Родительское собрание на тему "Подготовка руки к ребенка письму» (в подготовительной к школе группе)
консультация (подготовительная группа)

Колесник Евгения Валентиновна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка»  г. Советский»

Родительское собрание

Тема «Подготовка руки к письму»

в подготовительной к школе группе

Подготовила: Колесник Е.В.

Задачи:

  1. Раскрыть значение подготовки руки дошкольника к письму у детей.
  2. Познакомить с признаками неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником
  3. Познакомить с приемами, способствующими развитию рук и ручной умелости.
  4. Дать рекомендации по их использованию.

Раздаточный материал для родителей:

  1. Лист в клетку и простой карандаш
  2. Наглядный материал «Графические упражнения для детей 6 – 7 лет»
  3. Рекомендации «Система упражнений для пальчиков»  (Приложение 1).
  4. Рекомендации «30 занятий, способствующих развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму» (Приложение 2)
  5. Памятка «Советы по подготовке руки дошкольника к письму»  (Приложение 3).

Ход:

Уважаемые родители!

Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Наверное, первоклашке труднее всего приходится на уроках русского языка.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

Письмо — это сложный процесс, который требует слаженной совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела.

Техника письма также требует хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния; требует способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью.

Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Год от года увеличивается количество первоклассников, которые испытывают большие трудности при овладении письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Движения их рук недостаточно точны и целенаправленны. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.

Но мы, взрослые, и не должны ставить себе цель — во что бы-то не стало научить ребенка писать до школы, наша цель — подготовка руки к письму. Это две совершенно разные задачи!

Подготовка к письму — один из сложных этапов подготовки ребенка к школе.

Это связано как с психофизиологическими особенностями 5–6 -летнего ребенка, так и с самим процессом письма. У детей этого возраста:

  • недостаточно развиты мелкие мышцы руки,
  • координация движений — несовершенна,
  • недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв, т.е. зависит качество написанного.

Дети плохо ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх — низ, ближе — дальше, под — над, около — внутри и т.д.

Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук.  Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Существуют упражнения, которые помогают определить, достаточно ли хорошо развита у ребенка мелкая моторика и готова ли его рука к письму. (вы также найдете их в памятке)

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений:

- развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация),

- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме,

- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий),
- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке)

Обязательно при выполнении письменных и графических заданий нужно:

  • Обращать внимание на формирование правильной позы: учить детей правильно сидеть, располагать необходимые предметы на столе.
  • Учить ребенка правильно держать ручку и карандаш

Я подготовила для вас памятки, в которых описаны признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Чтобы исправить эти ошибки, можно выполнять с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку (описано в памятке)

  • Учить  правильному положению кисти руки при письме или выполнении графических заданий (Верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего). Неправильно: кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.

Как вы думаете, какие занятия способствуют развитию рук и ручной умелости.

Высказывания родителей.

Вашему вниманию представлен комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости.

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Занятия с пластилином.
  • Шнуровки. Застёжки.
  • Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
  • Игры с мозаикой. Пазлы.
  • Вырезание ножницами.
  • Работа с бумагой: Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации.
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом.
  • Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.
  • Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.
  • Графические упражнения. Штриховка.

Остановимся более подробно на некоторых приёмах:

  1. Пальчиковая гимнастика.

Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.

При ее выполнении: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Многие пальчиковые  игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

Я приготовила для вас рекомендации «Комплекс пальчиковых упражнений»

  1. Вырезывание ножницами. 

Предусматривает навык резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений.

Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

  1. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

  1. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. 

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие.

Детям можно предложить:

— сортировать,

— угадывать с закрытыми глазами,

— катать между большим и указательным пальцем.

Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.

Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т.д.

Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

  1. Рисование, раскрашивание.

Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Эти занятия способствуют развитию согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. 

Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.

Рисование различными материалами (ручкой, простым и цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета.

  1. Штриховка - одно из важнейших упражнений.

Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка.

Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.

Правила штриховки:

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Выполняются на нелинованной бумаге.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.
  1. Графические диктанты 

Эти упражнения ребенок выполняет на бумаге в клетку. Взрослый диктует ребенку инструкцию, а ребенок, следуя инструкции чертит силуэт животного или какого-либо предмета. Благодаря регулярному проведению графических диктантов у ребенка формируется внимание, мелкая моторика рук и пространственное воображение. Рисовать по клеточкам очень занимательно и полезно. Детям нравится видеть результат своей деятельности в виде определенного рисунка.

А теперь, я предлагаю и вам попробовать выполнить графический диктант. Положите перед собой лист в клетку и возьмите простой карандаш.

  1. Графические упражнения

Существует большое количество примеров графических упражнений для детей. Давайте посмотрим на экран.

Данные примеры графических упражнений способствуют развитию у ребенка не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.

А сейчас, я предлагаю вам выполнить графические упражнения на листах, которые вы можете предлагать детям.

Важно помнить: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности.

Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

Итог:  На этом можно закончить наше родительское собрание, но еще раз хочу напомнить: 

Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Для вас я приготовила:  

1. Рекомендации:

-  «Система упражнений для пальчиков»  

- Рекомендации «30 занятий, способствующих развитию ручной умелости и подготовке руки ребенка к письму»

2. Памятка «Советы по подготовке руки дошкольника к письму»:

- «Как определить уровень готовности руки ребенка к письму»

- «Как правильно держать ручку и карандаш»

- «Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником»

А теперь прошу вас оценить наше собрание. Если информация была для вас полезной, поднимите, пожалуйста, красный кружок, а если нет, то поднимите белый кружок.

Ваша самооценка показывает, что тема, затронутая на нашем собрании, способствовала вашей компетентности в вопросе развития мелкой моторики.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. — это сложный процесс, который требует: слаженной совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.

Слайд 3

Проблемы первоклассников: быстро устаёт рука теряется рабочая строка не получается правильное написание букв . д вижения их рук недостаточно точны и целенаправленны Наша цель — подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать до школы.

Слайд 4

Психофизиологические особенности 5–6 -летнего ребенка: недостаточно развиты мелкие мышцы руки, координация движений — несовершенна, недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв, т.е. зависит качество написанного.

Слайд 5

Подготовка руки к письму в дошкольном возрасте включает несколько направлений : развитие ручной умелости развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме , развитие графических умений развитие пространственной ориентации

Слайд 6

Обязательно нужно: О бращать внимание на формирование правильной позы при письме: учить детей правильно сидеть, располагать необходимые предметы на столе. Учить ребенка правильно держать ручку и карандаш

Слайд 8

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником : 1. Ребенок держит карандаш и ручку – «щепотью » (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке. 2. К арандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном. 3. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

Слайд 9

Учить правильному положению кисти руки при письме или выполнении графических заданий: Верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего. Неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий - кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.

Слайд 10

К омплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости Пальчиковая гимнастика. Занятия с пластилином. Шнуровки . Застёжки. Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов. Игры с мозаикой. Пазлы . Вырезание ножницами. Работа с бумагой: Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликация.

Слайд 11

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие. Детям можно предложить: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, - катать между большим и указательным пальцем. перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, п ерекатывать пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. - выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Слайд 12

Рисование и раскрашивание. способствуют развитию согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Ребенок , выполняя работу по раскрашиванию не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме.

Слайд 13

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка. При выполнении штриховки ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.

Слайд 14

Правила штриховки: Выполняются на нелинованной бумаге. Штриховать только в заданном направлении. Не выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Слайд 15

Графические диктанты Выполняются на бумаге в клетку. Взрослый диктует ребенку инструкцию, а ребенок, следуя инструкции чертит силуэт животного или какого-либо предмета. Благодаря регулярному проведению графических диктантов у ребенка формируется внимание, мелкая моторика рук и пространственное воображение.

Слайд 16

Графические упражнения

Слайд 30

Важно помнить: - Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии. - Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. - Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ

«СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ»

1 упр.: «Подними пальчики». Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

2 упр.: «На зарядку становись!». Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

3 упр.:«Ванька – встанька». Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

4 упр.: «Собери палочки в корзинку». Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы. Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

5 упр.: «Шаги». Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

6 упр.: «Вертушка». Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди. Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

7 упр.: «Мячик». Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

8 упр.: «Обнималки». Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Он проявляется у детей, которые только учатся писать, При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

РЕКОМЕНДАЦИИ

«30 ЗАНЯТИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ

РАЗВИТИЮ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ И ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ»

— выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
— конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
— конструирование из бумаги и картона,
— плетение шнуров из ярких цветных веревочек,
— работа на детском настольном ткацком станочке,
— вязание крючком и на спицах (работы Е. Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе),
— шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»),
— изготовление поделок из проволоки,
— пришивание пуговиц,
— нанизывание бусин и изготовление детских бус,
— изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
— пальчиковые игры,
— штриховки,
— изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
— выжигание по дереву,
— выпиливание,
— валяние,
— раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
— рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
— дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
— обведение рисунков по точкам,
— выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
— плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см. «Дары Фребеля» — плетение из полос),
— изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).
— вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой,
— декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,
— задания с трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
— рисование на доске мелом, цветными мелками,
— изготовление поделок из бумаги в технике «оригами»,
— изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).                                      

Подготовила Колесник Е. В., воспитатель



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ

«30 ЗАНЯТИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ

РАЗВИТИЮ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ И ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ»:

— выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
— конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
— конструирование из бумаги и картона,
— плетение шнуров из ярких цветных веревочек,
— работа на детском настольном ткацком станочке,
— вязание крючком и на спицах (работы Е. Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе),
— шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»),
— изготовление поделок из проволоки,
— пришивание пуговиц,
— нанизывание бусин и изготовление детских бус,
— изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
— пальчиковые игры,
— штриховки,
— изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
— выжигание по дереву,
— выпиливание,
— валяние,
— раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
— рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
— дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
— обведение рисунков по точкам,
— выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
— плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см. «Дары Фребеля» — плетение из полос),
— изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).
— вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой,
— декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,
— задания с трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
— рисование на доске мелом, цветными мелками,
— изготовление поделок из бумаги в технике «оригами»,
— изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).                                      

Подготовила Колесник Е. В., воспитатель



Предварительный просмотр:

 

«СОВЕТЫ

ПО ПОДГОТОВКЕ РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ»

Как определить уровень готовности руки ребенка к письму

Упражнения, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у ребенка мелкая моторика и готова ли его рука к письму.

Задание 1. «Рисуем круг» Покажите ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И попросите ребенка нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).

Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:
— вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,
— линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,
— ребенок будет стремиться зафиксировать кисть руки неподвижно на листе бумаги.

Задание 2. «Шриховка» Предложите ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Покажите образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать.

Если рука недостаточно хорошо развита, то малыш станет постоянно переворачивать изображение (так как не может поменять направление действия рукой).

Как правильно держать ручку и карандаш

  1. Ручку держим тремя пальцами. Большой и средний ее удерживают, указательный придерживает сверху.
  2. Расстояние от пишущего шарика до указательного пальца примерно 2 см.
  3. Опора кисти – согнутый мизинец и нижняя часть ладони.
  4. Большая часть ладони обращена к поверхности стола.
  5. Указательный палец сильно не прогибаем, держим ручку свободно.
  6. Верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущей руки.

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

  1. Ребенок держит карандаш и ручку – «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.
  2. При удерживании карандаш (ручка) лежит не на среднем пальчике, а на указательном.
  3. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.
  4. При письме или выполнении графических заданий - кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.

Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет ему научиться правильно держать в руке ручку:

Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.
И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

Тук-тук, молотком,
Мы построим буквам дом.
Тук-тук, молотком,
Поселяйтесь, буквы, в нем.

ВАЖНО:

- Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста использовать простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.

- Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности.

- Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

Подготовила Колесник Е. В., воспитатель

по материалам интернет-сайтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по подготовке руки к письму детей подготовительной к школе группы

Уровень развития мелкой мотрики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому проблема подготовки руки к письму является актуальной в настоящее время.В дошкольном воз...

Родительское собрание по теме «Обучение и воспитание детей в подготовительной к школе группе, особенности развития детей 7 года жизни».

Ознакомление родителей с основными направлениями работы с  детьми в подготовительной логогруппе по речевому развитию....

Родительское собрание на тему: «Задачи обучения и воспитания в подготовительной к школе группе»

: обучение родителей знаниями и умениями, способствующими гармонизации детско-родительских отношений...

Родительское собрание Возрастные особенности развития детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Родительское собрание "Возрастные особенности развития детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24062367","attributes":{"alt":"","cl...

Конспект занятия по подготовке руки к письму в подготовительной к школе группе.

Цель:  Формирование навыка координации движения руки при письме. Задачи: 1. Формирование привычки принимать рациональное положение тела при письме сидя.2.  Формирование навыка удер...

Конспект итогового занятия по дополнительной образовательной программе «Готовим руку к письму» в подготовительной к школе группе №12 «Научим Машу»

Цель: выявить уровень усвоения программного материала по дополнительной образовательной программе  «Готовим руку к письму»; формировать графический навык   у детей  дош...