Роль семейного чтения в развитии детей дошкольного возраста
статья
На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга.
С незапамятных времен считалось, что именно через исторические предания, легенды, былины, сказки, загадки, пословицы закладывается нравственный смысл и воспитываются моральные ценности у детей. В свое время эту функцию выполняли старики или странствующие сказительницы. Их с радостью принимали у себя в домах, для того чтоб эти люди поучали детей через сказания. Время шло, в семьях закреплялась традиция семейного чтения. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное». Подобные семейные чтения проходили в семьях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста. Таким образом, происходило великое обучение «грамоте души», – большую роль здесь играла прекрасная атмосфера коллективного семейного сопереживания, сочувствия и соучастия с тем, что происходило в книге.На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга.
С незапамятных времен считалось, что именно через исторические предания, легенды, былины, сказки, загадки, пословицы закладывается нравственный смысл и воспитываются моральные ценности у детей. В свое время эту функцию выполняли старики или странствующие сказительницы. Их с радостью принимали у себя в домах, для того чтоб эти люди поучали детей через сказания. Время шло, в семьях закреплялась традиция семейного чтения. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное». Подобные семейные чтения проходили в семьях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста. Таким образом, происходило великое обучение «грамоте души», – большую роль здесь играла прекрасная атмосфера коллективного семейного сопереживания, сочувствия и соучастия с тем, что происходило в книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semeynogo_chteniya_v_razvitii_detey.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семейного чтения в развитии детей дошкольного возраста.
На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга.
С незапамятных времен считалось, что именно через исторические предания, легенды, былины, сказки, загадки, пословицы закладывается нравственный смысл и воспитываются моральные ценности у детей. В свое время эту функцию выполняли старики или странствующие сказительницы. Их с радостью принимали у себя в домах, для того чтоб эти люди поучали детей через сказания. Время шло, в семьях закреплялась традиция семейного чтения. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное». Подобные семейные чтения проходили в семьях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста. Таким образом, происходило великое обучение «грамоте души», – большую роль здесь играла прекрасная атмосфера коллективного семейного сопереживания, сочувствия и соучастия с тем, что происходило в книге.
Но, жизнь не стоит на месте, к сожалению, плоды цивилизации в виде красочных мультфильмов, интригующих компьютерных игр и различных развлекательных программ, которые в свою очередь тоже нужны и важны, начали вытеснять чтение книг из нашей жизни. Так, если в 1970-е годы детям регулярно читали в 80% российских семей, сегодня только в 7%. Культ книги тщательно вытесняется из нашей жизни, но это не справедливо!
В защиту домашнего чтения все чаще высказываются и детские психологи, они настаивают на том, что делая упор на физическое и умственное развитие детей, современные родители упускают очень важный момент: морально-нравственное воспитание, которое легче воспринимается детьми через пример персонажей из книг. И действительно мы не редко наблюдаем такую ситуации, когда физически крепкий и сообразительный мальчишка – гордость родителей может запросто ударить малыша, толкнуть девочку, отнять игрушку у более слабого ровесника или нагрубить взрослым. А дочь устраивает грандиозную истерику, если родители не купили ей дорогую безделушку или модный наряд. Такого рода конфликты и поведение, так или иначе, описаны и разобраны в классической литературе, и что как не книга, прочитанная с родителями, способна достучаться до самых тонких душевных струн ребенка, заставить его сострадать, сопереживать и делать правильные выводы, и скорректировать поведение в повседневной жизни ребенка. Не стоит отрицать и терапевтическую роль домашнего чтения, ребенок находится в непосредственной близости со своим взрослым, слышит любимые фразы, интонации, испытывает огромный спектр эмоций. Это рождает в нем чувство комфорта, уверенности, защищенности, значимости.
Многолетний жизненный опыт показала, что книга – это не только источник знаний, но и мощное воспитательное средство, воздействующее на душу ребенка и формирующее его личность. Здесь важно все: что читать, с кем, когда и как.
Доктор педагогических наук Акунина С.П. по этому поводу говорит следующее: «… читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения; регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей; семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов; в процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им; семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения».
Во время семейного чтения происходит важный момент социализации ребенка – дружеское, доверительное общение с другими членами семьи. Ежедневное получасовое совместное чтение помогает привить у ребенка любовь к познанию, сохраняет и развивает семейные традиции. Поэтому не стоит подменять семейное чтение аудиокнигами. В данном случае у ребенка нарушается обратная связь со значимым взрослым. Так как ребенок слышит хорошо поставленный голос актера и музыкальное сопровождение, но не может обсудить услышанное, или уточнить непонятный ему момент. Только во время семейного чтения родители смогут показать детям образец культурного чтения, помочь правильно понять текст, объяснить трудные слова или понятия. Это полезное занятие дает возможность правильно направить мысли, установить причинно-следственные связи, расширить кругозор ребенка.
Еще один аргумент в пользу чтения заключается в том, что при чтении работает множество процессов, заставляющих ребенка думать и фантазировать, на основе собственного опыта, представлять как выглядят герои произведений, в какой обстановке они находятся. При просмотре, даже очень хорошего качества, мультфильма никаких способностей к фантазированию не требуются, так как образы персонажей даны заранее.
Как видим, конкурировать домашнему чтению приходится с очень сильными «участниками» в виде гаджетов и телевизора. Задача не простая, но вполне решаемая и посильная для взрослых.
Во-первых, можно строго ограничить время просмотра развлекательного «контента» до 20-30 мин. в день, тогда у ребенка появится запрос на заполнение информационной пустоты. Очень важно родителям поймать этот момент, и заполнить его чтением книг. Выбор не обязательно должен склоняться в пользу классической литературы, сейчас очень много издается отличных книг и современных писателей. В данном случае задача родителей заключается в том, чтоб выбрать из огромного яркого ассортимента именно ту книгу, которая сумеет заинтересовать и рассказать ребенку, в подходящей манере, об интересующих его проблемах, об окружающем мире, мире взаимоотношений.
