«Артикуляционная гимнастика: кому, для чего, как?»
материал

Бондаренко Ульяна Александровна

Мастер- класс для родителей «Артикуляционная гимнастика: кому, для чего, как?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «35 «Сказка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Мастер- класс для родителей «Артикуляционная гимнастика: кому, для чего, как?»

                                                                  Подготовила: учитель- логопед высшей

                                                                  квалификационной категории

                                                                  Бондаренко У.А.

Цель мастер- класса: Познакомить родителей с понятием артикуляционной гимнастики и ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика: кому, для чего, как?»

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так же, как родители развивают физические данные ребёнка физкультурой, этим органам необходима гимнастика.

 Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.  Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или придумать сказку о веселом язычке.    Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Как выполнять артикуляционные упражнения?

Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинок, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.

Практическая часть.

Давайте попробуем с вами вместе выполнить несколько упражнений, которые с легкостью можно выполнять дома.

Плыви, кораблик!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц,

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребёнку.

- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш кораблик. А теперь ты попробуй. Молодец!

Расти, пена!

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: Стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребёнку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьёт воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей, затем предложите подуть ребёнку. Когда пены станет много, можно подуть на неё.

             

А теперь переходим непосредственно к выполнению артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ.

Упражнения для губ

«Заборчик».  Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем

«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку.

«Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ

Свои губы прямо к ушкам  растяну я, как лягушка.

А теперь - слонёнок я , видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.

Упражнения для щек

Похлопывание и растирание щек.

«Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

«Голодный хомячок». Втянуть щеки.

«Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздухвыходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)

Накажем  язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.


          На губу язык клади,

Пя-пя-пя произноси.

Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 
                      Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
                      Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
                     Раз, два, три, четыре, пять!  Язык можно убирать. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
                   Язык широкий положи, его края приподними.

Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 
                   Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
                   Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
                   Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.

Динамические упражнения для языка

(выработка координации и точности движений)

Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого  к уголкам рта. 
                  Влево - вправо мой язык скользит лукаво:
                 Словно маятник часов покачаться он готов.

Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 
                  На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
                  Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
                   Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 
                         Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
                         Я копытцем постучу!  Цок-цок-цок.
                         Если хочешь – прокачу!  Цок-цок-цок.

Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 
  Красить потолок пора,

                                                   Пригласили маляра.
                                           Ниже челюсть опускаем,
                                              Язык к нёбу поднимаем.
                                        Проведём вперёд – назад –

                                 Наш маляр работе рад.

Надеюсь, что наш мастер- класс был интересен и полезен вам, уважаемые родители, полученные знания  помогут сделать вам в выполнении домашних заданий логопеда и просто весело провести время с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна"

В буклете представлена информация об артикуляционной гимнастике, зачем ее выполнять и какие правила необходимо соблюдать при выполнении....

что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна

что такое артикуляционная гимнастика ,для чего она нужна, и как ее выполнять...

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна? Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ...

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна.

Советы от логопедаЗачем делать артикуляционную гимнастику? Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для тренировки и развития подвижных органов артикуляции.Артикуляционная гимнастика...

09.09.22 Консультация "Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика."

Консультация"Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"....

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?

Основные рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики....