Круглый стол на тему «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником».
видеоурок (подготовительная группа)
организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как помочь ребенку стать учеником | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол на тему «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником».
Подготовила воспитатель подготовительной группы Бондина О.М.
Цель: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.
Задачи:
1)развивать у родителей представление о понятии психологическая, педагогическая, мотивационная и физиологическая готовность детей к школе;
2)определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе;
3)способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой.
4)создать информационное пространство для сотрудничества родителей и педагогов ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий;
5)привлечь родителей к активному совместному участию в подготовке детей к школе;
6)дать практические рекомендации родителям для успешной подготовки детей к школе.
Участники круглого стола: педагоги детского сада, родители детей подготовительной группы, заведующая – психолог.
группы, учитель по физической культуре, медсестра.
Материалы и оборудование:
- Ноутбук
- Листы бумаги, авторучки, фломастеры разных цветов
- Бумажные фигуры человека
- Анкеты, памятки и практические рекомендации для родителей
- Видеозапись интервью детей «Хочу ли я в школу?»
- Выставка методической и развивающей литературы в помощь родителям в подготовке детей к школе.
Ход проведения:
Воспитатель:
- Добрый день, уважаемые родители, гости! Наша встреча будет проходить в форме «Круглого стола».
Тема «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником.
Первый класс-это серьезное испытание, как для детей, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика. Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о подготовке детей к школе.
Поступление ребенка в школу это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся отношения в коллективе? Предлагаю Вам пройти тест:
Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу»
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможность оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1/ 6/ 11/ | 2/ 7/ 12/ | 3/ 8/ 13/ | 4/ 9/ 14/ | 5/ 10/ 15/ | |
+ | + | + | + | + | Всего + |
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте плюс после косой черты, если не согласны - минус.
А теперь подсчитайте, сколько плюсов оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.
Если общий показатель принимает значение:
До 4 баллов – это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайне мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.
10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 плюса.
1-необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, мелкую моторику.
2-нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3- предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4-есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетно-ролевые игры.
5-ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.
(Родители обсуждают результаты тестирования)
Практическое задание: упражнение «Мой ребенок будущий первоклассник»
Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учебу в школе. Возьмите фигурку человечка, напишите на ней синем цветом, те черты, которые помогут и красным цветом те черты, – которые затруднят учебу вашего ребенка. А после этого поставьте фигурку на одну из трех полосок – дорожек, ведущих к школе. Красная полоска означает сильное ваше беспокойство, желтая – умеренное, зеленая полоска - нет особого беспокойства.
(Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)
Портрет первоклассника, не готового к школьному обучению:
- импульсивность, бесконтрольное поведение, преобладание «хочу» над «можно»,
- чрезмерная игривость, крикливость
-трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса),
- неумение общаться со сверстниками,
- неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше),
- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение,
классифицировать, выделять сходство, различие,
- плохое развитие мелкой моторики рук (не любит рисовать, не умеет работать с мелкими деталями),
- нарушение темпа деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест и т.д.), пассивность
- недостаточное развитие произвольной памяти,
- задержка речевого развития.
Родителям предлагается посмотреть видеозапись интервью с детьми «Хочу ли я в школу»? (родители смотрят видеофильм и обсуждают ответы детей)
Воспитатель: Подготовка к школе – процесс многоплановый. Психологи выделяют разные виды готовности к школе
Выступление психолога: Психологическая готовность детей; Практическое задание для родителей «В школу с удовольствием»; Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. (Родители выполняют задание и обсуждают его).
Воспитатель: Ребенок, идущий в школу должен иметь развитую связную речь, уметь отвечать на вопросы, задавать их. Иметь представления о культуре речевого общения.
Ребенок, поступающий в школу, должен:
• правильно произносить все звуки родного языка;
• различать и называть слова с определенным звуком;
• уметь определять место звука в слове (начало — середина — конец);
• делить слова на слоги;
• составлять слова из слогов;
• иметь представление о предложении;
• уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
• подбирать синонимы, антонимы;
• использовать разные способы образования слов;
• пересказывать знакомые сказки и рассказы;
• составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребѐнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и
необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Для развития речи детей можно применять следующие игровые упражнения:
-Можно поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовѐт окружающие предметы, начинающиеся на определѐнный звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква.
-Не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребѐнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтѐт несложные фразы.
Разговорная речь:
-обсуждая прочитанное, учите ребѐнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами,
-не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца,
-приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их,
-учите грамотно отвечать на поставленные вопросы (простыми и сложными предложениями.
Для развития слуховой дифференциации звуков можно показать ребенку две картинки.
Произнесите слово и попросите ребенка показать названный предмет.
Пример: (з-с) коза — коса
(с-т) санки — танки
(с-ш) мишка — миска
(р-л) рожки — ложки
(ш-щ) чашка — чаща
(г-к) гости — кости
(д-т) плоды — плоты
(б-п) башня — пашня
Для развития связной речи, предложите ребенку рассказать, что он видит на картинке. Обратите внимание, что ребенок должен не только перечислить увиденные им предметы, а назвать время суток, дать имена, объяснить, что делают люди.
Для развития словаря можно провести следующие игровые упражнения:
1. Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы, овощи, мебель.
2. Нахождение общих названий для группы предметов (чашка, стакан, блюдце — посуда).
3. Подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон).
4. Подбор действий к предмету (птица …, собака …).
5. Подбор предметов к действию (лает …, мяукает …).
6. Подбор слов, близких по значению: хороший — приятный.
7. Подбор слов противоположных по значению: хороший – плохой, здоровый -больной, добро – зло.
3. Педагогическая готовность.
Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это и есть педагогическая готовность.
Воспитатель: Подводя итоги круглого стола, хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней встречи. Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут увидеть положительные и отрицательные стороны проведѐнного круглого стола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной мотивации или как помочь ребенку стать учеником
Информационный лист для родителей по теме "Формирование учебной мотивации". Подойдет для оформления стенда педагога-психолога или папки для родителей в кабинете педагога-психолога....
Родительское собрание «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?»
Задачи:1.Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе. 2.Определение, что входит в понятие «Психологическая готовность к школе». 3.Обучение практическим навы...
Квест для родителей "Как помочь ребенку стать учеником"
Готовность к школе:ФизиологическаяПсихологическаяПедагогическая...
Консультация для родителей "Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?"
middot; Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.· Определение, что вхо...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе «Б» группе. Тема: «Как помочь ребенку стать учеником.»
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе «Б» группе.Тема: «Как помочь ребенку стать учеником.»...
Родительское собрание: Квест «Как помочь ребенку стать учеником»
Квест «Как помочь ребенку стать учеником»...
Консультация для родителей «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником»
Познакомить родителей с подготовительным этапом к школе, проводимым в детском саду.Привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе....