Способы коррекции психомоторного развития старших дошкольников на музыкально-ритмических занятиях
учебно-методический материал

Музыкальная игра, построенная на основе музыкально-ритмических движений, является превосходным средством как развития музыкально-ритмических способностей детей, так и развития психомоторных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby.docx19.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Способы коррекции психомоторного развития старших дошкольников на музыкально-ритмических  занятиях

Развитие психомоторики, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития, создает необходимые предпосылки для формирования высших психических функций, которые имеют первостепенное значение для наиболее полного познания ребенком предметов, объектов и явлений окружающего мира, а с другой – является базовым для успешного овладения многими видами деятельности, возможности дальнейшего обучения.

Психомоторное развитие ребенка старшего дошкольного возраста является основой дальнейшего полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. От уровня психомоторного развития во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности, а это ведет к повышению самооценки, снижению уровня тревожности ребенка, что благоприятно влияет на развитие и становление эмоционально – волевой сферы ребенка.

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Движения (в том числе речь и письмо) - главное средство взаимодействия человека с окружающим миром. Двигательный акт - внешнее завершение внутреннего психического процесса. Любая психическая деятельность человека завершается движением, позволяющим реально достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность, избежать опасности. Отражение через мышечные движения деятельности человека (в том числе внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) называется психомоторикой.

Базовым для развития психомоторики, всех высших психических функций является сенсомоторный уровень: сенсорика (от лат. sensus - чувство, ощущение) - психический процесс; моторика - двигательная активность.

Дошкольный период характеризуется значительными преобразованиями в деятельности всех физиологических систем организма, а возраст 5–7 лет считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь. Уровень психомоторного развития обусловлен функциональной зрелостью нервной системы, обеспечивающей способность к проявлению произвольных действий. Движение — естественная биологическая потребность детей.

Для занятий по психомоторике могут быть использованы различные дидактические игры (пальчиковый театр, доска для психомоторики, конструкторы, разрезные картинки), речевое сопровождение, картинные и схематические планы.

На занятиях должны присутствовать упражнения на воздействие отдельных систем психомоторного развития ребенка. Упражнения имеют свойства усложняться по мере овладения ими, и должны быть подобраны с учетом возрастных и моторных особенностей детей.

Музыкальная игра занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Музыка придает особую выразительность движению детей в игре, в танце, воздействует на чувства детей, углубляет представление о различных явлениях природы, способствует воспитанию у детей правильного отношения к окружающему миру.

Музыкальная игра, построенная на основе музыкально – ритмических движений, является превосходным средством как развития музыкально – ритмических способностей детей, так и развития психомоторных качеств.

Коррекция психомоторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмических занятий возможна следующими направлениями:

  • Мимическая, речевая, голосовая разминка;
  • Развитие пространственного гнозиса: развитие ориентировки в собственном теле; развитие ориентировки в пространстве (право, лево и т.д.); понимание направления движения (к, от, по, из, в, до и т.д.)
  • Игра на  музыкальных инструментах (металлофон, ксилофон): формирование умения найти и нажать нужную клавишу (по инструкции учителя), формирование умения самостоятельно сыграть нужную последовательность;
  • Развитие внимания: игры на развитие слухового внимания; игры на развитие слуховой памяти; игры на развитие зрительного внимания; игры на развитие зрительной памяти;
  • Развитие стереогноза: узнавание детских музыкальных инструментов на ощупь.

Для детей с явными нарушениями психомоторного развития занятия по коррекции должны проводиться индивидуально.

В занятии могут быть широко использованы музыка, стихи (ритмическая организация движений), ролевые и сюжетные игры, импровизации и этюды, творческие работы.

Игры и упражнения, используемые на музыкально-ритмических занятиях должны быть направлены на:

  • развитие быстроты и точности реакции на звуковые или вербальные сигналы;
  • развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения);
  • развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой);
  • развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений (слово управляет движением);
  • развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.

Примеры упражнений по коррекции психомоторики

  1. «Отраженная мимика» - мимическая гимнастика с использование зеркала; дыхательные упражнения.

Такие упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

  1. Игра на металлофоне с помощью цветных карточек.

На первом этапе педагог показывает ребенку карточки разного цвета и величины, ребенок должен ударить молоточком по соответствующей пластинке на металлофоне.

