Игры на формирование понятия числа у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по математике на тему
В картотеке представлены дидактические игры, подвижные игры, сюжетно - ролевые игры для формирования понятия числа у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_na_formirovanie_ponyatiya_chisla_u_doshkolnikov.docx | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Весёлый счёт.
Цель: Учить детей прямому и обратному порядковому счёту в пределах десяти.
Материал: Карточки с изображением животных – 10 шт., карточка с изображением парусника – 1 шт.
Ход игры:
Прочитать детям рассказ «Веселый счёт», где козлёнок поочерёдно считает животных. Вместе с детьми помочь козлёнку посчитать животных, показывая их картинки. Определить цель счёта (для чего считал козлёнок животных). Помочь животным сойти на берег (упражнять детей в обратном счёте).
Домино «Весёлая зарядка».
Цель: Учить детей прямому, обратному, смешанному (вразнобой) счёту в пределах десяти. Развивать внимание, логическое мышление.
Материал: карточки – фишки
Ход игры:
Ход игры, так же, как и в игре «Домино». Только вместо цифр - картинки. Дети находят соответствующую картинку и таким образом игра продолжается.
Домино «Белоснежка и семь гномов».
Цель: Учить детей прямому, обратному, смешанному (вразнобой) счёту в пределах десяти. Развивать внимание, логическое мышление.
Материал: карточки – фишки
Ход игры:
Ход игры, так же, как и в игре «Домино». Только вместо цифр - картинки. Дети находят соответствующую картинку и таким образом игра продолжается.
Мои первые цифры.
Цель: Учить детей количественному счёту до 10.
Материал: карточки – цифры – 10 шт., карточки – животные - 10 шт.
Ход игры:
Воспитатель раздаёт карточки с цифрами детям (5 – 6 чел), карточки с животными лежат на столе. Тот, кто быстрее подберёт к карточкам цифрам, карточки с разным количеством животных в соответствии с заданной цифрой, тот и выиграл.
«Найди пару».
Цель. Закрепить умение соотносить цифру с количеством.
Игровой материал. Цифры и карточки с таким же количеством точек.
Правила игры. Дети по желанию делятся на две команды. У каждой свой стол, на одном столе в беспорядке лежат перевернутые цифры, на другом – карточки с таким же количеством точек.
Дети бегают по комнате. По сигналу берут карточки со столов и отыскивают свою пару, т.е. к каждой карточке подбирают цифру, соответствующую количеству точек на карточке.
«Сказочные часы».
Цель: формировать у детей представления о цифрах.
Ход игры: читаем детям стихотворение о том, что Кощей снял все цифры и стрелки с часов, поэтому сейчас нельзя определить, который час. Рассматриваем цифры и определяем, куда их можно прикрепить. Раскладываем цифры на циферблате и прикрепляем шнурками.
«Цифры - вкладыши».
Цель: формировать у детей представления о цифрах, их внешнем виде.
Ход игры: рассматриваем на планшете изображение цифр, называем их. Предлагаем детям найти место для каждой цифры. Уточняем, чем отличаются цифры одна от другой и чем они похожи между собой.
«Цифры».
Цель: продолжать формировать представления о цифрах.
Ход игры: рассмотреть карточки с разным количеством предметов и цифрами. Предложить детям соединить карточки между собой так, чтобы цифра соответствовала определенному количеству предметов, объяснить, почему они так соединили карточки. Уточняем, на что похожи цифры.
«Математическое лото».
Цель: формировать у детей количественные представления, умение считать, развивать представления о цифрах.
Ход игры: каждому ребенку раздают карточку, разделенную на 6 частей с разным количеством предметов. Детям показывают разрезанные карточки и предлагают найти на своем листе такое же количество предметов. Уточняем, почему ребенок выбрал именно эту карточку. Выигрывает тот, кто раньше всех заполнил свою карточку.
«Домино».
Цель: развивать счетные умения, внимание.
Ход игры: детям раздают по 6 карточек домино, предлагают назвать цифры и количество предметов на карточках. Первый ребенок делает ход и называет, какие у него предметы, сколько их и какая изображена цифра. Следующий ребенок кладет такую же цифру и называет ее. Выигрывает тот, у кого быстрее закончатся карточки.
«Веселые счеты».
Цель: формировать счетные умения и знания о цифрах.
Ход игры: цифры врассыпную находятся на столе. Ребенок берет одну из них, называет ее и откладывает на счетах такое же количество косточек. Можно дать обратное задание: посчитать косточки и найти такую же цифру.
«Арифметика для малышей».
Цель: закреплять умение детей считать до 5, знание цифр.
Ход игры: первый играющий кладет кубик и называет цифру, изображенную на верхней сторона кубика. Второй ребенок должен найти такое же количество предметов, положить рядом и объяснить свой выбор.
«Угадай в какой коробке шарик?».
Цель: закреплять счётные навыки. Умение называть порядковые номера.
Ход игры:
На столе у воспитателя семь одинаковых коробок. В одной из них спрятан шарик. Воспитатель просит детей пересчитать коробочки. «Сколько коробочек всего?». Всего семь коробок. Все коробки одинаковые, однако в одной из них спрятан шарик. Ее легко найти, если знать, на котором месте коробка с шариком. Послушайте и посмотрите, как надо считать, когда хотим узнать, на котором месте предмет, который он по порядку».
Педагог считает слева направо: «Первая, вторая, третья... Которая по порядку последняя коробка?» Детям предлагается еще раз всем вместе (хором) посчитать коробки по порядку.
«Я вам открою секрет: шарик лежит в пятой коробке слева. Подойди, Галя, найди пятую коробку слева». Девочка находит пятую коробку и показывает шарик. Педагог следит за тем, чтобы ребенок использовал в своей речи порядковые числительные.
«Пошли, пошли, поехали».
Цель: развивать счётные навыки.
Ход игры:
Все становятся в круг, руки спрятаны за спину. В руки каждого ребенка воспитатель вкладывает карточку, на которую нашиты пуговицы от 1 до 5 штук. Дети считают пуговицы, держа руки за спиной. На слова: «У кого 1 пуговица? У кого 2 пуговицы?» — дети показывают карточку с соответствующим количеством пуговиц.
Воспитатель объясняет правила игры: «Когда я скажу "пошли, пошли, поехали", — выдержите карточки перед собой, пуговицами вниз, чтобы их не было видно, и передвигаете так же, не переворачивая, передаете другому по кругу слева — направо или справа — налево, как я скажу. Когда я скажу "стой!", карточку, которая у вас будет в руках, спрячьте за спину и посчитайте на ощупь, сколько на ней пуговиц. Подглядывать нельзя!»
Педагог вместе с детьми становится в круг: «Слева направо пошли, пошли, поехали». Ребенок, который стоит от воспитателя слева, передает карточку ему, а сам получает карточку от соседа слева и т. д. Карточки постепенно передаются по кругу. На сигнал «стой!» дети прекращают передавать карточки, прячут руки с карточкой за спину, считают пуговицы на ощупь. «У кого 2 пуговицы? У кого 3 пуговицы?» — спрашивает воспитатель. Дети показывают карточки. Числа можно называть как по порядку, так и вразбивку. Игру повторяют несколько раз.
«Кто первый назовет?»
Цель: развивать счётные навыки.
Ход игры:
Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева на право или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.
«На зарядку становись».
Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.
Материалы: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)
Ход: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.
Затем зачитывает стихотворение:
Двадцать спортсменов бегут на зарядку,
Но не желают бежать по порядку.
Последний, случается, первым придет –
Такой вот бывает неправильный счет.
В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.
«Прятки».
Цель: закреплять счётные навыки, знания о числах.
Ход игры:
На столе выстроен числовой ряд. Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет цифру. Дети открывают глаза. Какое число спряталось? (3, потому что после числа 2 идет число 3). Далее воспитатель прячут ещё 2-3 цифры.
