«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет»
консультация

Павловская Лилия Александровна

Для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kulturno-gigienicheskikh_navykov.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

 «Воспитание культурно-гигиенических навыков

у детей 3 – 4 лет»

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Важно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Учим умываться

  • Завернуть рукава одежды ребенка.
  • Проверить температуру воды.
  • Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.
  • Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
  • Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
  • Еще раз обмыть водой руки ребенка.
  • Закрыть воду.
  • Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
  • Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.

  • Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

Учим пользоваться полотенцем

  • Снять полотенце с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
  • Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
  • Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!"

Учим пользоваться носовым платком

  • Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
  • Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

  • Знать свою расческу и место, где она лежит.
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
  • Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
  • Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
  • Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
  • Исключить возможность пользования чужой расческой.

Учим пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
  • Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
  • Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.                          
  • Подготовила Колесник Е. В., воспитатель

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко. Консультация для родителей на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста".

Культурно – гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица тела, причёски, одежды, обуви, они продиктованы не только требованиями гигие...

Конспект итогового занятия по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста "Человек и его защита"

В этом материале  вы  прочитаете:" Как защищаться от микробов?".Найдете  "Полезные советы". "Это интересно знать!". " Цитаты, изречения". ...

Игра в воспитании культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Приобщение малышей к здоровому образу жизни. Обучение основам гигиенической культуры через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным ве...

Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...