Семинар-практикум для родителей первой младшей группы на тему: "Влияние ниткографии на развитие мелкой моторики рук"
методическая разработка (младшая группа)
Знакомство родителей с условиями развития мелкой моторики рук дошкольников посредством техники «Ниткография» и различных игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_7._seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx | 108.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум в первой младшей группе на тему:
Цель: знакомство родителей с условиями развития мелкой моторики рук дошкольников посредством техники «Ниткография» и различных игр и упражнений.
Задачи:
- Активизировать психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития ребёнка
- Показать значимость развития мелкой моторики рук для успешности детей в различных видах деятельности.
- Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
- Познакомить родителей со средствами развития мелкой моторики рук и условиями их использования.
- Организовать участие родителей в практическом ознакомлении с опытом развития мелкой моторики рук с помощью рисования крупами.
Оформление группы: выставка дидактических игр, выполненных с использованием техники «Ниткография», выставка педагогической литературы «Развиваем пальчики - развиваем речь»
Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, экран.
Раздаточный материал: Трафареты с изображениями различных животных (ёжиков, собачек, мышек, белочек, мишек), клубки ниток разных цветов, экраны из бархатной бумаги, клей ПВА с дозированным носиком; памятки «Как развивать мелкую моторику рук дома».
Участники: родители, воспитатель.
Предварительная работа: подготовка презентации и трафаретов для рисования нитками.
План:
- Вступительное слово педагога «Большие возможности мелкой моторики»
- Показ презентации «Ниткография: что и для чего?».
- Практическая часть: игровые упражнения с родителями на развитие мелкой моторики с использованием техники «Ниткография».
- Раздача памяток-буклетов «Как развивать мелкую моторику рук дома».
- Подведение итогов
Ход собрания:
1. Вступительное слово воспитателя.
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада всех вас сегодня видеть на нашем семинаре-практикуме, посвященном очень важной теме – развитию мелкой моторики рук у детей. Это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек, которые мы начинаем массировать уже грудному младенцу, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Еще Аристотель говорил: «Рука это инструмент всех инструментов», известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: « ... он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук ... »
Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у малыша, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Это основано на том, что занятия мелкой моторикой развивают сразу несколько отделов головного мозга, и это, несомненно, скажется на общем умственном развитии ребенка положительно. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
- Как вы думаете, какими способами можно развивать мелкую моторику рук наших малышей. Подумайте. Предположите. ( Педагог выслушивает мнение родителей).
- А я назову технику «Ниткография», которую применяю в работе с дошкольниками уже несколько лет и вижу в этом огромную пользу. Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Ответьте коротко: одним или несколькими словами.
(Например: рисование нитью, развитие воображения, рисунок из ниток)
- Да, название техники говорит само за себя. Ниткография это выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Об этом приеме речь пойдет на нашем мероприятии, а именно, о возможностях ниткографии для развития мелкой моторики рук, а следовательно и развития речи дошкольников.
Показ презентации «Ниткография: что и для чего?» сопровождается рассказом воспитателя.
Ниткография — это вид изобразительного искусства, позволяющий создавать яркие и выразительные образы.
Есть 4 вида изобразительной деятельности с использованием ниток:
Вариант №1 — собственно ниткография. В этом случае необходимы нити разных цветов, фактур, клей (ПВА или силикатный) и лист для основы (можно свой, а можно взять шаблон обычной раскраски). На листе рисуем контур сюжета картинки клей по контуру. Пока он не застыл, выкладываем нить и слегка прижимаем, чтобы она приклеилась, и заполняем середину рисунка мелкими ниточками. Предварительно наносим клей ПВА на картинку. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше. К тому же он не требует много времени на выполнение задания.
Вариант № 2 — ниткопись. Разновидность техники, с которой начинается знакомство малышей с изобразительными возможностями ниток.
Что нужно: шерстяные нитки (чем более ворсистой она будет, тем замысловатее получится изображение); краска (гуашь или акварель); 2 листа плотной бумаги (акварельные листы подходят идеально, но можно и обычные).
Инструкция: Берём шерстяную нитку длиной 40–60 см. Окунаем её в краску (гуашь удобнее использовать, чем акварель), оставляя чистый хвостик. Выкладываем на листе бумаги (лучше брать плотные). Прикладываем чистый лист, прижимаем. Не открывая верхний лист, за хвостик водим нить влево-вправо. Снимаем верхний лист, убираем нить. Теперь по элементам заполняем рисунок нитками подходящих цветов. Постепенно технику можно усложнять несколькими нитями, окрашенными в разные цвета
Вариант №3 — аппликация нитками. Как разновидность ниткописи вместо цельных ниток используются кусочки, то есть нити нарезаются небольшими отрезками, которыми засыпается пространство рисунка. Такой способ считается более удобным в работе с детками помладше.
Главная ценность этой техники в том, что для её освоения вовсе не нужно обладать талантом художника, достаточно усидчивости, внимательности и аккуратности. Деятельность с нитками – это не только сенсорно-двигательные упражнения, это способ детального представления детей об окружающих предметах, способствующий проявлению речевой и умственной активности, развитию воображения. Каждая новая работа у ребенка уникальна.
- Наши малыши в самом начале пути в освоении данной техники. Для работы с младшими дошкольниками техника «ниткографии» несколько упрощена. Выкладывается только контур изображения, который не нужно приклеивать. Для того чтобы нити принимали и сохраняли нужную форму, мы их выкладываем на специальных экранах, сделанных из ковролина, фетра или бархатной бумаги.
