Сценарий семинара-практикума для педагогов дошкольного учреждения " Детям о памятных датах и культурных ценностях России"
статья на тему
Сценарий семинара-практикума для педагогов дошкольного учреждения. Материал данной публикации можно использовать в работе со старшими дошкольниками, педагогами, родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_seminara-praktikuma_natsionionalnoe_dostoyanie_rossii.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 48
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
(МБДОУ ЦРР – ДС №48)
Сценарий семинара – практику
для педагогов дошкольного учреждения
«Детям о памятных датах и
культурных ценностях России»
подготовила
старший воспитатель
Зезюлина Ольга Игоревна
г. Смоленск
2014 г.
Цель:
1.Выявить и систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по теме «Памятные даты и культурные ценности России» по блокам:
- памятные даты российского календаря;
- великие люди России;
- национальное достояние России.
2.Формировать потребность педагогов в получении исторических знаний.
3.Совершенствовать знания педагогов о способах и приемах подачи, закреплении знаний детей по теме.
Форма проведения: групповая и подгрупповая.
Рекомендации по проведению:
- Объектом имитации является процесс нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста по теме «Детям о памятных датах и культурных ценностях России».
- Форма взаимодействия участников игры – индивидуальная, подгрупповая, групповая деятельность.
План:
- Презентация «Памятные даты Российского календаря».
- «Русские символы – сувениры» задание № 1 «Матрешка» (Решение педагогических ситуаций).
- Знакомство с «Банком игр по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников». Задание № 2 составление алгоритма игры «Город мой любимый – Смоленск».
- Презентация «Национальное достояние России».
- Задание № 3 «Великие люди России».
- Задание – таблица № 4 «Исторические события и великие люди России».
- Задания № 5, № 6 «Пословица не мимо молвится».
- Итоговое задание № 7 «Три способа выразить ребенку свою любовь».
Ход семинара – практикума
I. Старший воспитатель.
Медленно
История листается…
Все пройдет,
А Родина останется.
(В.Фирсов)
Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. Поэтому надо постоянно изучать, чем знаменита наша Родина, и какие великие ценности создавал наш народ. Но интересных исторических событий и великих людей, которые совершили великие открытия, в России так много, что даже затрудняешься, с чего такой рассказ начать. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.
Наша сегодняшняя встреча посвящена знакомству дошкольников с памятными датами и культурными ценностями России: мы закрепим и пополним свои знания по данной теме. Ведь чтобы о чем-то рассказывать детям, педагогам нужно самим в достаточной степени владеть необходимой информацией.
Показ презентации «Памятные даты Российского календаря».
- День Москвы (2 сентября)
- День работников леса(3-е воскресенье сентября)
- День работников пищевой промышленности (3-е воскресенье октября)
- День родного языка (21 февраля)
- День Защитника Отечества (23 февраля)
- День Космонавтики (12 апреля)
- День воинской славы (18 апреля)
- День Победы (9 мая)
- Общероссийский день библиотек (27 мая)
- Пушкинский день России (6 июня)
- День военно – морского флота России (последнее воскресенье июля)
- День воздушно – десантных войск России (2 августа)
-Какие символы русского народа вы знаете?
-А сейчас задание от одного из символов нашего русского народа.
II. Задание № 1.
«Матрешка» (Решение педагогических ситуаций).
Слушатели семинара по очереди выбирают из представленных матрешек любую, открывают ее и достают «Педагогическую ситуацию», с последующем выполнением задания. (Приложение №1)
III. Уважаемые коллеги. Наша творческая группа педагогов, готовящая данный семинар – практикум, подготовила для вас «Банк игр по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников». Давайте с вами выполним следующее задание.
Задание № 2.
Составление алгоритма игры «Город мой любимый – Смоленск».
Под руководством старшего воспитателя, педагоги предлагают разные варианты содержания игр по заданной теме.
- «Разрезные картинки»
- «Кубики»
- «А у нас во дворе»
- «Город старинный Смоленск»
- «Что раньше, что теперь»
- «Гостеприимный город»
- «Любимый город через 100 лет»
- Мини – проект «Подари городу яркие краски»
IV. Презентация «Национальное достояние России».
- Кремлевские чудеса
- Московские памятники и театры
- Большой театр
- Третьяковская галерея
- Театр национального русского танца
- Мемориал Сталинградской битвы
- Останкинская башня
V. Задание № 3.
«Великие люди России»
Педагогам предлагается рассказать, какие ассоциации у них возникают при назывании следующих фамилий великих людей России: Ю.А.Гагагин, А.К.Саврасов, А.Л.Барто, А.В.Суворов,Г.С.Уланова, П.И.Чайковский, М.И.Кутузов, А.С.Пушкин, В.Н.Терешкова, Петр Первый, Н.Н.Миклухо – Маклай.
Затем педагогам показывают уже готовую таблицу, предлагают посмотреть, какие варианты ответов были приготовлены составителями.
По такой аналогии проводится и игра – ассоциация с дошкольниками «Великие люди России». Из заранее приготовленного набора картинок, дети выбирают те, которые подходят для этого человека.
(Приложение № 2).
VI. Задание 4.
«Исторические события и великие люди России»
Для выполнения этого задания педагогов делят на две команды.
Работа с таблицами:
- Определить, какие исторические события являются достижениями ниже перечисленных исторических личностей.
- Вписать фамилии в соответствующую графу напротив каждого исторического события.
- Определить, какие исторические личности соответствуют более раннему этапу развития Древней Руси, а какие – более позднему, и расположить их в хронологическом порядке.
(Приложение № 3).
VII. Важнейшим средством воспитания в народной педагогике является фольклор. В устном народном творчестве отражаются нравственные идеалы народа: трудолюбие, уважение, вежливость, дружба. Педагогическая ценность народного поэтического творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.
Пословица – самый малый жанр народного устного творчества, ей свойственны предельные краткость и простота. Пословица отличается содержательностью, обобщением жизненных наблюдений, опыта народа мира
Задание «Пословица не мимо молвится»:
Задание № 5 «Назови пословицу и поговорку» (Приложение № 4).
Задание № 6 «Замени пословицами предложение» (Приложение № 5).
VIII. Итог нашего семинара – практикума нам хочется, чтоб подвели вы, люди, которые призваны любить детей, учить этому родителей. Всем нам хочется, чтобы нас любили, уважали, к нашим словам прислушивались. А как же можно выразить ребенку свою любовь?
Задание № 7 «Три способа выразить ребенку свою любовь» (Приложение № 6)
Перед педагогами таблица с открывающимися постепенно окошечками. Старший воспитатель с педагогами постепенно открывают окошечки с ответами.
Первые окошко – подсказка («уши») - уже открыто.
Как можно выразить ребенку свою любовь? («Словами», «Глазами»….).
Приложения к семинару – практику
«Детям о памятных датах и культурных ценностях России»
Приложение № 1.
«Русские символы – сувениры» задание № 1 «Матрешка»
(Решение педагогических ситуаций).
Педагогам предлагается прокомментировать ситуации и найти выход.
