план самообразования "Формирование понятия числа у детей дошкольного возраста".
методическая разработка по математике (старшая группа)
План самообразования на тему "Формирование понятия числа у детей дошкольного возраста" на 2019- 2024 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 50.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное учреждение дошкольного образования
Центр развития детей дошкольного возраста
«Бибигон» г. Казань.
План самообразования педагога
Евсеевой Венеры Никитичны
на тему «Формирования понятия числа у дошкольников»
на 2019- 2024 учебный год.
Тема: Формирование понятия числа у дошкольников.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.
3. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
4. Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.
5. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.
6. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Актуальность выбранной темы.
«Математика приводит в порядок ум».
М. В. Ломоносов.
Умственное воспитание ребенка - важнейшая педагогическая задача на всех возрастных этапах развития дошкольника. Одна из основных задач умственного воспитания - ознакомление детей с факторами и явлениями окружающего мира. При знакомстве с ними обогащаются представления детей, стимулируется любознательность и познавательные интересы.
Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП.
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.
Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счёта, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Известно, что математика – огромный фактор интеллектуального развития ребёнка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приёмы мыслительной деятельности.
Многие современные родители считают, что если ребёнок умеет читать и считать, то он готов к школе, но это заблуждение. Для того чтобы дошкольник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать такими качествами, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, у него должно быть желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Перспективный план работы по самообразования на 2019 – 2020 учебный год.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
Изучение литературы. | Сентябрь – май | 1. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Изд. Мозаика-Синтез. М.: 2016. 2. Новикова В. П. математика в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 3. . Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. / под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009. 4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000. 5. «Дошкольное воспитание» № 10, 2016 г.- Математическое путешествие. «Помогите паровозику вернуться домой». 6. «Ребёнок в детском саду» № 1, 2013 г.- «Математическая прогулка». 7. «Ребёнок в детском саду» № 4, 2013 г. – «Гости из королевства математики». 8. «Ребёнок в детском саду» № 3, 2013 г. – Математическая сказка. «Приключение колобка». | 1.Разработка конспектов ООД. 2. Разработка индивидуальных заданий для дошкольников. | |
работа с детьми | Сентябрь | Дидактическая игра «Сколько?», «Какой цифры не стало?». | Картотека дидактических игр. | |
Октябрь | Дидактическая игра «Путаница?», «Составь цифру». | Математическая сказка «Приключения колобка». | ||
Ноябрь | Игра «Сорока - почтальон», «Цифры - вкладыши» | Вечер подвижных игр математического содержания «Вышли мышки как – то раз», «Весёлый автобус». | ||
Декабрь | Дидактическая игра «Найди пару», «Вставь пропущенные цифры». | Театрализованная игра «Теремок». | ||
Январь | Дидактическая игра «Цифры заблудились», «Назови соседей». | Открытое мероприятие «Путешествие в Звёздную страну». | ||
Февраль | Дидактическая игра «Число как тебя зовут?", «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» | Математическая прогулка | ||
Март | Дидактическая игра «Считай - не ошибись! », домино «Весёлая зарядка» | Математическая викторина «Угадай -ка». | ||
Апрель | Дидактическая игра «Весёлый счёт», | Сюжетно – ролевая игра «Магазин». | ||
Май | Сюжетно – ролевая игра «Билетик в кино», дидактическая игра «Которая игрушка спрятана?» | Открытое мероприятие «Гости из Королевства математики». | ||
Сентябрь – май | Чтение художественной литературы детям : С.Я. Маршак «Весёлый счет», А. Гольцева «Весёлые цифры», М.Шварц «Весёлый счёт от 0 до10», Н. Владимирова «Обратный счёт», В.Осеева «Пять сыновей», А.Усачёв «Семь сорок» и т.п. | |||
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация «Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете». | Картотека дидактических игр. | |
Январь | Оформить папку передвижку «Занимательная математика дома в повседневной жизни». | Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника». | ||
Май | Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников 4-5 лет». | «Математика своими руками» (выставка дидактических игр, атрибутов). | ||
Самореализация | Январь | Показ открытого мероприятия. Выступление на педсовете. | Открытое мероприятие «Путешествие в Звёздную страну». «Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете. Задачи и методика обучения». | |
Май | Отчёт по теме самообразования. Показ открытого мероприятия. | Выступление на педсовете. Открытое мероприятие «Гости из Королевства математики». | ||
Сентябрь – май | мини – сайт на портале nsportal.ru для обмена опытом с другими регионами. | Участие в конкурсах. |
Перспективный план работы по самообразования на 2020 -2021 учебный год.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
Изучение литературы. | Сентябрь – май | 1. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Изд. Мозаика-Синтез. М.: 2016. 2. Развивающие занятия с детьми 5-7 лет. / под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009. 3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000. 4.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74. 5. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 . 6. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989. | 1.Разработка конспектов ООД. 2. Разработка индивидуальных заданий для дошкольников. | |
Работа с детьми | Сентябрь | Дидактическая игра «Сколько?», «Какой цифры не стало?». | Картотека дидактических игр. | |
Октябрь | Дидактическая игра «Путаница?», «Что изменилось». | Сюжетно – ролевая игра «Прогулка в лес». | ||
Ноябрь | Игра «Чудесный мешочек», «Цифры - вкладыши» | Вечер подвижных игр математического содержания «Вышли мышки как – то раз», «Космонавты». | ||
Декабрь | Дидактическая игра «Считай не ошибись», «Вставь пропущенные цифры». | Театрализованная игра «Колобок ищет друзей». | ||
Январь | Дидактическая игра «Цифры заблудились», «Новоселье». | Открытое мероприятие «Парад цифр». | ||
Февраль | Дидактическая игра «Кто первый назовёт?", «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» | Математическая прогулка | ||
Март | Дидактическая игра «Считай - не ошибись! », домино «Весёлая зарядка» | Математическая викторина «Угадай -ка». | ||
Апрель | Дидактическая игра «Весёлый счёт», «Логический поезд». | Сюжетно – ролевая игра «Магазин». | ||
Май | Сюжетно – ролевая игра «Билетик в кино», дидактическая игра «Чей домик?» | Открытое мероприятие «Приключения Незнайки». | ||
Сентябрь – май | Чтение художественной литературы детям: А.Барто «Арифметика», В.Кудрявцева «В рыбьем царстве», Г.Дядина «Весёлые ступеньки», А.Гольцева «Весёлые цифры», О.Емельянова «Задачки в стихах для малышей», В.Степанова «Галочка - считалочка», Ю.Яковлев «Давайте, ребята, учиться считать». | |||
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация «Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете». | Картотека дидактических игр. | |
Январь | Подготовка картотеки игр для детей старшей группы. | Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника». | ||
Май | Консультация «Весёлые задачки в стихах для дошкольников». | «Математика своими руками» (выставка дидактических игр, атрибутов). | ||
Самореализация | Январь | Показ открытого мероприятия. Выступление на педсовете. | Открытое мероприятие «Королевство - Заниматика». «Методика формирования количественных представлений в средней группе». | |
Май | Отчёт по теме самообразования. Показ открытого мероприятия. | Выступление на педсовете. Открытое мероприятие «Зверушки едят в зоопарк». | ||
Сентябрь – май | мини – сайт на портале nsportal.ru для обмена опытом с другими регионами. | Участие в конкурсах. |
Перспективный план самообразования на 2021 – 2022 учебный год.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
Изучение литературы. | Сентябрь – май | 1. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005. 2. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение, 2006. 3. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры. — М.: Просвещение, 1987. — 96 с. 4. Сорокина А. И. Дидактическая игра в детском саду. — М.: Просвещение, 1982. — 98 с. 5. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников,»– М.: 2006. 6. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996. 7.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74. 8.Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. Изд. Мозаика-Синтез. М.: 2016. | 1.Разработка конспектов ООД. 2. Разработка индивидуальных заданий для дошкольников. | |
