Родительское собрание в старшей группе «Мотылек» Тема: « Речь ребенка в ваших руках». Организация детско-взрослого клуба «До 7 и старше».
методическая разработка (старшая группа)
Родительское собрание в форме мастер-класс с игровыми приемами, элементами социоигровой и арт –технологий. Анкета для родителей -состояние речевого развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sobanie-master_klass.docx | 142.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старшей группе.
Тема: « Речь ребенка в ваших руках». Организация детско-взрослого клуба
«До 7 и старше».
Форма проведения: мастер-класс
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет.
Задачи:
1.Расширить представление родителей о речевом развитии детей. Развитие связной грамотной речи.
2.Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.
Предварительная работа:
Анкеты для родителей.
Пригласительные в технике «Лего-штамп».
Изготовление памятки по развитию речи ребенка 5-6 лет:
«Речь ребенка в ваших руках».
Видеозапись речевых игр с воспитанниками.
«Ромашка» для родителей.
Подготовка презентации родительского собрания.
Повестка дня:
1.Вступительное слово воспитателя.
2.Отчет председателя р/к о выполнении решения родительского собрания
от 21.05.2019 г.
3.Особенности речевого развития дошкольников в старшем возрасте. Представление презентации «Связная речь старших дошкольников (причины нарушения речи, что делать?)
4.Мастер-класс. Показ презентации с игровыми приемами, элементами социоигровой и арт –технологии. Обсуждение.
5. Подведение итогов. Решение родительского собрания.
1.Вступительное слово воспитателя: Соколова И.В
Добрый вечер, уважаемые родители. Очень рады видеть Вас после летнего отдыха в полном составе, и поздравляем Вас с началом нового учебного года.
Состав родительского комитета остался прежний- перечислить всех членов.
Кто за данную повестку, прошу голосовать.
2.Слово предоставляется председателю нашего родительского комитета
Гурской Галине Владимировне
Благодарим родительский комитет и всех родителей за помощь и сотрудничество в подготовке группы к началу учебного года.
100% родителей приняли участие в выполнении решения род/собрания от 21 мая 2019года.
3.Сообщение темы.
Возраст 5-6 лет является очень важным в познавательной, интеллектуальной, коммуникативной и личностной сферах дошкольника.
Речевое развитие является важным и актуальным.
Анализируя ваши анкеты можно сделать вывод, что вопрос развития речи детей для родителей является актуальным и интересным.
По результатам анкетирования родителей выявили некоторые трудности речевого развития детей.
Проблемы речевого развития дошкольников:
-Наблюдается нарушение речи, звукопроизношения, не правильное произношение шипящих, сонорных звуков; слоговая структура слова страдает, например переставляет слоги(теперь-петерь. Дыня-тыня),
заменяет звуки.
-Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения . У детей пришедших в школу учителя отмечают -малый словарный запас;
-Неумение выстраивать высказывание в логической последовательности.
-Отсутствует культура общения(не слушают, не слышат речь, перебивают собеседника, речь спонтанная, ситуативная, которая в дальнейшем формирует дискомфорт, коммуникативные трудности и барьеры в общении.
И зачастую родители не знают как помочь ребенку, нет времени на игры, придя домой опять же анализируя анкеты, мы видим, что ребенок или в телефоне, планшете, у телевизора. Актуальность этой темы рассматривается на Федеральном уровне, с ведением ФГОС работа в ДОУ ведется по следующим направлениям
6-7-8 слайд В содержании сегодняшнего мастер-класса входят: ответы на интересующие вас вопросы, отразившиеся в анкете, а также и практические игровые приемы, способствующие в своевременному, качественному (это ключевое слово) развитию речи ребенка.
II часть. Мастер-класс «Речь ребенка в ваших руках».
1. Игра «Приветствие»
Для начала давайте с вами поприветствуем друг друга, представим себя. Предлагаю всем участниками встать в круг. Вы должны назвать свое имя и характеристику своей личности на тот же звук. Я начну. Мое имя-Ирина, я- интересная.
Спасибо, а сейчас предлагаю разделиться на 3 группы по расчету 1-2-3 и занять соответствующие места.
2.Упражнение «Ромашка».
Уважаемые родители, для начала давайте с вами определим, для чего ребенку нужна речь? Вам нужно на лепестках ромашки написать эти определения , а затем создать целостность растения. Задача ясна?
Я вам даю подсказку словами К. Ушинского.
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний, активного диалога. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
Затем участники трех подгрупп зачитывают свои определения и создают целостность ромашки. Если где-то есть повторения, то зачитывать не нужно. Спасибо, уважаемые родители, вы практически назвали все направления речевого развития дошкольника: фонематическая сторона, лексическая, грамматическая, связная речь.
Задача родителей -помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи СВОИ мысли, чувства, впечатления (обратите внимание – свои, т.е. не заучивать и повторять как попугай сказанное взрослым, а составить своё мнение о событии и выразить его в речи, доказать его, обсудить с другими).
