Как ребёнок познаёт мир
консультация (младшая группа)
Мы с вами познаём мир с помощью различных каналов восприятия. Это зрение, слух, осязание, обонятие, тактильные ощущения. Но у каждого человека некоторые каналы более развиты, лучше воспринимают информацию о мире. Очень важно для нас, педагогов и родителей знать, какой канал восприятия у наших детей, чтобы обучать и воспитывать их с наибольшей эффективностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_rebyonok_poznayot_mir.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Как ребёнок познаёт мир?
Известно, что в психологии существуют 3 основных канала восприятия информации: визуальный, аудиальный и кинестетический. В зависимости от ведущего канала восприятия ведущими анализаторами будут слух, зрение или тактильные ощущения. С первого класса педагоги в первую очередь ориентируются на слуховое восприятие учащихся, на понимание и усвоение словесной инструкции. Соответственно, если ребенок испытывает дефицит восприятия аудиального канала начинаются затруднения в усвоении учебного материала. Начиная с 2014-2015 по 2015-2016 учебный год после периода адаптации первых классов с учащимися проводилась диагностика их эмоционального состояния с помощью проективных методик, одной из которых служила методика «Рисунок человека» К.Маховер. Исследование состояло из двух этапов: первый –проведение и интерпретация методики и второй – беседа с родителя и учителями по результатам диагностики.
Результаты были следующими: в 2013 отсмотрено 6 первых классов, в 2014 – 8, в 2015 – 10 по 23-28 человек в каждом. Если в 2013 году в каждом классе 5-7 человек прорисовывали уши (важный символ аудиального восприятия), то к 2015 году в каждом классе это делали 2-3 человека от общего числа учеников в классе. Таким образом приходилось делать вывод, что дети возраста 6,5-7,5 лет плохо воспринимают на слух объяснения учителя, не понимают и не удерживают словесные инструкции , их больше привлекают яркие презентации, пестрые картинки, которые могут даже не нести смысловой нагрузки.
Беседы с учителями подтвердили проблемную ситуацию в этом направлении, а беседы с родителями дали представление о том, что и дома дети, у которых на рисунке человека отсутствовали уши, как деталь образа фигуры человека, не слышат родителей, не выполняют их просьбы. Речь и инструкция взрослого не регулирует поведение и действие ребенка.
Одна из первых причин это уход детей в другие реалии: в виртуальную и мультипликационную. Причем хочется отметить, что большинство детей не сочиняют что-то новое на основе увиденных сюжетов мультфильмов, что способствовало бы их развитию воображения, а просто «живут» с любимыми героями. Герои как правило из современных зарубежных мультфильмов, да и наших, не отличаются «правильностью форм» и поведения, а интерес у детей вызывают огромный. Ребята погружаются в сюжеты игр и мультфильмов с головой и конечно же не обращают не на что внимание, им неинтересно, что происходит рядом с ними, они погружены в другие миры. Иногда буквально употребляются штампы и заученные фразы из мультипликационных сюжетов и компьютерных игр.
Согласно требованиям ВОЗ, детям в возрасте 3–7 лет можно смотреть мультики до 30 минут в сутки, 7–10-летним детям — до 30–50 минут, а детям в возрасте от 11 до 18 лет — от одного до трех часов в день. Расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора не должно быть меньше 3 м. Кроме того, по мнению психологов, важно, чтобы просмотр мультфильмов происходил не позднее чем за два часа до сна.
То же самое относится и к компьютеру. Причём, если ребёнок поиграл полчаса на компьютере, значит, мультфильмы включать ему уже нельзя. Лимит времени вышел.
Такие строгие требования берегут не только зрение детей, но и их психику. К тому же, мы помним о том, что детям важно развивать аудиальное восприятие, так как в школе информацию дают именно устно. Если же ребёнок постоянно смотрит телевизор и играет в гаджеты, то у него развит только визуальный канал восприятия. К тому же, современные мультфильмы не развивают внимание. Наоборот, чем больше ребёнок смотрит мультфильмы, тем труднее ему даётся сосредоточение на более спокойных занятиях. Даже старые советские мультфильмы такие дети смотрят с трудом или отказываются их смотреть вообще – там слишком медленно для их восприятия происходят события. Детям трудно удерживать внимание, слушая речь героев, следить за развитием событий. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок успешно учился в школе, соблюдайте правила просмотра телевизора и игр для ребёнка. Больше читайте ребёнку, играйте с ним, разговаривайте с ребёнком. Гуляя с ребёнком, рассказывайте ему обо всём, что видите вокруг. Живите вместе с ребёнком, а не в виртуальных мирах.
Чтобы определить, к какому типу восприятия относится ваш ребенок, можно пройти тест на определение типа восприятия.
По каждому типу восприятия даны различные утверждения. Из них выберите те, которые соответствуют вашему ребёнку. Затем сосчитайте, где выбранных вами вариантов больше. Будьте максимально объективны, чтобы получить достоверный результат.
Ребёнок-визуал
1. Хорошо собирает по образцу (картинка готового варианта и прочее).
2. Очень наблюдателен, заметит любую мелочь: крошку на полу, пятнышко на одежде...
3. Хорошо складывает пазлы.
4. Ему очень нравится раскрашивать.
5. Хорошо запоминает то, что видит.
6. Важно опрятно выглядеть.
7. Любит смотреть картинки во время чтения книжки.
8. Редко начинает говорить первым, чаще просто отвечает, когда спрашивают.
9. При общении всегда смотрит в глаза.
10. Легко успокоить, отвлечь, показав что-то интересное.
Ребёнок-аудиал
1. Любит общаться, много разговаривает.
2. Любит слушать музыку, аудиосказки.
3. Любит слушать книжки, наличие картинок неважно.
4. Чётко и быстро выполняет устные инструкции.
5. Когда играет один, разговаривает, проговаривает сюжет, постоянно «бурчит» что-то себе под нос.
6. Ему нравится самому придумывать игры.
7. Очень хорошо развито звукоподражание.
8. Очень часто первым начинает разговаривать, «затрагивает» к общению.
9. Нравится общаться с более старшими по возрасту детьми и взрослыми, а не с ровесниками.
10. Очень любит рифмованные рассказы (стихи).
Ребёнок-кинестетик
1. Не любит слушать книжки, убегает, трудно удерживать внимание во время чтения.
2. Любит подвижные игры.
3. Редко сидит спокойно.
4. Любит «обнимашки».
5. Любит всё пробовать на ощупь, на вкус.
6. Любит танцевать, слушая музыку.
7. Сильно нажимает на карандаш, фломастер, кисточку и т. п.
8. Часто имеет неопрятный вид.
9. При общении любит дотрагиваться до собеседника, до его одежды, аксессуаров.
10. В одежде любит мягкие, приятные ткани. Протестует при попытках надеть колючую шерстяную одежду.
Со временем способ восприятия информации может измениться под влиянием обстоятельств или целенаправленного воздействия.
в реальной жизни не существует чистых визуалов, аудиалов или кинестетиков, ведь информация поступает в мозг человека по разным каналам. Но один из каналов чаще всего будет развит лучше, и именно он будет ведущим.
Ведущий канал восприятия ребёнка - это его сильная сторона. Важно это учитывать и использовать. Как? Попробуйте сложную для малыша информацию преподносить через ведущий канал восприятия, но не стоит забывать о других каналах восприятия! Их нужно обязательно развивать, тренировать (особенно тот, который у ребёнка явно самый слабый). Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс развития и обучения.
Детям-визуалам во время прослушивания книг очень важно видеть картинки, причём обязательно выбирайте книги с красочными и подробными иллюстрациями, так как эти дети непременно заметят отсутствие объекта, о котором говорится в книге.
Детям-аудиалам, как мы помним, картинки не так важны. Сделайте основной упор на то, как именно вы читаете. Читайте эмоционально, выразительно, меняйте голос и интонацию в зависимости от персонажа и ситуации. Добавьте максимум звуков: как подул ветер, как заскрипела дверь, как хрустнула веточка под ногами и т. д.
