Методическая разработка на тему: "Игры и упражнения для развития мелкой моторики"
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Дробина Надежда Александровна

Данная методическая разработка направленна на успешную работу в развитии мелкой моторики у детей с  синдромом  Дауна и облегчения  их общения с окружающим миром. Предназначенна для родителей и воспитателей детей с данным синдромом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx39.42 КБ

Предварительный просмотр:

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения присущая только человеку. Речь является одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта. Она возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым.  

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, с другой, - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общественного развития. Мысль о том, что речь играет решающую роль в формировании психических процессов, впервые высказал Л.Г.Выготский. ему принадлежит цикл исследований о развитии понятий в детском возрасте, где показано, что характерные для ребенка формы общения начинаются с таких, где обобщение ряда предметов определяется непосредственным впечатлением и кончается  такими формами, при которых каждый процесс анализа и синтеза действительности опосредуется словом, выделяющим нужный признак и относящим принимаемый предмет к определенной категории.

Речь – это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Механизмы речи связаны с деятельностью мозга, иерархической по своему строению, каждое из звеньев которой вносит свой специфический вклад в характер  речевой деятельности. Порожденная потребностями общественной жизни, наша речь осуществляется чрезвычайно сложным анатомо-физиологическим аппаратом, состоящим из центрального и периферических органов речи. Центральный орган состоит из головного мозга, преимущественно коры больших полушарий. К периферическим относятся органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которых главная роль принадлежит деятельности головного мозга, в нем происходит понимание слышимых слов, в нем формируются программы движений, нужные для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды  на речевые мышцы.

Неразрывно связанные и взаимодействующие под ведущим регулирующим воздействием центральной нервной системы, все органы речи представляют собой сложную функциональную систему, в которой  каждый играет свою определенную роль. Нарушение одного из них отражается на деятельности остальных. Клинический опыт показывает, что поражение разных участков коры головного мозга приводит к качественно отличным нарушениям речи.

 Ребенок рождается с еще несовершенным мозгом. Вследствие анатомо-физиологических особенностей головного мозга маленький ребенок, с одной стороны, ограничен в своих речевых, в частности, в фонетических возможностях. С другой стороны, легко поддаваясь тем или иным воздействиям, быстро перестраивается как в сторону правильных речевых рефлексов, так и в сторону отклонений от них.

Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно успешное развитие речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери  и  отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

Речь позволяет совершенствовать умственные операции обобщения, отвлечения, абстрагирования. Слово, таким образом, становится орудием мышления. Слово включается в познавательную деятельность: в процессы памяти, восприятия, мышления. Познание осуществляется на основе значения слов и понятий. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает информацию, но и усваивает ее.

Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным, вербализация воспринимаемого материала способствует осмысленности запоминания и т.д. очевидно, что в основе процесса понимания речи лежит выработка систем условных связей, благодаря чему слово объединяется  с комплексом ощущений. Любое воздействие – зрительное, звуковое, осязательное – повышает возбудимость двигательной области коры головного мозга. Всякое ощущение по своей природе смешанное – к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими. Когда ребенок видит предмет, получает осязательные ощущения и т.п., в его мозгу вспыхивает целая мозаика возбужденных очагов, и главенствующими будут те, которые возникают в двигательной проекции глаз, шеи, рук. При объединении ряда ощущений от предмета в единый образ синтез происходит в двигательной проекции области. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают их связать в единый образ. Физиологи И.М.Сеченов и И.П.Павлов придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при  артикуляции. Павлов говорил, что речь – это «…мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Двигательная речевая область расположена  рядом с двигательной областью, являясь ее частью. При этом около трети всей поверхности руки занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. При изучении строения головного мозга учеными доказана зависимость развития моторной речи от развития тонкой моторики в целом. Известно, что при травме в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась незатронутой. По мнению М.М.Кольцова кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием рук. Движения пальцев рук исторически в ходе развития человека оказались тесно связаны с речевой функцией. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движение руки всегда было связано с  речью  и способствовало ее развитию. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение. Так как люди выполняли руками более сложную работу, развитие руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи. Анализ нейрофизиологических механизмов речи основывается  на принципе динамической системной локализации функций, который впервые был сформулирован И.П.Павловым. Большинство авторов приходят к выводу, что в детском возрасте правое полушарие играет большую роль в речевых процессах, чем у взрослых, и вносит свой специфический вклад в их развитие. Высказывается мнение, что недостаточная  осознанность и произвольность детской речи на ранних этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого акта именно правого полушария. В формировании же сознательного и  произвольного применения речевых  средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга. Данные исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. И.П.Павлов высказал мысль о связи функций обеих рук и формировании речевых «центров» в обоих полушариях, которая дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии.

Младенец первых месяцев жизни не может выполнять координированные целенаправленные движения. Все движения ребенка, в том числе и движения рук, в этом возрасте носят безусловно-рефлекторный характер, т.е. возникают без целенаправленного усилия – они не преднамеренны. И.М.Сеченов писал, что движения человека наследственно не предопределены, а возникают в и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными и мышечными изменениями в процессе активного  взаимодействия с окружающей средой. Первые предречевые реакции -  гуление, свирель, лепет относятся к врожденным рефлексам, так как  все правильно развивающихся детей они проявляются в одни сроки и в одинаковой форме. Гуление может быть даже у глухих от рождения детей.                  Этапы развития движений руки у детей.

