Консультация для родителей. "Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР"
консультация (старшая группа) по теме

Алиева Ольга Александровна

Консультация:  "Развитие мыслительных процессов у детей с ЗПР".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Консультация для родителей на тему:

 «Развитие мыслительных процессов

у детей с ЗПР».

                                                     

                                                             

                                       

                                                       

Воспитатель:

  Алиева Ольга Александровна

                                                                             

Москва 2017

В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие ребёнка. За первые 6-7 лет жизни ребёнок овладевает развёрнутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У него формируется познавательная деятельность: совершенствуется произвольное внимание, развиваются различные виды памяти, постепенно он овладевает словесно-логическим мышлением.

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе.

Дети с ЗПР к младшему школьному возрасту с трудом овладевают мыслительными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Только в процессе коррекционного обучения, расширяя и уточняя круг представлений, педагог способствует успешному развитию мыслительных операций. 

Основной из задач в коррекционно-развивающей работе является развитие мыслительных процессов - анализ, синтез, (сравнение, обобщение, классификация и т.д.). Анализ – мысленное разложение целого объекта или явления на части, выделение отдельных признаков и свойств предметов. Анализ может быть в двух формах: предметно-практический и мыслительный. Очень трудно анализировать предмет без опоры на сам предмет. (сначала ребёнка знакомят с предметом, выделяя яркие отличительные признаки, а затем учат сравнивать с однородным предметом по назначению и чётко различающихся по внешнему признаку, и усложняется сравнение с предметом из противоположной группировки: собака-кошка, собака-медведь и т.д.). Синтез – противоположно анализу. Мысленное объединение частей и свойств предмета в одно целое, установление взаимоотношений между признаками предмета.( т.е. у ребёнка достаточно накоплено знаний и сведений о предмете, он мысленно может объединить признаки предмета и сделать вывод: картошка, растёт в огороде – значит это овощ).

У детей с ЗПР задержка проявляется в низких темпов развития высших психических функций, снижена познавательная и интеллектуальная активность. Во всех видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание, дети затрудняются обобщать, классифицировать по родовому признаку (т.е. по существенному).

Причины:
-низкий уровень сведений об окружающем мире
 -бедность понятийного словаря
-долго сохраняется конкретность мышления
 -усвоение специальных терминов (мебель, фрукты и т.д.).



Развитие умения общения с детьми:

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
    — стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
    — контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
    — избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребёнку;
    — не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
    — повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
    — для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
    — помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
    — выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
    — не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.
  2. Изменение психологического микроклимата в семье:
    — уделяйте ребёнку достаточно внимания;
    — проводите досуг всей семьёй;
    — не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
  3.  Организация режима дня и места для занятий:
    — установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
    — снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
    — избегайте по возможности больших скоплений людей;
    — помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  4. Специальная поведенческая программа:
    — не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;
    — чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;
    — не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
    — помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие психических процессов у детей 5-6 лет"

Консультация для родителей "Развитие психических процессов у детей 5-6 лет"...

Консультация для родителей "Развитие психических процессов у детей 5 - 7 лет"

Консультация для родителей "Развитие психических процессов у детей 5 - 7 лет"...

Групповая консультация для родителей «Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет»

Сведения для родителей о возрастных особенностях детей 5-6 лет...

Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Краткий теоритеческий материал для родителей о формировании фонематических процессов дошкольников и подборка игр для их развития....

Консультация для родителей. Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с ТНР.

Развитие речи детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у детей проявляются в бедности словаря, неправильно...

Консультация для родителей:"Развитие мыслительных процессов у дошкольников"

Многие дошкольники к младшему школьному возрасту с трудом овладевают мыслительными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Основной целью занятий являются ...

Консультация для родителей "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

quot;Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности...