Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие исполнительской культуры у детей дошкольного возраста
статья на тему
Театрализованная деятельность – большой заряд положительных эмоций для детей.
Главным условием формирования музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста является их правильная организация, подготовка и проведение, а так же непосредственное участие детей и взрослых.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Влияние музыкально-театрализованной деятельности на развитие исполнительской культуры у детей дошкольного возраста
Петрова И.Р., музыкальный руководитель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 184 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»Московского района г.Казани
Великий психолог Борис Михайлович Теплов говорил: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей». Действительно, трудно переоценить роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста. А тем более – музыкально-театрализованной, призванной пробуждать в детских умах и душах самые искренние и светлые чувства, формировать личность, развивать и обогащать их представления о мире, формировать исполнительскую культуру.
Музыкально-театрализованная деятельность – это синтетический вид деятельности, включающий в себя несколько видов искусства, таких как художественное слово, музыка, изобразительное искусство.
Исполнительская культура – есть высший способ организации элементов исполнительского процесса. Она является частью духовной культуры и относится к духовным ценностям музыкального искусства. Конечный результат в развитии исполнительской культуры детей всегда будет зависеть от того, насколько обучение будет направлено на развитие.
В соответствии с целями и задачами Примерной Общеобразовательной Программы ДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.Н. Комаровой, М.А. Васильевой, приоритетными направлениями художественно-эстетического развития является реализация следующих задач:
- приобщение к музыкальному искусству
- воспитание личности на лучших образцах мировой музыкальной культуры
- формирование основ музыкальной культуры
- развитие музыкальных способностей
- формирование музыкального вкуса
- развитие детского музыкально-художественного творчества
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей
- удовлетворение потребности в самовыражении
В соответствии с принципами, изложенными в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте ДО, в организации процесса дошкольного образования приоритетным является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Реализация Программы должна осуществляться, прежде всего, в форме игры, познавательной, исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.
Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность, как никакая другая, отвечает требованиям, изложенным в Программе ДО и ФГОС ДО.
В глубоком понимании данных положений, нами, педагогами детского сада № 184, ведется планомерная работа по развитию детей через приобщение их к музыкально-театрализованной деятельности.
В детском саду действует долгосрочный проект «Город искусств».
Детский сад условно представляет собой город искусств, в котором есть свой оркестр шумовых инструментов, вокальный ансамбль, киностудия «Почемучки», классический музыкальный театр им. Чайковского, театральная группа «Асылъяр» и театральный кружок «Алтын Алма». Город живет насыщенной культурной жизнью, 2 раза в год дети выступают в концертном зале, театре, представляют новые фильмы, созданные ими самими на основе академической музыки и своих рисунков к ней.
Все эти направления взаимосвязаны, в совокупности создают единое воспитательно-развивающее пространство детского сада и объединены общей целью: развитием общей культуры у детей дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность.
Более подробно остановимся на музыкально-театрализованной деятельности.
В своей работе в классическом музыкальном театре им. Чайковского, театральной группе «Асылъяр» и театральном кружке «Алтын Алма» мы выделяем следующие задачи:
1. Пробуждение в душе каждого ребенка чувства прекрасного, привитие любви к искусству, активизация познавательного интереса детей
2. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления
3. Формирование потребности у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, музыку
4. Формирование у детей театрально - творческих способностей, навыков исполнительской культуры
5. Развитие у детей коммуникативных способностей: умения общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждение к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки
6. Снятие зажатости и скованности
7. Создание условий для развития творческой активности детей
8. Развитие умений произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал
9. Пополнение и активизация словаря детей, ознакомление детей с основными музыкальными и театральными терминами
10. Повышение доверия к педагогам
11. Научение самовыражению в музыкально-театрализованной деятельности
12. Формирование у детей интереса к игре драматизации, способствование развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой и музыкальной деятельности. Содействие гармонизации отношений между детьми и взрослыми, что создает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, особо подчеркиваемый в ФГОС.
