Роль детского фольклора в успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста.
методическая разработка
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, как в условиях семьи, так и ДОУ: когда его укладывают спать (колыбельная песня), когда умывают (ласковые подговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), когда эмоционально общаются в моменты бодрствования (прибаутки, потешки и т.п.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_detskogo_folklora_v_uspeshnoy_adaptatsii_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 54.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль детского фольклора в успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста.
М.В. Ладкина, воспитатель
(г. Барнаул, Россия, структурное подразделение
МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова
«Детский сад №259»)
Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическим надобностям народа»
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, как в условиях семьи, так и ДОУ: когда его укладывают спать (колыбельная песня), когда умывают (ласковые подговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), когда эмоционально общаются в моменты бодрствования (прибаутки, потешки и т.п.).
Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой, поэтому воспитательное, познавательное, эстетическое его значение велико, так как, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети с самого рождения заинтересованно с восхищением пытаются подрожать взрослому, повторить его действие. Повторяя вместе с взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции.
По признанию многих ученых существует прямая, взаимозависимая связь речи, мышления и эмоционального компонента. В раннем возрасте ребёнок основные, первые свои представления получает при посредстве своих анализаторов из окружающей материальной действительности.
Название песен, которыми убаюкивают ребёнка, - колыбельные - идет от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). У ребёнка очень рано проявляется интерес, как к активным, так и к пассивным движениям, любовь к ритму. «Уже в первый месяц жизни, писал Г.Добряков, - ребёнок проявляет музыкальные восприятия – восприятия ритма и мелодии; однако ему доступны лишь неложная ритмическая смена звуков». И это все знал народ-педагог. Только удивительно глубоким пониманием особенностей психики ребёнка раннего колыбельного возраста можно объяснить поэтику колыбельных песен как основного средства воспитания в этот период.
Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель - усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность. Существует множество различных колыбельных песен. Только что родившийся ребенок обычно успокаивается под звуки колыбельной без слов. Спокойная, убаюкивающая мелодия прекращает плач, монотонность и тонкая задушевность такой мелодии словно обволакивает малыша.
Затем в колыбельных песнях появляются слова. Для ребенка старше года слова колыбельной имеют большой смысл, и поэтому взрослому необходимо знать хотя бы несколько различных песенок. Важным фактором для установления эмоционально-положительной связи ребенка с взрослым является обращение к ребенку по имени в народных колыбельных песенках.
Несмотря на то, что в некоторых песнях ребенка понимающего речь и знающего повадки животных, пугают, но мелодика музыки, теплый, добрый голос, ритм, эмоциональная близость с взрослым действуют успокаивающе, помогая малышу переключаться и забыть.
На каждое действие ребенка в народном фольклоре существует песенка, присказка: для того, чтобы успокоить плачущего ребенка, напугать, если ребенок в позднее время просится гулять, при кормлении, при умывании, при купании, если ребенок ушибется и т.д. Ритмически несложный рисунок мелодии песенок, размеренно организованные звуки речи рождают чувство безопасности и комфорта и способствуют восприятию настроения взрослого даже самым маленьким ребенком. Использование песенок, присказок, уговорушек в общении с ребенком позволяет не только успокоить, уговорить, но и способствует умственному развитию, позволяет сформировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Немаловажное значение для полноценного речевого развития детей раннего возраста имеют игры со звуками, со словом. В играх, основанных на малых жанрах устного народного творчества, дети не только играют со звуками, начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, но и учатся разговорной речи. Так в конце периода раннего возраста все видимее приобретает значение язык, который становится главным средством установления контакта с окружающими людьми, способствует выражению мыслей, переживаний, а вне речевые формы все более начинают, носит второстепенный характер. Ведь большинство пестушек, прибауток, песенок и т.д. оформлены в виде диалогов, в рифмованной форме, а малыши любят рифмованную речь, её звучание. Живому слову принадлежит одно из первых мест в числе факторов, влияющих на развитие детей. Язык ребенка черпает свое содержание из конкретной действительности и развивается путем подражания.
Устное народное творчество, отвечая как по содержанию, так и по форме требованиям, предъявляемым к произведениям для детей раннего возраста, является источником для таких игр. Такие требования, предъявляемые к рифмованным произведениям для детей, начиная с раннего возраста, были сформулированы Тихеевой Е.И. в работе игры и занятия с детьми раннего возраста:
а) простота и четкость ритма;
б) краткость, как самого стишка, так и отдельных его строк;
в) простота и ясность хорошо знакомых ребенку образов;
г) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действительности.
Так, пестушки, потешки, поскакушки побуждают ребенка к бодрствованию, обучают его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками, эмоционально откликаться на общение с взрослыми.
Как и в колыбельных песнях, важную роль играл ритм, однако, характер его иной – бодрый, веселый.
Тра-та-та, тра-та-та
Вышла кошка за кота…
Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки – с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки – с элементами сюжета, игры (“ладушки, ладушки…”; “идет коза рогатая…”). В них появляются перечисления, диалоги.
Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…
Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто по этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огонь, быки выпивают воду и т.д.
Потешки, прибаутки, уговорушки, песенки и т.д., создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям, помогут не только организовать режимные моменты, провести игру-занятие, встретить новичка, но и, развивая у детей речь и воображение, побуждают их к повторению текстов и звукоподражаниям.
Особую значимость, на наш взгляд, приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в ДОУ. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.
Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.
Музыкальные произведения помогут взрослому наладить эмоциональный контакт с детьми и в режимных процессах, и в свободной, игровой деятельности детей. Особенно это важно в условиях общественного воспитания, когда ребенок только-только привыкает к новым для него условиям. Воспитатель должен (именно должен) пестовать малютку, ласкать не за что-то, а по велению чувства, по своей душевной щедрости. И тогда малыш, несомненно, полюбит воспитателя.
Итак, использование воспитателем музыкального фольклора в повседневной жизни детей положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, поступившего в ДОУ. Эта тонкая ниточка, соединяющая ребенка и его семью на эмоциональном уровне, не должна порваться с поступлением малыша в ДОУ, а наоборот, стать крепче в процессе использования форм музыкального фольклора в режимных моментах, играх и развлечениях в детском саду, то есть повседневной жизни детей, как в домашней обстановке, так и в условиях общественного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами сказочного панно «Фиолетовый лес»
Самой любимой и естественной деятельностью младших дошкольников является игра, игра сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Задачи воспитателя по развитию игровой деятель...
ГБОУ города Москвы "Школа № 2083".В Дошкольной Образовательной Площадке "Сказка"прошло методическое объединение для воспитателей младших и средних групп по теме «Роль игры в успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста».
В «Сказке» прошло методическое объединение для воспитателей младших и средних групп....
Консультация для родителей «Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»
Адаптация – тяжелое испытание для детей, и вызывает, как, правило, серьезные переживания у их родителей.Немаловажным фактором успешной адаптации ребенка в ДОУ является постепенный переход ребенк...
«Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»
В настоящее время речь детей дошкольного возраста развита недостаточно хорошо. И здесь имеет место ряд причин: родовые травмы при рождении детей, отягощенная наследственность, постоянная зан...
" Условия успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
В данной работе отмечены особенности создания благоприятных условий адаптации младших дошкольников к жизни в детском саду....
Мастер-класс для педагогов «Фольклор, как средство успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду»
Проблема адаптации ребенка в детском саду очень актуальна в наше время. Современные родители стремятся построить карьеру, обеспечить семью, поэтому своих детей они отдают в детский сад с раннего возра...
Подборка консультаций для родителей: "Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
Подборка консультаций для родителей для помощи в адаптационный период к детскому саду....