Консультация для родителей по теме "Развитие понятия числа у детей"
консультация

Пистунова Оксана Васильевна

В консультации для родителей предоставлены математические задания, игры, а также задачи в стихах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_po_teme.doc880.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие понятия числа у детей»



Основным понятием элементарной  математики в детском саду является понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить дошкольника счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом».

Было время, когда люди не имели еще представления о числе, но действовали с различными количествами довольно успешно. Для этого они ставили предметы попарно (один к одному) и устанавливали, больше, меньше или поровну предметов в двух сравниваемых группах. Понятие числа возникло только потом именно на этой основе. Вот и надо прежде всего в работе с детьми научить их сравнивать различные группы предметов и выяснить их отношения (больше, меньше, поровну).

Один, много, несколько. Возьмите две любые сюжетные игрушки, например, куклу и медвежонка или две машинки. Одному из персонажей дайте один картонный кружочек (пуговицу, вымытую монетку и т.д.), другому - все остальные (или погрузите в одну и другую машину). Спросите у ребенка, где один, а где много. Просите ребенка раздать по одному кружочку каждой из его любимых игрушек. Или по несколько. 

         
Больше, меньше, поровну. Выкладывайте круги на стол в два ряда, допустим, в одном у вас будет две, в другом три. Сравните, где больше, где меньше (чтобы это легко было сделать, фигурки должны лежать точно одна под другой). Попросите ребенка сравнять ряды (сделать равное количество фигур в обоих рядах, то есть "поровну"). Пусть он сам или добавит кружки в одном из рядов, или уберет нужное количество в другом ряду. Играя в эту игру, комментируйте свои действия и действия ребенка: "У нас есть два круга и еще три. Два - меньше чем три! Давай сделаем так, чтобы было поровну. Попробуй сам. Ты к двум кружкам добавил еще один. И в обоих рядах стало поровну - три и три!" 

         
Счет на слух

Для этой игры вам понадобится: карточки с одинаковыми картинками, счётный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент - металлофон, бубен.

Вариант 1: Покажите ребенку карточку с картинками и предложите стукнуть столько раз, сколько картинок на карточке. Считайте вслух: "Один, два, три..."

Вариант 2: Вы стучите на металлофоне, а ребёнок, считая вслух вместе с Вами, вставляет столько же игрушек. Вначале игрушки выставляйте после каждого удара. Когда малыш будет легко справлять с этим заданием, усложните задание - игрушки выставляйте после всех ударов.

Когда ребенок еще не умея считать, не зная числительных, научился определять количественные отношения, можно переходить к  понятию числа. Очень важно, чтобы ребенок понял, как получается каждое новое число, чем оно отличается от уже известного.

На примере образования числа 2 мы покажем вам принцип образования любого числа.

Взрослый ставит на стол перед ребенком предметы, например елочки и грибочки. Прежде всего выясняем каких предметов больше, каких меньше (или их поровну). Дети легко справятся с заданием и ответят: «Елочек больше, а грибов меньше, тут одна елочка лишняя, а тут одного грибочка не хватает».

После этого взрослый вместе с ребенком считает елочки: «Одна, две», обводит пересчитанную группу круговым жестом:»Всего две елочки», кладет рядом с елочками цифру 2. «А грибочек один». Кладет рядом с грибочком цифру 1. «Два больше, один меньше».

Теперь надо показать способы образования равенства из неравенства. Этих способов два.

Первый: к одному грибочку ставят еще один грибочек, елочек и грибов становиться поровну, по два. И тогда к грибочкам вместо цифры 1 кладут цифру 2.

Затем взрослый восстанавливает ситуацию (две елочки, один грибочек,, после чего показывает второй способ образования равенства: убирается одна елочка. Елочек и грибов становиться поровну, теперь уже по одному; рядом нужно положить по цифре 1.

Точно так же покажите своему ребенку образование всех остальных чисел до 10.. Тогда он увидит, чем одно число отличается от другого, начинает понимать, что же такое число и как соотносятся смежные числа. Уже на нашем примере с елочками и грибами вы видите, как ребенок подводится к пониманию того, что число не зависит от предметного содержания. Сравниваем зеленые елочки и коричневые грибы, но когда их по два (или по одному), то их поровну!

