Методическая разработка "Обучение чтению и письму детей дошкольного возраста"
методическая разработка по обучению грамоте
Как показывает практика, знание ребёнком букв ещё не позволяет ему овладеть на-выками слитного чтения. Один ребёнок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребёнок читает слово, но не может объяснить, что оно обознача-ет. Большинство детей из массовых дошкольных учреждений не владеют навыками ана-лиза и синтеза слов. Дети не умеют различать такие понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове.
Воспитатели массовых дошкольных образовательных учреждений при обучении детей грамоте большое внимание уделяют запоминанию детьми графического образа букв, их слиянию и чтению, в то время как фонематическому анализу и синтезу внима-ния не уделяется. Однако, следует помнить, что навык чтения формируется у ребёнка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза.
Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении не разочароваться в школьной жизни – является задачей коррекционного дош-кольного учреждения, на мой взгляд.Предлагаемая мною методика обучения чтению и письму направлена на предупре-ждение специфических ошибок у детей дошкольного возраста,Представленная система работы обеспечивает развитие фонематического слуха,на-выков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия, речи и мышления.Использование данной методики, на мой взгляд, помогает не только овладеть тех-никой свободного чтения, но и создаёт предпосылки для формирования грамотного письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_platatse_n.s.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 67 Санкт-Петербург
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА:
«ОБУЧЕНИЕ
ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Учитель-логопед ГБДОУ д/с № 67
Платаце Наталья Сергеевна
САНКТ - ПЕТЕРБУРГ
2023 год
1. Актуальность избранной тематики:
Многие дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения и письма. Процесс становления достаточно сложен. Огромное значение для него имеет степень сформированности всех сторон речи.
У ребёнка с нарушениями речи страдает речедвигательное и речеслуховое разви-тие. Наиболее многочисленной является группа ошибок, обусловленных нарушениями или задержкой в развитии фонематического восприятия. «Если ребёнок плохо различает звуки, не улавливает разницы между оппозиционными звуками, не может выделить за-данный звук, возникают сложности при овладении навыками чтения и письма, так как освоение грамоты требует от ребёнка анализировать звуковой состав слова. Недостаточ-ное осознание фонетико – фонематической стороны речи приводит к тому, что дети не могут научиться свободно читать в течение нескольких лет. А это в свою очередь препя-тствует усвоению школьной программы и отрицательно влияет на формирование лично-сти ребёнка.»[2]
Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является под-готовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамо-те – чтение, элементарные навыки письма.
В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте ( Д.Б. Эльконин, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше, В.Н. Зайцев, В.И. Городилова, С.Ф. Городилова).
Как показывает практика, знание ребёнком букв ещё не позволяет ему овладеть на-выками слитного чтения. Один ребёнок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребёнок читает слово, но не может объяснить, что оно обознача-ет. Большинство детей из массовых дошкольных учреждений не владеют навыками ана-лиза и синтеза слов. Дети не умеют различать такие понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове.
Воспитатели массовых дошкольных образовательных учреждений при обучении детей грамоте большое внимание уделяют запоминанию детьми графического образа букв, их слиянию и чтению, в то время как фонематическому анализу и синтезу внима-ния не уделяется. Однако, следует помнить, что навык чтения формируется у ребёнка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза.
«Обучать детей чтению следует звуковым методом. Это значит, что ребёнок дол-жен сначала усвоить не названия букв, а обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ»; Н, НЬ, а не «эн»; Л, ЛЬ, а не «эль» и т.д. Звуки, а не буквы помогут ребёнку в синтезе сло-гов и слов.»[5]
Знакомить ребёнка с буквой можно только после того, как он уже познакомился со звуком: научился выделять изучаемый звук из ряда предложенных звуков и слогов, нахо-дить этот звук в слове, определять в слове его место (начало, середина, конец слова). На-учился с помощью звукового анализа давать характеристику звука (гласный или соглас-ный; если согласный, то какой: твёрдый или мягкий, звонкий или глухой). Такой глубо-кий анализ характеристики звука в дальнейшем поможет ребёнку правильно прочиты-вать и печатать букву, обозначающую этот звук, и всё слово в целом.
Только после освоения послогового чтения ребёнка можно познакомить с названи-ями букв, с алфавитом.