13. Использование в данной деятельности театрализованных игр, музыкальных спектаклей, сказок, сценок
Работа по музыкально-театрализованной деятельности состоит из нескольких разделов:
1. Театральная игра. Не столько приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях.
2. Ритмопластика. Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Здесь мы применяем методики Железновых, Бурениной.
3. Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом.
4. Основы театральной и музыкальной культуры. Овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального и музыкального искусства.
5. Работа над спектаклем – вспомогательный раздел, базирующийся на сценариях, составленных на основе лучших образцов литературного творчества для детей.
6. Сказки-шумелки по методике Железновых– как дополнительный вид работы для развития музыкальных способностей детей, развития речи, музыкального и фонематического слуха.
В ходе работы по развитию детей через музыкально-театрализованную деятельность мы соблюдаем принципы, которые помогают развить исполнительскую культуру у детей дошкольного возраста:
1. Создание благожелательной творческой атмосферы, следование партнерской модели отношений взрослого и ребенка
2. Тщательный отбор репертуара, развитие через высокое искусство, его лучшие образцы
3. Поощрение творческой самостоятельности ребенка, учет его мнения и пожеланий в выборе характера, коим он стремится наделить тот или иной художественный образ
4. Учет индивидуальных потребностей и особенностей ребенка
5. Приобщение к народной культуре, родной культуре средствами народной педагогики
6. Привлечение к созданию спектаклей консультантов с профильным театральным образованием
В августе 2014 года театральная группа «Асылъяр» в рамках краткосрочного проекта «Хлеб - всему голова» представила вниманию детей и родителей спектакль по сказке «Алтын бөртекләр». Благодаря выразительной игре детей-актеров спектакль произвел хороший познавательно-воспитательный эффект: ребята узнали о том, каким образом хлеб попадает на стол, сколько труда вкладывают люди в его появление в доме каждого человека.
На празднике «День взросления» 1 сентября 2015 года классический музыкальный театр им. Чайковского представил вниманию детей и родителей музыкальную сказку «Как Маша и Ваня дружбу искали». В спектакле была использована музыка Ж.-Ф. Рамо, Р. Шумана, П. Чайковского, Р. Щедрина, Э. Грига, С. Рахманинова, Г. Свиридова, Г. Форе, И. Штрауса. В процессе подготовки к спектаклю велась планомерная работа по развитию выразительности речи по программе Вераксы, Комаровой, Васильевой, развитию пластики движений по программам Бурениной, Железновых, развитию восприятия музыки по программе Радыновой.
В процессе подготовки к спектаклям дети учились не только выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, но и занимались вокалом в ансамбле и индивидуально, что благотворно отразилось на их вокальных возможностях. В марте-апреле 2015-2016 учебного года наш театральная группа «Асылъяр», объединяющая взрослых и детей, на конкурсе, посвященном 130-летию Габдуллы Тукая, представила музыкально-театральную постановку по сказке «Су анасы». В постановке был использован высокохудожественный литературный и музыкальный материал – Текст сказки Габдуллы Тукая «Су анасы», а также татарская профессиональная музыка, записанная камерным оркестром «La Primavera». В спектакле использовались национальные костюмы, приближенные к аутентичным. Творческим консультантом спектакля выступила артистка театра им. Кариева Файзрахманова Алия Гусмановна.
Театрализованная деятельность – большой заряд положительных эмоций для детей. Главным условием формирования музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста является их правильная организация, подготовка и проведение, а так же непосредственное участие детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние нетрадиционных методов изобразительной деятельности на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики на занятиях ИЗО...
Влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Влияние методов арт-терапии на развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР...
"Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста."
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отож...
Использование технологии проектной деятельности в воспитании духовной культуры у детей дошкольного возраста
Целью же является: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных трад...
Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей на тему: "Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Познакомить родителей с нетрадиционными техниками аппликации и их влиянием на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста...