Проект: «Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-7 лет».
проект

Татьяна Николаевна Семенова

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования

проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является

одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_grafo-motornye_navyki.docx61.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №7 «Антошка»

Проект: «Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-7 лет».

                                                                                Учитель-дефектолог: Семенова Т.Н.

                                                                                                                                                       

г. Урай

2019-2020г.

Паспорт проекта.

Наименование:

Педагогический проект: «Формирование моторно-двигательных умений

посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-7 лет».

Вид проекта:

  • Целевой, практико-ориентированный.

Тип:

  • долгосрочный;
  • детско-взрослый;
  • ребенок – субъект проектирования;
  • открытый – в ДОУ.

Проблема проекта: Возможно, ли в процессе развития мелкой моторики добиться

высокого уровня подготовки руки ребенка к письму у детей с ОВЗ?

Срок реализации: проект рассчитан на 1 год (с сентября по май 2019-2020 уч. г.).

Участники проекта: дети  дошкольного возраста (5 – 7 лет с ОВЗ),

учитель - дефектолог, воспитатели, родители.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Речевое развитие»,

«Физическая культура» «Художественно-эстетическое развитие».

Актуальность темы проекта.

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования

проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является

одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

В последнее десятилетие наблюдается рост количества детей с множественными

тяжелыми нарушениями, в том числе с двигательной патологией различного генеза.

Однако модернизация систем здравоохранения, образования и соцзащиты

ставит перед учёными и практиками задачи разработки не только новых методов

диагностики и лечения, но и совершенствования системы социальной поддержки,

сопровождения, а самое главное, обучения таких детей и их социализации.

В настоящее время отмечается многообразие проявлений и тяжесть нарушений в

двигательном, речевом, интеллектуальном,  познавательном развитии у детей с ОВЗ и двигательными патологиями и требует постоянного поиска новых методов комплексной реабилитации, инновационных стратегий медико-психолого-педагогического сопровождения.

Одна из характерных особенностей у детей с ОВЗ это нарушение моторики рук, также отмечается  задержка психомоторного и психического развития сопровождается теми или иными отклонениями в состоянии нервно-психической сферы, функциональные

нарушения осложняются различными невротическими расстройствами. Это тормозит

развитие тонкокоординированных движений руки и графомоторных навыков, и вызывает

необходимость организации специальных занятий.

Многолетние наблюдения и анализ результатов психолого-педагогического

обследования показывают, что у детей с ОВЗ 5-7 лет, поступающих в коррекционные

группы, графические умения и развитие мелкой моторики находятся на низком уровне или

совсем не сформированы. Дети не умеют правильно держать карандаш, проводить линии в

заданных направлениях, копировать, изображать и обводить предметы по точкам.

Половина детей вообще отказываются от выполнения графических заданий. Таким

образом, развитие зрительно-моторной координации и графических умений является

одной из основных задач коррекции детей с ОВЗ.

Сложность, многообразие и специфика психического дизонтогенеза у детей с

ограниченными возможностями здоровья требует системного подхода к разработке

коррекционных технологий. Отсутствие единой комплексной программы по коррекции

тонкокоординированных движений руки и графомоторных навыков и новые подходы к

организации работы в ДОУ обусловили разработку данного проекта.

При составлении данного проекта учитывался важнейший дидактический

принцип о развивающем обучении Л. С. Выготского о том, что правильное обучение

ведёт за собой развитие.

Данный проект отличается тем, что вся коррекционная работа строится по

тематическому циклу, используя принцип концентричности и повторения тем с

наращиванием объема материала.

Основная цель проекта - развитие зрительно-моторной координации,

тонкокоординированных движений руки, формирование элементарных специфических

навыков, подготовка руки ребенка к систематическому письму.

Задачи:

  • Подобрать диагностические методики, позволяющие выявить проблемы

подготовки руки к письму.

  • Провести диагностику навыков у детей.
  • Разработать и подобрать специальные упражнения, направленные на

формирование у детей графических навыков.

  • Развивать общую и тонкую моторику, как основу формирования

элементарных графических навыков, а также в целях совершенствования

речедвигательного центра коры головного мозга.

  • Развивать зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание.
  • Овладевать несложными упражнениями для пальцев.
  • Научить правильно, держать карандаш, тренировать в силе нажима.
  • Познакомить с тетрадью в крупную клетку.
  • Развивать ориентировку на рабочей строке.
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Учить рисовать вертикальные, горизонтальные линии, штриховать в разных

направлениях, обводить предмет по контуру.

  • Развивать произвольность внимания и память, мышление, оптико-

пространственное восприятие, фантазию.

  • Привлекать родителей создавать необходимые условия в семье для

развития графических навыков.

  • Воспитать доброжелательные отношения друг к другу, навыков

коллективной работы.

  • Провести повторную диагностику.

План-проект может быть использован учителями-дефектологами, воспитателями

коррекционных групп с учетом индивидуальных особенностей своих детей, родителями.

Проект разработан в 2019 году, ожидается хороший развивающий эффект.

Прогнозируемый результат к концу года:

  • Правильно держать карандаш.
  • Раскрашивать изображения, ограниченные контуром.
  • Ориентироваться на листе бумаги, на рабочей строке.
  • Штриховать фигуры в заданном направлении.
  • Рисовать несложные фигуры и узоры по клеткам в тетради.
  • Вырезать по нарисованному контуру.
  • «Конструировать» из пальцев несложные предметы и объекты.
  • Выкладывать различные фигуры из палочек, из мелких геометрических фигур по образцу.

Этапы проекта:

1.Организационно-подготовительный (август).

• Выбор темы проекта;

• анализ предстоящей деятельности;

• подбор методической литературы;

• выбор средств, методов и приёмов;

• разработка перспективного плана;

• сотрудничество с родителями;

2. Основной, практический (сентябрь-май).

• первоначальная диагностика;

• ведение блока коррекционно-развивающих занятий;

• создание условий, способствующих самостоятельной организации детьми

свободной деятельности по задачам реализации проекта.

3. Заключительный (май).

• Анализ достижений поставленной цели и полученных результатов.

• Отчёт о результатах на итоговом педсовете и на родительском собрании.

Результативность проекта:

У детей, на начало учебного года  с низким уровнем развития мелкой моторики и

зрительно-двигательных координаций, за год коррекционной работы наблюдаются:

• положительная динамика развития по всем параметрам обучения;

• укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук;

• совершенствуется зрительно-двигательная координация;

• ориентировка в микропространстве;

• развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое

восприятие, речь;

• заинтересованность родителей, их участие, прослеживалась на протяжении

всего проекта.

Технология организации проекта.

Для определения уровня развития двигательных навыков у детей, необходимо

провести диагностическое обследование. При этом использовались методики разных

авторов с учетом возможностей данных детей.

Обследование состояния общей моторики рук

Качество их выполнения говорит также и об уровне сформированности внимания,

зрительной памяти, самоконтроля.

1. Предлагается повторить серию движений руками, сохраняя скорость.

Повторение допускается до 3 раз. Примеры движений: 1 - обе руки вверх, 2 - правая рука

вверх, левая - на пояс, 3 - обе руки вперед, 4 - обе руки вниз. 1 - левая рука в сторону 2 -

обе руки на пояс, 3 - правая рука в сторону, левая - за спину, 4 - обе руки вниз.

Результат:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно способен реализовывать свое умение.

Пользуется своими знаниями, навык устойчиво развивается. Полностью сформирована

статическая и динамическая координация движений: движения четкие, уверенные. Могут

выполнять синхронно движения правой и левой рукой. Вполне сформированы мелкие

движения кисти и пальцев рук.

