Статья "У истоков нравственного воспитания"
статья
Нравственное воспитание является одним из направлений в воспитании детей дошкольного возраста. Это одна из основ формирования морально-устойчивого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, гражданина, способного к творческой деятельности. В своей работе часто приходится сталкиваться с проблемами в поведении детей со сверстниками, с родителями, с взрослыми, на праздниках, в общественных местах.
Из разговоров с родителями часто делаешь выводы, что родители и в домашней обстановке сталкиваются с трудностями в поведении детей, зачастую видят неуважительное отношение со стороны своих чад, с неуважительным отношением сталкиваются бабушки и дедушки. Родители имеют собственные представления о том, что актуально для их ребенка в данный период, и каким они хотели бы видеть его в перспективе. Вопросы, пожелания родителей только прибавляют целенаправленности нашей деятельности, обеспечивают индивидуализацию педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_u_istokov_nravstvennogo_vospitaniya.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Москаленко Юлия Николаевна, Тищенко Ольга Ивановна,
воспитатели МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка»
Полтавского района Омской области
Статья «У истоков нравственного воспитания»
Нравственное воспитание является одним из направлений в воспитании детей дошкольного возраста. Это одна из основ формирования морально-устойчивого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, гражданина, способного к творческой деятельности. В своей работе часто приходится сталкиваться с проблемами в поведении детей со сверстниками, с родителями, с взрослыми, на праздниках, в общественных местах.
Из разговоров с родителями часто делаешь выводы, что родители и в домашней обстановке сталкиваются с трудностями в поведении детей, зачастую видят неуважительное отношение со стороны своих чад, с неуважительным отношением сталкиваются бабушки и дедушки. Родители имеют собственные представления о том, что актуально для их ребенка в данный период, и каким они хотели бы видеть его в перспективе. Вопросы, пожелания родителей только прибавляют целенаправленности нашей деятельности, обеспечивают индивидуализацию педагогического процесса.
Агрессивное, неадекватное поведение в обществе часто находят место во взаимоотношениях между детьми. К сожалению, иногда сами родители провоцируют их на такое поведение. Часто приходится слышать, как отец или мама советуют: «Научись давать сдачи».
Не всегда дети умеют общаться друг с другом, оказать помощь, поддержать своих товарищей, уметь сопереживать. Конфликтные ситуации подстерегают нас, чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело заканчивается миром, а в других невысказанной и затаенной обидой. С конфликтными ситуациями в детском саду сталкиваешься регулярно, и их не всегда нужно избегать или стараться замять. Стараемся помочь детям найти выход из сложившейся ситуации, сформировать у них умение, научить решать конфликтные ситуации.
В частности проблема коммуникативного общения детей между собой и с взрослыми возникла и в нашей группе. Исходя из педагогического наблюдения за поведением детей в группе и вопросов родителей к педагогам по данной теме, мы предложили родителям заполнить анкеты «Если вы вежливы», «Вежливость в нашей группе». Анализ заполненных родителями анкет позволил сделать вывод, что в группе имеется проблема по речевому этикету и умению детей вести себя в общественных местах, за столом,во время совместных игр,общения друг с другом. Проблемами в поведении детей обеспокоены не только воспитатели, но и родители. Это показали итоги анкетирования. Обсудив результаты с родителями, мы совместно подобрали формы активного обучения детей видам этикета.
Был составлен перспективный план деятельности по проекту» Уроки этикета» на учебный год, который включал в себя мероприятия разной направленности. Были привлечены специалисты детского сада: музыкальный руководитель, медицинская сестра, психолог.
Цель проекта: повышение уровня коммуникативной компетенции детей.
Задачи:
1.Формировать навыки этического поведения у детей старшего дошкольного возраста;
2.Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;
3.Закреплять представления детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;
4.Воспитывать уважение к окружающим людям.
Перед составлением плана работы была изучена,подобрана методическая литература по теме «Уроки этикета» в соответствии с возрастом,потребностями группы. В план работы включены темы: «Встречаем гостей», «Подари подарок», «Как нужно обращаться с игрушками», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Как можно порадовать своих близких» и другие.
Был оборудован центр этикета в группе, в нем размещены фотоматериалы, дидактические игры, настольная кукла – фея Вежливости, подборка художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, конспекты занятий, атрибуты к играм.
Ожидаемые результаты:
Овладение детьми старшего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях. Сформированы навыки этического поведения у детей старшего дошкольного возраста. Развит познавательный интерес к этическим правилам и нормам.
В рамках реализации проекта была проведена работа с детьми и родителями, которая состоит из системы занятий, включающих в себя этикетные правила по следующим темам:
- «Правила приветствия»: вежливые способы обращения друг к другу в зависимости от времени суток и от собеседника; как представляться и представлять других; «волшебные» слова.
Решение игровой ситуации «Упрямый утенок», «Вежливый попугай».
- «Речевой этикет»: умение общаться по телефону, различные способы обращения к собеседникам, развивать умение кратко излагать свои мысли и понимать звуковые сигналы, беседы на тему «Уроки вежливости», «С чего начинается дружба»; словесные игры по речевому этикету «Вежливые слова», «У меня зазвонил телефон», «Доскажи словечко».