Овладение речью как средством общения и культуры. Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы речь детей была понятна окружающим.
3.Игры с родителями на развитие фонематического слуха
Судя по анкетам, приоритетным направление родители считают- обучение грамоте.
И это также правильно и актуально-ведь строительным материалом является фонематическое восприятие, з.к.р, звуковой анализ слова. Работа над дикцией, интонацией, плавностью изложений.
Фонематическое восприятие-это способность различать звуки, слова, речь. Фактически, мы слышим нашим мозгом, а не ушами. Уши являются приемником и передатчиком в мозг «необработанной» информации для дальнейшего её анализа. Если нарушений нет, то слуховые центры мозга быстро и корректно производят расшифровку.
Игра «Угадай звук». Для этого специального времени вам уважаемые родители не понадобится. Звуки можно слушать везде-по дороге, на даче, в лесу, дома и даже на кухне.
Кухня - подходящее место для развития фонематического слуха.
Помешивая ложкой в стакане, закрывая кастрюлю крышкой, предложите отвернувшемуся ребёнку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки. Потрите морковку на тёрке, пошуршите пакетиками со специями, погремите горохом в стеклянной банке, а ребёнок пусть попробует отгадать, закрыв глаза.
Предлагаю командам отгадать звуки (запись разных шумовых звуков).
Зачастую работа по З.к.р- родители считают, что это работа логопеда-поставить звук. Это некоторое заблуждение- если нет мед/показаний, которые может определить стоматолог, Лор, обязательно нужно работать с ребенком по данному вопросу:
-ПЕРЕСТАТЬ с ним «сюсюкать». Речь взрослого-это образец для подражания.
-Тренируйте язычок. Проводите с ребенком артикуляционную гимнастику.
Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Чтобы облегчить формирование правильного произношения, стоит начать заниматься. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно можно с опорой на картинки (на столе у родителей), чтобы вырабатываемые у детей
двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, а затем можно сочинять разные сказки про «Веселый язычок».
Просмотр видео артикуляционной гимнастики.
Итак, артикуляционный аппарат готов для звукопроизношения.
4. Игровые упражнения по з.к.р
Игра «Составь меню».
А сейчас мы еще с вами на кухне, и вам предлагаем составить меню, в составе меню должны содержаться блюда со звуком дня недели. (вторник-В) Задача ясна! Приступайте.
5.Предлагаю вашему вниманию разные игровые упражнения. Вначале мы рассмотрим игры на развитие речевого дыхания.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
Произносить звук на выдохе.
15слайд
а)На кухне( используя трубочки-чайник кипит.)
16-17-18 слайд
б) Можно использовать ленту, лента вертикальная- предложить сверху вниз поглаживать ленту и произносить звук «Р», «Ф»…
в)-игровые речевые поля-едет машина произносить звук «Р». Лепит пчела, комар, ползет змея
г) «Речевочка»-веревочка с узлами «Звук короткий»-на каждый узелок произносить звук, слог, слово. Можно как фронтально, так и индивидуально.
20слайд
Кроме того, на кухне много материала для обогащения словарного запаса.
6.Обогащение словаря.
а) «Из ДВУХ – ОДНО»-сложные слова. Давайте научим составлять из двух слов одно (кофе варит – кофеварка, мясо рубит – мясорубка, кофе мелет – кофемолка, сок выжимает – соковыжималка. Слова могут быть и другие.
22слайд
7.Пальчиковые игры.. Известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев» .В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка.
23слайд
Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.
а)Упражнение «Смять бумагу»-на обе ладони кладете бумагу (газета),ее необходимо смять одновременно не соприкасаясь ладонями. Трудно!
Затем можно предложить мячики, которые зачастую у вас валяются дома.
б)В данном случае мы предлагаем вам мячики суджок.
командам предложить усложнение-бросить и поймать…
Представьте, что ваш мячик превратился в огромный большой мяч, в воздушный шарик, в пушистого котенка, в большущий арбуз, в горячий блин
!PS/ Слайд: игры используются как фронтально, так и индивидуально. Хорошо показать на собрании фотографии того ребенка, у кого есть такая проблема и родители ее в анкете указали/
24-31слайд
Работа по развитию связной проводиться в разных формах-это занятия групповые и индивидуальные, праздники и развлечения, театрализованная д-ть «Семейный театр», детские конкурсы, игры-экскурсии, взаимодействие со специалистами ДОУ, задачи коммуникативного развития решаются во всех образовательных областях, те происходит интеграция.
Ну как, устали?
ЛОГОРИТМИКА Предлагаю вам уважаемые родители встать и маленько отдохнуть, повторяйте движения за вашими детьми. Песенка «У жирафа».
32 слайд
8.Детско-родительский клуб «Песочные фантазии».
Для успешного развития речи ваших детей мы предлагаем вам еще одну форму взаимодействия- это детско-родительский клуб «До 7 и старше», с применением песочной терапии.
Такая форма взаимодействия использовалась Марией Монтессори, Маргарет Ловенфельд и педагогами учеными. Клуб «о 7 и старше»- это спланированная работа, которая позволяет в игровой форме закреплять полученные навыки и умения по развитию речи.
35-36-37 слайд
Песок- хорошее режиссерское поле. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микросоциума, ощущая себя его творцом и режиссером.
В нашем клубе вы будете комплексно развивать все компоненты связной речи дошкольника.
Давайте познакомимся с некоторыми приемами:
а) Тактильная игра «Подберите эпитеты к слову песок».
б) Игра «Рисование на песке одновременно двумя руками»,
«Укрась тарелочку».
в) Говори и рисуй.
Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие –нарисовать их.
1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .
2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .
3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______.
Мы с детьми пробовали рассказывать с помощью карточек, ребята заранее заготавливали карточки в своих рассказах, а затем их-же применяют в своем последующем словотворчестве. Карточки –это просто уже последовательный план, который определяет структуру сказки или рассказа.
Я просто вам напомню.
Карточек может быть больше, потому, что подбирая и планируя свой рассказ ребята придумывают еще какой-то эпизод и обозначают его также карточкой. Карточки можно не использовать вообще если у детей хорошие навыки рассказывания, но из опыта кто-то в группе есть, которому необходима зрительная подсказка.
Видео -рассказы детей.
Ну, вот уважаемые родители, на начальном этапе мы видим, что у наших детей есть некоторые трудности: это и звукопроизношение, это и образная форма речи, последовательность, и творчество. Вам необходимо включиться в процесс и конечно посещать наш клуб «Песочная сказка».
Памятки.
6.Рефлексия
В течение полминуты допишите фразы:
Большой палец – сегодня для меня было интересно…
Указательный — мне было трудно…
Средний — для меня было недостаточно…
Безымянный – моя оценка мастер-класса…
Мизинец – я хочу пожелать…
Проект решения родительского собрания на тему:
«Речь ребенка в ваших руках».
1.Принять к сведению информацию воспитателя «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста».
Ответственные: родители воспитанников
Срок: постоянно.
2.Проводить в домашних условиях развивающие игры и упражнения способствующие своевременному речевому развитию ребенка.
Выполнять рекомендации специалистов ДОУ.
Ответственные: родители воспитанников
Срок: постоянно.
3.Принять участие в создании условий для занятий в детско-родительском клубе
«До 7 и старше».
Ответственные: родители воспитанников
Срок: 2019-2020 учебный год.
4. Изучать информацию на официальном сайте образовательного Учреждения.
Ответственные: родители воспитанников
Срок: постоянно.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Просим вас ответить на следующие вопросы:
1. Вызывает ли у вас беспокойство состояние речевого развития вашего ребенка?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
2.Какие, по – Вашему у ребенка трудности в речевом развитии ? _________________________________________________
_______________________________________________________
________________________________________________________
3.Как часто вы беседуете со своим ребенком?
постоянно;
не часто;
затрудняюсь ответить.
4.Считаете ли вы, что одних бесед достаточно для развития речи
ребенка?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
5.С какими формами работы по развитию у ребенка связной речи
вы хотели бы ознакомиться? (укажите галочкой)
-Развитие фонематического восприятия___________
-Артикуляционная гимнастика____________
- Рассматривание и словесное описание предмета (с помощью взрослого)____________________
-составление рассказа (по картине, из личного опыта)____________
-пересказ хорошо знакомых литературных произведений_________
-Игровые упражнения по звуковой культуре речи и обучению грамоте__________________________________
6.Какие формы получения нужных сведений вы предпочитаете:
-консультации воспитателей;
-открытые просмотры занятий с детьми;
-совместная деятельность с ребенком в условиях детского сада;
-чтение специальной литературы;
-клуб для детей и родителей
-что-то другое (укажите что именно).
-консультации на сайте ДОУ.
Ваши вопросы_________________________
Благодарим вас за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Научите ребенка быть добрым»
Ц Вызвать у родителей интерес и желание к игре. Создать доброжелательную обстановку: содействовать формированию основ отцовства и материнства в ходе...
Родительское собрание в старшей группе на тему:"Успешный ребенок - тактика родительской поддержки"
Родительское собрание в старшей группе...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: "Прогулка на луг"беседа о цветах, лекарственных растениях. для старшей группы
Продолжать знакомить детей с окружающей средой....
Родительское собрание в старшей группе на тему «Речь в успешном развитии ребенка»
Родительское собрание в старшей группе на тему «Речь в успешном развитии ребенка»Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.Задачи:·...
Родительское собрание в старшей группе на тему: «Здоровый ребенок – счастливая семья!»
Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье.Предоставить родителям практический материал...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Научите ребенка быть добрым»
Цель: вызвать у родителей интерес и желание к игре. Создать доброжелательную обстановку....
Родительское собрание – посиделки «В горнице» Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»
Родительское собрание – посиделки «В горнице» Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»...