Движения выпрямленных рук над грудью развиваются, закрепляются в системе эмоционально-положительного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает впервые месяцы жизни малыша, когда он останавливает взгляд на лице человека, улыбается ему и активно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. В 2-3 месяца у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого времени включаются центры тактильного анализатора коры больших полушарий.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинетического чувства – положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестических связей. После формирования этих связей движения руки выполняются под контролем зрения. Теперь вид предмета – это стимул движений по направлению к нему.

Таким образом, формирование движений рук начинается постепенно на протяжении первого полугодия жизни. Рука, сжатая в кулачок, распрямляется, особые движения захватывания предмета пытаются выполнить пальцы, рука начинает действовать как специфический орган.

До 3,5-4 месяцев движения рук у ребенка носят безусловно-рефлекторный характер. Первая двигательная функция рук – схватывание, которое сначала проявляется как  врожденный рефлекс. Этот рефлекс называют хватательным или ладонным, потому, что он возникает как реакция на раздражение ладони, а не пальцев.

В 4-4,5 месяца у ребенка появляются простые движения  рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание случайно задетого предмета, его ощупывание. В этот период у ребенка возникают «ощущения», т.е. он замечает появление и исчезновение предметов, их объективные качества, способен соотнести разные, но одновременно воспринимаемые свойства (оптические, звуковые и т.п.) к одному и тому же объекту.

В возрасте 4-7 месяцев у ребенка наступает этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объектов. Появляется повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием, рассматриванием. Малыш обследует предмет губами и языком, берет другой предмет, бросает, чтобы вызвать звук, похлопывает по предмету, стучит им, размахивает.

С 5 месяцев у ребенка при схватывании предмета более активное участие  принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватывании. Малыш может ритмически взмахивать предметом, извлекая звуки, может переложить его в другую руку.

С 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в рук предмет, но и брать его из любого положения. Малыш познает движения предметов, как следствие, их притягивание или отталкивание, а главное, он выделяет форму предмета в соответствии с возможностями схватывания или перемещения. Он способен выделять постоянные свойства предмета независимо от его положения.

7-10 месяцев – это уже следующий этап в развитии действий с предметами. В этот период малыш умеет соотносить предмет с определенным положением в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает их на определенное место, нанизывает крупные предметы в определенном порядке и т.д. Ребенок прекрасно сжимает игрушку, берет мелкие предметы пальцами, а большие всей ладонью. Движения схватывания становятся более  точными, уверенными. Вслед за развитием тонких движений пальцев появляется цепочка слогов.

С 10-11 месяцев до 1года 2 месяцев – до 1года 3 месяцев отмечается появление функциональных действий, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: укачивают куклу, прокатывают машинку, строят из кубиков. На протяжении этого периода совершенствуются действия рук: разжался кулачок, пальцы действуют более самостоятельно. Вслед за развитием тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов.

В 1год 2месяца-1год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства.

Развитие, обучение, воспитание любого ребенка теснейшим образом связано с уровнем его физического развития, то есть с состоянием здоровья и двигательной активностью. Малыш демонстрирует свои знания через деятельность, а она невозможна без активных произвольных движений. Мышление вырастает из опыта. В процессе  накопления опыта ребенок впитывает информацию и строит нервные сети, которые позволяют ее использовать. Главный компонент опыта – сенсорная информация из окружающей среды, поступающая через глаза, уши, вкусовые рецепторы, нос и нервные рецепторы, располагающиеся на коже, в каждой мышце и каждом органе тела. На основе этой информации ребенок начинает вырабатывать способы адекватного реагирования на то, что происходит вокруг.

В период пренатального формирования стволовой  части мозга и на протяжении первых пятнадцати месяцев жизни, по оценкам специалистов, у ребенка развиваются сто триллионов нервных сетей, которые связывают между собой чувствование и движения мышц. Они позволяют малышу понять материальный мир и ощущать себя в нем безопасно. Нормальное сенсомоторное  развитие – это основа всего психического развития ребенка. В ходе становления моторных навыков сенсорная картина мира переводится в движения всего тела или в специфические движения руки.

Двигательное развитие ребенка складывается из совокупности формируемых навыков крупной и мелкой моторики.

Говоря о мелкой моторике, мы имеем в виду совокупность движения мелких мышц тела, которые неразрывно связаны с развитием крупной моторики, поскольку, к примеру, мелкие движения рук требуют умения сохранять равновесие, координации и мануальной  ловкости.

Движения мелких мышц лица, глотки и артикуляционного аппарата позволяют нам жевать, глотать пищу и говорить. Мелкая моторика  теснейшим образом связана  со зрительно-двигательной координацией, то есть способностью соотносить зрительную информацию и движения рук и тела, а также с осуществлением мыслительных процессов, позволяющих выполнять такие специфические моторные задачи, как манипулирование мелкими предметами, шитье, письмо и т.д.

Любое развитие, в том числе и развитие движений рук невозможно рассматривать изолированно от всего тела в статике и динамике. Навыки мелкой моторики  формируются в контексте общего развития ребенка, они неразрывно связаны  с другими сферами развития: подвижностью и мобильность, когнитивным и социально-эмоциональным развитием и т.д. Очень важно, что качество навыков мелкой моторики, стабильность контролирования движений и их координация способствуют осмысленному исследованию окружающего мира и совершенствованию внимания. Навыки мелкой моторики – это результат множества сложившихся умений, которые ребенок постепенно осваивает, а они определенным образом тренируют его мышцы и нервную систему, постепенно позволяя нарабатывать все более точные и тонкие движения.

