Круглый стол на тему «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником».
видеоурок (подготовительная группа)

Бондина Ольга Михайловна

организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглый стол на тему «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником».

Подготовила воспитатель подготовительной группы Бондина О.М.

Цель: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

Задачи:

 1)развивать у родителей представление о понятии психологическая, педагогическая, мотивационная и физиологическая готовность детей к школе;

2)определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе;

3)способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой.

4)создать информационное пространство для сотрудничества родителей и педагогов ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий;

5)привлечь родителей к активному совместному участию в подготовке детей к школе;

6)дать практические рекомендации родителям для успешной подготовки детей к школе.

Участники круглого стола: педагоги детского сада, родители детей подготовительной группы, заведующая – психолог.

группы, учитель по физической культуре, медсестра.

Материалы и оборудование:

- Ноутбук

- Листы бумаги, авторучки, фломастеры разных цветов

- Бумажные фигуры человека

- Анкеты, памятки и практические рекомендации для родителей

- Видеозапись интервью детей «Хочу ли я в школу?»

- Выставка методической и развивающей литературы в помощь родителям в подготовке детей к школе.

Ход проведения:

Воспитатель:

- Добрый день, уважаемые родители, гости! Наша встреча будет проходить в форме «Круглого стола».

Тема «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником.

Первый класс-это серьезное испытание, как для детей, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика. Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о подготовке детей к школе.

Поступление ребенка в школу это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся отношения в коллективе? Предлагаю Вам пройти тест:

Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу»

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможность оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе».

       1

       2

      3

      4

      5

1/

6/

11/

2/

7/

12/

3/

8/

13/

4/

9/

14/

5/

10/

15/

        +

      +

      +

      +

       +

Всего +

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте плюс после косой черты, если не согласны - минус.

А теперь подсчитайте, сколько плюсов оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.

Если общий показатель принимает значение:

До 4 баллов – это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайне мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.

10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 плюса.

1-необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, мелкую моторику.

2-нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3- предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4-есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетно-ролевые игры.

5-ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.

(Родители обсуждают результаты тестирования)

Практическое задание: упражнение «Мой ребенок будущий первоклассник»

Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учебу в школе. Возьмите фигурку человечка, напишите на ней синем цветом, те черты, которые помогут и красным цветом те черты, – которые затруднят учебу вашего ребенка. А после этого поставьте фигурку на одну из трех полосок – дорожек, ведущих к школе. Красная полоска означает сильное ваше беспокойство, желтая – умеренное, зеленая полоска - нет особого беспокойства.

(Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)

Портрет первоклассника, не готового к школьному обучению:

- импульсивность, бесконтрольное поведение, преобладание «хочу» над «можно»,

- чрезмерная игривость, крикливость

-трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса),

- неумение общаться со сверстниками,

- неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше),

- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение,

классифицировать, выделять сходство, различие,

- плохое развитие мелкой моторики рук (не любит рисовать, не умеет работать с мелкими деталями),

- нарушение  темпа деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест и т.д.), пассивность

- недостаточное развитие произвольной памяти,

- задержка речевого развития.

Родителям предлагается посмотреть видеозапись интервью с детьми «Хочу ли я в школу»? (родители смотрят видеофильм и обсуждают ответы детей)

Воспитатель: Подготовка к школе – процесс многоплановый. Психологи выделяют разные виды готовности к школе

Выступление психолога: Психологическая готовность детей; Практическое задание для родителей «В школу с удовольствием»; Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. (Родители выполняют задание и обсуждают его).

Воспитатель: Ребенок, идущий в школу должен иметь развитую связную речь, уметь отвечать на вопросы, задавать их. Иметь представления о культуре речевого общения.

Ребенок, поступающий в школу, должен:

• правильно произносить все звуки родного языка;

• различать и называть слова с определенным звуком;

• уметь определять место звука в слове (начало — середина — конец);

• делить слова на слоги;

• составлять слова из слогов;

• иметь представление о предложении;

• уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;

• подбирать синонимы, антонимы;

• использовать разные способы образования слов;

• пересказывать знакомые сказки и рассказы;

• составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребѐнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и

необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Для развития речи детей можно применять следующие игровые упражнения:

-Можно поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовѐт окружающие предметы, начинающиеся на определѐнный звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква.

-Не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребѐнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтѐт несложные фразы.

Разговорная речь:

-обсуждая прочитанное, учите ребѐнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами,

-не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца,

-приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их,

-учите грамотно отвечать на поставленные вопросы (простыми и сложными предложениями.

Для развития слуховой дифференциации звуков можно показать ребенку две картинки.

Произнесите слово и попросите ребенка показать названный предмет.

Пример: (з-с) коза — коса

(с-т) санки — танки

(с-ш) мишка — миска

(р-л) рожки — ложки

(ш-щ) чашка — чаща

(г-к) гости — кости

(д-т) плоды — плоты

(б-п) башня — пашня

Для развития связной речи, предложите ребенку рассказать, что он видит на картинке. Обратите внимание, что ребенок должен не только перечислить увиденные им предметы, а назвать время суток, дать имена, объяснить, что делают люди.

Для развития словаря можно провести следующие игровые упражнения:

1. Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы, овощи, мебель.

2. Нахождение общих названий для группы предметов (чашка, стакан, блюдце — посуда).

3. Подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон).

4. Подбор действий к предмету (птица …, собака …).

5. Подбор предметов к действию (лает …, мяукает …).

6. Подбор слов, близких по значению: хороший — приятный.

7. Подбор слов противоположных по значению: хороший – плохой, здоровый -больной, добро – зло.

3. Педагогическая готовность.

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это и есть педагогическая готовность.

Воспитатель: Подводя итоги круглого стола, хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней встречи. Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут увидеть положительные и отрицательные стороны проведѐнного круглого стола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации или как помочь ребенку стать учеником

Информационный лист для родителей по теме "Формирование учебной мотивации". Подойдет для оформления стенда педагога-психолога или папки для родителей в кабинете педагога-психолога....

Родительское собрание «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?»

Задачи:1.Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе. 2.Определение, что входит в понятие «Психологическая готовность к школе». 3.Обучение практическим навы...

Квест для родителей "Как помочь ребенку стать учеником"

Готовность к школе:ФизиологическаяПсихологическаяПедагогическая...

Консультация для родителей "Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?"

middot;        Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.·        Определение, что вхо...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе «Б» группе. Тема: «Как помочь ребенку стать учеником.»

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе «Б» группе.Тема: «Как помочь ребенку стать учеником.»...

Родительское собрание: Квест «Как помочь ребенку стать учеником»

Квест «Как помочь ребенку стать учеником»...

Консультация для родителей «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником»

Познакомить родителей с подготовительным этапом к школе, проводимым в детском саду.Привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе....