Семейный клуб как эффективная работа психолога с родителями в доу
материал
Пытаясь что то изменить в ребенке, не затрагивая его взаимодействие с родителями не возможно. Ведь самыми главгными людьми на свете, на слова и поведение которых ориентируется ребенок, являются его родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_klub.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа
ДОКЛАД
«СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ»
Выполнил: педагог-психолог
Сивкова Ольга Алексеевна
2020
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
Работа педагога-психолога дошкольного учреждения невозможна без сотрудничества с семьей, поскольку каждый детский психолог знает, что дети практически не имеют собственных психологических проблем, их проблемы — отражение проблем родителей. Поэтому работая с личностью родителей, меняя их поведение как по отношению к ребёнку, так и по отношению друг к другу, можно разрешить психологические проблемы ребенка.
Пытаться что-то изменить в ребёнке, не затрагивая его взаимодействия с родителями невозможно. Ведь самыми главными людьми на свете, на слова и поведение которых ориентируется ребёнок, являются его родители. Психолог может затратить огромные усилия на то, чтобы обучить ребёнка чему-то. Но возвратившись из детского сада домой, он сверит полученные знания с теми, которые ему предлагает родитель, а эти знания для ребёнка важнее, и будет воспроизводить старые закрепленные образцы поведения.
Ребёнок, имеющий внутренние проблемы, которые формируются именно семьей, не может с ними справиться самостоятельно без помощи психологов, педагогов и, естественно, родителей.
Отсюда вырастает значимость работы психолога с семьей. Однако привлечь родителей к сотрудничеству, часто бывает не простой задачей. Взрослые люди, если они не готовы к взаимодействию, всегда найдут массу причин для того, чтобы избежать его. И тогда встает вопрос: «Как привлекать родителей к эффективному взаимодействию? Как показать им важность сотрудничества с ДОУ?»
Семья является древнейшим общественным институтом. В ней сочетаются личностные и общественные интересы. Именно в семье закладываются основы взаимоотношений, дети получают первые знания, в процессе деятельности формируются практические навыки. Семья является тем самым «маленьким миром», в котором закладываются и развиваются личностные качества ребенка. Каждая семья по-своему уникальна и неповторима. Вместе с тем, не всегда родители могут правильно на практике применить имеющиеся в багаже знания.
Семейный клуб – это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.
Основными целями работы семейного клуба являются:
- объединение усилий детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
- повышение психолого-педагогической компетенции родителей;
- обмен опытом семейного воспитания;
- укрепление детско-родительских отношений;
- предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.
В процессе деятельности клуба решаются следующие задачи:
- обеспечение эффективного взаимодействия между педагогами ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития потенциальных возможностей детей в условиях ДОУ и семьи;
- оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста в целях обеспечения всестороннего гармоничного развития ребенка;
- психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей; проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, речевом, психическом, социальном развитии детей дошкольного возраста.
Формы работы семейного клуба варьируются от темы, состава участников и задач: круглый стол, тренинг, практикум, решение педагогических ситуаций, обмен опытом семейного воспитания, видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении, организация совместной деятельности детей и родителей и др. Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями на занятиях семейного клуба даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся психолого-педагогические знания, развивать креативные способности.
Все формы работы с детьми и родителями могут быть при этом разделены:
- на индивидуальную работу с родителем и ребёнком;
- работу в мини-группах;
- групповую работу с родителями;
- групповую работу с родителями и их детьми.
Правила проведения семейного клуба:
- Добровольная основа – через красочное, яркое объявление за неделю до начала мероприятия.
- Вместе с ребёнком занятие посещает кто-то из родителей.
- Количественный состав – до 8-10 пар.
- Занятия проводятся 1 раз в месяц в различных специальных помещениях детского сада.
- Каждое занятие рассчитано на 35-60 минут.
- Каждое занятие включает в себя игровую деятельность.
- В конце каждого занятия – подведение итогов, вручение небольших сюрпризов детям (конфеты, яблоки и т.д.).
Семейный клуб в дошкольном учреждении – структура динамичная: встречи могут сливаться в один цикл или дробиться. Всё это направлено на максимальную результативность встреч для всех участников. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клуба может корректироваться. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ДОУ в выработке единства педагогических требований к ребёнку и расширении познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей.
В деятельности клуба придерживаемся следующих принципов:
1. В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители.
2. Мы учимся любить и принимать детей такими, какие они у нас есть.
3. Каждый независимо от возраста имеет свою точку зрения.
4. Важно и ценно для ребёнка чувствовать поддержку родителей. Вместе мы преодолеем все трудности.
5. Учимся слушать и слышать друг друга в клубе, дома, на улице.
Семейный клуб позволяет поделиться собственным опытом общения с детьми, их воспитания, расширить социальные контакты семьи в совместных играх и чаепитиях детей и взрослых, детско-родительских занятиях, «издании» семейных газет, разновозрастных творческих мастерских, конкурсах, семейных викторинах и т.п.
Организация работы семейного клуба в детском саду проводится в три этапа.
Первый этап: организационный.
Цель: подготовка к работе по данному направлению.
Задачи:
- Определить с помощью анкетирования начальный уровень психолого-педагогической и социокультурной компетентности членов семьи по проблеме.
- Изучить литературу по данной теме.
- Подобрать практический материал.
Результат: разработка перспективного плана работы семейного клуба.
Планирование работы семейного клуба осуществляется на основе анализа запросов родителей, данных мониторинга посредством метода наблюдения за детьми.
Второй этап: внедрение.
Основным содержанием на данном этапе является реализация перспективного (тематического) плана семейного клуба в детском саду по следующим направлениям:
Цель третьего этапа: определение эффективности проделанной работы, сопоставление начального и конечного уровней психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей и их взаимодействия с детьми.
Содержанием работы на данном этапе является анализ промежуточных и конечных результатов совместной деятельности родителей, педагогов и детей; разработка планов работы семейного клуба на следующий год, обсуждение удачных и неудачных форм работы, моделирование различных вариантов организации работы семейного клуба с целью повышения эффективности деятельности.
Таким образом, опыт работы семейного клуба в детском саду показывает, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребёнку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребёнку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.
Кроме того, работа семейного клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду, переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что «слова учат, а пример заставляет подражать».
Литература:
- Андреева А.Д. Семья как основной институт в раннем дошкольном детстве // Вестник практической психологии и образования. - 2008. -№ 2.
- Зубова О.М., Лукьянова Н.А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя. 2010. №11.
- Каракозова Н.Ю., Мязина А.И., Кудрина А.А. Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребенка: учебно-методическое пособие.2012.
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. / Под редакцией Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Семейный клуб как эффективная форма сотрудничества с родителями детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе"
Статья подготовлена для участия в краевой кон\ференции инклюзивных практик. Раскрывает содержание работы семейного клуба с родителями детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования....
Семейный клуб, как эффективная форма консультативной помощи родителям воспитанников с интеллектуальными нарушениями
Сотрудничество детского сада и семьи в рамках работы семейного клуба «Ты не один» это: подход к каждой семье ребенка с ОВЗ (научить родителей не стесняться своего ребенка, а при...
Семейный клуб как эффективная форма работы педагога-психолога с родителями
Семейный клуб - это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семь...
Семейный клуб, как эффективная форма консультативной помощи родителям воспитанников с интеллектуальными нарушениями
Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесн...
Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок»
. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья детей в группах раннего возраста. Одной из причин врачи, психологи и педагоги считают сложность адаптации к детскому саду.Традиционно под...
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности.Основой д...
Презентация «Семейный клуб, как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»
Основным содержанием работы являются мероприятия, направленные на вовлечение семей дошкольных групп в образовательную деятельность, формирование партнёрских отношений.В ходе встреч участники клуб...