Следовательно, уровень моторного функционирования является важным показателем не только физического, но и психического развития ребенка.

Развитие мелкой моторики определяется уровнем развития способности стабилизировать свое тело  и перерабатывать сенсорные ощущения.

 Последовательность развития основных навыков мелкой моторики.

Представим схематично последовательность развития основных навыков мелкой моторики для  разных возрастных периодов жизни ребенка.

С рождения до 2 лет

В этот период происходит развитие стабильности, билатеральной координации и сенсорики, у малыша начинают формироваться умения и движения, необходимые для последующего развития ловкости и цепкости пальцев. В этот период малыш:

-        Смотрит на руки, пытается пощупать и «прочувствовать» всё подряд: исследует собственные руки, игрушки и окружающее ртом,

-        Опирается на руки, использует руки, когда ползает, садится,

-        Дотягивается до объектов, хватает предметы,

-        Перекладывает предметы из руки в руку, использует обе руки в процессе игры,

-        Воспроизводит простые жесты типа «пока-пока»,

-        Самостоятельно ест, стаскивает с себя просторную одежду,

-        Калякает на бумаге толстым мелком или фломастером,

-        Переворачивает страницы в книжке.

С 2 до 4 лет

В это время на  первый план выходит ловкость и проворство пальцев (мануальная ловкость). Постепенно выделяется ведущая рука. В это период  малыш:

-        Забавляется с игрушками, которые надо толкать, тянуть,

-        Начинает играть с песком, водой, охотно играет с сенсорным материалом,

-        Переходит от ладонного захвата к щепотному и пинцетному захвату.

-        Уверенно ест ложкой, начинает пользоваться вилкой,

-        Натягивает просторные штанишки, носки, тапочки, шапку,

-        Рисует мелком горизонтальные и вертикальные линии, круги,

-        Держит ножницы и пытается резать ими бумажную полоску.

Факторы, влияющие на развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна

. Следует обратить внимание на существенные факторы, специфичные для детей с синдромом Дауна, оказывающие непосредственное влияние на развитие у них навыков крупной  и мелкой моторики.

Сердечные аномалии. Дети с синдромом Дауна часто страдают пороками сердца, к примеру, могут иметь межпредсердный дефект, дефект межжелудочковой перегородки, тетраду Фалло и др. Это может вызывать быструю утомляемость и замедлять формирование любых навыков, в том числе и моторных.

Нарушения зрения.

 Среди детей с синдромом Дауна достаточно высок процент детей с недостатками зрения. Как правило, это рефрактивные отклонения – чаще всего миопия, а также нистагм или кортикальные нарушения зрения. Сниженное зрение ощутимо влияет на развитие, поскольку непосредственно связано с формированием зрительно-двигательной координации.

Сниженный иммунитет к инфекционным заболеваниям, особенно респираторным, влекущим за собой отиты, которые усугубляются узкими слуховыми проходами. У 50% детей с синдромом Дауна наблюдается снижение слуха – тугоухость, как кондуктивная, так и нейросенсорная.

Достаточно часто встречается недостаточная проходимость верхних дыхательных путей, связанная с гипертрофией миндалин и аденоидов. Носовые проходы у них уже, чем обычно, что усиливает заложенность носа и вынуждает ребенка дышать ртом, высовывая язык наружу. С детьми  со сниженным слухом необходимо использовать соответствующие методические приемы. Следует иметь в виду, что частые респираторные заболевания, несомненно, негативно влияют на развитие.

        

Повышенная склонность к заболеваниям желудка и кишечника, что связано, в частности, с гипотонусом. Иногда врожденные аномалии желудочно-кишечного тракта могут требовать хирургического вмешательства.

Гипотериоз – это нарушения функций  щитовидной железы, которые заметно влияют на общее самочувствие и затрудняют развитие ребенка.

Особенности строения и функционирования нервной системы. Среди особенностей нейроанатомического строения детей с синдромом Дауна можно отметить сниженную общую массу  головного мозга, уменьшенный объем мозжечка и ствола мозга, что затрудняет формирование реакций равновесия и осуществления видов деятельности, требующих координации. Количество извилин коры головного мозга и количество нейронов в коре полушарий большого мозга тоже меньше, чем в норме, миелинизация недостаточна. Зрительно-моторные центры (теменные доли) развиты лучше, поэтому обучение, построенное на зрительно-моторном восприятии, бывает более успешным. Речевые зоны развиты недостаточно. Из-за меньшей частоты расположения нейронов и увеличенной дистанции между синапсами интеграция, протекание стимулов идет медленнее, реагирование тоже замедляется. Возможна пониженная чувствительность к боли, температуре и нажатию (надавливанию) на поверхность тела.

Особенности когнитивного развития. Поскольку на ранних стадиях развития моторные и когниктивные навыки идут рука об руку, а познавательно-ориентировочная деятельность ребенка непосредственно связана со способностью перемещаться в пространстве и манипулировать окружающими его объектами, особенность развития памяти и мышления у детей с синдромом Дауна, несомненно, влияет на развитие моторных навыков.

Гипотония (сниженный мышечный тонус)  у детей с синдромом Дауна может проявляться в разной степени. Диапазон проявления гипотонии – от слабовыраженной до крайне сильной, причем гипотония в разной степени может затрагивать разные группы мышц, к примеру, тонус мышц рук бывает ниже, чем ног; правая и левая части тела могут также иметь разный тонус. В раннем детстве сниженный тонус заметно влияет и на двигательное развитие. С годами картина гипотонии становится менее четкой, сглаженной, но, тем не менее, гипотония продолжает тормозить двигательное функционирование.

Сниженный мышечный тонус той или иной части тела оказывает негативное влияние на  развитие тех навыков, которые требуют участия соответствующей мускулатуры. Ребенку с низким тонусом мышц рук будет трудно научиться ползать  на животе и подтягиваться, чтобы встать на ноги, поскольку руки в этих действиях принимают самое активное участие. Ребенку с низким тонусом мышц живота будет труднее сохранять равновесие в положении стоя и научиться передвигаться на четвереньках, потому что и в том и в другом случае необходимо пользоваться мышцами живота.

Гипотония представляет собой самый главный фактор, осложняющий моторное развитие ребенка с синдромом Дауна. Это первичное отклонение, порождающее вторичное: нарушение координации, ослабленное чувство равновесия, сниженную чувствительность, гиперподвижность суставов.

Чрезмерная подвижность суставов объясняется тем, что связки, соединяющие кости, у детей с синдромом Дауна легче растягиваются, а следовательно, слабее, чем в норме. Такие дети, к примеру перераспрямляют локтевые суставы и суставы пальцев рук, часто садятся из положения на четвереньках, опираясь на руки и проводя одновременно обе ноги через стороны по кругу. С точки зрения двигательного развития очень большое значение имеет то, что из-за гиперподвижности суставов, наряду с гипотонией мышц, детям с синдромом Дауна бывает трудно фиксировать определенную позу, удерживать суставы в нужном положении. Для младенца характерна распластанная поза на спине, а когда ребенок начинает стоять и ходить, можно заметить, что его ступни плоско  располагаются на опорной поверхности, как будто совсем не имеют свода. В вертикальных позах при стоянии и ходьбе такие дети могут перераспрямлять колени, им бывает трудно стабилизировать тело. Без специальной проработки возможно «застревание» на грубых формах захвата. Часто детям с синдромом Дауна сложно фиксировать запясте в нужном положении для своевременного захвата пальцами, удерживания предмета и отпускания его. Формирование стабильности запястья означает, что ребенок может  удерживать ладонь в положении, нужном для выполнения определенного действия, требующего контролируемого движения пальцев.

Слабость мышц. Укреплять силу мышц  очень важно, иначе ребенку не останется ничего  иного, как  неосознанно стремиться компенсировать свою слабость путем использования неверных движений. Неправильные двигательные паттерны, несомненно, вредны с точки зрения      долговременной перспективы. Кроме того, от силы мышц зависит выносливость организма, его способность переносить повседневные физические нагрузки.

Короткие конечности. По сравнению с длиной туловища ноги, руки и пальцы детей с синдромом Дауна короче, чем в норме. Это создает определенные трудности при обучении сидению, подъему по ступенькам или при перелезании через какие-нибудь препятствия. Таким детям бывает труднее освоить тонкие захваты, требующие использования отдельных пальцев. Кроме того, с  короткими пальцами сложнее, к примеру, отвинчивать крышки с банок, ловить одной рукой мячик и т.п. некоторые дети с синдромом Дауна рождаются с неполным набором запястных костей, которые формируются только со временем. Довольно часто мизинчик  у детей с синдромом Дауна бывает согнут внутрь или отогнут наружу.

Снижение телесной чувствительности. Проприоцепция как ощущение тела в пространстве является одним из наиболее важных путей познания для ребенка. Все мышцы имеют проприоцепторы, которые ощущают степень удлинения мышцы и позволяют осознавать физическое положение, обеспечивая обратную связь для поддержания  равновесия. При снижении чувствительности мышц рук будет трудно научиться ползать на животе и подтягиваться, чтобы встать на ноги, поскольку руки в этих действиях принимают самое активное участие. Ребенку с низким тонусом живота будет труднее сохранять равновесие в положении стоя и научиться передвигаться на четвереньках, поскольку и в том  и в другом  случае необходимо пользоваться мышцами живота.

Гипотония представляет собой главный фактор, осложняющий моторное развитие  ребенка с синдромом Дауна. Это первичное отклонение порождает вторичное:  неадекватную коконтракцию, ослабленное чувство равновесия, сниженную проприоцепцию, гиперподвижность суставов.

Вестибулярная система контролирует ощущения движения и баланса.

Не менее важную роль в процессе  сенсорно-двигательного развития играет осязание, то есть информация, поступающая в мозг и позволяющая определить, насколько глубоко прикосновение, как сильно надавливание на части тела, а также холод, жару, боль. Малышам с синдромом Дауна требуется  дополнительный тренинг кинестетического восприятия.

Перечисленные особенности, характерные для детей с индромом Дауна, заметно затрудняют их развитие, а следовательно, и развитие речи.

