Роль потешек и сказок в развитии речи детей
консультация (младшая группа)
Роль потешек и сказок в развитии речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_poteshek_i_skazok_v_razvitii_rechi_dete.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«РОЛЬ ПОТЕШЕК И СКАЗОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»
Выполнила Кондраченко И.И.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей. Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарь. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей.Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии. Таким образом, создание педагогических условий для формирования речевых и коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора, просто необходимо. Одним из условий результативности является создание определенных условий в группе, развивающей предметно пространственной среды. Должны быть подобранны соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместить книжки-игрушки с иллюстрациями к потешкам; иллюстрации картинок к потешкам для детей раннего возраста. Книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Игрушки» А. Барто, серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки, чистоговорки, прибаутки, колыбельные песенки и т. д. для детей раннего возраста, брошюра «Детские песенки и потешки» из серии «Маленький гений». Материалы книжного уголка необходимо систематически обновлять в соответствии тематикой недели и интересов детей. Здесь же размещаются маски животных — курочка, петушок, кошечка, собачка; пальчиковый театр — «Теремок», «Репка»; театр — рукавичка «Колобок», «Курочка Ряба». Дидактические игры этих же произведений, использование фланелеграфа (иллюстрации к потешкам) — «Наша Маша маленька…», «Жили у бабуси два веселых гуся». Всё это привлекает внимание детей, вызывает желание поиграть, инсценировать произведение. Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с ребенком. В Особую значимость приобретает оно в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка — пригожий.
Наша деточка в дому,
что оладушек в меду.
Красно яблочко в саду.
***
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Поднимайся мой дружок,
Встань мой Юрочка.
***
Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:
***
Наши уточки с утра:
Кря, кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га, га, га.
Наши курочки в окно:
Ко – ко – ко, ко – ко – ко.
***
Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда взрослый ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая куклу:
***
Баю, баю, баю - бай,
Ты собаченька не лай.
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди.
После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру. Существует еще одна характерная особенность младшего дошкольника – это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке – белобоке» – это блестящий миниспектакль, в котором ребенок одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и чтец. На первых порах дети, слушая потешки, издают восклицания, произносят с разнообразными интонациями неразборчивые звукосочетания, что еще не имеет отношения к тексту. Затем малыши начинают подражать крикам животных, пытаются проговаривать рифмующиеся окончания, отдельные целые слова, короткие фразы, в дальнейшем они способны повторить весь текст, состоящий из 3 – 4 строчек. Это способствует процессу развития активной речи детей, а положительная роль маленьких фольклорных текстов выступает с очевидностью. Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется на занятиях по речевому, художественно-эстетическому, познавательному развитию. В совместной деятельности с детьми – режимных моментах, наблюдении, игре, индивидуальной работе. При работе над проектом «Домашние птицы» познакомились с потешкой «Курочка – рябушечка»
— Курочка – рябушечка,
Куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка – рябушечка,
Зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка – рябушечка,
Зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка – рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
— Пи – пи – пи – пи – пи – пи»
После прочтения потешки я спросила у детей, о ком эта потешка ? Куда ходила курочка? А как зовут её деток? Как пищат цыплята? Вызвав у малышей интерес к курочке, прочитала сказку «Курочка Ряба». Для наиболее полного восприятия сказки использовала настольный театр и просмотр мультфильма. Так, например, при проведении занятия по развитию речи на тему «Заучивание потешки «Водичка – водичка» я учила детей согласовывать свои действия с текстом. Потешка помогает формировать культурно – гигиенические навыки у детей. Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при проведении занятий продуктивными видами деятельности. Например, при проведении занятия по лепке на тему «Зёрнышки», рассказав детям о птичках, которым зимой очень холодно и голодно, спела песенку «Птичка»:
«Маленькая птичка
Прилетела к нам
Маленькая птичка,
Зёрнышки я дам.
Маленькая птичка
Зёрнышки клюёт.
Маленькая птичка
Песенки поёт».
Вызвав у малышей чувство сострадания, предложила помочь птичке – вылепить из пластилина зёрнышки.
На занятии по лепке на тему «Улитка», я использовала приговорку:
«Улитка, улитка,
Выпусти рога.
Дам пирога.
Масляного, примасляного»,
На занятии по рисованию на тему «Дождик» читала:
«Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!»
Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами. Поэтому для создания непринуждённой обстановки читаем
«Наша Маша маленькая,
На ней шубка аленькая,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая»
ИЛИ:
«Таня варежку надела.
«Ой, куда я пальчик дела?
Пальчик в домик не попал!»
Таня варежку сняла,
Таня пальчик свой нашла».
Организуя наблюдения используем потешки, которые помогают целенаправленно наблюдать за явлениями природы. Так, например, выглянуло солнышко читаем
«Солнышко, Солнышко,
Колоколнышко,
Не пеки за реку,
Пеки к нам в окно,
Будет нам тепло!»
Играя в мало подвижные игры читаем потешку
«Машина, машина
Идёт, гудит.
В машине, в машине
Шофёр сидит: БИ – БИ – БИ»
В режимных моментах используем фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси –гуси », «Мороз красный нос», «Зайка маленький сидит» и др.Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха. Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр или логоритмических упражнений, которые также способствуют развитию речевого общения. Простые движения рук помогают убрать напряжение и не только снимают усталость, эмоциональное напряжение, но и повышают положительные эмоции.
Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ПОТЕШЕК И СКАЗОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Консультация подготовлена для родителей по итогам работы по теме самообразования «Развитие речи детей по средствам изучения потешек, сказок»...
Консультации для родителей:"Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду"; " Роль потешек, колыбельных песенок в развитии речи детей младших дошкольников"
Серъёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Сгладить негативное влияние такого перехода признана народная м...
РОЛЬ__ПОТЕШЕК_И_СКАЗОК_В_РАЗВИТИИ_РЕЧИ__ДЕТЕЙ
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение,способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей. Фольклорные произведения,...
Роль потешек и сказок в развитии речи детей
Консультация...
Консультация для родителей «Роль потешек и сказок в развитии речи детей».
laquo;Роль потешек и сказок в развитии речи детей»....
Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию консультацию на тему: РОЛЬ ПОТЕШЕК И СКАЗОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей. Фольклорные произведения, начиная ...
Методическая разработка на тему: «Роль русских народных сказок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
ООД по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»Образовательная область: речев...