Рекомендации для родителей по теме недели: «Народные игры и обычаи»
методическая разработка (младшая группа)
Рекомендации для родителей по теме недели: «Народные игры и обычаи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_teme_narodnye_igry_i_obychai.docx | 547.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели: «Народные игры и обычаи»
Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Родителям рекомендуется:
1. Рассказать детям о русских
народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде.
2. Рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика; цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют.
3. Побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.
4. Посетить совместно с детьми выставку декоративно-
прикладного творчества, обратить внимание на красоту
произведений искусства
5. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова», «Ладушки», «Тень-тень-потетень», «Петушок, Петушок, золотой гребешок» и другие. Стимулировать ребёнка к заучиванию данных потешек.
6. Разучите с детьми потешки
«Как у нашего кота», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Идет коза рогатая», «Наш козел», про корову и бычка, «Бычок – резвые ножки», весеннюю закличку «Весна, весна красная»
7. Читайте и проигрывайте сказки
«Снегурушка и лиса», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Курочка ряба», «Теремок», «Бычок – смоляной бочок» и других.
Отгадать и выучить загадку.
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка.
(Матрешка)
Прочитать «Игрушкины частушки».
Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные, хохотушки вятские —
Щеголихи слободские, кумушки посадские.
Дымковские барышни всех на свете краше,
А гусары-баловни — кавалеры наши.
8. Поиграйте с ребенком на русском народном инструменте (балалайка, трещетка, бубуен, ложки и т. д.) или послушать аудиозапись с их исполнением. Познакомьте с музыкальными инструментами: дудочка, ложки, гармошка, балалайка, свистулька. Учить ребенка отличать один звук слышен или много, приятный он или нет, громкий или тихий.
9. Покажите фотографии и иллюстрации с изображением русской деревни, знакомя детей с русским бытом, национальными костюмами, утварью и т. д.
10. Приобщайте детей к русской народной музыке. Слушайте русские народные мелодии, песни.
11. Знакомьте с традиционными и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Беседуйте с детьми о русских народных праздниках Рождество, Масленица, Пасха. Расскажите о солнышке, воде, весенних цветах, весне.
12. Рассмотрите с детьми картинки, иллюстрации русских народных костюмов, познакомьте со словами – сарафан, рубашка, шаровары.
13. Побеседуйте с ребенком на тему: «Старинные предметы и обычаи». Объясните, что такое кочерга, котелок, русская печь, ухват, лапти, рукомойник и для чего использовались эти предметы.
Эти игры помогут закрепить полученные знания:
«Один – много»
Не одна ложка, а много... (ложек). Не один павлин, а много...
(павлинов). Не один барыня, а много... (барынь). Не один поднос, а много... (подносов). Не одна свистулька, а много... (свистулек) и т.д.
«Скажи ласково»
Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка,
лошадь – лошадка, игрушка – игрушечка и т. д.
«Из чего сделаны – какие…» (согласование прилагательных с существительными)
Из фарфора – фарфоровые, из керамики – керамические, из резины - резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из
глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты –
берестяные.
14. Рассказать детям о семейных традициях.
15. Подарите ребёнку русскую театральную игрушку - Петрушку.
16. Поиграйте вместе с детьми в народные подвижные игры «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки».
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Прочитайте ребенку русские народные потешки, прибаутки:
«Совушка-сова», «Ладушки», «Тень-тень-потетень», «Петушок, Петушок, золотой гребешок» и другие.
В процессе чтения стимулируйте ребёнка к повторению слов.
Разучите вместе с ребенком:
Пальчиковая игра «Матрёшки»
Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами идут по столу) В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе) Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)
Расскажите сказку «Волк и семеро козлят»
Примерные вопросы для беседы:
- С кем жили козлята?
- Куда уходила мама-коза?
- С кем оставались козлята?
- Что говорила мама-коза своим козлятам, когда уходила?
- Какую песенку пела?
- Послушались ли маму козлята?
- Что случилось, пока мамы дома не было?
- Как коза вернула своих козлят?
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Ознакомление с предметами ближайшего окружения
Познакомьте ребенка с русской народной игрушкой Матрешкой
- Ой, посмотри кто это? (игрушка)
- Как она называется? (матрешка)
- Давай рассмотрим Матрешку.
- Что на голове у матрешки?
- Что это? (платочек)
- Правильно платок, а какого цвета платок?
- Посмотри, какие красивые цветы нарисованы на платочке. А еще у Матрешки есть сарафан.
- Скажите мне какого он цвета?
- А наша Матрешка не простая, она с секретом (предложите потрясти игрушку).
- Внутри, что-то гремит. Матрешка-матрешка, откройся немножко. Что это?
Я открываю матрешку и достаю из нее другую, поменьше. Обратите внимание на то, что вторая матрешка очень маленькая, но у нее такой же платочек и сарафанчик.
- Большая Матрешка - это мама.
- А другая маленькая кто? (дочка)
Ах, Матрешечка – матрешка
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В детском садике играть.
- А ты хочешь поиграть с матрешкой?
- Давай превратимся в Матрешек, на тебе платочек и мне платочек.
«Игра – пляска Матрешки»
Мы веселые матрешки.
Ладушки, ладушки
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки
Проигрыш – кружимся
Завязали мы платочки
Ладушки, ладушки
Раскраснелись наши щечки
Ладушки, ладушки
Проигрыш – кружимся
В сарафанах наших пестрых
Ладушки, ладушки
Мы похожи слов сестры
Ладушки, ладушки
Проигрыш – кружимся
МАТЕМАТИКА
Конструирование из строительного материала
«Домик для матрешки».
-Давай построим домик для Матрешки! Покажи большую матрешку, а теперь маленькую. Значит, для большой Матрешки будет строить дом, какой по размеру (высокий), а для маленькой – низкий.
Чтобы построить домик сначала берем кирпичик и ставим его вертикально на узкую сторону. Берем ещё кирпичик и ставим чуть подальше от первого кирпичика. А теперь берем крышу и ставим на кирпичики (также строим дом для маленькой матрёшки.) Ставим рядом с большим домиком большую матрёшку, с маленьким домиком маленькую матрешку. Если нет кубиков, предложите, построить из геометрических фигур. Учите различать большие и маленькие кубики; большие и маленькие кирпичики. Побуждайте различать их и правильно называть их.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
«Помоги Матрешке найти свою пирамидку»
«Собери Матрешку»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Лепка «Сладкий пирог».
Материалы:
- Тесто или пластилин;
- Дощечки для лепки;
- Салфетки.
У Матрешки сегодня день рожденье. А что это за праздник? Кто приходит? Что делают гости? (дарят подарки, поздравляют). Давай сделаем ей подарок - угощенье к чаю. А какое бывает угощенье (печенье, конфеты, торт, бублики). Перед тем как начать лепить угощенье, давай рассмотрим какой формы печенье, торт, бублики (круглой).Правильно. А чем отличается торт от печенья? (он украшен кремом)
Прежде чем начнем лепить, давай разомнем пальчики:
Пальчиковая игра «Матрёшки»
Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки,(указательным м средним пальцем идут по столу)
В сарафанах наших пестрых(Соединяют ладошки вместе) Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)
- Сначала мы скатаем шар, между ладонями круговыми движениями, затем расплющим его между ладошками, придавая ему форму лепешки.
- Ну, а теперь украсим торт наш. Торт готов пора звать гостей и петь «Каравай».
Как на Матрешки именины,
Испекли мы каравай,
Вот такой вышины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины,
Каравай, каравай,
Кого любишь выбирай.
Я по правде люблю всех
А вот Сашу больше всех.
Рисование «Укрась фартук Матрешке»
Материалы:
- Краски
- Ватные палочки
- Непроливайки
- Салфетки
- Посмотрите, Матрешка грустная.
- Матрешка не нарядная, не украшен фартук на сарафане.
- Скажи, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешка стала нарядная, красивая?
- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить тебя в мастера. (раскрасить ее)
Мастер, скорей за дело, украсим матрешку смело, нарисуем ей узор, чтобы радовал он взор.
Рисовать мы будем ватными палочками.
Посмотри, у меня есть волшебная палочка, ей я буду наносить узор на фартук – рисовать горошину. Я набираю красную краску и тычком прижимаю к поверхности листа в нужном мне месте, потом беру другую палочку, обмакиваю ее в желтый цвет. У нас получится фартук в разноцветную горошинку. Матрешка благодарит. (Матрешку увеличиваем на ½ половину листа)
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Разучите вместе с ребенком физ. минутку «Матрешки»
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по теме недели «Мы играем. Наши игры и игрушки»
Тема недели:«Мы играем. Наши игры и игрушки»...
Рекомендации для родителей по теме недели "Знакомство с народной культурой и традициями"
Уважаемы родители! С 18.05 по 22.05 мы реализуем тему недели «Знакомство с народной культурой и традициями»Всем известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование ...
Рекомендации для родителей на тему недели: «Народное творчество»
В народных промыслах, в песенном творчестве, в приметах языка и быта обитает душа русского народа. Живёт она в самых разных видах искусства, выражает себя в глине и дереве, ткацком волокне и металле, ...
Рекомендации для родителей по теме недели «Народные игры и обычаи»
Рекомендации для родителей...
Рекомендации для родителей по теме недели "Народная культура и традиции"
Рекомендации для родителей...
Рекомендации для родителей по теме недели «Народные праздники на Руси. Фольклор».
Рекомендации для родителей по теме недели «Народные праздники на Руси. Фольклор» в подготовительной к школе группы....
Рекомендации родителям по теме недели "Народные игрушки"
По итогам изучения темы «Народные игрушки» дети должны знать ответы на следующие вопросы...