Методическая разработка по теме: «Игры и упражнения для дошкольников в сенсорной комнате»
материал
Сухой бассейн
Массаж и укрепление мышц верхних конечностей
«Игры с водой»
И.п. ребенок стоит на коленях перед бассейном
Упражнение № 1 «Разноцветные круги» Предложить малышу опустить в «воду» правую руку и «нарисовать» большие разноцветные круги (вращательные движения правой руки). То же самое проделать и левой рукой (3-4 раза)
Упражнение № 2 «Солнышко» Предложить опустить в «воду» обе руки и обеими «нарисовать» солнце (вращательные движения обеих рук одновременно) 3-4 раза.
Упражнение № 3 «Радуга» Предложить малышу «нарисовать» радугу (одновременные движения обеими руками слева направо и обратно)" 3-4 раза
Упражнение № 4 «Полощем белье» Предложить малышу «прополоскать белье». Опустив в бассейн правую руку, сделать движения в правую и левую сторону («полощет белье»), то же повторить левой рукой
Упражнение № 5 «Шаловливые ручки» Предложить малышу опустить в бассейн обе руки и совершает ими произвольные движения («ручки шалят»)
Укрепление мышц нижних конечностей, координация работы позвоночника, повышение опорности рук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
«Игры и упражнения для дошкольников в сенсорной комнате»
Сухой бассейн
Массаж и укрепление мышц верхних конечностей
«Игры с водой»
И.п. ребенок стоит на коленях перед бассейном
Упражнение № 1 «Разноцветные круги» Предложить малышу опустить в «воду» правую руку и «нарисовать» большие разноцветные круги (вращательные движения правой руки). То же самое проделать и левой рукой (3-4 раза)
Упражнение № 2 «Солнышко» Предложить опустить в «воду» обе руки и обеими «нарисовать» солнце (вращательные движения обеих рук одновременно) 3-4 раза.
Упражнение № 3 «Радуга» Предложить малышу «нарисовать» радугу (одновременные движения обеими руками слева направо и обратно)" 3-4 раза
Упражнение № 4 «Полощем белье» Предложить малышу «прополоскать белье». Опустив в бассейн правую руку, сделать движения в правую и левую сторону («полощет белье»), то же повторить левой рукой
Упражнение № 5 «Шаловливые ручки» Предложить малышу опустить в бассейн обе руки и совершает ими произвольные движения («ручки шалят»)
Укрепление мышц нижних конечностей, координация работы позвоночника, повышение опорности рук
Игра «Часики»
Ребенок сидит в центре бассейна, руки в упоре в бассейне, ноги вместе, вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: вначале одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней, тело ребенка поворачивается вслед за ней. И так по кругу. Первый вариант – с опорой на руки; второй вариант – без опоры на руки
Массаж и укрепление мышц нижних конечностей
Игра «Шаловливые ножки»
Ребенок сидит на бортике бассейна, по сигналу он опускает в бассейн ноги и совершает ими непроизвольные движения в разные стороны
Игра «Дельфин»
Ребенок лежит в бассейне на животе, руки прижаты вдоль тела, голова приподнята; производятся движения ногами по типу плавания, отгребая шарики от себя ногами («хвостом»), затем выполняются движения ногами к себе
Способствовать массажу всего тела и развитию общей подвижности
Игра «Пловец»
И.п.: ребенок находится в положении лежа на животе
Упражнение № 1 Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Производятся движения руками по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, затем выполняя те же движения к себе (4-5 раз)
Упражнение № 2 Руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Производятся движения ногами по типу плавания, отгребая шарики от себя в стороны, затем выполняя те же движения к себе (4-5 раз)
Упражнение № 3 Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Производятся синхронные упражнения ногами и руками по типу плавания (4-5 раз)
Игра «Гусеница»
Ребенок лежит в бассейне на животе, затем начинает совершать движения, словно «ползет» по бассейну (но не на четвереньках)
Игра «Хитрый котенок»
Ребенок стоит на четвереньках в бассейне, затем, как котенок, крадется по бассейну (от одного края до другого, по кругу вдоль бортика), иногда он прячется в шарики (ребенок должен стремиться передать характер движений животного)
Игра «Золотая рыбка»
В первом варианте ребенок лежит на животе, во втором варианте – на спине; руки выпрямлены, вытянуты вверх; производятся синхронные движения ногами и рукам по типу плавания
Массаж шейных мышц
Игра «Ныряем»
И. п.: ноги на полу перед бассейном, руки в упоре в бассейне: достаем головой дно бассейна
Массаж и координация работы позвоночника
Игра «Перекаты»
И. п.: ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты: малыш скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика
Развитие динамической и статической координации
Игра «Не замочи руки»
И. п.: обычная стойка в бассейне: - разное положение рук: а) на голове, б) за головой, в) за спиной, г) согнуты в локтевых суставах и обхвачены ладошками; - ребенок проходит из одного угла бассейна в другой, обходит бассейн по кругу
Развитие координации ножных мышц
Игра «Ловкие ноги»
Ребенок сидит на бортике бассейна и старается ногами поднять шарик
Развитие тактильных ощущений и мелкой моторки
Игра «Достань со дна бассейна»
Прячем на дне бассейна один или несколько предметов и просим ребенка найти их. Усложнение: прячем более мелкие предметы
Развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию
Игра «Отгадай, где спрятано»
Даем словесное указание ребенку, где найти предмет (на середине, в правой части бассейна и т. д.)
