Консультация для родителей:"Развитие мыслительных процессов у дошкольников"
консультация

Алексеева Анастасия Анатольевна

Многие дошкольники к младшему школьному возрасту с трудом овладевают мыслительными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Основной целью занятий являются уточнение, обобщение и закрепление знаний и представлений об окружающем мире. Выполняя систематически все подобные задания, дети учатся практически пользоваться своими знаниями, поскольку им приходится в каждом случае отбирать из всех имеющихся сведений о предмете те, которые нужны для наиболее точного решения поставленной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЁНУШКА»

Консультация для родителей на тему:


«Развитие мыслительных процессов у дошкольников»

Подготовила:

учитель-дефектолог

Алексеева Анастасия Анатольевна

г.о. Клин

В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребёнка. За первые 6-7 лет жизни ребёнок овладевает развёрнутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением.
        Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе.
        Дети с ЗПР к младшему школьному возрасту с трудом овладевают мыслительными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Только в процессе коррекционного обучения, расширяя и уточняя круг представлений, педагог способствует успешному развитию мыслительных операций.
        Основной из задач в коррекционно-развивающей работе является развитие мыслительных процессов - анализ, синтез, (сравнение, обобщение, классификация и т.д.). Анализ – мысленное разложение целого объекта или явления на части, выделение отдельных признаков и свойств предметов. Анализ может быть в двух формах: предметно-практический и мыслительный. Очень трудно анализировать предмет без опоры на сам предмет (сначала ребёнка знакомят с предметом, выделяя яркие отличительные признаки, а затем учат сравнивать с однородным предметом по назначению и чётко различающихся по внешнему признаку, и усложняется сравнение с предметом из противоположной группировки: собака-кошка, собака-медведь и т.д.).         Синтез – противоположно анализу. Мысленное объединение частей и свойств предмета в одно целое, установление взаимоотношений между признаками предмета.(т.е. у ребёнка достаточно накоплено знаний и сведений о предмете, он мысленно может объединить признаки предмета и сделать вывод: картошка, растёт в огороде – значит это овощ).
        У детей с ЗПР задержка проявляется в низких темпов развития высших психических функций, снижена познавательная и интеллектуальная активность. Во всех видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание, дети затрудняются обобщать, классифицировать по родовому признаку (т.е. по существенному).
Причины:
- низкий уровень сведений об окружающем мире
- бедность понятийного словаря
- долго сохраняется конкретность мышления
- усвоение специальных терминов (мебель, фрукты и т.д.).

Основной целью занятий являются уточнение, обобщение и закрепление знаний и представлений об окружающем мире. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умением наблюдать, выделять существенные признаки в изучаемых предметах и явлениях, находить в них черты сходства и отличия, группировать, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы ( наблюдения во время прогулок: вчера снег был пушистый, белый, падал крупными хлопьями, а сегодня – твёрдый, колючий, мелкий) и необходима обязательная практическая деятельность (подбор листьев одинаковых по цвету, по форме, по размеру; нарисовать то, что увидели на прогулке «Первая травка», « Снегири на рябине» и т.д.), аппликации из природного материала и бумаги, помогают детям уточнить, расширить первоначальные представления - это заслуга воспитателя.

  1. Сравнение:
    Помидор – лук (помидор красный, лук жёлтый. Помидор большой, а лук маленький – это овощи , т.к растут в огороде на грядке).
    Помидор – банан ( помидор круглой – банан овальной; помидор красного цвета, а банан жёлтого; помидор овощ, а банан фрукт)
    Игра «Сравни предметы». Дети сравнивают предметы столовой и кухонной посуды ( Это кастрюля и глубокая тарелка. Кастрюля – это предмет кухонной посуды, а тарелка – предмет столовой посуды. Кастрюля изготовлена из железа, а тарелка – из фарфора. У кастрюли есть дно, ручки, крышка, стенки; у тарелки дно и стенки ).
  2. Игра «Отгадай по описанию».
    Родитель, а потом и ребёнок описывают овощ, не называя его, остальные члены семьи должны угадать его название ( он жёлтый, круглый, крупный, горький, хрустящий». (лук)
  3. Составление рассказа – описания по схеме.
    Игра « Угадай, что у меня?» Родитель, а затем ребёнок описывает предмет ( Это игрушка. У неё есть четыре колеса, кабина, кузов, руль, ей любят играть мальчики). Остальные члены семьи отгадывают предмет.
  4. Игра « Четвёртый лишний» ( по форме: яблоко, апельсин, груша; по цвету: зелёное яблоко, зелёная груша, апельсин; по размеру: вишня, лимон, апельсин.)
  5. Игра « Кто больше назовёт?» Ребёнок и родители  называют овощи (фрукты, ягоды) красного (жёлтого, зелёного) цвета.
  6. Группировка предметов

По одному  признаку:
- цвет
- размер
- форма
По двум признакам: (подготовительный возраст):
- форма, цвет и размер
- размер, форма и цвет
- размер, цвет и форма.
Выполняя систематически все подобные задания, дети учатся практически пользоваться своими знаниями, поскольку им приходится в каждом случае отбирать из всех имеющихся сведений о предмете те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мыслительных процессов у дошкольников с ОНР

Речь является чрезвычайно сложной тонкой и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П. Павлова: «высший регулятор человеческого поведени...

Анкета для родителей: «Развитие мыслительных операций у дошкольников»

Уважаемые родители, с целью создания условий для всестороннего развития личности воспитанников, мы проводим анализ работы по развитию у детей мыслительных операций. Нам очень важно Ваше мнение по данн...

Консультация для родителей. "Развитие мыслительных операций"

Консультация направлена на помощь воспитателю в развитии мыслительных операций, а именно: развитие внимания и сопоставления и сравнения предметов....

Консультация для родителей. "Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР"

Консультация:  "Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР"....

Статья. Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок.

Загадка- это своеобразная игра в узнавание, отгадывание. Загадки разоблачают то, что скрыто и спрятано, представлено в ином  образе и качестве. Фантазия и необычность, присущая загадкам, заставля...

Семинар-практикум для родителей "Развитие мыслительных процессов и звукобуквенного анализа при подготовке ребенка к школе"

В сложном комплексе психических процессов, а это внимание, память, мышление, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, решающая роль принадлежит способности ребен...