Главные вкладки
Консультация "Возрастные особенности детей, значимые для конструирования в детском саду и семье"
консультация (подготовительная группа)
консультация для родителей детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_rod.konstr.docx | 32.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Возрастные особенности развития детей, значимые для конструирования в детском саду и семье
Развитие моторики и становление двигательной активности. Движения детей седьмого года жизни становятся все более осмысленными, мотивированными и целенаправленными. Старшие дошкольники пытаются ставить двигательную задачу, выбирая разные способы ее решения. В процессе выполнения двигательных заданий проявляют скоростные, скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость и выносливость. Значителен прирост физической работоспособности и выносливости. Продолжительность двигательной активности составляет не менее 4,5 часов в сутки, интенсивность достигает 65 движений в минуту. На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения действий. Им свойствен широкий круг специальных знаний, умений анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата. Дети способны проявить инициативу, выдержку, настойчивость, решительность и смелость. Все это благотворно влияет на дальнейшее развитие детского конструирования.
Социальная ситуация развития характеризуется все возрастающей инициативностью и самостоятельностью ребенка в отношениях с другими людьми, благодаря чему он начинает осознавать и переживать социальный мир. Общение с родителями и педагогами приобретает все более устойчивый внеситуативно- личностный характер (не зависит от конкретной ситуации). Взрослый начинает восприниматься ребенком как особая, целостная личность, источник социальных представлений и оценок, эталон поведения. Ребенок интересуется рассуждениями взрослого, описывает ему ситуации, в которых ждет моральной оценки поступков людей. Приобщение к ценностям общества происходит через ценности близких людей, семьи.
Общение со сверстниками также приобретает личностные черты — появляется избирательность в общении, ребенок сам выбирает друзей, даже если они не устраивают близкого взрослого. Социальные роли в группе становятся устойчивыми, формируется внутренняя позиция ребенка в социальном взаимодействии, он начинает осознавать себя субъектом в системе социальных отношений. Появляется эмоциональное отношение к нормам поведения, ребенок начинает оценивать себя и других с точки зрения принятых норм, критиковать поступки сверстников и взрослых.
У детей седьмого года жизни формируется позиция самых старших в детском саду — умелых и опытных, будущих учеников.
Сюжетно-ролевая игра достигает пика своего развития. Ролевые взаимодействия детей содержательны и разнообразны, дети легко используют предметы-заместители, могут принимать и играть несколько ролей одновременно. Сюжеты строятся в совместном со сверстниками обсуждении, могут творчески развиваться.
Дети смелее и разнообразнее комбинируют в игре знания, которые они получили из книг, кинофильмов, мультфильмов и окружающей жизни, могут сохранять интерес к избранному игровому сюжету от нескольких часов до нескольких дней. Моделируют отношения между различными людьми, плановость и согласованность игры сочетается с импровизацией, ролевая игра смыкается с играми по правилам. В игре воспроизводятся мотивы и морально-нравственные основания, общественный смысл человеческой деятельности, игра становится символической. Постепенно игра начинает вытесняться на второй план деятельностью практически значимой и оцениваемой взрослыми.
Художественно-продуктивная деятельность приобретает социальную направленность. Дети начинают осознавать роль искусства и культурных практик в жизни человека и человеческого общества. В изобразительной и конструктивной деятельности усиливается ориентация на зрительные впечатления, попытки воспроизвести действительный вид предметов с учетом его строения, назначения, размещения в пространстве. В конструировании, художественном труде, дизайн-деятельности дети готовы к индивидуальному и коллективному творчеству; начинают планировать, обсуждать и согласовывать замыслы, выбирать материалы, распределять объем работы; способны подчинить свои желания интересам группы.
Психическое развитие. В различных видах деятельности развивается личность ре- бенка, совершенствуются и становятся произвольными познавательные процессы, формируются новообразования возраста, проявляется индивидуальность. Восприятие становится произвольным, целенаправленным, все больше связывается с накопленным опытом (апперцепцией). Развитие восприятия тесно связано с развитием речи и наглядно-образного мышления, совершенствованием разных видов продуктивной деятельности. Ребенок овладевает широким спектром перцептивных действий (вычленяет из объектов наиболее характерные свойства) и к моменту поступления в школу усваивает систему сенсорных эталонов — образцы чувственных свойств и отношений (геометрические формы, цвета спектра, музыкальные звуки, фонемы языка); усложняется ориентировка в пространстве и времени. Воображение становится произвольным. Ребенок владеет способами замещения реальных предметов и событий воображаемыми, способен к созданию оригинальных образов в разных видах художественно-продуктивной деятельности. На развитие вооб- ражения заметное влияние оказывают игра, конструирование, изобразительное творчество, восприятие художественных произведений (книжные иллюстрации, живопись, литература, музыка, театр), просмотр мультфильмов, жизненный опыт и культурные практики ребенка. Развивается опосредованность и преднамеренность воображения — ребенок может создавать образы в соответствии с целью, условиями, пла- ном действий, способен контролировать и оценивать полученный результат в соответствии с поставленной задачей. К семи годам до 20% детей способны само- стоятельно «генерировать» идеи и разрабатывать план их реализации в воображении. Впечатлительные дети могут погружаться в воображаемый мир (в неблагоприятных обстоятельствах воображение начинает выполнять защитную и компенсаторную функ- ции).