Развитие ловкости рук
Игра «Кто больше»
Дать задание: набрать и удержать в руках как можно больше шариков
Развитие воображения и тактильных ощущений, умения обследовать предмет
Игра «Найди по описанию»
Показать ребенку предметы, а затем разложить их на дне бассейна. Ребенок отыскивает указанный предмет. Усложнение: педагог не показывает предмет, который нужно найти, а дает его словесное описание; малыш не видит, куда прячется предмет
Чередование напряжения с расслаблением, регуляция дыхания, снижение психоэмоционального напряжения
Упражнение «Отдых»
Ребенок лежит в бассейне на спине. Педагог предлагает ему представить, что он находится в воде озера. Вода теплая, ласковая, вокруг спокойно и тихо, ребенку хорошо и приятно. Взрослый предлагает ребенку послушать пение птиц
Упражнение «Расслабление»
Ребенок лежит в бассейне на спине. Взрослый говорит ему: «Выпрями пальцы рук, потянись так, чтобы напряглись все мышцы тела, руки и ноги стали тяжелыми, как будто каменными (10-15 с). А теперь расслабься, отдохни – твое тело стало легким как перышко
Сенсорная тропа для ног
Обучение обследованию объектов; развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики
Упражнение «Обследование»
Обратить внимание ребенка на то, что все «кочки» на тропинке разные. Показать малышу, как нужно обследовать «кочки»: сначала – одним пальчиком, затем – ладонью, потом – пальчиками другой руки и т.д. При обследовании объектов взрослый называет их свойства
Развитие тактильного восприятия, координации. Профилактика плоскостопия
Игра «Волшебная тропа»
Ребенок идет по сенсорной тропе – «кочкам», отмечая, какие они: мягкие, колючие и т.д.
Развитие тактильного восприятия, памяти, воображения
Игра «Чей домик»
Предложить ребенку обследовать каждую «кочку» на тропинке (количество кочек от двух-трех до пяти штук) и запомнить какая она. Затем ребенок должен по речевой инструкции – разместить игрушки (куклу, мишку, зайку) в домики. Например: «Посади куклу в круглый дом с большими шариками. Посади зайку в квадратный колючий домик зеленого цвета»
Развитие координации движений, внимания
Игра «Змейка»
Расположить «кочки» на тропинке примерно на расстоянии 20 см. друг от друга. Предложить ребенку пройти по тропинке, обходя «кочки»
Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной
Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания
Игра «Поймай взглядом»
Обратить внимание ребенка на колонну с пузырьками: как колонна меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки, шарики)
Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации
Игра «Поймай пальчиком»
Обратить внимание ребенка на колонну с пузырьками: как колонна меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки, шарики). Предложить «поймать рыбку». Малыш «ловит» рыбку определенного цвета (следит пальчиком по ребристой поверхности трубки за движениями рыбок). Рыбок нужно «ловить» то правой, то левой рукой
Активизация зрительного восприятия; формирование зрительной памяти, зрительно-моторной координации; развитие тактильной чувствительности
Игра «Найди такую же рыбку»
Обратить внимание ребенка на отражение колонны в зеркале, подчеркивая, что в той колонне, которая отражается, плавают такие же рыбки. Предложить ребенку «поймать рыбок». Малыш «ловит» одну и ту же рыбку сначала в колонне, потом в её отражении, анализируя поверхность (гладкая, ребристая)
Активизация зрительного восприятия; формирование концентрации внимания; совершенствование ориентировки в пространстве
Игра «Вверх – вниз»
Обратить внимание ребенка на колонну с пузырьками: как колонна меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки, шарики). Спросить у ребенка: «Куда поплыла эта рыбка?»
Малыш должен определить расположение рыбки (верх – низ)
Зеркальный шар
Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания движения
Игра «Поймай взглядом»
Обратить внимание ребенка на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звездочки») зеркальный шар: «Смотри, как много звездочек! Одна звездочка улыбается тебе и хочет с тобой поиграть. Вон она полетела. Давай поймаем её глазками. Звездочка будет убегать, а мы её будем ловить».
Малыш ловит звездочки взглядом
Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации
Игра «Поймай пальчиком»
Обратить внимание ребенка на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звездочки») зеркальный шар: «Смотри, как много звездочек! Одна звездочка улыбается тебе и хочет с тобой поиграть. Вон она полетела. Давай поймаем её глазками. Звездочка будет убегать, а мы её будем ловить».
Малыш ловит звездочки пальчиком, стараясь не отрывать его от отражения звездочки и следуя за ней
Игра «Поймай ладошками»
Смотри предыдущую игру. Но ловим звездочку не пальчиком, а ладошкой
Активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания; активизация кинестетического анализатора
Развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности для усвоения обобщающего понятия «цвет»
Дополнительные атрибуты: кукла, бусы по цвету нитей
Игра «Назови, где зайчик»
Обратить внимание малыша на его тело: по телу ребенка бегают световые «зайчики» - отражения от крутящегося зеркального шара.
Взрослый дотрагивается до разных частей тела ребенка: ловит «зайчика». Ребенок называет, в какой части тела он ощущает прикосновение руки педагога.
При повторении упражнения взрослый постепенно увеличивает количество прикосновений
Игра «Бусы для куклы»
Обратить внимание ребенка на светящиеся нити. Дать возможность их обследовать. Затем сказать малышу, что в гости к нам пришла кукла Катя. Предложить малышу сделать для Кати в подарок бусы. Педагог достает из корзинки бусы (шарики) и нанизывает их на светящиеся нити.
Ребенок действует по подражанию.
При повторении упражнения предлагать малышу нанизывать бусы определенного цвета.
Усложнение: нанизывание бусин в заданной ритмической последовательности (например: большая – маленькая, большая – маленькая, или красная – синяя, красная – синяя)
Ультрафиолетовое панно «Светящиеся нити»
Развитие умения различать и называть цвета; развитие зрительной памяти
Дополнительные атрибуты: мишка
Игра «Помоги Мишке»
Обратить внимание ребенка на грустного Мишку. Сказать, что он забыл, какого цвета у него нити и предложить ему помощь.
Усложнение: нахождение нитей определенного цвета и счет.
Развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики
Упражнение «Дорожка из кулачков»
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Можно сравнить длинные нити с дорожками и предложить по этой дорожке погулять: обхватив волокно кулачком правой руки, сверху приставить кулачок левой руки, затем снова кулачок правой руки и т.д., пока не закончится «дорожка»
Упражнение «Наматывание»
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем предложить познакомиться со свойствами волокон. Наматывая их на пальцы, говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся, их можно наматывать. Например, на пальчик».
Малыш вместе со взрослым наматывает волокно на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и т.д.
Взрослый постоянно комментирует свои действия
Упражнение «Жгутики»
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Обратиться к малышу: «Волокна мягкие, поэтому их можно сгибать. Давай сделаем из волокон жгутики»
Развитие умения различать и называть цвета; развитие зрительной памяти
Дополнительные атрибуты: контуры знакомых предметов
Игра «Узнай по контуру»
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Сказать, что нитей много и они похожи на занавеску, за которой находится окошко (зеркало). Если посмотреть в «окно», можно увидеть много интересного.
Предварительно на зеркало наклеить изображения и контуры знакомых предметов (на одну игру не более трех изображений).
Предложить рассматривать и отгадывать изображения предметов не раздвигая нити
Развитие умения различать и называть цвета; упражнение в счете
Игра «Давай посчитаем»
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Дать малышу возможность обследовать их. Затем предложить назвать цвет светящихся волокон и посчитать их
Развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики
Дополнительные атрибуты: прищепки, соответствующие цвету нитей
Игра с прищепками
Обратить внимание ребенка на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Дать малышу возможность обследовать их. Сказать, что из волокон можно сделать ежика (забор, елочку и др.). Предложить взять прищепку и закрепить её на светящейся нити.
Усложнение: закреплять прищепки заданного цвета на соответствующих волокнах
Обогащение сенсорного опыта. Развитие зрительного восприятия
Игра «Звездное небо»
Посадить малыша на пуфик напротив ковра «Млечный путь» и дать возможность рассмотреть мерцающие звезды. Спросить у ребенка, в какое время суток могут гореть звездочки. Затем вместе рассмотреть звездное небо, определяя форму, цвет и размер звездочек. Обратить внимание на Млечный путь
Развитие зрительного восприятия, плавного прослеживания глазами, ориентировки в пространстве
Игра «Куда полетела звезда?»
Посадить малыша на пуфик напротив ковра «Млечный путь» и дать возможность рассмотреть мерцающие звезды. Обратить внимание ребенка на зеленую звездочку в центре панно и попросить найти такую же: слева, справа, вверху, внизу
Развитие кинестетического восприятия, памяти, воображения, мышления, крупной моторики, ориентировки в пространстве
Игра «Поймай звездочку»
Рассмотреть вместе с ребенком сенсорное панно «Млечный путь», сказав: «Давай представим себе, что звездочка упала и нужно её поймать. Вот она, звездочка, закружилась и полетела». Малышу дается задание определить, куда полетела воображаемая звездочка, которую он должен «поймать», делая хватательные движения, ловя её и т.д. Затем вместе с малышом описать воображаемую звезду (звездочка колючая, мягкая, круглая, теплая и др.)
Развитие кинестетического восприятия, воображения, памяти, мышления, ориентировки в структуре собственного тела
Игра «А у тебя, какая звезда?»
Посадить малыша на пуфик напротив ковра «Млечный путь» и дать возможность рассмотреть мерцающие звезды. Затем взрослый предлагает представить звездопад, сказав: «Звезды посыпались с неба и падают на нас. Тебе на ручку упала колючая звездочка (мягкая, горячая и др.)». Малыш должен представить, как колючая звездочка колет его животик, а затем попробовать изобразить это
Развитие кинестетического анализатора, самовосприятия, эмоционального мира
Игра «Мы звездочки»
Посадить малыша на пуфик напротив ковра «Млечный путь» и дать возможность рассмотреть мерцающие звезды. Рассказать, что небо очень красивое и на нем живут интересные звезды. Затем предложить малышу «стать» маленькой, пушистой, веселой звездочкой (или большой, шершавой, злой звездочкой).
Включить музыкальное сопровождение, под которое ребенок изображает звездочку с заданными характеристиками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Играют дети – играем вместе» в форме "Разработка плана конспекта проведения родительского собрания". по курсу "Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС".
Разработка плана конспекта проведения родительского собрания...
Методическая разработка на тему: Игры и игровые упражнения, обучающие погружению и всплытию.
Игры и игровые упражнения, обучающие погружению и всплытию....
Методическая разработка на тему: Игры и игровые упражнения, способствующие приобретению плавательных навыков
Игры и игровые упражнения, способствующие приобретению плавательных навыков...
Методическая разработка на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики на занятиях учителя-дефектолога у детей с синдромом Дауна».
Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказалось тесно связанными с речево...
Методическая разработка на тему: "Игры и упражнения для развития мелкой моторики"
Данная методическая разработка направленна на успешную работу в развитии мелкой моторики у детей с синдромом Дауна и облегчения их общения с окружающим миром. Предназначенна для роди...
Методическая разработка по теме: «Игры и упражнения для развития речевого дыхания, в соответствии с комплексно-тематическим планированием» (Подготовительная группа)
В соответствии с ФГОС ДО Образовательная область Речевое развитие включает необходимость владения речью, как средством общения и культуры. Основу звучащей речи обеспечивает правильное рече...
Методическая разработка по теме: «Игры и упражнения для развития речевого дыхания, в соответствии с комплексно-тематическим планированием» (Старшая группа)
Дыхание - это жизнь.Дыхательная гимнастика способствует:насыщению всего организма кислородомнормализации ритма дыханияувеличению силы дыхательных мышцулучшению воздушной проводимости бронхолегочного а...