Во-вторых, стоит помнить о том, что книга – это же еще и событие. Яркие впечатления от похода в зоопарк, вечером перед сном, можно подкрепить занимательными рассказами Бианки, Пришвина, Мамина-Сибиряка. Этот же способ применить перед посещением балета «Щелкунчик» и т.д.
Ввиду того что ребенку важно проводить сравнение между событиями в его жизни и книжными историями, было бы полезно подбирать книги для домашнего прочтения согласно тех или иных происшествий, случившихся с ребенком. А во время чтения проводить параллель между тем что, в схожей ситуации, сделал герой книжки, и как поступил малыш. Такой подход тренирует ребенка на поиск решений с помощью книг и тем самым стимулирует к дальнейшему чтению, в том числе самостоятельному.
При подборе книг очень важно учитывать возрастные особенности. Детям дошкольного возраста (3-7 лет) очень нравятся книги с яркими иллюстрациями, запоминающимися персонажами, полными путешествий, приключений и открытий. У дошкольников быстро растет словарный запас, и совместное чтение играет в этом процессе важную роль. Одну и ту же полюбившуюся историю они готовы слушать по многу раз, и родителям надо набраться терпения и удовлетворять эту потребность. Так как ребенок каждый раз по-разному проигрывает сюжет в своем воображении, идентифицирует себя с разными героями.
В этом возрасте детям приходит понимание, что текст отражает гораздо больше информации, чем просто иллюстрация, но интерес к рисункам еще очень сильный. Поэтому при выборе книг, конечно, стоит отдавать предпочтение книгам с качественными яркими иллюстрациями.
Еще один очень значимый момент, это «самостоятельный» выбор книги ребенком. Не следует пренебрегать совместными походами в детские библиотеки, книжные магазины, ярмарки, выставки. Профессионалы найдут возможность увлечь дошкольника той или иной книгой, а ребенок, в свою очередь, будет очень горд и рад прочесть вечером книгу, которую выбрал сам.
После прочтения книги или какой-то ее части имеет смысл обсуждать прочитанное с ребенком, интересоваться его мнением по поводу героев, их внешности, поведения и поступков. Этот процесс побуждает ребенка к рассуждениям и собственной оценке описанной ситуации. Вовсе не обязательно, что ваши мнения будут совпадут, но именно это и ценно в семейном чтении! Споры, дискуссии, обмен мнениями по поводу прочитанного – все это играет значительную роль в развитии ребенка:
во-первых, сам факт обсуждения на равных сближает семью, делает отношения между родителями и детьми более тесными и доверительными;
во-вторых, чтение вслух отлично развивает ребенка интеллектуально, увеличивает его словарный запас, расширяет кругозор, вызывает огромную палитру чувств и эмоций;
в-третьих, в процессе обсуждения ребенок учится мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать собственную точку зрения и, что тоже немаловажно, учится соглашаться с доводами других людей и признавать их правоту – все эти качества, воспитанные в семье, очень пригодятся ребенку во взрослой жизни.
Любимыми книгами в этом возрасте могут стать литературные сказки таких писателей как Виктор Лунин « Приключение сдобной Лизы», Алена Водопьянова «Тайная жизнь овощей», Наринэ Абгарян и Валентин Постников «Шоколадный дедушка», Алексей Шевченко «Понарошкино» и многие другие.
Семейное чтение имеет большое образовательное и воспитательное значение, является чудодейственной силой, способной затронуть самые тонкие струны души, объединить людей разных поколений, оказать огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие детей, создать мощный фундамент для так называемой «природной грамотности» будущего школьника.
Для популяризации домашнего чтения имеет смысл в дошкольных учреждениях проводить кружки семейного чтения, вечера-встреч с книгой, фестивали чтения, конкурсы читательских пристрастий, Дни новой книги, Дни литературных игр, советовать программы летнего чтения.
Устраивать выставки с обзором литературы: «Эти книги читали ваши родители», «Сплотить семью сумеет мудрость книги», «Почитаем вместе с мамой», «Книги из бабушкиного сундука», «Как и что, читать детям?», «Развитие интереса к чтению детей».
Все это имеет смысл делать, потому что чтение в кругу семьи способно вызвать не только интерес к книге, но и помочь дать оценку многим жизненным явлениям и событиям, а также объединить и укрепить семью.
Воспитатель ГБДОУ детского сада 137
Комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга,
Становкина Светлана Геннадьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей на тему: «Роль семейного чтения в развитии детей дошкольного возраста»
когда ребенок слышит, как ему читает мама, он овладевает навыками правильной речи. Так же семейное чтение – средство эстетического воспитания личности. Замечено, что те дети, с которыми родители...
Статья: "Роль семейного чтения в развитии детей дошкольного возраста"
В статье говорится о том, что роль семейного чтения в развитии личности ребенка дошкольного возраста играет не малую роль общества....
Презентация "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский. Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и ст
laquo;Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский.Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. ...
Роль семейного чтения в развитии детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни об...
«Роль семейного чтения в развитии детей с ОВЗ дошкольного возраста»
laquo;Роль семейного чтения в развитии детей с ОВЗ дошкольного возраста»...
Статья "Роль семейного чтения в развитии ребенка дошкольного возраста"
Статья "Роль семейного чтения в развитии ребенка дошкольного возраста"...
«Роль семейного чтения в развитии детей с ОВЗ дошкольного возраста»
laquo;Роль семейного чтения в развитии детей с ОВЗ дошкольного возраста»...