 Для оценки уровня развития навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна можно использовать контрольный лист, включающий определенный перечень навыков:

Захват

-        использует указательный жест

-        преимущественно использует ладонно-пальцевый захват

-        использует щепотный захват

-        использует пинцетный захват

-        поворачивая предметы, двигает всей рукой

-        переворачивая предметы, двигает предплечьем и запястьем

-        переворачивая предметы, может изолированно действовать запястьем.

Манипулирование мелкими предметами.

-        берет, удерживает и перемещает в емкости крупные бусины (диаметр бусины около 3  см, диаметр отверстия около 5 см)

-        аккуратно ставит на стол и друг на друга кубики небольшого размера

-        опускает простые объемные геометрические фигуры в соответствующие отверстия

-        опускает в прорезь плоские предметы (монеты, пуговицы)

-        используя щепотный захват, продевает толстую проволоку (проволока на столе не закреплена) в отверстие бусины диаметром около 3 см.

-        нанизывает на толстую проволоку (проволока на столе  не закреплена) крупные бусины (диаметр бусины - 2,5-3см, диаметр отверстия в бусине - около 1 см)

-        нанизывает бусины диаметром около 2.5-3см на толстый шнур

-        разворачивает завернутый в бумагу или фольгу предмет диаметром около 2,5-3см.

Подготовка руки к письму

Рисование вертикальных и горизонтальных линий и кругов

-        калякает по бумаге, перемещая руку в вертикальном направлении

-        калякает по бумаге, перемещая руку в горизонтальном направлении

-        калякает по бумаге, перемещая руку по кругу

-        рисует вертикальные линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой

-        рисует горизонтальные линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой

-        рисует округлые линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой

-        рисует вертикальные линии с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой.

-        рисует горизонтальные линии с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой.

-        рисует круг с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой.

Закрашивание поверхностей

-        беспорядочно калякает по бумаге формата А4 (стандартный машинописный лист)

-        закрашивает фломастером или толстым мелком прорезь шаблона простой геометрической фигуры размером не менее 10х10см. Если напомнить, придерживает бумагу второй рукой

-        закрашивает фломастером или толстым мелком прорезь шаблона простой геометрической фигуры размером не менее 5х5см. Если напомнить, придерживает бумагу второй рукой

-        закрашивает фломастером или толстым мелком нарисованную на бумаге простую геометрическую фигуру размером не менее 10х10см. Если напомнить, придерживает бумагу второй рукой

оценка уровня развития должна проходить в игровой форме. Необходимо предложить ребенку игры, в которых требуется совершать простые манипуляции с мелкими предметами, а также мелки и бумагу, побуждая его порисовать так, как он любит.

Наблюдения

Кратко перечисляются задания и игры, предложенные ребенку, и описывается текущий уровень двигательного развития с использованием контрольных списков навыков крупной и мелкой моторики.

Анализ

Профессиональная оценка проблем, связанных с недостаточно успешным развитием отдельных навыков, причин возникновения этих проблем и т.д.

Индивидуальная работа

В процессе индивидуальной работы необходимо уделять специальное внимание предупреждению и коррекции специфических особенностей и связанных с ними нарушений. Следует максимально использовать сильные стороны развития детей: например, сохранность зрительно-моторного восприятия или хорошую способность к имитации. При построении и проведении индивидуального занятия нужно принимать во внимание особенности конкретного ребенка с точки зрения его типа: выделяются «деятели», т.е. подвижные и быстрые дети, предпочитающие движение, а не статичные позы, и, наоборот, медлительные «созерцатели» - осторожные, наблюдающие за происходящим, такие не очень-то любят побегать или поползать.

На любом занятии, направленном на развитие движений, одновременно задействуются социально-эмоциональные, когнитивные и речевые аспекты развития. Это важно, поскольку, планируя и осуществляя такое занятие, следует очень внимательно относиться к подбору игр, оборудования, тексту инструкций и т.д.

Занятие по развитию мелкой моторики полезно сочетать с двигательной активностью, т.к. это наиболее подходящая форма работы с ребенком. Кроме того, такие занятия отлично стимулируют речь, общение и познание. В таких случаях именно в процессе движения ребенок начинает активно воспроизводить  слоги и слова, обретает уверенность в себе, учится соблюдать простые правила, имеет возможность  выразить эмоции.

Говоря о подготовке руки к письму, отметим, что в процессе освоения навыков письма важную роль играют следующие факторы:

Общая готовность. Успешность первых попыток детей копировать линии зависит от таких факторов, как скорость созревания, опыт взаимодействия с окружающим миром, степень заинтересованности. Есть дети, которые готовы к занятиям письмом в 4 года, а есть и такие, которые смогут заняться этим не раньше 6-7 лет.

Умение сохранять равновесие тела. Для того, чтобы приступить к занятиям, ребенок должен уметь самостоятельно сидеть. Если он этому еще не научился, его придется поддерживать (с помощью подушек или свернутых валиком полотенец) или усаживать на специальный стульчик, фиксирующий положение тела. Дети с синдромом Дауна после  трех лет, как правило, вполне способны сидеть за столом. Приходится лишь следить за тем, чтобы столешница и стул были подходящими по высоте, и дети не «Складывались пополам». Важную роль играет также своевременная коррекция зрения.

Умение управлять предплечьем. Когда ребенок только учится брать в руку карандаш, его кисть обычно лежит ладонью вниз (большой палец  боком на столе), а карандаш он берет  остальными пальцами. Позже ребенок, как правило, начинает поворачивать предплечье так, что его кисть переводится в так называемое нейтральное или среднее положение, и тогда карандаш управляется тонкими движениями пальцев и кисти независимо от предплечья. Ребенок с синдромом Дауна старше трех лет предпочитает пользоваться ладонно-пальцевым захватом и может «застрять» на таком захвате, если постепенно не учить его использовать щепотный и пинцетный захваты.

Способность стабилизировать запястье. Запястье удерживает кисть руки в определенном положении, позволяющем управлять пальцами и осуществлять движения, необходимые для письма. Дети с синдромом Дауна довольно долго осваивают умение  поворачивать запястье, не отрывая локоть от стола.

Захват. Чтобы удержать в руке карандаш или ручку, захват пальцев должен быть достаточно крепким, но не чрезмерным, т.к. это может ограничить свободу движений. Поскольку детям с синдромом Дауна свойственна сниженная перцепция и гипотония, выработка нужной силы захвата тоже требует времени и навыка.

Примерный возраст, в котором дети с синдромом Дауна усваивают различные типы захвата:

-        ладонный захват –13-16 месяцев. Сначала дети хватают  мелок или карандаш, действуя всей ладонью, и чиркают им по бумаге, зажав в кулаке. Одни дети держат мелок в  кулаке так, что пишущий конец находится ближе к большому пальцу, другие – ближе к мизинцу. В последнем случае они поворачивают предплечье, кисть оказывается в нейтральном или среднем положении (супинация);

-        ладонно-пальцевый захват (24 мес.- 5 лет). Ладонно-пальцевым называют захват, в котором по-прежнему участвует ладонь, но одновременно с ней карандаш удерживают большой, указательный и средний пальцы;

-        захват щепотью статический (4-8 лет). Ребенок держит карандаш щепотью, но движения карандаша по бумаге осуществляются  за счет  движения предплечья, в то время как положение кисти и пальцев остается статичным;

-        захват щепотью динамический (5-12 лет). Ребенок держит карандаш щепотью, и движения карандаша по бумаге осуществляются  за счет тонких движений кисти и  пальцев;

Билатеральная координация. Важно научить ребенка пользоваться обеими руками одновременно, так чтобы одна рука непосредственно выполняла действие, а другая ей помогала. В процессе письма одна рука держит ручку и пишет, а другая придерживает бумагу. В первое время, если ребенку не удается пользоваться обеими руками одновременно, лист бумаги приходится фиксировать, прикрепляя его к столу, или пользоваться услугами движения глаз с тонкими движениями плеча, предплечья, кисти и пальцев.

Игры и задания, направленные на совершенствование зрительно-двигательной координации, тонких захватов пальцами, способности поворачивать запястье.

-        Перекладывание мелких предметов. Здесь удобно использовать мелкие фигурки, шарики, камешки, пуговицы. Их можно складывать в разные емкости, опускать в отверстия разной конфигурации и размеров. Отдельное место в  таких играх  занимает так называемая «копилка». В качестве монеток удобно использовать пластмассовые кружки около 3 см в диаметре и 2 мм толщиной, поскольку детям с синдромом Дауна трудно брать с горизонтальной поверхности плоские предметы. Конечно, по мере освоения навыков, можно использовать более мелкие предметы, усложняя  задания, внося в него элементы сортировки по форме, размеру и цвету, а также предлагать ребенку брать предметы с разных поверхностей, сторон и т.д.

-        Игры, организованные по принципу «поймай движущийся предмет». Здесь хорошо подходят мелкие заводные и инерционные машинки, небольшие каучуковые шарики и т.п.

-        Игры с использованием «крутых виражей», когда надо провезти мелкий предмет по толстой изогнутой проволоке, требуют, во-первых, поворотов находящимся навесу запястьем, во-вторых, билатеральной координации, а в-третьих, - способность регулировать силу пальцевого захвата.

-        Игры, требующие открыть, развернуть предмет, вынимать предметы из небольших банок или коробочек с разными крышками.

Пальчиковые игры

Давно известно, что пальчиковые игры – отличный способ коррекции дискоординации в мелких движениях кистей пальцев и  рук. Особенности развития мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации детей с синдромом Дауна связаны с теми факторами, которые уже упоминались ранее:

-        неустойчивость позы, связанная с  гипотонусом и недостаточной силой мышц и ослабленным чувством равновесия,

-        повышенная эластичность связок, не позволяющая фиксировать суставы в нужном положении,

-        снижение всех видов телесной чувствительности,

-        дополнительные сложности, связанные со снижением зрения, слуха, особенностями развития памяти и мышления.

Пальчиковые игры, которые мы используем на занятиях, позволяют усовершенствовать способности  детей выполнять мелкие движения руками, сохраняя при этом  определенное положение тела, чувствовать тело и руки, совершать пальцами определенные мелкие действия, соотнося их с текстом, который произносится вслух, начать освоение изолированных  действий пальцами, а также стимулировать речевое развитие.

Во время занятий мы предлагаем детям выполнять пальчиковые игры, сидя за столом или стоя, в зависимости от уровня их двигательного развития и целей конкретного занятия. На первых порах мы часто прибегаем к помощи ассистента, который располагается позади ребенка, сидя на детском стульчике или стоя на коленях на полу. Его задача – молча помогать ребенку, оперируя его руками. Следует отметить, что ассистенту необходимо дать предварительные четкие инструкции, иначе есть риск, что вместо ребенка будет играть именно он.