Работа с детьми | Сентябрь | Дидактическая игра «Сколько?», «Угости зайцев морковками». | Картотека дидактических игр. | |
Октябрь | Дидактическая игра «Возьми столько же», «Убери лишнее». | Сюжетно – ролевая игра «Магазин». | ||
Ноябрь | Игра «Чудесный мешочек», «Постучи столько же раз». | Вечер подвижных игр математического содержания «Вышли мышки как – то раз», «Найди свой домик». | ||
Декабрь | Дидактическая игра «Сколько?», «Сделай поровну». | Театрализованная игра «Теремок». | ||
Январь | Дидактическая игра «Узнай, поровну ли?», «Убери лишнее». | Открытое мероприятие «». | ||
Февраль | Дидактическая игра «Угости кукол конфетами»», «Расставь парами». | |||
Март | Дидактическая игра «Украсим платок », домино «Один - много» | |||
Апрель | Дидактическая игра «Чего больше – чего меньше», «Разложи по порядку». | Сюжетно – ролевая игра «Магазин». | ||
Май | Сюжетно – ролевая игра «День рождение Вари», дидактическая игра «» | Открытое мероприятие «Научим Зайку математике». | ||
Сентябрь – май | Чтение художественной литературы детям: А.Барто «Арифметика», В.Кудрявцева «В рыбьем царстве», Г.Дядина «Весёлые ступеньки», А.Гольцева «Весёлые цифры», О.Емельянова «Задачки в стихах для малышей», В.Степанова «Галочка - считалочка», Ю.Яковлев «Давайте, ребята, учиться считать». | |||
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация «Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете». | Картотека дидактических игр. | |
Январь | Оформить папку передвижку «Занимательная математика дома в повседневной жизни». | Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника». | ||
Май | Консультация «Методика формирования количественных представлений в младшей группе». | «Математика своими руками» (выставка дидактических игр, атрибутов). | ||
Самореализация | Январь | Выступление на педсовете. | «Методика формирования количественных представлений в младшей группе». | |
Май | Отчёт по теме самообразования. Показ открытого мероприятия. | Выступление на педсовете. Открытое мероприятие «Уроки тётушки Совы». | ||
Сентябрь – май | мини – сайт на портале nsportal.ru для обмена опытом с другими регионами. | Участие в конкурсах. |
Перспективный план самообразования на 2022 – 2023 учебный год.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
Изучение литературы. | Сентябрь – май | 1. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа. Изд. Мозаика-Синтез. М.: 2016. 2. Развивающие занятия с детьми 5-7 лет. / под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009. 3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000. 4.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74. 5. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 . 6. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989. | 1.Разработка конспектов ООД. 2. Разработка индивидуальных заданий для дошкольников. | |
Работа с детьми | Сентябрь | Дидактическая игра «Сколько?», «Какой цифры не стало?». | Картотека дидактических игр. | |
Октябрь | Дидактическая игра «Путаница?», «Составь цифру». | Математическая сказка «Приключения колобка». | ||
Ноябрь | Игра «Сорока - почтальон», «Цифры - вкладыши» | Вечер подвижных игр математического содержания «Займи своё место», «Весёлый автобус». | ||
Декабрь | Дидактическая игра «Найди пару», «Вставь пропущенные цифры». | Театрализованная игра «Теремок». | ||
Январь | Дидактическая игра «Цифры заблудились», «Живые числа». | Открытое мероприятие «Лабиринт». | ||
Февраль | Дидактическая игра «Число как тебя зовут?", «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» | Пополнение уголка математики. | ||
Март | Дидактическая игра «Числовая лесенка», домино «Весёлая зарядка» | Математическая викторина «Угадай -ка». | ||
Апрель | Дидактическая игра «Весёлый счёт», | Сюжетно – ролевая игра «Магазин». | ||
Май | Сюжетно – ролевая игра «Билетик в кино», дидактическая игра «Найди на один меньше». | Открытое мероприятие «Волшебная коробочка». | ||
Сентябрь – май | Чтение художественной литературы детям : С.Я. Маршак «Весёлый счет», А. Гольцева «Весёлые цифры», М.Шварц «Весёлый счёт от 0 до10», Н. Владимирова «Обратный счёт», В.Осеева «Пять сыновей», А.Усачёв «Семь сорок» и т.п. | |||
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников 6 -7 лет». | Картотека дидактических игр. | |
Январь | Консультация «Этапы знакомства дошкольников с двузначными числами». | «Математика своими руками» (выставка дидактических игр, атрибутов). | ||
Май | Оформить папку передвижку «Арифметические загадки для дошкольников». | Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника». | ||
