Конспект родительского собрания в старшей группе "Роль семьи в формировании личности дошкольника"
методическая разработка (средняя, старшая группа) на тему
Полный конспект родительского собрания в старшей группе детского сада на тему "Роль семьи в формировании личности дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_rol_semi_v_vospitanii_doshkolnika_.docx | 39.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания в старшей группе
«Роль семьи в формировании личности дошкольника»
Разработан воспитателем МКДОУ Поповский детский сад Тесля Г.С.
Цель:
1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителям;
2. Расширирение представлений родителей о правилах семейного воспитания.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1. Оформлена выставка детских рисунков "Моя семья"
2. Оформлена выставка генеалогически деревьев "Моя родословная".
3. На стене плакаты с написанными выражениями. "Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение" Эрих Фромм
"Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их" В.А.Сухомлинский. «Главный смысл цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»; «Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
4. Презентация к собранию
5. Пригласительные на родительское собрание (виде сердечка).
6. Подборка различных мелодий.
7. Литература для родителей; А.С. Макаренко "Книга для родителей".
8. Тест "закончи предложенья".
9. Игра " отгадай слово из детских "обьяснялок"".
10. Бумажные сердечки с пословицами "объясните значение русской народной пословицы о семье".
11. Папка - передвижка "Роль семьи в воспитании ребёнка".
12. Рисунок «Дом» с пустыми кирпичами в фундаменте.
14. «Кирпичи» с написанными нравственными качествами.
15. Памятки для родителей.
Подготовительный этап:
1. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы и родители могли видеть друг друга.
2. Подготовить выставку литературы для родителей.
3. Подготовить памятки для родителей.
Ход собрания:
Звучит спокойная, приятная музыка.
Вступление
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас.
Давайте сегодня поговорим о наших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья. Семья - для ребёнка - это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет, счастлив, здоров.
Создание семьи – это искусство и это искусство должен освоить каждый.
Для чего человеку семья?
Думаю, каждый ответит по своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.
Да , человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремиться в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. Где как ни в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать. Где как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.
Семья – это маленькая вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу или сделать открытие. Время неумолимо. Человек рождается, растёт, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, к тех – свои. И если человек достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нём помнили его дети, внуки и правнуки. И если он достойно воспитал их, они будут помнить о нём.
Есть такая мудрость: «Дерево, у которого крепкие корни ветер не валит». Если мы будем знать историю своего рода, своей страны нам не страшны никакие невзгоды.
Истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть тесная связь между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.
Представление
- Сейчас я предлагаю представить свои семьи. У нас есть волшебный мячик, вы будете по очереди передавать его, рассказывать о своей семье. (Родители представляются и рассказывают о членах своей семьи)
Интервью детей
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.
- Уважаемые родители, вы – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
- А что, по Вашему мнению, означает понятие – семья. (Ответы родителей).
Воспитатель: Семья – это, прежде всего самые близкие и родные люди. Они заботятся о вас, дарят любовь. Семья является опорой для ребёнка. Ведь очень приятно и радостно получать и дарить любовь своей семьи!
- Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, там, где ты отдыхаешь душой. Такое место – твоя семья, твой дом.
Как же объясняют слово «семья» дети? Давайте посмотрим.
Интервью «Что такое семья?»
Цветик-семицветик
Воспитатель: Уважаемые родители перед Вами лежит цветик – семицветик. Представьте, что это Ваш ребенок нежный, цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени Вашего ребенка или семейных прозвищ. На стебельке – имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны или сердитесь на него. (Дается 2-3 минуты для заполнения).
Пословицы
С давних пор о доме и семье говорили с любовью и уважением. Из далёких времён до нас дошли пословицы и поговорки о семье.
А вы знаете пословицы о семье? Я начну, а вы продолжите.
Вся семья вместе, … (так и душа на месте).
Дерево держится корнями, … (а человек семьей).
Где любовь да совет… (там и горя нет).
На что и клад, коли… (в семье лад).
Отца с матерью почитать - … (горя не знать).
За общим столом … (еда вкуснее).
В гостях хорошо, а дома… (лучше).
Не красна изба углами, а красна… (пирогами).
На свете всё найдёшь, кроме… (отца с матерью).
При солнышке тепло - а при матери (добро)
Нет лучше дружка - чем (родная матушка)
Дома и - стены (помогают)
Мой дом – (моя крепость)
Каковы родители – (таковы и детки)
Яблочко от яблоньки (не далеко катится)
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
О доме…. И верно: всем на свете нужен дом
У каждого человека должен быть дом. Не просто крыша над головой, а место, где его понимают, любят и ждут.
Семья – это дом. А чтобы построить хороший дом нужен крепкий фундамент.
Давайте подумаем, какие кирпичики нужно заложить в фундамент семьи, чтобы она была крепкой, чтобы в ней росли хорошие, воспитанные дети.
На спинках ваших стульев есть «кирпичи», которые мы заложим в фундамент нашего символического дома. На них написаны качества, которые мы должны вложить в детей с самого раннего детства, чтобы они выросли достойными людьми (добро, дружба, любовь, честность, справедливость, уважение к старшим, смелость, уверенность в себе, целеустремлённость, любовь к людям, порядочность, отзывчивость здоровье, трудолюбие и, конечно же, традиции, которые создают и укрепляют семью).
Родители прикрепляют «кирпичи» к фундаменту дома.
Традиции
А сейчас, я предлагаю вам рассказать о семейных традициях.
Рассказы родителей.
- Спасибо вам за то, что в семьях вы имеете семейные традиции, уважаете старших и их труд, помогаете младшим, создаёте гармонию, всех вас объединяет одно слово - "семья".
О воспитании в семье
"Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, - говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды". Правильное воспитание в семье, как сказано в народной пословице. - "Это наша счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе-это наши слёзы".
Все, конечно, хотят иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых, т.е. высоконравственных.
Поведение родителей - самое решающее в воспитании. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главный профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют своё разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.
Мы много времени проводим на работе, кажется, главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу второпях.
Дорогие родители! Отложите все дела в сторону, привлеките к себе ребёнка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым- его нужно 7 раз в течении дня погладить по голове, обнять, одобрить, т.е через телесное прикосновение подтвердить :"Я тебя люблю".
Огромное влияние на формирование моральных качеств ребёнка в настоящее время играют компьютер и телевидение. Необходимо помнить о том, что ребёнок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, становиться раздражительным, неуравновешенным, агрессивным. Вам - родителям, необходимо контролировать в какие игры играет ваш ребёнок, какие передачи и фильмы смотрит.
Памятки
Уважаемые родители, чтобы вам научиться правильно общаться со своим ребёнком, вы должны запомнить несколько принципов построения общения. Мы приготовили для вас памятки, где постарались кратко раскрыть основы воспитания детей в семье. (см. ниже).
Упражнение «Острое блюдо».
Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней рождения ребёнка. Думаю, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения в процессе воспитания. У родителей нередко возникают острые вопросы в воспитании детей, когда приходиться принимать правильное решение.
Поэтому мы предлагаем вам сегодня «Острое блюдо». Т.е. «острые вопросы из перечницы». У нас будет возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.
- Что лучше: читать или рассказывать детям сказки?
- Нужно ли защищать ребёнка в его присутствии, если другой родитель наказал его?
- О чём спросить ребёнка, пришедшего из детского сада
- Рассказывать ли детям о плохих поступках их родителей в детстве
- Можно ли рассказывать на ночь страшные истории или сказки
- Можно ли втайне от родителей разрешать внуку то, что запретили родители
- Моя любовь к ребёнку заключается
- Если я вижу, что моего 4-х летнего сына «лупит» сверстник…
Мы посмотрим видео с записью ваших детей и узнаем, что они думают о вопросах воспитания.
Видеоролик «Устами ребёнка» (вашим детям задавали один и тот же каверзный вопрос «Тебя дома воспитывают? Как?»). Ответы оказались интересными.
Наказание и поощрение
Как мы видим из видеоролика, слово «воспитание» у некоторых детей ассоциируется со словом «наказание». Поразмышляйте над этим, уважаемые родители…
Это актуальный вопрос. Давайте разберёмся.
Продолжите фразу:
- Наказание применяется потому, что…
- Мне приходится наказывать ребёнка, когда он…
- А как вы наказываете детей?
- ставлю в угол;
- лишаю удовольствий, таких, как поход в магазин за покупками, в гости;
- ограничиваю просмотр мультипликационных фильмов и игры на компьютере;
- изменяю интонацию голоса, выражение лица;
- обсуждаю проступок, беседуют «по душам».
Действительно, это приемлемые способы наказания. Следует помнить, что не допускаются телесные наказания, игнорирование ребёнка на долгий срок, лишение любви и ласки. Осуждается и наказывается действие, нежелательный поступок, а не личность ребёнка.
Что такое наказание? Наказание – это вовсе не действие наказывающего, а то, что происходит в душе наказываемого ребёнка, то, что он испытывает при этом.
С точки зрения психологии, это всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно быстрее избавиться и никогда более не переживать. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия. Оно не является воспитывающим.
Наказание имеет тройное значение: ребёнок должен понять, осознать свой поступок, исправиться и больше так не поступать.
Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс и он не возможен без наказаний и поощрений.
А как дела обстоят с поощрениями? Они, как воспитательное средство, более действенны. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на – хорошие и закрепляет их. Лучшая награда для ребёнка – сознание того, что он принёс радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это.
Некоторые родители отмечают, что их дети иногда бывают непослушны, упрямы, неусидчивы.
В дошкольном возрасте у детей ещё недостаточно развита произвольность поведения. Они отличаются импульсивностью, неусидчивостью. При правильном воспитательном воздействии с возрастом эти недостатки корректируются. Главное – принимать своего ребёнка таким, какой он есть, понимать и любить его.
Другой вопрос, что иногда у родителей не хватает терпения.
Предлагаем вам поиграть в психологическую игру, посредством которой вы научитесь приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. сможете регулировать сой гнев, а так же сможете обучить этому своих детей.
Психологическая игра-рекомендация «Рассерженные шарики».
Родители встают в круг (они дети). Воспитатель – это мама – предлагает детям - родителям - научиться злиться, никого при этом не обижая. Для этого каждому ребёнку предлагает надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.
«Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Попробую отпустить его и проследить за ним.
Вы видите, что шарик мечется по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя.
Попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями».
*Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается).
*А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него).
Сравните, опять же – шарик, с нашим телом: «Правильно, этим гневом можно управлять».
«Педагогические ситуации».
Ситуация 1.
Гена очень не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой говорить бесполезно: она на страже режима. Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он допускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа – страстный болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И сын-хитрец пользуется этим.
Сын смотрим отцу в глаза и вкрадчиво говорит:
– Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза)
– Ну, папулечка –а-а, - тянет сын, - можно?
Мальчик знает, что папа ещё помолчит немного, а потом скажет снисходительным тоном:
– Так и быть, разрешаю в виде исключения!
Гена знает, что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня всё повторяется в точности, как было до сих пор: папа молчит, затем говорит:
– Так и быть, разрешаю в виде исключения!
Сын остаётся смотреть телевизор. Он знает, что на следующей неделе, когда будут передавать футбол, всё будет как сегодня. Зато во всём другом папа строг, и если он сказал «нет», то просить бесполезно.
Вопросы для родителей: Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи? От кого это зависит – от ребёнка или от взрослых? (Родители комментируют).
Вывод: Одним из важных условий воспитания является согласованность требований взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребёнка выглядел, как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из них. С трудом добивается послушания тот, кто больше уступает ребёнку.
Ситуация 2.
Вероника (6 лет) с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать ещё чуть-чуть, а потом «ещё минуточку»… Ей непременно хочется закончить начатое дело.
Возмущённая неповиновением, мать отбирает пластилин, «шлёпает» дочь и заставляет её одеваться.
– До чего же упряма! – сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.
Вопросы для родителей: Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки? (Родители комментируют).
Вывод: Настойчивость нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему выражению в поведении ребёнка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребёнка. Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укреплять её, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребёнку завершить начатое, чтобы не гасить в нём целеустремлённые действия.
Ситуация 3.
Галя нехотя ест апельсин. Когда остаётся две дольки, мать предлагает:
– Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест.
– А-а-а, ишь ты какая… Я лучше сама съем!
И девочка ест. Давится, морщится, но ест, лишь бы не дать другому.
– Ну вот и хорошо, что сама съела. Умница! – хвалит мама дочь.
Вопросы для родителей: Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что этим самым она закрепляет у ребёнка? О каких сформированных качествах свидетельствует поступок ребёнка.
Вывод: В данном случае мать невольно культивирует у дочери жадность: хвалит её за то, что она ест через силу, лишь бы не поделиться с другими. От жадности берут начало многие человеческие пороки: эгоизм, равнодушие, стяжательство. Надо учить малыша делиться всем, что у него есть, делить всё поровну между всеми членами семьи…
Ситуация 4.
• Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы. Права ли она? Как поступили бы вы?
(Правильный ответ: наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили. Даже взрослые, когда на улице грязно, приходят в грязной обуви и могут замарать одежду. Что в этом случае делают взрослые? Чистят одежду, моют обувь. Поэтому и мы можем предложить ребенку вместе почистить одежду, тем самым ребенок поймет, как трудно привести в порядок вещь. В следующий раз ребенок постарается быть более аккуратным).
Ситуация 5.
• За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышание: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!» И отвернулась.
Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?
(Правильный ответ: конечно, очень важно заинтересовать ребенка учебой. За ответственное отношение можно похвалить, поощрить, но поощрение материальное не должно войти в систему. Важно, чтобы духовные ценности были выше материальных. Ребенок должен воспринимать вашу улыбку, похвалу, одобрение как поощрение)
Ситуация 6.
• Мама говорит сыну: «Миша, играй тише! Почему у тебя опять разбросаны игрушки? А вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол. Я тебя накажу!
Как бы вы решили проблему с позиции толерантности? На обсуждение – 1 минута.
(Правильный ответ: «Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно, все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек» Итог: мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться. Причина конфликта – это поведение мамы. Не нужно предъявлять несколько претензий в один момент, ребенку трудно их усвоить и принять к сведению. Ни в коем случае не нужно кричать и унижать ребенка, помнить, что ребенок – это личность, и она требует к себе уважения и понимания.)
Ситуация 7.
• Рома: «Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня с папой уже там. Ты мне вчера обещал.
Папа: «Ну и что, что обещал. Мне сейчас некогда. Нужно доделать очень важную работу.
Рома: «Ну, пожалуйста…
Папа: «Займись делом!
Какую ошибку допустил папа? (Не сдержал обещание, оттолкнул от себя ребенка) Как решить эту проблему?
(Правильный ответ: Роме не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, чтобы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики, стремятся во всем быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими. Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт.
Итоги проекта «Мама, папа, я – счастливая семья»
ИТОГ встречи. Рефлексия
Воспитатель: Уважаемые родители! Спасибо Вам за активное участие в нашем мероприятии, за то, что вы неравнодушные родители, внимательные и заботитесь о будущем своих детей .
- Закончить наш вечер-встречу мы бы хотели таким прекрасным стихотворением о семье:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про Вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть ребенок приносит вам радость и счастье! Мира, согласия и благополучия Вашей семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе детского сада тема: « Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника.»
Цель:1.выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителем;2. разработка основных правил семейного воспитания....
Сценарий родительского собрания в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»
Сценарий родительского собрания в старшей группе «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»Родительское собрание в старшей группе детского садаАвтор: Зотова Юлия Викто...
Конспект родительского собрания на тему «Роль семьи в формировании неконфликтного поведения дошкольника»
Формирование у детей способности доброжелательно общаться со сверстниками невозможно без привлечения к этому процессу членов семьи. “Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости –...
Конспект родительского собрания на тему: «Роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника»
Цель: расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать компетентными родителями.Задачи: показать роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника,Дать некоторые р...
Конспект родительского собрания в старшей группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника»
РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПРАВИЛАХ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ....
Конспект родительского собрания в старшей группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника»
Родительское собрание...
Родительское собрание на тему «Роль семьи в формировании личности».
Родительское собрание на тему «Роль семьи в формировании личности»....