Память становится произвольной, для лучшего запоминания ребенок может использовать специальные мнемонические приемы: группировка материала, сериация объектов, выявление смыслового звена, соотнесение нового и знакомого, повторение и т.д. Эмоционально-насыщенный материал запоминается лучше и легче включается в долговременную память. Наряду с механической памятью развивается смысловая, функционирует эйдетическая память, закладываются основы культурной и исторической памяти.
Внимание к 7 годам становится произвольным, что является непременным условием организации учебной деятельности в школе. Повышается объем внимания, оно становится более опосредованным.
Эмоциональная сфера. Ребенок постепенно теряет непосредственность: он освоил нормы поведения в обществе и пытается им соответствовать. В процессе совместной деятельности ребенок может поставить себя на место другого, по-разному ведет себя с окружающими, способен предвидеть последствия своих слов и поступков. Он начинает скрывать от других людей свои чувства и эмоции, поэтому взрослому иногда трудно его понять.
Развитие личности ребенка связано с появлением определенной линии поведения — ведущими становятся моральные, общественные мотивы. Возникает соподчинение (иерархия) мотивов деятельности и поведения. Формируются новые мотивы — же- лание действовать как взрослый, получать одобрение и поддержку со стороны других людей (детей и взрослых). Мотивы самоутверждения и самолюбия начинают доминировать в отношениях со сверстниками. Формируется самооценка, появляется самокритичность, внутренняя позиция в общении и деятельности.
Умение подчинять свои действия заранее поставленной цели, преодолевать затруднения, возникающие на пути к ее выполнению, в т.ч. отказываться от спон- танно возникающих желаний в пользу важного дела, анализировать ошибки — всеми этими качествами характеризуется волевое поведение как важнейшее условие готовности ребенка к обучению в школе.
Развитие речи достигает довольно высокого уровня. Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, их признаков и действий. Дети свободно используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. К семи годам в основном завершается усвоение детьми лексической стороны речи. Дети начинают задавать вопросы о значении разных слов, понимают переносное значение слов разных частей речи. Речь становится объяснительной: ребенок последовательно и логично излагает события в форме описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом структуру текста (начало, сере- дина, конец). Дети составляют рассказы по картине, предложенной теме, по мотивам литературного произведения, из личного опыта; сочиняют истории и небольшие сказки с применением рукотворных фигурок и конструкций. Особое значение в этом возрасте имеет формирование элементарного осознания речи (своей и чужой). Речь становится предметом внимания и изучения. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки детей к обучению чтению и письму. Формируется культура речевого общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».
Выступление на региональном семинаре....
Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей, значимые для организации конструирования в детском саду и семье»
Помощь родителям в обучении детей конструированию...
Памятка для родителей "Возрастные особенности развития детей, значимые для организации конструирования в детском саду и семье"
Памятка для родителей "Возрастные особенности развития детей, значимые для организации конструирования в детском саду и семье"...
Памятка для родителей «Возрастные особенности развития детей, значимые для организации конструирования в детском саду и семье»
laquo;Возрастные особенности развития детей, значимые для организации конструирования в детском саду и семье»...
Памятка для родителей "Возрастные особенности развития детей, значимые для организации конструирования в детском саду и семье"
Памятка для родителей "Возрастные особенности развития детей, значимые для организации конструирования в детском саду и семье"...
Памятка для родителей «Возрастные особенности развития детей , значимые для организации конструирования в детском саду и семье» (Ранний возраст)
Памятка для родителей «Возрастные особенности развития детей , значимые для организации конструирования в детском саду и семье» (Ранний возраст)Конструирование из строительного материала я...
Памятка для родителей "Возрастные особенности развития детей, значимые для конструирования в детском саду и семье"
Возрастные особенности развития детей, значимые для конструирования в детском саду и семье...