Семинар - практикум для родителей "Раз ступенька, два ступенька..."
материал (подготовительная группа)
Пов Повышение компетентности родителей в вопросах обучения подготовки к чтению. Материал может быть полезен учителям - логопедам, воспитателям и родителям.Игры составленные в Power Point, для развития фонетико-фонематического восприятия, и подготовки детей к чтению можно наити по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/ieeV/NCz9C36Hg
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_obuchenie_chteniyu.docx | 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска»
Семинар для родителей – методическая разработка
Семинар – практикум для родителей старшего дошкольного возраста
«Раз ступенька, два ступенька»
Интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку»
Коротышева Светлана Григорьевна
учитель-логопед
г. Лесосибирск 2021
Семинар – практикум для родителей старшего дошкольного возраста
«Раз ступенька, два ступенька»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах подготовки к обучению чтению.
Задачи:
- познакомить родителей с различными играми, способствующими в игровой форме, подготовить ребенка к обучению чтению;
- оказать помощь в правильной организации занятий по обучению чтению дома;
- сформировать основные этапы, для осуществления подготовки к обучению чтению;
- стимулировать их к активному систематическому сотрудничеству;
- воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.
Участники семинара: родители, учитель - логопед.
Форма работы: групповая, подгрупповая
Оборудование: проектор, компьютер, презентация дидактических игр по теме, картинки с буквами, фломастеры, памятки – консультации для родителей «Игры для подготовки к обучению чтению - в помощь родителям».
План мероприятия:
1.Теоритическая часть: речевая разминка, актуальность.
2.Практическая часть: интеллектуальная игра «Вопрос на засыпку», рефлексия.
3. Итог.
Ход мероприятия:
- Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать на семинаре, а чтобы настроится на совместную работу поиграем в игру.
Речевая разминка
«Продолжи предложение….» (логопед начинает, а родитель продолжает).
1.Звуки мы произносим и …….(слышим)
2.Буквы мы пишем и ……….(видим)
3.Звуки делятся на согласные и ……….(гласные)
4.При произношении гласных звуков воздух ………(не встречает преграду)
5.При произношении согласных звуков воздух……..( встречает преграду)
6.Согласные звуки делятся на твёрдые и…….(мягкие), глухие……(звонкие)
-Если мы с вами сформируем все эти понятия у детей, чему мы их можем научить? (ответы родителей)
-Это и есть фундамент будущей грамотности.
- А как вы думаете, научить ребенка читать, это актуально для Вас? (ответы родителей)
Актуальность
- Да, родители хотят видеть малыша умным, одаренным, умеющим читать и начинают учить его читать самостоятельно. В связи с этим на практике приходится сталкиваться с ошибками, которые допускают родители при обучении детей чтению. Самыми распространенными ошибками, при обучении детей чтению являются:
- смешивание понятия ЗВУК и БУКВА, так как в основе обучения чтению лежит не буква, а ЗВУК.
- ещё одна грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе).
- бессистемные занятия, т.е. заниматься следует регулярно.
- С чего начинать? (ответы родителей)
- При подготовке к обучению дошкольника чтению важно соблюдать очерёдность основных этапов. Чтобы при минимальных усилиях добиться максимального эффекта, важно к каждому новому этапу переходить лишь после того, как предыдущая ступенька будет освоена на «отлично».
Этапы перед вами на слайде.
Этап 1. Развитие фонематического слуха
Прежде всего, необходимо научить ребёнка слышать и различать в человеческой речи отдельные звуки.
Заниматься этим можно и даже нужно уже с рождения малыша. Пойте ему простые колыбельные, читайте потешки, рассказывайте сказки для самых маленьких. Разговаривайте с младенцем каждый раз, как только представится такая возможность
По мере взросления ребенка привлекайте для развития фонематического слуха специальные игры, в которых от маленького игрока требуется специальным образом реагировать на заданные звуки: фиксировать их, дифференцировать, подбирать слова по определённым звуковым критериям.
Этап 2. Изучение букв
После изучения многообразия звуков родной речи ребёнку предстоит познакомиться с символами, которые используются для обозначения этих звуков на письме. На этом этапе вы можете изучать буквы по алфавиту или вразброс (начиная с более простых гласных звуков).
Этап 3. Чтение по слогам
Когда ребёнок будет с лёгкостью узнавать буквы не только в его любимой азбуке или на развивающих карточках, но и в любом печатном тексте можно переходить на новую ступеньку. Теперь предстоит научиться складывать отдельные буквы в слоги.
Порой эта задача оказывается для малыша очень сложной. Когда мыслительные процессы малыша, достигнут необходимого уровня осознанности, вы удивитесь, с какой лёгкостью непокорённые прежде слоги сложатся в единую картинку, а за ними покорится и полноценное чтение первых детских текстов.
Слоги удобно изучать по букварю (особой популярностью у современных родителей и педагогов пользуется букварь Жуковой).
Этап 4. Чтение слов, предложений, текстов
Осознав, как из букв получаются слоги, ребёнок постепенно научится читать слова, простые предложения, а чуть позже он будет читать целые тексты. На этом этапе родителям важно не потерять бдительности. Необходимо убедиться, что ребёнок не просто технически читает, но и действительно понимает прочитанное.
