Обучение чтению и письму в раннем возрасте
занимательные факты

Ровнова Ксения Эдуардовна

Нужно ли учить ребенка читать в 3-4 года? Почему? Эти вопросы являются актуальными в наши дни и требуют обсуждения!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu_i_pismu.docx14.84 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению и письму

Каждый родитель, безусловно, радуется успехам своего ребенка, особенно родители гордятся тем, что их малыш научился читать и писать, а если ребенок опередил в этом своих сверстников, то и вовсе можно приписывать малышу статус «одаренного ребенка». Но задумывается ли кто-нибудь полезно ли раннее обучение чтению и письму для малыша?  

Рассмотрим некоторые вопросы:

- к чему может привести раннее обучение?⁣

-  когда необходимо обучать ребенка читать и писать?

- можно ли подготовить ребёнка к обучению чтению?⁣⁣⠀

Прежде всего, хочется отметить, что чтение и письмо являются видами речевой деятельности. Речь, как и все высшие психические функции, «живет» в мозге.  Мозг – это сложная система организма человека, которая контролирует все процессы (осознанные и автоматические).  Головной мозг разделен на два больших полушария, которые отвечают за разные сферы умственной деятельности. Левое полушарие отвечает за речь, языки,  логику, анализ, операции с числами, а правое – за пространственную ориентацию, целостное восприятие, фантазию, воображение, эмоции, рисование, ритм, восприятие цвета.

Специалисты утверждают, что созревание мозга происходит с рождения до 15 лет и условно разделено на три этапа:

- Первый этап длится от начала беременности до 3 лет. На данном этапе формируются структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка;

- Второй этап – от 3 до 7-8 лет. В данный период происходит созревание второго (функционального) блока, который отвечает за восприятие: зрительное, слуховое, вкусовое, тактильное;

- Третий этап – с 7-8 до 12-15 лет, во время которого развивается третий блок мозга, отвечающий за организацию активной, сознательной психической деятельности.

Блоки мозга формируются последовательно, несвоевременное начало обучения может привести к искажению естественного развития.  

Раннее обучение также влияет на полушария мозга. Левое полушарие начинает развиваться быстро, так как оно отвечает за речь, анализ, логику (то есть, условно говоря, при раннем обучении мы начинаем тренировать преимущественно левое полушарие). При этом правое полушарие замедляется в развитии, а мы помним, что именно в правом полушарии живут эмоции, воображение, мечты, музыкальный ритм, восприятие, что очень важно для детей раннего возраста.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что несвоевременное обучение чтению не только не приносит пользы ребенку, но и даже может привести к дальнейшим нарушениям, например, речи. Обучение чтению и письму следует начинать с 5-6 лет. Стоит отметить, что до 5 лет ребенок думает картинками и воспринимать информацию в виде букв или знаков ему трудно, смысл прочитанного предложения ребенку непонятен!

Чтение в раннем возрасте – это сильное умственное напряжение для детей, которое вызывает приток крови к мозгу, что ведет к уменьшению кровоснабжения других важных органов (дыхания, пищеварения), что может навредить здоровью ребенка!

Специалисты в области офтальмологии также отмечают вред раннего обучения чтению и письму, говоря о том, что несформированность некоторых мышц глаза, при чрезмерном напряжении при чтении, может привести к ухудшению зрения.

Прежде чем научить ребенка читать и писать, необходимо обратить внимание на:

- развитие речи ребенка: звукопроизношение, умение выстраивать предложения, говорить правильно и связно;

- умение различать право и лево, хорошо ориентироваться в пространстве;

- умение определять что сначала, что в конец.  

Таким образом, чрезмерная загруженность детей в раннем возрасте чтением, письмом и не только может привести к нарушениям, заболеваниям и истощению. Для ребенка будет намного полезнее, если вы направите все силы на его сенсорное и моторное развитие.

Подготовила:

Учитель-логопед

Ровнова Ксения Эдуардовна

 
⁣⁣⠀
⁣⁣⠀


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей - это залог успешного обучения чтению и письму в школе.

Методика работы по развитию фонематического слуха у детей  с диагнозом: ТНР....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок" (обучение чтению и письму)

В материале размещена рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок"" для детей 6-7 лет по обучению чтению и письму. Программа включает календарно-тематическое планирование рабо...

Консультация для педагогов на тему: "Советы логопеда по обучению чтению и письму".

В статье описаны советы, которые помогут педагогам и родителям избежать ошибок при обучении чтении и письму....

Дополнительная общеобразовательная программа коррекционно – развивающей направленности «Абвгдейка» по профилактике фонетических нарушений для подготовки к обучению чтению и письму у детей от 6 до 7 лет

Настоящая дополнительная коррекционно-развивающая образовательная программа «Абвгдейка»  по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к шко...

Методическая разработка "Обучение чтению и письму детей дошкольного возраста"

Как показывает практика, знание ребёнком букв ещё не позволяет ему овладеть на-выками слитного чтения. Один ребёнок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребёнок читает с...