Ребёнок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и зву-ков, расположенных в определённой последовательности. По мнению известного психо-лога Д.Б. Эльконина «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графичес-кой (буквенной) модели».[7] К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».[6]
В период обучения чтению и письму также достаточно часто обнаруживаются у де-тей недостатки зрительно – пространственного восприятия и зрительно – пространствен-ных представлений. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изобража-ют буквы, пытаются печатать или читать справа налево. Многим трудно понять и упот-реблять в речи предложные конструкции, обозначающие пространственные отношения.
Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитий мел-кой моторики (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.
Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного освоения актов чтения и письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как пред-ставительства в головном мозге движений мышц языка и пальцев рук близко соседству-ют.
И. Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом»[4]. Подоб-ные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов: «Есть все основа-ния рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть ещё одна речевая зона»[3], «Представление, что при любом двигательном тренинге … укрепляются не руки, а мозг, вначале казалось парадо-ксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»[1]
2. Новые аспекты в современных условиях:
В самом начале своей работы учителем – логопедом я столкнулась с огромным ко-личеством педагогической литературы - массой методик, тетрадей, букварей по обуче-нию детей дошкольного возраста чтению и письму. Постепенно из этого изобилия выде-лились те игры и задания, которые были ближе именно мне и , в сочетании с современ-ными технологиями (бумага для ламинирования, маркеры на водной основе), помогали решать насущные задачи обучения, давали очень хорошие результаты в обучении детей слитному послоговому чтению и правильному печатанию букв.
В начале это были задания на картоне, которые писались от руки или ксерокопиро-вались. Теперь появилась возможность использовать плоскостные ламинированные по-собия. На них ребята могут выполнять задания маркерами на водной основе. После вы-полнения задания, всё лишнее с лёгкостью удаляется при помощи мягкой тряпочки. Та-кие пособия долговечны, просты в использовании, интересны детям.
3. Роль, значение предлагаемой методики в деятельности школы, автора:
Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении не разочароваться в школьной жизни – является задачей коррекционного дош-кольного учреждения, на мой взгляд.
Предлагаемая мною методика обучения чтению и письму направлена на предупре-ждение специфических ошибок у детей дошкольного возраста,
Представленная система работы обеспечивает развитие фонематического слуха,на-выков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия, речи и мышления.
Использование данной методики, на мой взгляд, помогает не только овладеть тех-никой свободного чтения, но и создаёт предпосылки для формирования грамотного письма.
4. Цель и основные правила использования данной разработки:
Цель обучения сводится к тому, чтобы в игровой форме помочь детям в овладе-нии навыком слитного, плавного чтения (чтобы единицей чтения стал слог, а не буква – ведь именно такой способ обеспечивает правильное чтение) и правильного печатания букв, слогов и слов.
Поскольку основной формой познавательной деятельности дошкольников являет-ся игра, именно она в моей методике помогает сделать процесс обучения ребёнка интере-сным.
Методика помогает решить следующие задачи:
- развитие фонематического слуха и фонематических представлений; развитие навыков звукового анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, соотнесение звуков между собой, определение последовательности звуков в слове);
- развитие зрительного восприятия, формирование чёткого зрительного образа букв,
- формирование умения произносить и читать слова различной звуко-слоговой структуры;
- формирование умения правильно печатать буквы русского алфавита, слоги, слова, предложения;
- совершенствование пространственных ориентировок на листе;
- развитие мелкой моторики с использованием обводок, штриховок;
Данная методика обучения чтению и письму рассчитана на работу с детьми четы-рёх возрастов в дошкольном образовательном учреждении:
- младший (3-4 года)
- средний (4-5 лет)
- старший (5-6 лет)
- подготовительный к школе (6-7 лет)
Предлагаемый материал подобран и систематизирован в соответствии с задачами каждого возрастного периода, постепенно переходя от простого к сложному.
Занятия планируется строить на принятом в русской методике аналитико – синте-тическом звукобуквенном методе и закреплять работой по развитию речи на основных её уровнях – звук (звуковая культура), слова (словарная работа), предложение, связное выс-казывание.
ПРИЛОЖЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
1. Младший возраст (3-4 года)
В этом возрасте изучаются 6 букв: А, О, У, И, М, П.
Играм и заданиям, посвящённым непосредственному знакомству детей со звуками и бук-вами, предшествуют хорошо известные подготовительные игры. Они способствуют:
- развитию слухового и зрительного внимания («Когда это бывает?», «Что звенит?», «Четвёртый лишний», «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Улавливай шёпот», «Эхо», «Повтори за мной»);
- развитию умения управлять движениями кистей рук (мелкая моторика) («Делай как я», «Составь по образцу» - выкладывание из счётных палочек домиков, заборчиков, лесенок, стульчиков, ёлочек и т.д.);
- развитию умения ориентироваться в пространстве (верх – низ, впереди – сзади, лево – право) («Где находится?», «Где звучит?»). Очень хорошие результаты в этом направлении даёт игра «Мышка и коты»:
Эта игра позволяет усвоить понятия «верх - низ», «право - лево», «центр», закрепить названия основных цветов. Каждому ребёнку даётся лист картона, разде-лённый линиями на 9 квадратов и фишка. Цвет картона красный, синий, жёлтый или зелёный. Одно такое же крупное пособие крепится на магнитной доске. В его центральной клетке – «норка мышки». Начало отсчёта ведётся только от неё (от центра). Логопед – «мышка», дети – «кошки». Задача детей – поймать мышку, для этого надо точно повторять её путь. Куда бежит мышка, туда же свои фишки ставят и кошки (с обязательным проговариванием направления).
После подготовительных игр следуют игры и задания, используемые при первом знакомстве со звуком и буквой:
1) При знакомстве со звуком появляются помощники – звуки (девочки и мальчики) в рубашках и платьях разного цвета (гласные – красного, согласные – синего).
- «Пропевалочка»:
Знакомим детей с буквами, живущими в домиках (гласные – в домике с красной крышей, согласные – в домике с синей крышей) при помощи звукоподражаний. Де-ти соотносят звук со зрительным образом буквы, запоминают. Кроме того пропева-ние звуков помогает развить речевое дыхание, чувство ритма,
А |
У |
О |
И |
Л | М | Н | Р | В |
З | Б | Д | Ф | С |
П | Т | К | Х | Ш |
Ц | Ч | Щ | Г | Ж |
А – у зайчика болит живот М – мишка зовёт маму Б – бьёт барабан Т – стучит молоточек
У – воет волк Н – погоняют пони Д – дудит дудочка К – капает капля
О – удивляется лисичка Р – рычит собачка Ф – фырчит ёжик Х – смеётся Хрюша
И – улыбается белочка В – плачет, поранила лапку С – наливаем водичку Ш – наливаем водичку
Л – песенка без слов З – поёт комарик П – пыхтит кашка Ц – поёт синичка
Ч – чихает Чебурашка Щ – злится щука Г – падает град Ж – жужжит жук
3) «Закончи рисунок»:
Ребёнку даётся плоскостное ламинированное пособие и задания:
- дорисовать картинку по точкам
- раскрасить картинку
- найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов даётся изучаемая буква)
- найти на картинке предметы, в названии которых есть изучаемый звук
4) «Домик для буквы»:
Вводим понятия «гласные – согласные буквы» и обозначаем цветом. Дети селят буквы в свои домики.
5) Также в этом возрасте дети выполняют такие задания:
- изобрази букву с помощью счётных палочек
- «напиши» букву в воздухе
- раскрась букву нужным цветом
2. Средний возраст (4-5 лет)
В этом возрасте изучаются 9 букв: А, О, У, И, Т, П, М, Н, К.
Игры и задания для этого возраста:
1) Игра «Мышка и коты»:
Продолжаем играть с детьми в усложнённый вариант игры: к основным цветам плоскостных квадратов добавляются оттенки (голубой, фиолетовый, оранжевый). На самих квадратах добавляем цифры для обозначения клеточек от 1 до 9. В этом возрасте ведущую роль может брать на себя и ребёнок, становясь «мышкой» и за-давая направление движения. Начало движения может быть с любой клетки, по же-ланию водящего.
2) При знакомстве с основными характеристиками звуков появляются помощники – звуки (девочки и мальчики) в рубашках и платьях разного цвета (гласные – красного, согласные твёрдые – синего, согласные мягкие – зелёного, звонкие сог-ласные – на рубашке колокольчик).
3) При знакомстве с буквой предлагаются следующие задания (при помощи лами-нированных листов и маркера на водной основе):
- обведи букву по контуру и раскрась её нужным цветом
- выложи букву из счётных палочек
- определи форму и количество элементов буквы
- пропечатай букву по точкам
- самостоятельно пропечатай букву
4) Игра «Узнай букву»:
Ребёнку завязываются глаза. В руки даётся большая плоскостная буква. Ребёнок при помощи тактильных ощущений пытается угадать, что за буква у него в руках.
5) «Продолжи орнамент»:
Этот вид упражнений тренирует в различении границ клетки, умении отсчитывать клетки в любом направлении, проводить различные виды линий. Ориентироваться на образец. Такие задания подготавливают ребёнка к написанию различных букв и схем, развивают внимание, аккуратность, чувство ритма и симметрии.
6) Закреплению знаний о новом звуке и новой букве помогают игры и задания под общим названием «Буквы ходят в гости».
На ламинированных листах два вида домиков – для гласных и согласных букв – изображены соответственно в левой и в правой стороне листа. Знакомясь с буквой ребёнок раскрашивает нужным цветом домики и буквы, с помощью марке-ра на водной основе «ведёт» в гости букву слева – направо и пропевает получив-шуюся общую песенку. При выполнении ребёнком этого задания необходимо следить, чтобы 1ый и 2ой звуки произносились слитно, без перерыва.
На пути буквы могут встречаться различные препятствия (дорожки, камуш-ки, речки и т.д.). В начале работы они обводятся цветными карандашами, раскра-шиваются, через них прокладываются мостики.
По мере изучения букв, квартир в домиках становится всё больше.
7) Игра «Волшебные цветы»:
Эта игра способствует закреплению умения плавного, слитного слияния букв в слоги, чтению прямых и обратных слогов. В центре цветка и на его лепестках на-печатаны пройденные буквы. Ребёнок при помощи маркера ведёт линии от буквы к букве, пропевает их общие песенки.
8) Игра «Домики для слогов 1»:
Задание на выкладывание и печатание букв по образцу, развитие умения да-вать фонематическую характеристику пройденным звукам.
3. Старший возраст (5-6 лет)
В этом возрасте изучается 12 букв: Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Ы.
Игры и задания для этого возраста:
- Для знакомства детей с понятием «мягкость – твёрдость согласных звуков» появляются два помощника – брат мягкий (мальчик в зелёной рубашке) и брат твёрдый (мальчик в синей рубашке), а для знакомства с понятием «глухость – звонкость согласных звуков» появляются дедушка (глухие согласные) и внучек (мягкие согласные).
- Игра «Домики для звуков»:
Эта игра позволяет закрепить знания о согласных твёрдых и мягких, развивает фонематический слух. Большой город, в котором живут в домиках согласные бук-вы. Каждая буква обозначает два звука и соответственно имеет 2 домика (синий – звук твёрдый, зелёный – звук мягкий). Учим детей внимательно слушать, как зву-чит первый звук в слове, поселяем в нужный домик.
- Игра «Построй забор для домика»:
Эта игра закрепляет знания о звуках. Домик, на разноцветных дощечках приби-
ты буквы, нужно придумать слово и составить заборчик в зависимости от характе-ристики звуков в этом слове.
4) Игра «Не ошибись»:
Эта игра способствует развитию фонематических процессов у ребёнка. С по-мощью плоскостных пособий в виде полосок и фишек, дети определяют положе-ние звука в слове (начало – конец слова).
5) С помощью плоскостных пособий и маркеров, детям предлагаются задания для работы над 2х и 3хсложными словами. Ребёнку необходимо слово напечатать, оп-ределить количество слогов, выделить гласные в слове. С помощью этой игры зак-репляется умение определять количество слогов по количеству гласных в слове, Дети учатся проверять это правило с помощью руки, рисовать слоговую схему сло-ва.
6) Так же в этом возрасте предлагаются задания на печатание маркерами изучае-мых букв и слогов с ними на плоскостных пособиях.
4. Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
В этом возрасте изучается 12 букв: Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
Игры и задания для этого возраста:
1) Игра «Домики для слогов 2»:
Эта игра тренирует ребёнка в звуко – буквенном анализе открытых слогов, закрепляет знания о твёрдых и мягких согласных в слоге, о смягчении согласных гласными – «волшебницами». В игре имеются 2 домика (каменный для слогов с твёрдыми согласными, соломенный – для слогов с мягкими согласными) и карточ-ки со слогами с парными гласными (СА – СЯ, ТО – ТЁ и т.д.) и пройденными сог-ласными. Ребёнок находит пару слогов и раскладывает по домикам в зависимости от характеристики согласного.
2) Игра «Найди свой домик»:
Эта игра закрепляет знания о глухих – звонких парных согласных. Два доми-ка, в которых живут дедушка (глухие согласные) и внучек (звонкие согласные), ко-мплект букв. Ребёнку нужно дать характеристику звука и поселить букву в нужный домик.
3) С помощью плоскостных пособий продолжается работа над печатанием изучае-мых букв и слогов; работа над 3х и 4хсложными словами; работа по определению положения звука в слове (начало, середина, конец) Продолжаем составлять звуко-вые схемы слогов и слов, подбирать к слову соответствующую ему звуковую схе-му.
4) Игра «Дружные соседи»:
Эта игра тренирует ребёнка в закреплении знаний о двузвучных гласных, смягчающих или не смягчающих согласную, стоящую в слоге перед гласной. Изо-бражение двухэтажного домика с красной крышей (с нём живут только гласные) и этажами двух цветов: 1ый этаж - синий (на нём живут гласные А, О, У, Ы, Э – они не смягчают согласную), 2ой этаж – зелёный (на нём живут гласные Я, Ё, Ю, И, Е – они смягчают согласную). У этой игры множество вариантов для тренировки ре-бёнка в звуко – буквенном анализе и синтезе слогов и слов.
ВЫВОДЫ:
Достижения при использовании данной методики определяются наглядностью и занимательностью рабочего материала. Дети охотно выполняют задания, с интересом играют и одновременно обучаются.
В течение пяти лет мне приходилось заниматься с группами детей четырёх-, пяти-, шести- и семилетнего возраста с различной речевой патологией: с общим недоразвитием речи, с фонетико – фонематическим недоразвитием речи и с нарушением произношения отдельных звуков. Дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными одинаково живо и с большим интересом включались в игры с буквами, звуками, слогами, словами. К концу обучения в группе ГБДОУ дети на выпускных занятиях показывали высокий уровень знаний.
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Бернштейн Н.А. «Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи» - М., 1977
2) Бугрименко Е.А. «Чтение без принуждений» - М., 1993
3) Кольцова М.М. «Ребёнок Учиться говорить» - М., 1979
4) Левина Р.Е. «Нарушения речи и письма у детей» - М., 2005
5) Новикова Е.В. «Логопедическая азбука» - М., 2004
6) Ушинский К.Д. «Родное слово» - М., 1991
7) Эльконин Д.Б. «Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты//Вопросы
психологии» - М, 1956
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение письму детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей....
Общеразвивающая программа «Развитие мелкой моторики и подготовка к письму детей дошкольного возраста»
Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей 5-7 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овлад...
Обучение чтению с губ детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
Материал по обучению чтению с губ детей дошкольного возраста с нарушениями слуха...
Обучение письму детей дошкольного возраста
Презентация...
Формирование открытого слога у неговорящих детей, подготовка к обучению грамоте и обучение чтению открытых слогов детей дошкольного возраста. Раздел 1.
Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию Раздел 1 универсальной презентации, которая поможет закрепить произношение гласных звуков, сформировать навык звукослияния и слитного прочтения глас...
Особенности выразительного чтения взрослыми для детей дошкольного возраста
Постичь искусство выразительного чтения можно разными методами и приемами. Овладение ими позволит взрослому воздействовать на речевое развитие дошкольника. В статье речь пойдет о наиболее универсальны...
Консультация " Особенности чтения художественной литературы детям дошкольного возраста"
Книга - источник знаний. Всё интересное. поучительное. главное узнаём читая книгу. ......