Консультация для родителей:"Развитие мыслительных процессов у дошкольников"
консультация
Многие дошкольники к младшему школьному возрасту с трудом овладевают мыслительными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Основной целью занятий являются уточнение, обобщение и закрепление знаний и представлений об окружающем мире. Выполняя систематически все подобные задания, дети учатся практически пользоваться своими знаниями, поскольку им приходится в каждом случае отбирать из всех имеющихся сведений о предмете те, которые нужны для наиболее точного решения поставленной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЁНУШКА»
Консультация для родителей на тему:
«Развитие мыслительных процессов у дошкольников»
Подготовила:
учитель-дефектолог
Алексеева Анастасия Анатольевна
г.о. Клин
В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребёнка. За первые 6-7 лет жизни ребёнок овладевает развёрнутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением.
Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе.
Дети с ЗПР к младшему школьному возрасту с трудом овладевают мыслительными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Только в процессе коррекционного обучения, расширяя и уточняя круг представлений, педагог способствует успешному развитию мыслительных операций.
Основной из задач в коррекционно-развивающей работе является развитие мыслительных процессов - анализ, синтез, (сравнение, обобщение, классификация и т.д.). Анализ – мысленное разложение целого объекта или явления на части, выделение отдельных признаков и свойств предметов. Анализ может быть в двух формах: предметно-практический и мыслительный. Очень трудно анализировать предмет без опоры на сам предмет (сначала ребёнка знакомят с предметом, выделяя яркие отличительные признаки, а затем учат сравнивать с однородным предметом по назначению и чётко различающихся по внешнему признаку, и усложняется сравнение с предметом из противоположной группировки: собака-кошка, собака-медведь и т.д.). Синтез – противоположно анализу. Мысленное объединение частей и свойств предмета в одно целое, установление взаимоотношений между признаками предмета.(т.е. у ребёнка достаточно накоплено знаний и сведений о предмете, он мысленно может объединить признаки предмета и сделать вывод: картошка, растёт в огороде – значит это овощ).
У детей с ЗПР задержка проявляется в низких темпов развития высших психических функций, снижена познавательная и интеллектуальная активность. Во всех видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание, дети затрудняются обобщать, классифицировать по родовому признаку (т.е. по существенному).
Причины:
- низкий уровень сведений об окружающем мире
- бедность понятийного словаря
- долго сохраняется конкретность мышления
- усвоение специальных терминов (мебель, фрукты и т.д.).
Основной целью занятий являются уточнение, обобщение и закрепление знаний и представлений об окружающем мире. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умением наблюдать, выделять существенные признаки в изучаемых предметах и явлениях, находить в них черты сходства и отличия, группировать, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы ( наблюдения во время прогулок: вчера снег был пушистый, белый, падал крупными хлопьями, а сегодня – твёрдый, колючий, мелкий) и необходима обязательная практическая деятельность (подбор листьев одинаковых по цвету, по форме, по размеру; нарисовать то, что увидели на прогулке «Первая травка», « Снегири на рябине» и т.д.), аппликации из природного материала и бумаги, помогают детям уточнить, расширить первоначальные представления - это заслуга воспитателя.
- Сравнение:
Помидор – лук (помидор красный, лук жёлтый. Помидор большой, а лук маленький – это овощи , т.к растут в огороде на грядке).
Помидор – банан ( помидор круглой – банан овальной; помидор красного цвета, а банан жёлтого; помидор овощ, а банан фрукт)
Игра «Сравни предметы». Дети сравнивают предметы столовой и кухонной посуды ( Это кастрюля и глубокая тарелка. Кастрюля – это предмет кухонной посуды, а тарелка – предмет столовой посуды. Кастрюля изготовлена из железа, а тарелка – из фарфора. У кастрюли есть дно, ручки, крышка, стенки; у тарелки дно и стенки ). - Игра «Отгадай по описанию».
Родитель, а потом и ребёнок описывают овощ, не называя его, остальные члены семьи должны угадать его название ( он жёлтый, круглый, крупный, горький, хрустящий». (лук) - Составление рассказа – описания по схеме.
Игра « Угадай, что у меня?» Родитель, а затем ребёнок описывает предмет ( Это игрушка. У неё есть четыре колеса, кабина, кузов, руль, ей любят играть мальчики). Остальные члены семьи отгадывают предмет. - Игра « Четвёртый лишний» ( по форме: яблоко, апельсин, груша; по цвету: зелёное яблоко, зелёная груша, апельсин; по размеру: вишня, лимон, апельсин.)
- Игра « Кто больше назовёт?» Ребёнок и родители называют овощи (фрукты, ягоды) красного (жёлтого, зелёного) цвета.
- Группировка предметов
По одному признаку:
- цвет
- размер
- форма
По двум признакам: (подготовительный возраст):
- форма, цвет и размер
- размер, форма и цвет
- размер, цвет и форма.
Выполняя систематически все подобные задания, дети учатся практически пользоваться своими знаниями, поскольку им приходится в каждом случае отбирать из всех имеющихся сведений о предмете те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР
Речь является чрезвычайно сложной тонкой и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П. Павлова: «высший регулятор человеческого поведени...
Анкета для родителей: «Развитие мыслительных операций у дошкольников»
Уважаемые родители, с целью создания условий для всестороннего развития личности воспитанников, мы проводим анализ работы по развитию у детей мыслительных операций. Нам очень важно Ваше мнение по данн...
Консультация для родителей. "Развитие мыслительных операций"
Консультация направлена на помощь воспитателю в развитии мыслительных операций, а именно: развитие внимания и сопоставления и сравнения предметов....
Консультация для родителей "Развитие психических процессов у дошкольников через кинезиологические упражнения".
Консультация для родителей...
Консультация для родителей. "Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР"
Консультация: "Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР"....
Статья. Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок.
Загадка- это своеобразная игра в узнавание, отгадывание. Загадки разоблачают то, что скрыто и спрятано, представлено в ином образе и качестве. Фантазия и необычность, присущая загадкам, заставля...
Семинар-практикум для родителей "Развитие мыслительных процессов и звукобуквенного анализа при подготовке ребенка к школе"
В сложном комплексе психических процессов, а это внимание, память, мышление, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, решающая роль принадлежит способности ребен...