«Домики для звёздочек».
Цель: закреплять счётные навыки, умение называть порядковые номера.
Ход игры:
-Жили-были звездочки. Жили они семьями. Семьи были разными: в одной семье жила одна звездочка, в других семьях – больше. Все звездочки жили на одной улице.
-Давайте поможем звездочкам расселиться правильно.
Это какой домик? Сосчитаем по порядку (дети называют порядковые номера домиков: первый, второй, третий, четвертый, пятый).
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы звездочки не забыли, в каком доме они живут? (нужно разместить карточки с цифрой, это будет номер дома).
Карточки мы прикрепили, теперь будем размещать звездочки.
Это … (первый дом) - здесь будет жить…(1 звездочка).
Это…(второй дом) – здесь будут жить (2 звездочки)
и т.д.
Несите звездочки, посчитаем и разместим их по домам.
Сюжетно-ролевая игра с математическим содержанием в средней группе «Магазин».
Цель и задачи игры:
-упражнять детей в пересчитывании и подсчитывании предметов, денежных купюр в пределах «5»;
-развитие интереса и уважения к профессии продавца, кассира, шофера, грузчика;
-знакомство с правилами поведения в магазине;
Материалы и оборудование:
-кондитерские изделия;
-овощи;
-фрукты;
-витрина для товаров (предметы заместители);
-деньги купюры;
-весы;
-карточка для обналичивания;
-касса;
-чеки;
-денежные купюры «деньги»;
-машина грузовик;
-фартук и шапочка;
План.
1. Подготовка к игре;
2. Подготовка материалов и оборудования;
3. Ход игры;
4. Итог игры;
5. Результативность.
Содержание.
1. Подготовка к игре:
Организация экскурсия в ближайший магазин с целью пронаблюдать, то что происходит в магазине, как обслуживают покупателей продавцы. Дети вместе с воспитателем покупают что-нибудь и в процессе узнают, сколько надо платить, взвешивают и подают товар.
Беседа о профессиях продавцов, кассиров, грузчиков и шоферов.
2. Подготовка материалов и оборудования:
воспитатель с детьми готовит ассортимент товаров, оформляет витрины, кассы (деньги, карточки оплаты;
3. Ход игры:
а) игровые роли и правила: выделение роли продавцов-кассиров, покупателей, шоферов и грузчиков;
Продавец, кассир и покупатель предлагает обязательное использование счета в пределах «5», продавец должен спросить у покупателя, что он желает купит и сколько, покупатель перечисляет, что и сколько, спрашивает цену, расплачивается на кассе картой или «деньгами».
Шофер доставляет товар в магазин по требованию-накладной продавца,
грузчик отгружает товар.
б) магазин оборудуется 2-я отделами: хлебный и овощной, продавцы разлаживают товар;
В команде участвуют 8 человек.
Игра.
Продавец: Здравствуйте, что вы желаете купить?
Покупатель: батон, а сколько он стоит?
Продавец: 1 рубль оплатите в кассе и принесите, пожалуйста, чек.
Покупатель: отсчитывает деньги и передает кассиру, он пересчитывает деньги, если надо дает сдачу, берет чек и несет продавцу.
Продавец - шоферу нас закончился товар, привезите, пожалуйста.
Шофер: Сейчас привезу, и грузчик отгрузит.
И т. д.
4. Итог игры: Сегодня мы с вами узнали новую игру «магазин», давайте вспомним профессии игроков магазина, какой товар продавали и покупали, повторим счет в пределах «5».
5. Результативность: игра «магазин» показывает, что ребенок обращается к счету, если есть потребность практическая предметов - товаров и денег (условном выражении счета, стоимости товара. Игра отображает деятельность взрослого человека, вводит детей в мир социальных отношений, является интегрированной, объединяя различные области.
Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Теремок».
Цели и задачи:
Приобщать детей к искусству театра, вовлекать в игру по знакомой сказке «Теремок». Закреплять умение соотносить количество с числом.