Следите за тем, чтобы ребенок при пересчете соотносил с одним предметом только одно числительное, т.е. не считал бы один и тот же предмет дважды.

Кроме того, важно научить детей отсчитывать от большего количества меньшее. Например ваш ребенок научился считать до пяти. Вы ставите на стол перед ним корзиночку с грибами, грибов много, штук 12, но вы предлагаете взять 4 грибочка. Пусть вначале ребенок считает вслух – это дает нам возможность проследить, научился ли он считать,  правильно ли он соотносит числительное с предметом. После того как ребенок возьмет нужное количество, спросите: «Сколько у тебя грибочков?».  Ребенок должен ответить: «Четыре гриба». Тем самым вы будете приучать ребенка запоминать задание (сколько надо было отсчитать и сколько он отсчитал) и именовать итоговое число. Это навыки важные, важные для счета.

Для  того чтобы ребенок быстрее и легче усваивал данный материал можно и нужно использовать стихотворения, занимательные задачи, пословицы. С некоторыми из них мы вас познакомим.

От одного до десяти

Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Полюбyйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой - посмотри-

Выстyпает цифра три.

Тройка - третий из значков -

Состоит из двyх крючков.

За тремя идyт четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бyмаге цифра пять.

Рyкy вправо протянyла,

Ножкy крyто изогнyла.

Цифра шесть - дверной замочек:

Сверхy крюк, внизy крyжочек.

Вот семерка - кочерга.

У нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка,

Цирковая акробатка:

Если на головy встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде бyквы О -

Это ноль, иль ничего.

Крyглый ноль, такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Если ж слева, рядом с ним

Единицy примостим,

Он побольше станет весить,

Потомy что это - десять.

*  *  *

На полянке рос грибок,

Дождик начинался,

И какой-то червячок

Под грибок забрался.

Он ОДИН, к нему ползет

Муравей с листочком,

Встал он рядышком - и вот

ДВОЕ под грибочком.

Рядом кто-то зашуршал -

Это жук рогатый.

Под грибок скорее встал:

- Можно к вам, ребята?

Стало ТРОЕ под грибком.

Пчелка подлетела.

- Вместе дождик переждем,

Забирайся смело!

Было три да плюс один -

Их теперь ЧЕТЫРЕ.

Светлячок влетает к ним,

Крылья растопырив.

Под грибочком стало ПЯТЬ.

К ним улитка хочет:

- Начал домик протекать,

Дождь мне спинку мочит!

Получилось ровно ШЕСТЬ.

Прилетела муха:

- Можно рядышком присесть?

Здесь тепло и сухо!

Под грибочком стало СЕМЬ.

Вдруг кузнечик скачет:

- Я промок, замерз совсем!

Стало ВОСЕМЬ, значит.

Тут комарик озорной

Стал звенеть и реять:

- Было восемь, а со мной

Получилось ДЕВЯТЬ!

Вдруг откуда ни возьмись

Жаба появилась.

Посмотрела сверху вниз -

Мошки притаились.

- Я замерзла под дождем,

Здравствуйте, ребята!

Вас тут девять под грибком -

Буду я ДЕСЯТОЙ!

Все пустились кто куда,

Кончился и дождик.

Жаба прыг туда-сюда -

Их поймать не может.

*  *  *

Эти цифры по порядкy

Запиши в свою тетрадкy,

Я для каждой сейчас

Сочиню тебе рассказ.

1

В задачнике жили

Один да один.

Пошли они драться

Один на один.

И скоро один;

Зачеркнyл одного

И вот не осталось;

От них ничего.

А если б дрyжили;

Они меж собою,

То долго бы жили;

И было б их двое!

2

Две сестрицы - две рyки

На две половинки.

Рyбят, строят, роют,

Рвyт на грядке сорняки

И дрyг дрyжкy моют.

Месят тесто две рyки -

Левая и правая,

Водy моря и реки

Загребают, плавая.

3

Три цвета есть y светофора,

Они понятны для шофера:

Красный цвет -

Проезда нет.

Желтый -

Бyдь готов к пyти,

А зеленый цвет - кати!

4

Четыре в комнате yгла.

Четыре ножки y стола.

И по четыре ножки

У мышки и y кошки.

Бегyт четыре колеса,

Резиною обyты.

Что ты пройдешь за два часа,

Они - за пол минyты.

5

Перед тобой - пятерка братьев.

Дома все они без платьев.

Но на yлице зато

Нyжно каждомy пальто.

6

Шесть

Котят

Есть

Хотят.

Дай им каши с молоком.

Пyсть лакают языком,

Потомy что кошки

Не едят из ложки.

7

Семь ночей и дней в неделе.

Семь вещей y нас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккyратно,

И пенал, и карандаш,

И бyкварь - приятель наш.

8

Восемь кyкол деревянных,

Крyглолицых и рyмяных,

В разноцветных сарафанах

На столе y нас живyт.

Всех матрешками зовyт.

Кyкла первая толста,

А внyтри она пyста.

Разнимается она

Напрасно дyмают, что ноль

Играет маленькyю роль.

Мы двойкy в двадцать превратим.

Из троек и четверок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок.

Пyсть говорят, что мы ничто, -

С двyмя нолями вместе

Из единицы выйдет сто,

Из двойки - целых двести!

В ней живет еще одна

Кyкла в серединке.

Этy кyколкy открой -

Бyдет третья во второй.

Половинкy отвинти,

Плотнyю, притертyю, -

И сyмеешь ты найти

Кyколкy четвертyю.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внyтри.

Прячется в ней пятая

Кyколка пyзатая,

А внyтри пyстая.

В ней живет шестая.

А в шестой -

Седьмая,

А в седьмой -

Восьмая.

Эта кyкла меньше всех,

Чyть побольше чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сестры-кyколки стоят.

- Сколько вас? - y них мы спросим,

И ответят кyклы: - ВОСЕМЬ!

9

К девяти без десяти,

К девяти без десяти,

К девяти без десяти

Надо в школy вам идти.

В девять слышится звонок.

Начинается yрок.

К девяти без десяти

Детям спать пора идти

А не ляжете в кровать -

Носом бyдете клевать!

0

Вот это ноль иль ничего.

Послyшай сказкy про него.

Сказал веселый, крyглый ноль

Соседке - единице:

- С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинyла его

Сердитым, гордым взглядом:

- Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль бyдy я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и хyдощава,

Но бyдешь больше в десять раз,

Когда я бyдy справа.

Задачи в стихах

Яблоки с ветки на землю упали.

Плакали, плакали, слезы роняли

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим принесла

Два Сережке, три Антошке,

Катерине и Марине,

Оле, Свете и Оксане,

Самое большое - маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

«Не за будь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

*  *  *

Скоро праздник. Новый Год,

Встанем в дружный хоровод.

Звонко песенку споем,

Всех поздравим с этим днем.

Приготовим всем подарки,

Этот праздник очень яркий.

Кате, Маше и Аленке

Мы подарим по Буренке,

А Андрюше и Витюше –

По машине и по груше.

Саша будет рад Петрушке

И большой цветной хлопушке.

Ну а Танечке - Танюше –

Бурый мишка в сером плюше.

Вы, друзья, гостей считайте

Имена их называйте.

*  *  *

В рыбьем царстве к осетру

Приплывают по утру

Три молоденькие щучки,

Чтоб ему почистить щечки,

А четыре чебака

Моют брюхо и бока.

Посчитай-ка, детвора,

Сколько слуг у осетра?

*  *  *

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

*  *  *

Дарит бабушка лисица

Трём внучатам рукавицы:

"Это вам на зиму, внуки,

рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!"

*  *  *

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей!

Пять Сережке, три Антошке,

Две Валюше и Катюше.

А для мамы и для папы

Сорок будет маловато.

Ну а вы друзья считайте,

Сколько капель отвечайте!

*  *  *

Вдоль овражка

Шла фуражка,

Две косынки,

Три корзинки,

А за ними шла упрямо

Белоснежная панама.

Сколько всего шло детей?

Отвечай поскорей!

*  *  *

Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

Игра «Знакомимся с цифрами»

Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки.

Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточек с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.

Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.

Игра «Угадайка»

Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.

В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой "5". Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".

Пословицы

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Первый блин всегда комом.

Жить в четырех стенах.

Пятое колесо в телеге.

Что еще важно для формирования представлений о числе?

Важно показать детям, что число не зависит от расстояния между элементами, его составляющими, от их величины.

Как это сделать?

Перед ребенком на столе в два ряда лежат кубики: в одном ряду на близком расстоянии один от другого – 7, в другом (параллельном, на значительном расстоянии один от другого) – 6. Ребенка просят определить, где больше кубиков, где меньше. В большинстве случаев дети, не пересчитав кубики в том или ином ряду, показывают на второй ряд и говорят: «Здесь больше».

Научите ребенка правильно определять количество, посоветовав ему отвечать каждый раз только после того, как он пересчитает. А после пересчета выясним, что там, где кажется больше – 6, а там, где кажется меньше – 7. Ребенок уже должен знать, что 7 больше:, а 6 меньше 7. Для того, чтобы еще раз продемонстрировать это ребенку, кубики двух рядов кладут парами.  Теперь ребенок и наглядно убеждается, где больше, где меньше кубиков.

Как показать, что число не зависит от величины предметов? Посадите слева от себя двух больших кукол, а справа – тоже двух, но очень маленьких кукол. Выясните с ребенком какие куклы больше, какие меньше, после чего спросите: «А каких кукол больше – больших или маленьких

Даже если ваш ребенок ответит правильно, дайте ему возможность убедиться в своей правоте: посадите маленьких кукол (по одной) с каждой из больших, т.е. установите попарное соответствие.  И ребенок увидит, что хотя одни куклы большие, другие маленькие, но их две и две, их поровну.

То, что число зависит от размера элементов его составляющих, надо проиллюстрировать другими предметами и в пределах всех изучаемых ребенком чисел. Например:

1. Положите перед ребёнком 2 яблока и кучку из 3-х горошин. Спросите, чего больше яблок или горошин?

2. Возьмите 7-10 монет одинакового достоинства. Выложите их перед ребёнком, но не просите пересчитывать. Раздвиньте при нём монеты так, чтобы они занимали большую площадь. Спросите, монет стало больше, меньше или осталось столько же?

В результате у ребенка сложатся представления о натуральном ряде чисел. Ребенок будет понимать, что например, 5 идет после 4, потому. Что на один больше 4 (но перед 6, потому что меньше 6 на 1). Иначе говоря, он будет понимать очень важную закономерность натурального ряда чисел, он будет понимать отношения между смежными часлами.

Для закрепления этого понимания проведите с вашим ребенком и его сверстниками игру «Назови соседей». Взрослый бросает ребенку мяч и называет то или иное число. Поймавший должен назвать соседей этого числа и вернуть мяч взрослому.

Например, взрослый бросает мяч и говорит: «Два». Поймавший должен сказать: «Один и три» и возвратить мяч.

В стремлении к изучению основ математики важно не переусердствовать. Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого занятия по математике должны проходить в увлекательной игровой форме и не занимать много времени.

В конце каждого занятия не забывайте говорить ребенку о том, какой он у вас умный, как вы им гордитесь и как сильно любите. Не ограничиваясь этим, выражайте свои чувства с помощью физических прикосновений, но ни в коем случае не подкупайте пирожными или конфетами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на формирование понятия числа у детей дошкольного возраста.

В картотеке представлены дидактические игры, подвижные игры, сюжетно - ролевые игры для формирования понятия числа у детей дошкольного возраста....

Консультация с практическим показом. Тема: «Понятие ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста»

Приобщать детей младшего дошкольного возраста к ЗОЖ нужно и важно. Есть много способов с чего можно начать работу....

план самообразования "Формирование понятия числа у детей дошкольного возраста".

План самообразования на тему "Формирование понятия числа у детей дошкольного возраста" на 2019- 2024 учебный год...

Консультация для родителей Что означает понятие "готовность ребенка к школе?"

Ваш ребенок скоро идет в школу. "А готов ли он?"- с волнением думают родители.Что включает в себя понятие "готовность к школьному обучению"? Детские псиологи выделяют несколько кри...

Консультация для родителей дошкольников на тему: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие".

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружаю...