Детско-родительская гостиная
методическая разработка
Какое гордое звание - родитель! В нем все – и сердечная доброта, и ласка, и справедливость. И конечно, любовь к детям. Жизнь сегодня тяжела и сурова, многим родителям, в силу определенных обстоятельств, сложно приводить ребенка и забирать ребенка каждый день из детского сада. Им приходится оставлять их в группе круглосуточного пребывания. Но приходится констатировать тот факт, что дети, посещающие круглосуточную группу детского сада, недополучают любви, внимания и заботы со стороны самых близких людей – родителей. Данное мероприятие направлено на укрепление уверенности родителей в собственных возможностях и формирование позитивной установки во взаимоотношениях с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko-roditelskaya_gostinaya.docx | 36.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Детско-родительская гостиная
Тема: «Родительский дом – начало начал…»
Комарова Наталия Ивановна
педагог-психолог,
МБОУ ОШ №12 г. Архангельск
Цель: формирование доверительных отношений между родителем и ребенком.
Задачи:
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- расширение чувства близости и доверительных отношений между родителем и ребенком;
- укрепление уверенности родителей в собственных возможностях и формирование позитивной установки во взаимоотношениях с ребенком.
Форма проведения: детско-родительская гостиная.
Продолжительность: 40 мин
Целевая группа: родители группы круглосуточного пребывания детей.
Место проведения: МБОУ ОШ№12 (дошкольное отделение).
Гостиную проводят: воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог.
Подготовительный этап:
- приглашение пап и мам на мероприятие;
- разучивание с детьми стихотворений, песен, сценки о семье;
- оформление выставки детских рисунков на тему «Моя семья»;
- подготовка музыкального сопровождения «гостиной»;
- оформление группы (цитаты, тема встречи);
- создание видеофильма о жизни группы;
- анализ источников литературы по заданной теме, подготовка конспекта.
Организационный этап
Мероприятие проводится в групповом помещении. Родители заходят в группу, рассматривают выставку детских работ, садятся на свои места; звучат детские песни про семью.
Оборудование: проектор, магнитофон, магнитные доски, бейджики, музыка, видеосюжет, стихотворение, видеофильм (из жизни группы), чаша красивая, сердечки бумажные, листочки, карандаши.
План проведения:
- Вступительное слово педагога-психолога.
- Мини-концерт детей.
- Основная часть «Значимость родительской любви и воспитания» (анализ рисунков детей).
- Опрос родителей «Что такое семья?»
- О семье в пословицах и поговорках.
- Видеофильм о жизни группы.
- Рефлексия «Чаша».
- Заключение.
1.Вступительная часть.
Звучит песня «Родительский дом, начало начал...»
На доске — тема встречи, цитаты.
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме нашей встречи, а она действительно заслуживает внимания. Мы не будем сегодня говорить об успеваемости и поведении ваших детей. Сегодня мы хотим поговорить о вас и детях. Какое это гордое звание - родитель! В нем все – и сердечная доброта, и ласка, и справедливость. И конечно, любовь к детям. К этой встрече готовились не только мы, но и дети. Как хочется, чтобы каждый родитель, услышав слова ребенка, понял, как он нужен ему. А начнем мы с небольшого концерта, который приготовили вам дети.
Выступление детей.
- Стихотворения о семье.
- Песня о маме и папе.
- Совместный танец с родителем «Буги- Вуги» (муз. Спадевиаккиа)
Воспитатель. На такой приятной ноте и хотелось бы поговорить о самом главном в жизни ребенка о родительской любви, участии и что она значит для ребенка. Предоставляю слово педагогу-психологу.
2.Основная часть.
Педагог-психолог. Добрый вечер, уважаемые родители! В такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви!
Анализ рисунков детей. Прошу вас обратить внимание на доску, где выставлены рисунки детей. Как вы думаете, на какую тему рисовали ваши дети? Выслушав мнения, психолог сообщает, что дети рисовали на одну тему – «Рисунок семьи», и каждый передал свое восприятие семейной атмосферы. То, что вы видите, практически не связано с изобразительными навыками. Рисунок, как считают специалисты, является проекцией душевного состояния ребенка. Достоинством данной методики является то, что в рисунке могут проявиться те чувства, которые ребенок сознательно не признает или не может выразить другими средствами. По рисунку можно узнать, как ребенок относится к вам – своим родителям. Анализируя элементы, присутствующие в рисунках, можно выявить:
- Дружна ли семья.
Так, из представленных рисунков, можно увидеть….
- Все ли члены семьи являются обязательными для ребенка.
На рисунках видно, что…
- К кому из членов семьи ребенок испытывает негативное отношение;
- Какое место отводит ребенок каждому члену семьи и себе;
- Кто из членов семьи наиболее близок ребенку, а кто находится от него в отдалении;
- Заняты ли члены семьи общим делом на рисунке ребенка.