На втором этапе педагог выкладывает с помощью карточек определенную последовательность (мелодию песни), которую ребенок должен сыграть. Затем педагог с ребенком прохлопывает ритм заданной мелодии.

На третьем этапе ребенок должен сыграть мелодию, глядя на разложенные перед ним цветные карточки, в соответствии с прохлопанным ритмом.

На четвертом этапе ребенок должен играть мелодию без подсказок педагога.

Данное упражнение формирует умение найти и нажать нужную клавишу по инструкции педагога, формирует умение самостоятельно играть нужную мелодию.

  1. Ритмические видео-задачки.

Детям выдаются детские шумовые инструменты (бубны, маракасы и пр.). На экран выводится видео, где разными фигурами изображен ритм, который необходимо играть (большая фигура – долгий удар, маленькая – быстрый, короткий удар). Каждый ребенок должен внимательно следить за картинкой на экране и играть в соответствии с изображением под музыку. Последовательность инструментов может определяться педагогом, который называет те инструменты, которые должны играть, либо же инструменты могут меняться на экране в виде их изображений.

В дальнейшем дети должны играть заданный ритм без наглядной подсказки под музыку.

Данные упражнения направлены на развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

  1. Игра «Пощупай и назови».

Ребенок с закрытыми (завязанными) глазами должен угадать музыкальный инструмент, который дал ему педагог, ощупывая его руками.

С помощью этого упражнения происходит развитие стереогноза – узнавание предметов на ощупь.

  1. «Зеркальный танец».

Танец-«повторялка». Под музыку дети повторяют движения за педагогом. Педагог может комментировать на первом этапе движения, ориентирую детей в пространстве (право, лево, вперед, назад и т.д.).

В ходе этого упражнения  происходит развитие пространственного гнозиса: развитие ориентировки в пространстве, развитие ориентировки в собственном теле.

6. Ритмическая ходьба.

Педагог включает музыку (или играет на музыкальном инструменте). Дети должны идти по кругу в соответствии с мелодией: медленный шаг под плавную музыку, бег под быструю, подскок под польку, ритмичный шаг под марш и т.д.  Все движения должны меняться быстро в соответствии со сменой характера музыки.

В ходе такого упражнения развивается быстрота и точность реакции на звуковые сигналы, а также развивается такое качество внимания как переключение.

7.  «Часы».

Педагог читает строчки:

Бьют часы на башне БАМ-БАМ.

На стене чуть поживей ТИК-ТАК, ТИК-ТАК.

А ручные все спешат ТИКИ-ТАКИ, ТИКИ-ТАКИ, ТИКИ-ТАКИ, ТАК.

Дети должны прохлопывать ритм в соответствии с услышанным: БАМ-БАМ – долгие удары, ТИК-ТАК – быстрые удары, ТИКИ-ТАКИ – очень быстрые удары.

Данное задание позволяет детям получить общее впечатление о том, что ритм состоит из разных «шагов» - долей и они не всегда равномерные.

Учитывая разный уровень психофизического развития детей, используя предложенные способы и приемы коррекции психомоторного развития старших дошкольников на музыкально-ритмических занятиях, мы решаем вопрос выравнивания стартовых возможностей дошкольников с целью успешного перехода их на новую ступень социального развития.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие интереса дошкольников к музыкально-ритмическим движениям на основе современных музыкальных композиций"

Педагогический опыт в развитии интереса дошкольников к музыкально-ритмическим движениям на основе современных музыкальных композиций....

Консультация "Психомоторное развитие старших дошкольников"

Информация для родителей и педагогов о психомоторном развитии дошкольников, как основе для полноценного обучения в школе и формированию учебных навыков....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          Развитие творчеcких cпоcобностей ребѐнка являетcя важной задачей  воcпитательно-образовательной работы в ДОУ....

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Психомоторное развитие (с учетом общих закономерностей развития дошкольника) является базовым уровнем для психического развития ребенка. Это основа для формирования учебных навыков и полноценного обуч...

Реализация плана по самообразованию по теме «Психомоторное развитие старшего дошкольника средствами игр и упражнений».

Реализация плана по самообразованию по теме«Психомоторное развитие старшего дошкольникасредствами игр и упражнений»....

Рекомендации родителям. Игры и упражнения для психомоторного развития старших дошкольников

Для полноценного развития ребенку  важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи. Вы можете включить в свое общение игры и  игровые упражнения, в которых решаются...

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для воспитателей...