-От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
И здесь, на мой взгляд, колоссальный вклад оказывают игры. Не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому наша основная задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. Самое главное, именно игра делает сложный материал понятным и доступным, а скучный – интересным.
В своем выступлении хочу поделиться с вами играми, созданными мною в Power Point, которые отражают поэтапное обучение чтению.
Практическая часть:
В дошкольном возрасте большую часть мы уделяем внимание первому этапу, где формируем фонематический слух ребенка и лишь частично затрагиваем другие этапы.
- Сейчас в интеллектуальной игре «Вопрос на засыпку» вы сами попробуете пройти задания для того, чтобы легче организовать игровое обучение ребенка.
-Познакомимся с правилами игры.
Правила игры: У каждой команды листочки определенного цвета. Это отличительный знак вашей команды. На них вы будете писать свои ответы. Из 3 вариантов вам необходимо выбрать правильный ответ и записать соответствующую цифру на листочке, отдать курьеру, который приносит листок с ответом жюри.
Жюри выбираем из родителей.
1 раунд - «Гласные звуки»
Вы знаете, что в русском языке 6 гласных звуков: а, о, у, ы, и, э.
1 вопрос: На какой картинке девочка произносит гласный звук [и]
2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
1. синий
2. зелёный
3. красный
3 вопрос: Выбери цветок, который заканчивается на гласный звук
1. мак
2. роза
3. тюльпан
2 раунд «Согласные звуки и буквы»
1 вопрос: Перед вами 3 буквы, одна из них обозначает согласный звук. Под какой цифрой она находится
1 ы
2. м
3. у
2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
1.синий
2. зелёный
3. красный
3 вопрос: Выберите картинку, в названии которой первый согласный мягкий
1.матрёшка
2. мяч
3. кукла
3 раунд – «Звуки и буквы»
1 вопрос: Определи количество звуков в слове дом?
« Перемена»
Игра « Живые звуки»- каждая команда получает карточки с буквами. Под музыку игроки начинают движение, по окончании музыки игроки должны из букв составить слова: ЗВУКИ и БУКВЫ.
2 вопрос: Перед вами 3 предмета, выберите тот, в названии которого все согласные звуки звонкие
1.арбуз
2.груша
3. мандарин
4 раунд - «Слоги и слова»
1 вопрос: Выберите птицу, в названии которой 2 слога
1. Грач
2. Дятел
3. Воробей
2 вопрос: Выбери животного, в названии которого 1 слог
1. Лось
2. Лиса
3. Белка
5 раунд «Вопрос на засыпку»
Команда выполняет последнее задание за время. Выигрывает та команда, которая первая справляется с заданием (во время конкурса жюри следит за временем)
Задание: Отгадай пословицу, записав 1 букву в названии каждой картинки.
(Во время подведения итогов звучит композиция «В каждом маленьком ребёнке»)
-Вот закончилась игра,
Узнали многое, друзья!
Звуки, буквы изучите
Играть вы снова приходите!
(Жюри подводит итоги и награждает победителей дипломами и призами, участников - сертификатами)
- На сегодняшнем семинаре Вы познакомились с алгоритмом обучения детей чтению и теперь сможете организовать с ребенком игровое обучение дома, используя разработанные мною игры в Power Point. Игры вы можете сейчас скопировать на флешкарту или скачать ссылку на моей странице в nsportal.
Игра «Х И М С»
Наша встреча подошла к концу. Прошу Вас поделиться своими мыслями и ощущениями по поводу прошедшей игры продолжая фразы:
Хорошо, что…
Интересно…
Мешало...
С собой возьму…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинар - практикум для родителей.<<игровое взаимодействие детей и родителей>>
Конспект семинар - практикум для родителей. <<игровое взаимодействие детей и родителей>>...
Семинар - практикум для родителей "Сказка глазами детей и родителей"
Семинар – практикум для родителей средней группы « Сказка глазами детей и родителей»Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. Задачи:...
семинар - практикум для родителей «Сказка глазами детей и родителей»,
цель семинара помочь родителям осознать роль сказок в воспитании ребенка...
Семинар -практикум с родителями на тему «Игровое взаимодействие детей и родителей»
Цель:Расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми.Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребе...
Семинар-практикум для воспитателей «Раз ступенька, два ступенька»
Семинар-практикум для воспитателей «Раз ступенька, два ступенька» Цель: Развитие слухового внимания, памяти с помощью пошаговой программы «Логопедическая лесенка». План: 1. Что такое фонематическ...
Семинар-практикум для воспитателей «Раз ступенька, два ступенька»
Семинар-практикум для воспитателей «Раз ступенька, два ступенька» Цель: Развитие слухового внимания, памяти с помощью пошаговой программы «Логопедическая лесенка». План: 1...
Семинар-практикум для родителей «Сотрудничество родителей и педагогов» по теме: «Рекомендации и советы родителям будущих первоклассников»
Семинар-практикум для родителей «Сотрудничество родителей и педагогов» по теме: «Рекомендации и советы родителям будущих первоклассников&raq...