Детям-кинестетикам не нужно читать по книжке – с ними лучше играть. Вылепите героев сказки из пластилина, нарисуйте на листе бумаги, возьмите игрушечные фигурки или сами превратитесь в тех, о ком собирались читать, и пусть сказка оживёт на ковре! Катитесь как колобок, прыгайте как лягушка, прячьтесь от дождя под столом-«грибом». Действуйте, двигайтесь, веселитесь!
Игры для развития каналов восприятия информации
Для тренировки и восстановления «ленивых» каналов восприятия информации можно рекомендовать следующие игры и упражнения.
Для развития визуального канала восприятия информации:
Игра «Внимательные глазки» - упражнения на отыскивание в изображениях заданных образов. Например: ребёнку предлагается найти на картинке все предметы треугольной формы, или в которых спряталась буква «О», или цифра «1». Хорошее упражнение на распознавание отличий между двумя изображениями – сравни две картинки и найди отличия.
Игра «Что изменилось?». Для начала ребёнку предлагается ряд из нескольких геометрических фигур одного цвета. Например, кружка, квадратика, треугольника и овала. Ребёнок смотрит на фигуры 1-2 секунды. После чего взрослый закрывает фигуры (можно книгой или листом бумаги) и меняет их местами. При повторном просмотре ребёнок должен определить, что изменилось. Усложнять игру можно добавляя другие фигуры (увеличивая количество фигур), вводя цвет (изменяя фигуры по цвету – был жёлтый кружок, а после замены стал зелёным).
Для развития аудиального канала восприятия информации:
Игра «Внимательные ушки» - упражнения на распознавание звуков природы. Педагог предлагает детям прослушать звук и подумать: что это такое? Например: шум дождя с раскатами грома, пение птиц в лесу, журчание ручейка, завывание ветра, хруст снега и др. После правильного определения звука ребёнку показывают изображение прослушанного явления. Если ребёнок затрудняется определить на звук, что это, то первоначально можно предложить ему это делать с опорой на картинки. В этом случае ребёнок должен выбрать из ряда картинок ту, которая «так звучит». Желательно такое упрощение использовать только на начальных этапах.
Аналогично проводится игра на распознавание бытовых звуков (тиканье часов, скрип двери и др.), голосов животных, звучания различных музыкальных инструментов и т.д.
Для развития кинестетического канала восприятия:
Игра «Удивительные ручки». Если ребёнок малоподвижен, то лучше всего начинать развивать подвижность с движений рук. Ребёнку предлагается с помощью рук показывать движения различных объектов. Например, попросить представить, что наши ручки стали осенними листочками, показать, как кружатся и падают осенью листочки. Точно так же можно «изображать руками» рыбок, волны, веточки дерева, ёлочные веточки, способы передвижения животных и др. От плавных движений рекомендуется переходить к резким и обратно. Важно, чтобы ребёнок имел возможность самостоятельно придумать и показать движения, а не повторял их за взрослым. Поэтому первые предлагаемые ребёнку движения должны быть хорошо ему известны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ваш ребёнок познаёт мир.
Ваш ребёнок познаёт мир....
«Ребёнок познаёт мир»
Воспитывать доброжелательное и чуткое отношение друг к другу, учить культуре поведения....
Как ребёнок познаёт окружающий мир?
Познание окружающего мира детьми дошкольного возрастаОгромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Он може...
Непрерывная образовательная деятельность «Ребёнок познаёт мир природы» «Жизнь растений»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида №26Калининского района Санкт — Петербурга Непрерывная образовательная деятельность«Ребёнок позна...
Конспект ООД образовательной области «Познание. Ребёнок познаёт мир природы». Тема: Виртуальная экскурсия «Кто как зимует в лесу?»
Конспект ООД образовательной области «Познание. Ребёнок познаёт мир природы». Тема: Виртуальная экскурсия «Кто как зимует в лесу?» Для детей старшего дошкольного во...
"Ваш ребёнок познаёт мир"
Консультация...
Конспект ООД образовательной области «Познание. Ребёнок познаёт мир природы». Тема: Виртуальная экскурсия «Кто как зимует в лесу?»
Виртуальная экскурсия с Лунтиком для старших дошкольников по зимнему лесу....