Сами нитки для ниткографии могут быть любыми по цвету и толщине. Я уверена, у вас в каждой семье найдутся клубочки ниток и листок бархатной бумаги.
Толщина нитей подбирается в зависимости от возраста ребенка, чем младше ребенок, тем нить толще. Для детей двух - трехлетнего возраста подойдет шнурок толщиной примерно 4–5 мм.
- Обратите внимание, на ваших столах есть весь необходимый материал, для того, чтобы вы, родители, сделали свои первые шаги на пути к технике « Ниткография» и стали главными помощниками своих малышей в её освоении.
Практическая часть: игровые упражнения с родителями на развитие мелкой моторики с использованием техники «Ниткография».
Занятия «ниткографией» открывают для ребенка возможность, выполнять игровые упражнения без страха, допустить какую – либо ошибку, так как на бархатном экране её очень легко можно исправить и добиться нужного результата. Советую вам не расстраиваться, если у вас что-то не получается.
Педагог читает стихотворение Р.Сеора « На свете все похоже»
На свете всё похоже:
Змея — ремешок из кожи;
Луна — на круглый глаз огромный;
Кот полосатый на пижаму;
Журавль — на тонкий кран подъемный;
Я — на тебя, а ты на маму.
- Интересное стихотворение? С чем поэт сравнивает змею? А как бы вы еще придумали, на что похожа змея? (шланг, веревочка, ленточка). С чем сравнивают поэт луну? Журавля? А полосатого кота? Вот такой наблюдательный поэт, он заметил удивительные и забавные сходства предметов.
Сегодня мы с вами тоже попробуем понаблюдать за превращениями вот этоих веревочек. (обращает внимание на стол)
- На что сейчас похожа веревочка? (на линию, дорожку, на палочку)
- Как вы думаете, что она делает? (лежит, дремлет, спит)
- А как она лежит, спит, дремлет (спокойно, тихо)
- А сейчас посмотрите, что будет делать веревочка? (изгибается, как будто ползет, подкрадывается)
- А как она ползет? (легко, осторожно, тихо)
- На что она похожа сейчас? (гусеница, червяк, волны)
- Посмотрите, что сейчас делает веревочка? ( встала, вытянулась вверх, загордилась)
- На что она похожа? ( на столб, карандаш, палочку)
- А как она стоит? (спокойно, тихо, как будто слушает)
- А теперь она стала веревочкой. Она свернулась (закрутилась).
- На что она похожа? (на змею, завиток)
- А теперь? (в круг, колесо, в баранку)
- А как она это сделала? (соединили кончики)
Вот как много интересных превращений показала нам веревочка.
А теперь давайте нарисуем, на что, по вашему мнению, похожа веревочка? Во что ее можно превратить?
- Попробуйте выложить на ваших экранах змейку, яблоко, домик. Мы пока с детьми научились выкладывать дорожки, кружочки, ленточки.
- А сейчас предлагаю Вам проявить свои творческие способности. С помощью ниток, клея и трафаретов создать целый зоопарк . Для начала из предложенных заготовок Вы можете выбрать те, которые особенно понравились. (Под звуки спокойной музыки родители создают, нанося на трафарет клей, и выкладывают образы животных, при помощи ниток).
4. Итог собрания.
- Я благодарю Вас за оказанное внимание, надеюсь, что предложенная информация окажется для Вас полезной и, что данные рекомендации будут использоваться дома. К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что Вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать.
- Подводя итог нашей встречи, хочется отметить, что семья и детский сад вполне успешно могут сотрудничать по вопросам развития детей, в том числе, и при создании условий для развития у дошкольников мелкой моторики рук.
5. Раздача памяток «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»
(Приложение 2)
- Предлагаю Вам, ознакомится с памятками, изготовленными специально к нашему собранию. В них представлены различные игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук, которые Вы можете использовать в домашних условиях.
Приложение 1
Памятка для родителей
«Развитие мелкой моторики рук дома»
Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
- Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
- Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
- Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).
- Помогать сматывать нитки или веревку в клубок .
- Вешать белье, используя прищепки.
- Помогать отвинчивать различные пробки - у бутылок с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
- Помогать перебирать крупу.
- Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
- Вытирать пыль.
- Включать и выключать свет.
- Отлеплять и прилеплять наклейки.
- Перелистывать страницы книги.
Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.Используйте творческий подход, все занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с ребенком за руку немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведёрко, готовите из теста – выделите и ребенку кусочек
ВЕСЕЛЫХ ИГР ВАШЕМУ РЕБЕНКУ И ЕГО МАЛЕНЬКИМ ПАЛЬЧИКАМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление для родителей детей первой младшей группы на тему: "Влияние сказок на психическое здоровье детей"
В своем выступлении я старалась ответить на интересующие родителей вопросы при выборе книгу сказок для своего малыша....
Проект Первая младшая группа «Носики – Курносики ». Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста».
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не ...
Консультация для родителей в старшей группе на тему: "Влияние животных на полноценное развитие детей"
Влияние животных на полноценное развитие детей"...
Проект в младшей группе детского сада "Наши пальчики играют" (развитие мелкой моторики)
Как мы создавали условия для развития мелкой моторики посредством развивающих игр....
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Сенсорные игры для развития детей дома»
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Сенсорные игры для развития детей дома»Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлени...
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковая гимнастика как структура развития мелкой моторики рук"
Консультация для родителей младшего дошкольного возраста....
Статья на тему: Влияние арт-терапии на развитие мелкой моторики рук детей с синдромом Дауна
Влияние арт-терапии на развитие мелкой моторики рук детей с синдромом Дауна...