1.В феврале в детских садах традиционно проводятся мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе педагог спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, пограничник, подводник, артиллерист. Миша в разговоре участия не принимает. Педагог побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?». Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!». |
2.Накануне празднования Дня Победы педагог рассказывает детям о том, что завтра вся группа пойдет к Могиле Неизвестного Солдата, и предлагает детям принести из дома цветы. На следующий день все ребята приходят в детский сад с букетами тюльпанов, гвоздик, нарциссов. Педагог выводит детей на улицу, ребята строятся парами, показывают друг другу букеты, рассказывают, как они будут возлагать цветы к подножию памятника. Несколько ребят обращаются к педагогу: «А Ваня цветы не принес!». |
3.На праздничный утренник, посвященный Дню Защитника Отечества, приглашены папы и дедушки. Для гостей были организованы различные конкурсы, в которых нужно было принимать участие ребенку и папе (или дедушке).. Аня, Дима и Ира за весь праздник не приняли участия ни в одном конкурсе, хотя пели и танцевали вместе со всеми детьми. Оказалось, что родители были заняты на работе и не смогли прийти на праздник. |
4.Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини – музея. Тема «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, раскладывали эти предметы на полочках, по нескольку раз за день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали. В один из дней педагог услышала фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Ирина Андреевна (это младший воспитатель группы, в которой была организована выставка) сказала, что мы принесли много всяких вещей, и ей теперь стало неудобно вытирать пыль на полочках!». |
Приложение № 2.
Задание – таблица «Исторические события и великие люди России»
Цели:
- Закрепить знания детей о великих соотечественниках.
- Учить подбирать к соответствующему портрету необходимые предметы, которые относятся к данному человеку, его виду деятельности.
- Воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому России, гордость за великих соотечественников и их достижения.
- Развивать речь и логическое мышление дошкольников.
Материал:
11 карточек (25*20 см) разного цвета, на которых в центре изображены портреты: А.Л.Барто, А.К.Саврасова, Ю.А.Гагагина, А.В.Суворова, Н.Н.Миклухо-Маклая, Петра Первого, Г.С.Улановой, П.И.Чайковского, А.С.Пушкина, В.Н.Терешковой, М.И.Кутузова. Под каждым портретом - по 3 свободных белых кружка.
Карточки-кружки, на которых изображены картинки, логически связанные с большими карточками: пуанты, спутник, планета, Большой Театр, мольберт, палитра, кисточки, пушка, скрипичный ключ, картошка, самолет, балерина, карта, часы, перо, книги, петушок и др.
Правила игры:
В игре принимают участие до 11 детей. Педагог раздает большие карты, на которых изображены портреты великих людей. Показывает детям маленькие карточки-кружки, где нарисованы предметы, характерные для того или иного вида деятельности.
Педагог предлагает детям поочередно определить, какому из исторических персонажей, изображенных на портретах, подойдет этот предмет, и объяснить почему. Ребенок, который правильно ответил на вопрос, забирает карточку себе и закрывает его кружком под портретом.
Игра продолжается до тех пор, пока все кружки на картах не будут закрыты.
А.Л.Барто | А.К.Саврасов | Ю.А.Гагагин | А.В.Суворов |
Книги Мяч Бычок Зайчик | Мольберт Палитра Кисти «Грачи прилетели» | Планета Спутник Улыбка Смоленск | Горы Оружие Одежда Пушка |
Г.С.Уланова | П.И.Чайковский | В.Н.Терешковой | М.И.Кутузов |
Большой театр Пуанты «Пачка» Балерина | Скрипичный ключ Ноты Праздник «Времена года» | Самолет Скафандр Женщина | Полководец Одежда Повязка на глазу |
Петр Первый | Н.Н.Миклухо-Маклая | А.С.Пушкин | |
Корабль Пушка Высокий Шляпа - треуголка | Картошка Карта Америки Корабль | Перо Петушок Книги Портрет |
Приложение № 3.
Задание «Великие люди России»
Таблица 1
№ | Историческое событие | Историческая личность | Хронологический порядок |
1 | Битва на берегу Невы. Дал отпор шведским крестоносцам. Позже – немецким рыцарям-крестоносцам: битва на Чудском озере, Ледовое побоище. | Александр Невский | 3 |
2 | Освобождение оставшихся российских земель от татаро-монгольского ига (Казань, Астрахань). | Царь Иван Грозный | 5 |
3 | Объединил территории древнерусского государства. Дал отпор диким ордам кочевников. Защищал русский народ от несправедливостей со стороны удельных князей. | Князь Владимир Мономах | 2 |
4 | Былинный герой. | Садко | 1 |
5 | Возглавил битву русских с татарами на Куликовом поле. Мамаево побоище. Кремль становится белокаменной крепостью. | Дмитрий Донской | 4 |
Исторические личности:
Дмитрий Донской, Садко, князь Владимир Мономах, царь Иван Грозный, Александр Невский.
Таблица 2
№ | Историческое событие | Историческая личность | Хронологический порядок |
1 | Создал российский военный и торговый флот. | Петр Первый | 4 |
2 | Отказался платить дань ордынцам. На реке Угре, притоке Оки, произошла встреча татарского и русского войск. Хан не решился вступить в бой из-за страха, что войско может быть разбито. Крепкое и объединенное государство стало называться Россией. | Великий князь Иван Третий | 2 |
3 | Войско-ополчение с ним во главе осадило поляков в Московском Кремле и освободило столицу от иноземных захватчиков. | Князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин | 3 |
4 | Возглавил русскую армию в Отечественной войне 1812 года против непобедимой армии Наполеона. Французы изгнаны из России. | М.И.Кутузов | 5 |
5 | Благодаря мирным переговорам с ордынцами получил право самому собирать дань для татар с русских земель и использовал это для усиления казны своего княжества. Хитростью, мирными переговорами, подкупом и силой своего ополчения сделал Москву центром земель русских. | Иван Калита | 1 |
Исторические личности:
М.И.Кутузов, Петр Первый, Иван Калита, князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, великий князь Иван Третий.
Проверка задания на экране (презентация - слайд).
Приложения № 4, № 5 «Пословица не мимо молвится».
Приложение № 4.
Игра «Назови пословицу и поговорку»
Педагог показывает таблички со словами, а другой педагог отгадывает пословицу, восстанавливает ее.
Труд – лень. | Труд человека кормит, а лень портит. |
Язык – дело. | Не спеши языком. Торопись – делом. |
Шило – мешок. | Шила в мешке не утаишь. |
Свет – тьма. | Ученье – свет, а неученье – тьма. |
Приложение № 5.
Задание «Замени пословицами предложение»
Береги время. | Делу время – потехе час. | |
Учись всю жизнь. | Разумно жить – минутой дорожить. | |
Не ссорься. | Век живи, век учись. | |
Держи слово. | Ссора до добра не доведет. | |
Не болтай. | Не давши слова, крепись, а давши, держись. | |
Держи язык за зубами. |
Задание № 7.
«Три способа выразить ребенку свою любовь»
Приложение № 6.
Картинка – символ | Надпись | Текстовое сопровождение |
Уши | Слово | Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность. |
Глаза | Взгляд | Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотели. |
Рука | Прикосновение | Иногда достаточно взять ребенка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребенка, не обращая внимания на советы умных воспитателей и многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка. Переласкать его, считают психологи, невозможно. |
Список использованной литературы
1. Е.И.Шаламова. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 160 с.
2. И.А.Агапова, М.А.Давыдова. Детям о памятных датах и культурных ценностях России. – М.: АРКТИ, 2012. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий семинара-практикума для родителей детей дошкольного возраста "Пальчики учат говорить"
Развивать малыша с пеленок - модно. Но педагоги считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее комфортнее освоится в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружат...
Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"
Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям»
Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам приобщения дошкольников к историческим и культурным ценностям народа»...
Сценарий семинара-практикума «Психологическое здоровье педагогов»
Встреча посвящена профилактике эмоционального выгорания и укреплению психологического здоровья....
Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
Обучающий семинар-практикум разработан педагогом-наставником муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15" Константиновой Т.В. Семинар...
Сценарий семинара-практикума «Психологическое здоровье педагогов»
Цель – снятие напряжения, создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе....
Сценарий семинара-практикума «Речевая культура педагога»
Сценарий семинара-практикума...