Самореализация | Январь | Показ открытого мероприятия. Выступление на педсовете. | Открытое мероприятие «Было у уточки десять цыплят». «Методика формирования количественных представлений в подготовительной к школе группе». | |
Май | Отчёт по теме самообразования. Показ открытого мероприятия. | Выступление на педсовете. Открытое мероприятие «Волшебная коробочка». | ||
Сентябрь – май | мини – сайт на портале nsportal.ru для обмена опытом с другими регионами. | Участие в конкурсах. |
Перспективный план самообразования на 2023 – 2024 учебный год.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы | |
Изучение литературы. | Сентябрь – май | 1. Развивающие занятия с детьми 5-7 лет. / под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2009. 2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000. 3.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74. 4. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 . 5. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: росвещение 1989. | 1.Разработка конспектов ООД. 2. Разработка индивидуальных заданий для дошкольников. | |
Работа с детьми | Сентябрь | Дидактическая игра «Сколько?», «Какой цифры не стало?». | Картотека дидактических игр. | |
Октябрь | Дидактическая игра «Путаница?», «Составь цифру». | Математическая сказка | ||
Ноябрь | Игра «Сорока - почтальон», «Цифры - вкладыши» | Вечер подвижных игр математического содержания «Займи своё место», «Весёлый автобус». | ||
Декабрь | Дидактическая игра «Найди пару», «Вставь пропущенные цифры». | Театрализованная игра «Теремок». | ||
Январь | Дидактическая игра «Цифры заблудились», «Живые числа». | Открытое мероприятие «Весёлый счёт». | ||
Февраль | Дидактическая игра «Найди ошибку», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» | Пополнение уголка математики. | ||
Март | Дидактическая игра «Числовая лесенка», домино «Весёлая зарядка» | Математическая викторина «Угадай -ка». | ||
Апрель | Дидактическая игра «Весёлый счёт», | Сюжетно – ролевая игра «Магазин». | ||
Май | Сюжетно – ролевая игра «Билетик в кино», дидактическая игра «Найди на один меньше». | Мини -олимпиада «Юный математик». | ||
Сентябрь – май | Чтение художественной литературы детям : С.Я. Маршак «Весёлый счет», А. Гольцева «Весёлые цифры», М.Шварц «Весёлый счёт от 0 до10», Н. Владимирова «Обратный счёт», В.Осеева «Пять сыновей», А.Усачёв «Семь сорок» и т.п. | |||
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников». | Картотека дидактических игр. | |
Январь | Консультация «Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете». | «Конкурс математических загадок, пословиц, считалок, игр и игрушек». | ||
Май | Оформить папку передвижку «Арифметические загадки для дошкольников». | Конкурс "Книжки-малышки математического содержания". | ||
Самореализация | Январь | Показ открытого мероприятия. Выступление на педсовете. | Открытое мероприятие «Царица чисел». «Развиваем логику». | |
Май | Отчёт по теме самообразования. Показ открытого мероприятия. | Выступление на педсовете. Открытое мероприятие «Царица чисел». | ||
Сентябрь – май | мини – сайт на портале nsportal.ru для обмена опытом с другими регионами. | Участие в конкурсах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованой деятельности"
Автор: Астапова Татьяна Николаевна, воспитатель МДОБУ №17 г. Минусинск План по самообразованию на 2012 – 2013 уч. год. (Подготовительная логопедическая группа) Тема: Развитие ...
Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказки. Старшая группа
Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказкиСтаршая группа Месяц Экономическиекатегории...
Фрагмент плана образовательной работы в группе детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОСДО "Осень"
Изобразительная деятельность и конструирование на один день в режимных моментахВозрастная группа: старшая...
Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста.
Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.Культура деяте...
особенности восприятия понятия счета у детей дошкольного возраста
Современные дети рано знакомятся с числами и получают огромное удовольствие от ритмического счета: раз-два-три-четыре-пять. Но... довольно часто это умение считать лишь внешнее, а сам счет механ...
Игры на формирование понятия числа у детей дошкольного возраста.
В картотеке представлены дидактические игры, подвижные игры, сюжетно - ролевые игры для формирования понятия числа у детей дошкольного возраста....
Понятие патриотического воспитания детей дошкольного возраста
К.Д. Ушинским замечено, что у ребенка нет ничего, что он может отрицать. Ему требуется положительная пища, а прививать ему злобу, ненависть, отчаяние – это значит не иметь представлений о том, в...