Решение игровой ситуации «Лев у телефона», «Болтливый ежик».
- «Мой внешний вид»: опрятность, чистота, удобство и уместность внешнего вида в зависимости от ситуации, времени года и времени суток.
Решение проблемной ситуации «Мойдодыр и козленок»,
«Грязный медвежонок».
- «Этикет в моем доме»: красота, чистота и уют дома, как обращаться с игрушками, порядок и чистота в детской комнате.
Решение игровой ситуации «Щелкунчик и игрушки», «Аккуратная обезьянка».
- «Как я виду себя в общественном месте»: знать правила для пешеходов (как переходить улицу, понимать знаки светофора и дорожные знаки), какое должно быть поведение в транспорте, в театре, музее, кинотеатре, гардеробе, прогулка по лесу.
Решение ситуаций: «Волк на улице», «Тигр с семьей идет в театр».
- «Гости и подарки»: как нужно обращаться с подарком и преподносить его, какие нужно знать правила поведения для гостей, как принимать своих гостей, сюжетно – ролевые игры по гостевому этикету: «День рождения», «В гостях у подружки».
Решение игровой ситуации «Слоненок в гостях»,
«Подарок для пингвина».
- «Этикет по столовой»: как нужно красиво сделать сервировку стола, правила поведения за столом, и пользования столовыми приборами.
Решение проблемной ситуации «Поросенок за столом», «Лиса и журавль».
- «Семейный этикет»: секреты семейного счастья, правильное построение отношений с мамой, папой, родственниками, братьями и сестрами, а также с домашними питомцами, составление и отгадывание загадок на тему: «Вежливые слова», рассматривание иллюстраций «Я и мое поведение».
Решение ситуаций «Кошачья семья», «Одинокий волк».
Изучение всех этикетных ситуаций осуществляется в игровой форме, где происходит общение, распределяются роли между детьми. В результате этой работы дети начинают внимательней и доброжелательней относиться друг к другу, расширять свой словарный запас.
Обучая детей правилам этикета, также можно использовать пословицы и поговорки. Такая форма работы позволяет ребенку закрепить все необходимые культурные правила и нормы поведения.
Работа с родителями:
- проведены беседы по вопросам нравственного воспитания детей; консультации, папки – передвижки, изготовлены информационные стенды по теме этикета
- организованы выставки семейных традиций (кулинарные рецепты, фотографии путешествий по музеям, в другие страны);
- консультации по методическому обеспечению изучения этикета в домашних условиях (книги, журналы, Интернет-ресурсы)
- оформление уголков-передвижек с рекомендациями по воспитанию детей
- изготовление лэпбука на тему: «В мире этикета» (раскладка-цветок с правилами поведения за столом, набор для сервировки стола с образцом», набор карточек «Найди ошибку», игра «Сказочный этикет», кейс «Правильно и неправильное поведение», пальчиковый театр, лото «Что чем едят», Игра «В чем пойти», «Разрезные картинки»)
- индивидуальные консультации для родителей с психологом по их запросу.
Итоговым мероприятием явилось проведение игры - КВН для детей старшего дошкольного возраста и родителей» Что такое этикет?». Цель игры: обобщить представления детей об этикете и закрепить навыки поведения в обществе с взрослыми и сверстниками.
Родителям были вручены памятки «Роль этикета в воспитании детей».
После проведения мероприятий и педагоги, и родители отметили, что дети стали общаться друг с другом более доброжелательно, решать конфликтные ситуации без драк и ссор; во время приветствия и прощания используют разнообразные формы вежливых слов. Знают правила ведения разговора по телефону, правила поведения в общественных местах.
Таким образом, если педагоги, родители и дети работают в атмосфере партнерства, это способствует обучению детей на основе принципов демократического образования, обеспечивает индивидуализированное и ориентированное на ребенка обучение, целостный подход к его развитию, позволяет им овладеть хорошими манерами, тактичностью, выдержкой; оптимизировать детско-родительские отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Истоки нравственного воспитания" по книге С. Л. Соловейчика "Непрописные истины воспитания"
Презентация составлена из выдержек по книге С.Л.Соловейчика для родителей и педагогов. Цель - обратиться к опыту педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Может быть использована д...
Педагогические ситуации для родителей и педагогов к родительскому собранию "Истоки нравственного воспитания детей"
Предлагаю две ситуации дя рассмотрения и обсуждения родителям и педагогам на родительсом собрании, посвященном нравственному воспитанию подрастающего поколения. Реальные ситуации, которые часто возник...
ПРОГРАММА «Истоки нравственности» духовно -нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Программа на тему духовно-нравственного воспитания детей....
Истоки нравственного воспитания.
В младшем дошкольном возрасте у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. На...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
Статья «У истоков нравственного воспитания»
Нравственное воспитание является одним из направлений в воспитании детей дошкольного возраста. Это одна из основ формирования морально-устойчивого, жизнерадостного, отзывчивого, иниц...
Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год
Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...