РОЛЬ ПОТЕШЕК И СКАЗОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
консультация по теме
Консультация подготовлена для родителей по итогам работы по теме самообразования «Развитие речи детей по средствам изучения потешек, сказок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_poteshek_i_skazok_v_razvitii_rechi_detey.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ПОТЕШЕК И СКАЗОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей. Особую значимость приобретает оно в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:
***
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Поднимайся мой дружок,
Встань мой Юрочка.
***
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:
***
Наши уточки с утра:
Кря, кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га, га, га.
Наши курочки в окно:
Ко – ко – ко, ко – ко – ко.
***
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.
Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносят на действия с другими игрушками – куклами, матрешками и т.д. При этом интонацией они пытаются передать характер того или иного персонажа. Помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей - дидактические игры, например «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить и назвать произведение народного творчества). Практикуются и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют речевые указания своих товарищей, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах и проявляют собственную речевую активность.
Сказки, потешки – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда взрослый ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая куклу:
***
Баю, баю, баю - бай,
Ты собаченька не лай.
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди.
После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру. Своеобразие восприятия у детей 2 – 4 лет заключается в том, что при осмыслении текста ребенок опирается главным образом на имеющийся у него опыт, еще очень ограниченный и узкий. Существует еще одна характерная особенность младшего дошкольника -– это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Сама природа ребенка дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать, при этом они тяготеют к ритмам, радостной мелодике. От того малышам нравятся произведения фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям детей. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке – белобоке» – это блестящий миниспектакль, в котором ребенок одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает колорит русской национальной речи, ее дух.
На первых порах дети, слушая потешки, издают восклицания, произносят с разнообразными интонациями неразборчивые звукосочетания, что еще не имеет отношения к тексту. Затем малыши начинают подражать крикам животных, пытаются проговаривать рифмующиеся окончания, отдельные целые слова, короткие фразы, в дальнейшем они способны повторить весь текст, состоящий из 3 – 4 строчек. Это способствует процессу развития активной речи детей, а положительная роль маленьких фольклорных текстов выступает с очевидностью. Дети способны воспроизвести некоторые выразительные средства, которыми пользуется взрослый, читая пестушку, прибаутку. Они повышают голос в конце фразы «бай - бай», «догоняй - ка», «улетела, ай», протягивают или, наоборот отрывисто произносят слова, имитирующие крики животных «ку – ка – ре – ку – у», «му – у».
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, ИХ РОЛЬ В ОБЩЕМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.
Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики.
Само слово «сказка» происходит от «сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и простая разговорная манера ее преподнесения. Народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор – в передаче рассказчиков. Читающий по книге или лучше наизусть как бы обращается к детям, желая воспроизвести историю, событие, случай свидетелем которого он был сам или необычность которого намерен передать «Я там был…», «Жили – были…» и др.
Сказки пользуются большой популярностью у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они прочно вошли в детский быт. По своему содержанию, народная сказка, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению.
Сказка вызывает у дошкольников любовь и интерес своей яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазии, выдумки, игры ума. Познавательные сказки о труде, о вещах, о технике, о природе интересны дошкольникам. В образной форме показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.
«Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания, - писал А. С. Макаренко. – Было бы весьма желательно, если бы на каждой книжной полке был сборник сказок… Выбор сказки имеет большое значение… Лучшими сказками для малышей всегда будут сказки о животных. В сказочном богатстве этих сказок очень много, и они очень хороши. По мере роста ребенка можно переходить к сказкам о человеческих отношениях, где уже изображается борьба между бедным и богатым.»
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы; живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ
Самыми любимыми у дошкольников становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие сил и др.). Русские народные сказки, такие, как «Василиса прекрасная», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка» и многие другие, открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, непримиримой борьбе добра и зла, где дети утверждаются в неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам.
Через художественные образы народных сказок у детей вырабатывается умение осмысливать содержание произведений. Через сказку взрослый может научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать речь образными выражениями, оборотами; наряду с этим развивать у детей понимание красоты родного языка, его выразительности, меткости. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказывание детям сказок и развитие речи
Консультация для родителей...
Рекомендации для родителей " Прослушивание сказок в развитии дошкольников"
На море - океане, на острове БуянеСтоит дерево - золотые маковкиПо этому дереву ходит кот – Баюн;Вверх идет – песню заводитВниз идет – сказки сказывает.…А было это, голубчики, в старину, когда задумал...
Влияние сказок на развитие личности ребенка
«В некотором царстве в некотором государстве;Жили-были….»Многим знакомы эти слова из детства и ощущение защищенности и спокойствия когда кто-то рассказывает сказку, а ты, затаив дыхание, слушаеш...
Цикл сказок для развития артикуляционной моторики
Коррекционная работа сложный процесс и поэтому учитель-логопед должен иметь не только теоретический багаж знаний, но и творческий потенциал....
Влияние сказок на развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Коммуникативные способности включают в себя:- желание вступать в контакт,- умение организовать общение,- знание норм и правил при общении....
Конспект Оод "Экскурсия в музей сказок" Познавательное развитие+Речевое развитие
Конспект Оод "Экскурсия в музей сказок" для детей старшей группы. Образовательная область: Познавательное развитие+Речевое развитие...
НОД № 3. Сочинение сказок «Салат из сказок» Цель: развитие детского словесного творчества
Задачи:1. Формировать умение детей совместно придумывать сказочный сюжет, используя морфологическую таблицу;2. Развивать воображение, мыслительные операции;3.Воспитывать интерес к совместной творческо...