Подготовка к театрализованной игре:
Чтение сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций, игра «Собери сказку по цепочке из картинок «Теремок», просмотр одноименного мультфильма, беседы с детьми о театре, индивидуальная работа по выполнению роли, действий в соответствии с текстом.
Оборудование:
Сцена оборудована под лесную поляну, макет теремка, костюмы для каждого персонажа сказки (шапочки-маски), стулья для зрителей, билеты, эмблемы с цифрами.
Роли:
Бабушка — рассказушка (воспитатель), Мышка — норушка (1), Лягушка — квакушка (2), Зайчик — побегайчик (3), Лисичка — сестричка (4), Волчок — серый бочок (5), Мишка – медведь (6).
Ход игры.
Бабушка-рассказушка:
Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок- не высок. Вот по полю мышка бежит, увидала теремочек и стучит
Мышка-норушка: Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Бабушка-рассказушка: Никто не ответил мышке, зашла она в теремок и стала там жить. Стоит в поле теремок-теремок он не низок, не высок — не высок вот по полю лягушка скачет увидала теремочек и стучит.
Лягушка-квакушка: Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка-норушка: Это я, мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка-квакушка: Я - лягушка-квакушка.
Мышка-норушка: Иди ко мне жить.
Бабушка-рассказушка: сколько жителей всего заселилось в теремок?(2).
Стоит в поле теремок-теремок он не низок, не высок - не высок. Вот по полю зайчик бежит увидал он теремочек и стучит
Зайчик-побегайчик: Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка-норушка: Это я, мышка-норушка
Лягушка-квакушка: Это я, лягушка-квакушка
Вместе: Ты кто?
Зайчик-побегайчик: А я зайчик-побегайчик
Вместе: Иди к нам жить
Бабушка-рассказушка: сколько жителей всего заселилось в теремок? (3).
Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок-не высок. Вот по полю лисичка бежит, увидала теремочек и стучит
Лисичка-сестричка: Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка-норушка: Это я, мышка-норушка
Лягушка-квакушка: Это я, лягушка-квакушка
Зайчик-побегайчик: А я зайчик-побегайчик
Вместе: А ты кто?
Лисичка-сестричка: А я лисичка-сестричка.
Вместе: Иди к нам жить!
Бабушка-рассказушка: сколько жителей всего заселилось в теремок?(4).
Стоит в поле теремок-теремок он не низок, не высок-не высок. Вот по полю серый волк бежит, увидал он теремочек и стучит
Волчок-серый бочок: Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка-норушка: Это я, мышка-норушка.
Лягушка-квакушка: Это я, лягушка-квакушка.
Зайчик-побегайчик: А я зайчик-побегайчик.
Лисичка-сестричка: А я лисичка-сестричка.
Вместе: А ты кто?
Волчок-серый бочок: А я волчок-серый бочок.
Вместе: Иди к нам жить!
Бабушка-рассказушка: сколько жителей всего заселилось в теремок?(5).
Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок-не высок. Вот по полю мишка-медведь идет, увидал он теремочек и стучит
Мишка-медведь: Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Мышка-норушка: Это я, мышка-норушка.
Лягушка-квакушка: Это я, лягушка-квакушка.
Зайчик-побегайчик: А я зайчик-побегайчик.
Лисичка-сестричка: А я лисичка-сестричка.
Волчок-серый бочок: а я волчок-серый бочок
Вместе: А ты кто?
Мишка-медведь: А я мишка-медведь, могу песни я петь. Пустите меня к себе жить.
Вместе: Да ты же не поместишься.
Мишка-медведь: А я с краешку.
Вместе: Ну, заходи.
Бабушка-рассказушка: Залез мишка-медведь в теремок, теремок зашатался, затрещал - только и успели звери в лес убежать.
«Разговор чисел».
Цель: закреплять умение детей считать по порядку, называть соседние числа.
