Статья: "Роль семейного чтения в развитии детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
В статье говорится о том, что роль семейного чтения в развитии личности ребенка дошкольного возраста играет не малую роль общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_na_temu_metodika_raboty_s_knigoy.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: Методика работы с книгой.
Воспитатель: Тараканова Ирина Демьяновна
Сегодня, к сожалению, Россия не может назваться самой читающей страной. Многие деятели культуры, образования, средства массовой информации обеспокоены кризисом читательской культуры, а именно снижением интереса к чтению.
На сегодняшний день чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения.
Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача. Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение.
Некоторые дети небрежно относятся к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому работу по воспитанию интереса к книге мы начинаем уже в раннем возрасте. Большое внимание уделяем устному народному творчеству: потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки используются не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в повседневной жизни. Все это расширяет кругозор детей, развивает способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком. Особую роль в приобщении детей к книге отводим книжному центру в каждой группе.
В младшей группе педагог учит детей рассматривать их, отвечать на элементарные вопросы: кто (что) это? Что делает? Постепенно дети начинают сами называть увиденные предметы. Затем изготавливаем маленькие «книжечки» (сшиваем по три – четыре картинки), и дети с удовольствием их рассматривают, отмечая уже знакомые предметы. Когда они научатся пользоваться этими «книжками», знакомим с первыми настоящими книгами. Они ярко, красочно оформлены, и это привлекает внимание малышей. Воспитатель знакомит с каждой книгой, показывает иллюстрации, обучает правилам пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).
Для детей второй младшей подгруппы работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой. Во время непосредственной образовательной деятельности учим детей правильно воспринимать и понимать художественное слово. В книжном центре помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.
Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа, «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». (Малыши угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.)
Закрепляя у детей знания правил обращения с книгой, знакомим с новыми: книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.
В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа. Предлагаем для рассматривания, например, одну и ту же сказку, но иллюстрированную разными художниками. Это побуждает детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились.
Дети 4-5 лет (средний возраст) с желанием инсценируют знакомые стихи и сказки и показывают их малышам, с интересом рассматривают рисунки старших дошкольников на темы знакомых произведений: «Колобок», «Теремок», «Федорино горе», проявляют свое отношение к персонажам.
Для детей пяти лет проводим литературные викторины: предлагаем по обложке книги узнать произведение, назвать сказку по иллюстрации или по прочитанному из нее отрывку. Для лучшего усвоения правил обращения с книгами используем игровые приемы, например приход Петрушки, Смешарика, Буратино и так далее, который напоминает эти правила.
В старшей группе детей учим понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формируем осознанное отношение к ним, обращаем внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закрепляем навыки аккуратного пользования книгой. Дети получают элементарные представления о том, как создаются книги, какую огромную ценность они имеют для познания мира.
Проводим обобщающие беседы на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг» и другие. Организуем и специальные занятия, посвященные творчеству отдельных писателей, поэтов.
В подготовительной к школе подгруппе работа по формированию интереса и бережного отношения к книге продолжается. Знакомя дошкольников с художественным произведением, стараемся добиваться, чтобы они поняли его главную идею, могли определить жанр, отметить особенности сказки.
Детей шестого года учим понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя.
После того как дети познакомятся с процессом создания книги, они начинают понимать: книги надо беречь – ведь это труд многих людей. Очень нравятся детям экскурсии в школьную и городскую библиотеку. В библиотеке обращаем их внимание на то, что здесь много разных интересных книг, которые можно брать домой и читать.
При работе с детьми в подготовительной подгруппе обращаем особое внимание на содержание книжного центра, в котором помещаются: книги, рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки детей по мотивам любимых произведений; изготовленные дошкольниками книжки-малютки.
Часто мы составляем книги из рассказов детей. Периодически оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране», и так далее. В их организации принимают участие и дети.
Уровень освоения области «Художественная литература» у детей старшего возраста различен. Многие дети уже умеют читать. Поэтому для этой категории детей в книжных центрах мы помещаем книги для самостоятельного чтения по слогам. При размещении книг в центрах мы также обращаем внимание на гендерный подход, т.е. подбираются книги с учетом интересов, как мальчиков, так и девочек. Книги группируем в соответствии с тематикой недели, либо месяца.
Беседы со старшими дошкольниками стараемся сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, часто возвращаемся к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.
Среди старших дошкольников стали популярными дидактические игры «Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор?».
Очень любят дети литературные викторины, посвященные творчеству писателей, поэтов, на которые приглашаются родители.
На родительских собраниях приводим разъяснительную работу о значении развивающих функций художественной литературы. В папках – передвижках, и в родительских уголках даем рекомендации родителям, как правильно выбрать книгу соответствующую возрасту ребенка, как воспитывать бережное отношение к книге.
Большая разносторонняя работа по воспитанию у дошкольников любви к книге невозможна без соответствующей подготовки педагогов. Могут быть запланированы рекомендации и консультации по следующим вопросам: «Как правильно читать книгу детям», «Как проводить беседу по художественному произведению в разных возрастных группах», «Дидактические игры по литературным произведениям», «Планирование работы с детьми в книжных уголках» и другие.
Роль чтения в развитии ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.
Основным условием успешного овладения навыками чтения является :
-сформированность устной речи,
-фонетико-фонематической ее стороны (произношение, слуховые дифференциации фонем, фонетический анализ и синтез),
- лексико-грамматический анализ и синтез,
- лексико-грамматического строя,
-развития пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности. В работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, у которых разный уровень речевого развития необходимо соблюдать ряд условий:
-произведения выбирать с учетом доступности и в соответствии с тематическим планированием;
-подбирать иллюстрации и картинки к произведениям;
-организовывать драматизации, инсценировки;
-проводить словарную работу;
-адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю, с учетом уровня речевого развития ребенка;
-предлагать детям отвечать на вопросы и т.д.
На индивидуальных занятиях необходимо развивать фонематический слух у детей, учить сливать слоги и постепенно читать. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению дает возможность более продуктивно использовать потенциальные возможности коррекционной работы:
-автоматизировать звуки через чтение в слогах, словах и предложениях;
-развивать аналитико-синтетическую деятельность;
-уточнять, обогащать словарь, овладевать навыками словообразования и словоизменения;
-совершенствовать коммуникативные связи.
Работа с книгой состоит из трёх этапов: до чтения, в процессе чтения, после чтения. До чтения надо готовить детей к восприятию художественного произведения: показать книгу, героев, создать ситуацию удивления, эмоционального настроя на слушание, возбудить воображение, ставить проблему, интриговать восприятие знакомого явления новизной. В процессе чтения идёт сопоставление словесного и иллюстративного образа, комментируются трудные места текста, объясняются непонятные слова.
После чтения проводится проверка возникших мысленных картин, образов, в беседе уточняется время и место действия, характер героев, представления о событиях и поступках, формируется основная мысль произведения, даются оценки и выводы о книге.
Показателем успешности литературного образования дошкольников может служить самостоятельное, добровольное обращение ребёнка к книге, заинтересованное слушание и участие в беседах, а также умение общаться с детской книгой «один на один».
Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с ними. Мы надеемся, что этот интерес будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.
Таким образом, за период пребывания в детском саду будущие школьники прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. Будущий маленький читатель во всем подражает взрослым. Если он видит, что воспитатель моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы, а встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, ребенок и сам постепенно становится защитником книги.
Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья - роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей дошкольного возраста
В нетрадиционных техниках нет единого и главного образца, каждая работа будет уникальна, что способствует развитию творчества, воображения, самостоятельности, инициативы и позволит проявить индивидуал...
Статья "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста"
В помощь педагогам ДОУ...
Статья для родителей на тему: «Роль семейного чтения в развитии детей дошкольного возраста»
когда ребенок слышит, как ему читает мама, он овладевает навыками правильной речи. Так же семейное чтение – средство эстетического воспитания личности. Замечено, что те дети, с которыми родители...
Статья "Роль устного народного творчества в развитии речи дошкольного возраста"
РОДНЫЕ ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ: БИЛИНГВАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Материалы межрегионал...
Роль семейного чтения в развитии детей дошкольного возраста
На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. С незапамятных времен считал...
Статья "Роль семейного чтения в развитии ребенка дошкольного возраста"
Статья "Роль семейного чтения в развитии ребенка дошкольного возраста"...
Статья «Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей дошкольного возраста»
С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. К...