжимаем – разжимаем пальцы) Морковка, лук и огурец, Помидор и перец.

(загибаем пальцы, начиная с большого) 

Пять видов овощей назвали, Пять пальчиков в кулак зажали.

(сжимаем – разжимаем пальцы) 

 

 

Тема 35 недели: «Я спешу поздравить деда в славный праздник

 День Победы»

 

День победы

 

Майский праздник  День Победы!

(Сжимают и разжимают кулачки) Отмечает вся страна

(Показываем руками большой круг) Надевают наши деды – Боевые ордена!

(Похлопывают ладошками по груди)  

 

Салют

Вокруг все было тихо

(Пальчики собраны в кулачки)

И вдруг, Салют –салют!!!

(Разжать пальчики)

Ракеты в небе вспыхнули.

И там и тут!

(Поднимаем руки одновременно работая кулачками, вправо –влево)

 

 

День Победы – праздник дедов.

 

Это праздник твой и мой.

(Указывают на меня потом на себя) Пусть же чистым будет небо

(Руки над головой разводят в стороны) У ребят над головой. Пусть гремят сегодня пушки

(Стучат кулачками) На парадах и в кино.

Мы за мир. Войны не нужно

(Обнимают себя) Это точно решено!

(Жест указательным пальцем)

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 36 недели: «Экология от А до Я»

 

Мы цветы в саду сажаем

 

Мы цветы в саду сажаем,

( Ладошку левой руки сложить в горсть, правой взять «семя», опускать вниз.) Их из лейки поливаем. 

(Имитировать движение «полив из лейки») Астры, 

(Соединить кисти рук, образуя шарик.) Лилии, 

( Раскрыть пальцы в стороны.) 

Тюльпаны

( Сложить ладошки лодочкой.) 

Пусть растут для нашей мамы. 

( Медленно поднять руки вверх, раскрыть в стороны.) 

 

Цветок распускается

 

Солнце поднимается, 

(Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно поднимаются над головой.) 

Цветочек распускает

( Ладони с сомкнутыми пальцами соприкасаются запястьями) Солнышко садится, 

( Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно опускаются.) Цветочек спать ложится. 

(Ладони вместе соприкасаются пальцами и запястьями.)

 

 

Посадили зернышко

 

Посадили зернышко,

(Нажать в центр ладони пальчиком) Выглянуло солнышко.

(Скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно поднимаются над головой.) 

Солнышко, свети – свети!

(Сжимаем и разжимаем кулачки) Зернышко, расти – расти!

(Ладони вместе, руки двигаются вверх) Появляются листочки.

(Пошевелить пальчиками) Распускаются цветочки!

( раскрыть в стороны.) 

 

Тема 37 недели: «Скоро лето»

 

Лето наступает

 

Вот и лето наступает (Сжимаем и разжимаем кулачки.) Всех на отдых приглашает (Двумя руками «приглашаем к себе»)

Будем плавать, загорать (Имитация плавания) И на даче отдыхать

(Двумя руками сделать крышу над головой)

 

 

На лужок

 

На лужок пришли

(Сгибать пальцы рук в соответствии с текстом)

Зайчата, медвежата,

Барсучата, Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок.

 

Солнышко 

Утром солнышко встаёт выше, выше,

(Руки высоко вверх).

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.

(Руки вниз).

Хорошо-хорошо солнышку живётся,

(Делаем ручками фонарики) И нам вместе с солнышком весело живётся (Хлопаем в ладоши)

 

Бабочка

 

Утром солнышко засияет –

(Показываем солнышко) Бабочка с цветка взлетает.

(Машем ладошками)

Попорхает – утомится,

(Ручки на колени)

Отдохнет - опять кружится.

(Опять машем ладошками)

Тема 38 недели: «Дети из ладошек солнышко сложили, чтобы непременно люди все дружили!»

 

Что делать после дождика? 

Что делать после дождика? 

(Соединяем по очереди все пальцы с большими) По лужицам скакать!

(Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой) Что делать после дождика?

(Соединяем все пальцы рук с большими) Кораблики пускать!

(Рисуем обеими руками восьмёрку) Что делать после дождика?  

(Соединяем все пальцы с большими) На радуге кататься!

(Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу) Что делать после дождика?

(Соединяем все пальцы с большими) Да просто улыбаться!

(Улыбаемся) 

 

Насекомые 

Осы любят сладкое, К сладкому летят, 

И укусят осы, Если захотят 

Прилетела к нам вчера 

(На каждое название насекомого загибают пальчик.) Полосатая пчела. 

А за нею шмель - шмелек 

И веселый мотылек, 

Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза.  

(Делают кружочки из пальчиков, подносят к глазам.) 

Пожужжали, полетали,  (Машут ладошками.) От усталости упали.

( Роняют ладони на стол.) 

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...