Взрослый располагается рядом с малышом или напротив него. Если игра проводится « классическим» способом, то есть когда все сидят за столом, то педагог кладет руки на стол, демонстрируя правильную позу и положение кистей и пальцев рук. Внятно, эмоционально, в подходящем ритме произносится стишок и одновременно выполняется пальцами соответствующая последовательность движений.

В зависимости от того, как выполняется пальчиковая игра: в положении стоя, сидя на стульчике (без стола) или сидя на полу – педагогу лучше всего принять положение аналогичное положению ребенка. После того как ребенок посмотрит на пальчиковую игру и послушает стишок или потешку, надо постараться побудить его повторять движение пальцами вместе с педагогом. Постепенно после нескольких  (или многократных) повторений малыш научится сам выполнять действия, сопровождающие стишок, а если он уже умеет говорить, то и повторять вместе  с вами слова.

Не следует считать, что за одно занятие надо повторить игру как можно больше раз или воспроизвести как можно больше игр. Важно, чтобы ребенку это доставляло удовольствие. Вполне достаточно  повторить одну игру 2-3 раза, затем через  несколько занятий добавить еще одну, постепенно осваивая ее, потом еще одну и т.д. если малышу по каким-то причинам не нравится определенный стишок, лучше заменить его другим. Необходимо стремиться к тому, чтобы малыш как можно точнее выполнял  движения пальцами, но при этом не следует забывать о тех сложностях, которые он испытывает и которые могут делать мелкие движения неловкими и смазанными. Очень важно, чтобы ноги ребенка, играющего в пальчиковые игры, стояли стопами на устойчивой поверхности (или чтобы он устойчиво сидел на полу), иначе он будет испытывать дополнительные трудности с контролированием мелких движений кисти и пальцев.

Когда малыш играет с вами, сидя на полу, его поза устойчива, и важно, что он тренирует способности держать навесу руки, выполняя ими точные движения. Даже если ребенок предпочитает такую позу для игры, его постепенно, по мере укрепления мышц и формирования двигательных навыков, следует побуждать использовать более «взрослые» положения тела, т.е. садиться на стул, за столик, а также учиться выполнять мелкие движения,  стоя на месте. Если ребенок имеет возможность сидеть за столиком, положив не него предплечья и кисти рук, ему легче отрабатывать самые точные и мелкие движения и захваты пальцами.

Когда малыш сидит на стульчике и выполняет пальчиковую игру в таком положении, он одновременно работает пальцами, кистью, локтями и плечевым поясом, не говоря уже о том, что ему надо задействовать стабилизирующие мышцы корпуса, чтобы сохранить равновесие тела в положении сидя. Здесь площадь опоры тела меньше, чем в предыдущем случае. Так хорошо тренировать зрительно-моторную координацию. В этих случаях очень полезно наряду с пальчиковыми играми поиграть в маленький мячик или шарик: перекладывать его из руки в руку (перед собой, над головой, справа и слева, а потом под коленками, совершая руками круговые движения и т.д.)

Выполняя пальчиковую игру в положении стоя, малыш должен контролировать стабильную вертикальную позу, удерживая равновесие тела. Площадь опоры в этом случае совсем небольшая, она ограничена стопами. Тем не менее, определенные пальчиковые игры можно и полезно проводить именно в этом положении. Возможен вариант выполнения одной и той же игры как сидя, так и стоя. Кроме того, положение тела по ходу игры можно менять, если, скажем, игра включает в себя сочетание приседаний и пальчиковых жестов.

В приложении приведен перечень пальчиковых игр, которые мы предлагаем детям с синдромом Дауна на индивидуальных занятиях.

Рисование, лепка, аппликация.

Если дети умеют пользоваться щепотным захватом, хотя большинство из них предпочитает ладонно-пальцевый, занятия рисованием следует организовать так, чтобы дети постепенно осваивали умение правильно держать карандаш.

Необходимо чередовать рисование на вертикальной и горизонтальной поверхностях, причем для облегчения перехода от ладонно-пальцевого захвата к захвату щепотью хорошо брать короткие и достаточно толстые мелки, поскольку ими невозможно что-либо рисовать, если они зажаты в кулаке. При закрашивании поверхностей наряду с фломастером необходимо использовать краски, особенно когда предполагается создание какой-либо поделки, требующей цветного фона.

Порядок усложнения заданий соответствует появлению более сложных навыков мелкой моторики. При необходимости  следует оказывать ребенку физическую помощь. Удобнее всего в этом случае работать с ассистентом, который располагается позади и чуть сбоку от ребенка, помогая ему почувствовать, что именно следует делать руками.

Лепка отлично подходит для тренировки мышц рук и точных захватов пальцами. Мы используем на занятиях с детьми следующие задания:

-        разминать пальцами пластилин, расплющивать его на столе и между ладонями, размазывать указательными пальцами по доске для лепки;

-        раскатывать  на столе  и между ладонями столбики;

-        скатывать на столе и между ладонями шарики;

-        разрывать и соединять края пластилинового столбика;

-        втыкать в пластилин мелкие палочки, прикреплять к нему пуговицы, бусины;

-        прищипывать пластилин, делать пальцами вмятины и т.д.;

-        соединять отдельные детали в простые фигуры типа снеговика, грибка, неваляшки, пирамидки.

Поскольку дети в той или иной степени овладеваю щепотным захватом и научаются класть плоские предметы в определенное место, на занятиях с детьми

3 лет можно создавать самые простые  аппликации из цветного картона, используя клеящий карандаш. Это могут быть изображения домика, грибка, цветка и т.д. очень удачно следующее сочетание: ребенок раскрашивает красками фон, а затем наклеивает на этот фон бумажные фигурки: рыбки, камешки на дне и т.п. Важно, что ребенок осваивает умение манипулировать плоскими предметами, располагая их  в нужном месте, прижимать приклеиваемый предмет к бумаге, разглаживать его пальцем или тряпочкой и т.д. в этом возрасте важно обращать внимание на деятельность, требующую использования обеих рук. Аппликация отлично подходит для этого. При использовании этого вида деятельности необходимо прибегать к помощи ассистента.

 Для совершенствования движений полезны упражнения, в которых кисть двигается в сторону большого пальца (например, поднесение ложки с едой ко рту). Для тренировки завинчивающих движений пальцами используем большие и маленькие бутылочки с завинчивающимися крышечкам.

Движения приведения и отведения кисти тренируем:

-        при  закрашивании рисунков (по горизонтали, по вертикали, по диагонали)

-        при стирании горизонтальных линий резинкой.

Отдельные движения кисти закрепляются и совершенствуются в процессе предметно-манипуляционной деятельности (например, в навыке самообслуживания).

Упражнения для укрепления кисти

1.        Круговые движения кисти.

«Рыбки»

Рыбки весело плескались

В чистой светленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То закружатся в воде.        Ладошки «ударяют по воде»

Пальчики сжимаются в кулачки

Винтообразные движения кистью

        

2.        Движения пальцев в горизонтальном  направлении по столу.

«Ёжик»

Соединив ладошки, ребенок выставляет прямые пальцы вверх и расставляет в стороны

Ёжик сердится «Ф-ф-ф»,

Я колючий, серый ёж,

Убегай, чего ты ждешь!»

«Паук»

Согнутые пальцы медленно передвигаются по столу

3.        Движения сверху вниз.

«Птички летают»

Пальцы обеих рук двигаются вверх- вниз

Птички полетели,

Крыльями махали.

Махали-махали,

Сели, отдыхали.

4.        Движения слева направо.

«Камушки» из пластилина выложить по прямой линии. По порядку надо раздавить все камушки слева направо указательным пальцем сначала правой рукой, затем левой.

5.        Движения сверху вниз, слева направо

Ребенок выполняет движения самостоятельно или с помощью взрослых

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,        (движения ладонью слева направо)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница        (ладошками «ударяет по воде»)

(то же самое движение)

Мы хотим тебя поймать        (хлопок в ладоши)

6. Движения пальцами, перебирание по стене снизу вверх.

«Паук»

Согнутые пальцы медленно передвигаются по стене снизу вверх.

«Котенок»

Согнутые пальцы быстро передвигаются по стене снизу вверх.

7.Изолированные движения пальцами.

«Пчела»

Ребенок  вытягивает указательный палец вперед, делает им вращательное движение, остальные пальца сжаты в кулак («Пчелка летит»)

«Ножницы»

Указательный и средний пальцы имитируют стригущие движения ножниц

«Пожарный»

Указательный и средний пальцы «бегут» по игрушечной лестнице

ЛИТЕРАТУРА

1.        «Развитие речи и мышления». Л.Н.Павлова, М., 2000

2.        «Развивающие игры –занятия с детьми от рождения до 3 лет». Л.Н.Павлова, М.,2000

3.        Программа «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия».Центр ранней помощи для детей с синдромом Дауна. «Даунсайд Ал»

4.        «Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в  психофизическом  развитии». Е.А.Стребелева, Г.А.Мишина

5.        Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Ассоциация Даун Синдром. 1997, «Маленькие ступеньки»

6.        «Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до 1 года».А.С.Галанов. М., 2000

7.        «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет».А.С.Галанов. М., 2000

8.        «Страна пальчиковых игр». М.С.Рузина, С.Ю.Афонькин. СПб, Кристалл, 1997

9.        «Физиолого-педагогическая коррекция моторики ведущей руки».Л.В.Трохимчук, О.И.Шквирина, Т.И.Бабенко. Ростов-на Дону, 1994

10.        «Играем пальчиками – развиваем речь».В.В.Цвыинарный, Н.Новгород, Флокс, 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.  «Руки дают человеку голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки сноваспособствуют разви...

Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков "Марбле" для развития мелкой моторики и мыслительных операций

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре....

Методическая разработка: Использование метода Су-Джок (Игры по развитию мелкой моторики рук, как средства повышения речевой активности)

В век современных технологий трудно представить себе человека, не умеющего свободно владеть техникой. Педагогов уже давно не удивляет тот факт, что родителю проще дать  ребенку телефон, то...

Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков "Марбле" для развития мелкой моторики и мыслительных операций.

Учебно-методическая разработкапо использованию стеклянных камушков "Марбле" для развития мелкой моторики и мыслительных операци....

Методическая разработка «Пальчиковая гимнастика как один из способов развития мелкой моторики рук»

Подборка пальчиковых игр     Все  движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи р...