Ход игры:
Вызванные дети получают в руки числовые фигуры. Дети — это числа, а какие, им подскажут числовые карточки. Команда играющим: «Числа, встаньте по порядку, начиная от самого маленького!» После этого воспитатель предлагает рассказать о себе. Например: «Число 4 сказало числу 5: я меньше тебя на один! Что же число 5 ответит ему? А что скажет числу 6?» Для закрепления навыков счёта в прямом и обратном порядке используются игры: «Назови пропущенное число», «Считайте дальше», «Кто знает — пусть дальше считает».
«Кто знает — пусть дальше считает».
Воспитатель объясняет правила игры «Я буду ставить на стол игрушки, а вы считайте, сколько их стало». Итак, на столе 3 кубика. Педагог ставит ещё 1 — ребёнок говорит «четыре» и т.д. Интерес к таким играм повышается, если они проводятся в кругу, воспитатель бросает детям мяч, передаёт платочек. Правила игры не повторять уже названное число, не вести счёт сначала, от числа 1.
«Смелые мышки».
Цель: закреплять умение детей узнавать цифры, соотносить количество с числом.
Дети садятся на стульчики. Из них выбирают пять-шесть человек, которые будут смелыми мышками, и одного ребенка — на роль кота. На полу разложены обручи (норки), у каждого обруча лежат карточки с изображение цифр. Мышки становятся у черты, а кот занимает место на своем стульчике. С началом стихотворного текста, который произносит воспитатель вместе с детьми, мышки делают несколько шагов по направлению ко второй черте.
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Дети-мыши осторожно подкрадываются и останавливаются примерно на середине между норками и домом кота.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Дети-зрители хлопают в ладоши, а мыши делают, движения руками, будто дергают за гири.
Вдруг раздался страшный звон! (Длительная пауза.)
Мыши и кот испуганно замирают, готовясь бежать. Пауза заполняется «боем часов», который имитируют воспитатель и дети-зрители, произнося: «Бом-бом-бом!»
Убежали мышки вон.
Мыши убегают, а кот их ловит. Спасаясь от кота, мышки забегают в норки. Количество мышей соответствуют цифре у норки. Пойманными считаются те мышки, до которых дотронулся кот. Дети-зрители, выполняющие роль жюри, вместе с воспитателем отмечают, какие мышки были смелые, какие трусливые, кого кот поймал, ловкий ли кот, не нарушали ли кот и мышки правила игры. После этого назначаются новые мышки и кот, и игра повторяется сначала.
«Космонавты».
Цель: формировать у детей умение считать в пределах 5.
Ход игры:
Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено разное количество кружков (до 5 кружков). Но количество кружков меньше, чем участников. Это место для участника. Опоздавшие участники на ракету становятся в общий круг.
Найди своё место.
Цель: закреплять умение детей соотносить цифры с числом.
Материал: карточки с изображением цифр, числовые фигуры.
Ход игры:
Числовые фигуры лежат на стульях, у детей карточки с различными цифрами. Звучит весёлая музыка, дети бегают вокруг стула. Как только музыка перестают звучать, дети занимают места у соответствующего стула.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактической игры в формировании эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста
Введение............................................................................................................. 3 Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы...................
Из опыта работы «Роль русской народной игры в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Здесь предоставлен материал из моего опыта работы....
Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...
Игры для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже речевой нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельнос...
Семинар для воспитателей: "Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
«Руки учат голову, затем поумневшая головаучит руки, а умелые руки сноваспособствуют развитию мозга»И.П. Павлов....
план самообразования "Формирование понятия числа у детей дошкольного возраста".
План самообразования на тему "Формирование понятия числа у детей дошкольного возраста" на 2019- 2024 учебный год...
Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. КАК ЛИСИЦА ЗАЙЧИШКУ ОБМАНУЛА. Возраст: 5-7 лет.
3. Содержание игры.Игра состоит из двух основных этапов: театрализованного представления и заданий квеста. Группа детей представляет собой единую команду. Столы сдвинуты так, чтобы все были едины и в ...