Родители рассматривают рисунки, педагог-психолог проводит анализ рисунков (имена детей не представлены на рисунках).
Значимость родительской любви и воспитания. Условия воспитания в круглосуточной группе. А теперь поговорим о наболевшем…
Да, жизнь сегодня тяжела и сурова, многим из вас, наверное, в силу определенных обстоятельств, сложно приводить ребенка и забирать его каждый день из детского сада.
Но приходится констатировать тот факт, что дети, посещающие круглосуточную группу детского сада, недополучают любви, внимания и заботы со стороны самых близких людей – родителей. Эмоциональная недостаточность, вызванная дефицитом родительского тепла, является фактором, который очень сильно влияет на развитие всех сторон личности ребенка (его самооценку, познавательную, эмоциональную сферы, развитие коммуникативных навыков и т.д.). Воспитание в таких условиях накладывает отпечаток на всю жизнь и развитие ребенка.
Педагоги в детском саду зачастую не могут удовлетворить потребности детей в эмоциональном общении со взрослым, так как они чрезмерно заняты выполнением режимных задач, проведением занятий и других мероприятий. Да и ласку они не могут дать такую, какую дают своим детям родители.
Детский сад ставит перед собой много задач: и воспитательные, и обучающие и просветительские. Детский сад может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но он никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно близкие родные являются самым мощным фактором формирования личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви, заботы и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет ее постоянно видеть и чувствовать. И ваша задача – понять все свои жизненные цели, определить значимость их, взвесить за и против, и все-таки, если это возможно попробовать встречаться с ребенком каждый день или как можно чаще (забирать его из детского сада). Ведь вы так нужны своим детям.
Мы и не заметим, как пролетит время, и наши дети вырастут, а с каким багажом, с какими жизненными ценностями войдут во взрослую жизнь? Будут ли они душевно привязаны к вам, если они очень редко вас видели на протяжении многих лет?... Об этом стоит задуматься!!!!
При этом разговоре психолог может процитировать некоторые важные, на его взгляд, мысли известных педагогов и психологов.
Аллан Фром «Азбука для родителей»
Пути проявления любви к ребенку:
- уважение его желаний;
- проявлять любовь постоянно (мягкость, приветливость, чуткость);
- отдавать все свое свободное время без остатка.
С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех»
«Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка… Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем».
- Влияние семейного воспитания на развитие ребенка.
Социальный педагог. Исследования показывают, что на развитие ребенка влияют:
- 15%- наследственность,
- 57% - родители,
- 25% - окружающая среда,
- 3%- образовательное учреждение.
Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в дошкольном и школьном возрасте вся принадлежит детскому саду и школе. Оказывается, образовательное учреждение имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь» (Константин Дмитриевич Ушинский). Поэтому основная роль в жизни ребенка отводится родителям.
Совсем недавно у нас прошла акция – «День семьи», в которой приняли участие многие семьи. Такие праздники очень нужны и важны в жизни. Дети узнают о семейных ценностях, традициях не только своей семьи, но и других. У каждого из нас есть свои день семьи, который наверняка все помнят и некоторые даже празднуют его в кругу семьи, привлекая тем самым детей к главным человеческим ценностям.
Нам хотелось еще раз обозначить значимость семьи для детей.
В словаре Ожегова написано: «Семья – это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью». Звучит сухо, официально и не очень привлекательно. Так что же такое, по-вашему мнению, семья? Давайте вместе определим значение семьи. Предлагаем каждому из вас продолжить фразу: «Семья – это…»
Семья – важный фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.
Семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения.
Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребенок не будет счастлив, здоров.
5. О семье в пословицах и поговорках.
Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки будет предложено, вам надо будет вспомнить ее окончание.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Дерево держится корнями, а человек семьей.
- Не будет добра, коли в семье вражда.
- Отца с матерью почитать – горя не знать.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Семьей дорожить – счастливым быть.
- Вместе тесно, да врозь скучно.
- Человек без семьи, что дерево без плодов.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- В своем доме и стены помогают.
Мы много времени проводим на работе, кажется, главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребенком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем все на бегу, второпях.
Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлеките к себе ребенка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым – его нужно 7 раз в течение дня погладить по голове, обнять, одобрить, т.е. через телесное прикосновение подтвердить: «Я тебя люблю!».
6. Показ видеофильма «Вот так живем!» о жизни группы.
В нашем детском саду дети проводят много времени. Мы хотели бы не только рассказать, но и показать то, как мы живем.
7. «Чаша» пожеланий.
Подвести итоги нашей встречи нам поможет вот эта чаша. Представьте, что эта чаша – душа ребенка. У каждого из вас есть сердечки – напишите черту характера, качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, которое, по вашему мнению, поможет ему в жизни, и поместите его в чашу. Будем очень надеяться, что все пожелания сбудутся (кладут сердечки). Чтобы чаша не разбилась, взрослые, которые окружают ребенка, должны быть добрыми и требовательными, ласковыми и терпеливыми.
8.Заключительные слова.
Воспитатель. Позвольте завершить разговор стихами на тему нашей беседы.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте.
О.Высотская
Список литературы:
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
- Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях /Е.П.Арнаутова/ Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с.23-35.
- Гребенков И.В. Воспитательный климат семьи /И.В.Гребенков. – М.: 1975.
- Воспитателю о работе с семьей : Пособие для воспитателя детского сада /Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А.Маркова и др.; под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: просвещение, 1989. – 192с.: ил.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
- Ильян И.А. Душа ребенка. Очаг. – 1993. - №9.
- Махов Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании/ Ф.С.Махов. – М.: Профиздат, 1989.
- Мухина В. Возрастная психология /В.Мухина. – М.: 1998.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М., 1990.
- Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: Учеб. Пособие для вузов по специальности – дошкольная педагогика и психология.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест для родителей :
«На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку?»
Если вы согласны с приведёнными ниже утверждениями, запишите себе – 1 балл, если нет – 0 баллов.
- Иногда немного жаль, что ребёнок вырастет и станет взрослым.
- Если ребёнок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжёт, а фантазирует.
- Современные школьные программы чересчур сложны.
- Мать должна служить эмоциональным посредником между ребёнком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
- Если ребёнок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить его за усилие.
- Наивная непосредственность – это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.
- Если ребёнок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.
- Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
- У каждого ребёнка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
- Ребёнок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.
- Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребёнка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирождённые воспитатели
- В детстве всем необходимы занятия спортом. За семейным столом лучшие кусочки должны оставаться детям. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребёнка слишком многого.
- Повзрослев, ребёнок неизбежно столкнётся в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.
ИТОГИ:
15 – 20 баллов.
Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребёнку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребёнка.
Мать: Вы очень любите ребёнка, но забываете о том, что ребёнок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.
8 – 11 баллов.
Отец: В воспитании ребёнка существует отстранённость.
Мать: Ребёнку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.
Менее 8 баллов.
Отец: Не судите слишком строго своего ребёнка.
Мать: Вашему ребёнку нужно больше мягкости и поощрения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкетный опрос родителей
Отвечая на вопросы анкеты, родители имеют право выбрать одно приоритетное качество и подчеркнуть его.
- Как вы думаете, чего ждёт ваш ребёнок от семьи, в которой живёт?
А) Хорошей организации быта
Б) Радости общения
В) Покоя и защищённости
- Что более всего заботит вас в семье?
А) Здоровье детей
Б) Хорошая учёба
В) Трудовое участие детей в жизни семьи
Г) Настроение детей и причины его изменений
- Одинок ли ваш ребёнок в семье?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
- Как вы думаете, захочет ли ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую ?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
- Какая из приведённых ниже жизненных установок является, по-вашему мнению, наиболее значимой для ребёнка?
А) Быть материально обеспеченным человеком
Б) Встретить любовь
В) Иметь много друзей
Г) Реализовать свои интеллектуальные возможности
- Знаком ли ваш ребёнок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье ?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
- Есть ли у вашего ребёнка секреты от своей семьи ?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
- Что для вашего ребёнка вечер дома?
А) Радость общения
Б) Возможность быть самим собой
В) Мучение и пытка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительская гостиная «Поговорим о Ваших правах»
МЕЖСЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ«КАКИМ Я ХОЧУ ВИДЕТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА»...
Психолого - педагогическое сопровождение семей воспитанников в рамках детско-родительской гостиной «Семь - Я»
Формирование в ДОУ системы психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи....
Детско- родительская гостиная "Папа- гордость моя!"
Это развлечение желательно провести в папин праздник- 23 февраля....
Конспект детско – родительской гостиной в старшей группе по теме: «Папы, будьте с нами!»
Интересное мероприятие, посвящённое папам....
Сценарий встречи в детско-родительской гостиной «Вместе с книгой мы растем» (к проекту 3)
Цель:Познакомить родителей с приемами приобщения детей к разным видам домашнего чтения.Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников. «Чтен...
«Поговорим о ваших правах» Детско-родительская гостиная
продолжить знакомить родителей и детей с основами правового знания: все люди на Земле защищены Законом, никто не может нарушать права, записанные в Декларации: право на жилище, право на свободу, право...
Детско-родительская творческая гостиная «Солнечный край»: «Татарское гостеприимство»
Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой татарского народа.Задачи: Сформировать у детей знания и представления об образе жизни татар, их обычаях, традициях, фоль...