Средний уровень - движения становятся более координированными, более точными, уменьшается количество синкинезий, значительно уменьшается зависимость

моторики от эмоциональных переживаний. Ребенок может выполнять 1-2 движения после

показа и при словесном сопровождении взрослого, может (хотя и кратковременно)

концентрировать внимание на части тела, выполняющей то или иное движение.

Низкий уровень - наличие некоординированных движений, моторная неловкость,

нарушение темпа, переключаемости движений, зависимость моторики от эмоциональных

переживаний. Ребенок не может выполнять движения в соответствии с произносимым

текстом, даже после неоднократного показа взрослого.

2. Произвольное торможение движений:

Правая рука: 1-вверх, 2- в сторону, 3-вниз (левая рука так же).

После 2-3 повторений упражнения соединить двумя руками (оценка действий смотри выше)

3. Динамическая координация рук:

Правая рука: 1 - вперед в кулаке, 2 - кулак разжать, 3 - кулак сжать, 4 - руку

опустить. Левая рука: 1 - в сторону, кулак разжат, 2 - сжать кулак, 3 - разжать кулак, 4 -

руку опустить.

После двух-трехразового выполнения упражнения отдельно каждой рукой

движения рук соединить (оценка действий смотри выше)

4. Координация движений рук и ног:

1- шаг правой ногой, 2 – хлопок, 3 – шаг левой ногой, 4 – хлопок.

Результат:

Высокий уровень – выполняет правильно, без ошибок.

Средний уровень – напряжение, изменение темпа выполнения упражнения,

асинхронность.

Низкий уровень – невозможность выполнения упражнения даже при многократном повторении инструкции.

Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных

движений

1. «Пальчики здороваются» - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

Результат:

Высокий уровень - выполняет полностью.

Средний уровень – не резко выраженная замедленность движения.

Низкий уровень - слабо развит мышечный тонус, застревание на одной позе или движении.

2. «Играем на пианино» - держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его

поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими

руками (результат см. выше)

3. «Птички клюют» - держа руку с карандашом на столе на локте, по команде быстро поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать. Диаметр круга 10 см. (результат см. выше)

4. «Проведи прямые линии, не отрывая руки».

Результат:

Высокий уровень—линии прямые, ровные не разорванные, без поправок.

Средний уровень—линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии, есть тремор.

Низкий уровень - движения очень медленные, линии неровные, разорванные, сильный тремор.

5. «Заштрихуй фигуру».

Результат:

Высокий уровень - штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры.

Средний уровень - штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий.

Низкий уровень - штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.

Методики, определяющие уровень развития зрительно-двигательных координаций

1.«Скопируй фигуры».

Результат:

Высокий уровень—линии ровные, без разрывов, дополнительных штрихов, выдержаны пропорции и размеры, направление.

Средний уровень—линии дрожащие, но без разрывов, дополнительных штрихов, есть небольшие нарушения пропорций размеров, нет нарушений направления.

Низкий уровень—линии дрожащие, с разрывами, дополнительными штрихами, нарушены пропорции, размеры, направление.

2.«Дорисуй рисунки» (смотри оценку предыдущего задания)

3. «Проведи путь по лабиринту».

Результат:

Высокий уровень—линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий.

Средний уровень—линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор, дрожание.

Низкий уровень—очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор.

Полученные результаты (см. Приложение 1)

Для выявления динамики обучения диагностику необходимо проводить в начале учебного года и в конце.

Работу по развитию тонкокоординированных движений руки и развитию графических навыков нужно проводить систематически как занятия 1 раз в неделю по 20-25 минут.

Рекомендации: перед работой в тетради необходимо провести упражнения для кистей рук.

Также необходимо следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой.

НОД включают в себя несколько частей:

1. Пальчиковую гимнастику

2. Массаж, самомассаж

3. Дыхательную гимнастику

4. Игры с палочками, игры с мозаикой, бумагой, крупой, водой, песком, липучками, волшебным мешочком, с природным материалом, с прищепками, с шариками су-джок,  с бусами, геометрическими фигурами, с разрезными картинками,  с шнуровкой, с конструктором и т. д.

5. Зрительную гимнастику.

6. Рисование, раскрашивание, обведение по контуру.

7. Графическая работа в тетрадях (О.Н. Небыкова  «Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-7 лет», Учитель, 2015.-207с.) или на отдельных листах в соответствии темы недели.

Основные направления работы при обучении графическим навыкам:

  • необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию

движения;

  • вместе с ребенком очень подробно разобрать инструкцию;
  • несколько раз выполнить движение в медленном темпе;
  • нужно особо зафиксировать внимание на право- и левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо.

Упражнения, проводимые с детьми, даются дифференцированно, в силу двигательных возможностей каждого ребёнка. Знакомя детей с новыми упражнениями, нужно опираться на ранее усвоенные ими умения и навыки.

Перспективно – тематический план

Тема

Совместная деятельность педагога и детей

Взаимодействие с родителями

1

2

3

Сентябрь, 1-2 неделя – диагностика

Сентябрь, 3-я неделя

Путешествие в страну Графо

Слушание сказки, рассказывание сказки с помощью пальчиков. Работа в тетради

Обведение ладони и изображение на ней животных с помощью взрослого

4-я неделя

Рисование точек

Работа в тетради. Упражнение на определение левой и правой сторон тетради. Массаж фалангов пальцев

Задание в тетради: упражнение «Домино»

Октябрь, 1-я неделя

Рисование коротких вертикальных линий

Работа в тетради. Выкладывание фигуры из счетных палочек. Зрительный диктант. Пальчиковая гимнастика

Задание в тетради: упражнение «Дорисуй забор дедушке Егору», «Дождик»

2-я неделя

Разноцветный дождик (чередование длинных и коротких штрихов)

Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом». Работа в тетради. Игры с крупой

Задание в тетради: упражнение «Облака», «Соедини пары». Рассматривание иллюстраций В. Сутеева

3-я неделя

Грибная пора (рисование горизонтальных линий)

Рисование плавных дорожек. Работа в тетради. Упражнение «Кладовая». Самомассаж. Игры с песком

Задание в тетради: упражнение «Проведи линии по точкам»

4-я неделя

Бабушкин подарок (сочетание вертикальных и горизонтальных линий)

Рассматривание иллюстраций Е. Рачева, выделение вертикальных и горизонтальных линий. Работа в тетради. Игры с пуговицами

Задание в тетради: выполнение орнамента по образцу, раскрашивание

Ноябрь, 1-я неделя

Волшебный мир книги

Знакомство с иллюстрациями В. Сутеева, Е. Чарушина, В. Конашевича. Игры с водой

Совместная экскурсия в библиотеку

2-я неделя

В мире птиц (рисование наклонных линий)

Рассматривание изображений птиц. Работа в тетради. Упражнение с пипеткой. Игра «Чудесный мешочек»

Задание в тетради: упражнение «Выполни штриховку»

3-я неделя

Работа с родителями

  • Родительские собрания: "Значение развития мелкой моторики для формирования графических навыков".
  • Консультации: «Что такое мелкая моторика и как ее развивать в домашних условиях?» «Упражнения, развивающие мелкую моторику и двигательную функцию кистей рук»; «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»
  • Папки – передвижки: «Первые шаги в освоении письма»
  • Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
  • Привлечение родителей к изготовлению пособий.

Заключение

Коррекционно-развивающая программа по формированию моторно – двигательных умений у детей с ОВЗ является эффективной при соблюдении специальных условий:

  • учёт клинической формы;
  • степени тяжести заболевания и стороны поражения;
  • использование дифференцированных приёмов в работе;
  • введение подготовительного этапа для формирования базовых составляющих конструктивной деятельности (зрительно-моторной координации);
  • введение в систему занятий специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса, дыхания, расширения функциональных возможностей кистей рук;
  • использование специального оборудования во время проведения занятий.

Но в первую очередь, конечно, нужно учитывать, что дети с ОВЗ нуждаются в оказании специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Литература

1. Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и

письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.-М.: ТЦ

Сфера, 2014.

4. Воронина Л. П., Червякова Н. А. Картотеки артикуляционной и дыхательной

гимнастики, массажа и самомассажа.- СПб.: 2013.

5. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием

нетрадиционного оборудования», СПб: 2014.

6. Карпеева М. В. Развитие речи младших дошкольников: упражнения с пуговицами и

дидактические игры.- М., 2015.

7. Ковалько В. И. «Азбука физкультминуток для дошкольников», М: 2005г.

8. Кузнецова Г. В. Система изучения графических навыков у детей с церебральным

параличом дошкольного возраста. Коррекционная педагогика, 2004, №1(3).

9. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением

опорно – двигательного аппарата.- М., 2001.

10. Малюкова И. Б. Абилитация детей с церебральными параличами: формирование

движений. Комплексные упражнения творческого характера.- М., 2011.

11. Небыкова О. Н. Формирование моторно – двигательных умений посредством

штрихографии у детей с ОВЗ 5-6 лет.- В:2015

12. Соколова Н.В. Формирование графомоторных навыков у детей с церебральным

параличом // Коррекционная педагогика.-2005.-№1

13. Чевычелова Е. А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. – Волгоград., 2015.

14. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб., 2001.

15. Финни Н.Р. Ребёнок с церебральным параличом: Помощь, уход, развитие.-М., 2001.

Приложение 1

Мониторинг графомоторных навыков

Состояние общей моторики

И. Ф. ребенка

Серия движений

руками

Произвольное

торможение

движений

Динамическая

координация рук

Координация

движений рук

и ног

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Асаев Саша

Будаев Артем

Деньгин Сева

Слойка Маша

Чугунова Варя

Всего

Развитие тонко координированных движений

И. Ф. ребенка

Пальчики

здороваются

Играем на

пианино

Птички

клюют

Проведи

прямые линии

Заштрихуй

фигуру

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Асаев Саша

Будаев Артем

Деньгин Сева

Слойка Маша

Чугунова Варя

Всего

Развитие зрительно-двигательных координаций

И. Ф. ребенка

Скопируй фигуру

Дорисуй рисунок

Проведи путь по

лабиринту

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Асаев Саша

Будаев Артем

Деньгин Сева

Слойка Маша

Чугунова Варя

Всего

Приложение 2

Упражнения на развитие хватательной функции руки

С этой целью необходимо привлекать внимание ребенка к собственным рукам, вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук. Ребенок помещается в положение рефлекс запрещающие позиции, чаще всего ребенку придается эмбриональная поза для наибольшего общего расслабления. Только после этого приступают к непосредственной работе с руками (по Фелпсу).

1. Рука ребенка захватывается в средней трети предплечья и потряхивается. После значительного расслабления кисти расслабляют мышцы предплечья. Для этого захватывают нижнюю треть плеча и проводят покачивающие движения. Затем поглаживается вся рука. Потряхивание чередуется с поглаживанием, которые укрепляют или расслабляют мышцы рук, а также формируют кинестетическое ощущение положения рук у ребенка. Прием проводится в течение 0,5-1 минуты.

2. Для того, чтобы вызвать активное внимание ребенка к собственным рукам, необходимо руки ребенка сделать источником тактильных ощущений. Расслабленные руки ребенка захватывают в средней трети предплечья и нерезко поднимают вверх, немного их потряхивают и легко опускают на веки или губы ребенка (зоны наиболее чувствительные). Затем руки вновь поднимают вверх. Если при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживают около губ, с тем чтобы ребенок попытался захватить их губами. Неоднократно то приближая, то отдаляя руки ребенка, у него постепенно укрепляют мышечное чувство собственных рук. Прием повторяется 4-5 раз.

3. После этих упражнений проводят массаж кистей рук с использованием всевозможных ворсовых щеток. Для расслабления кистей рук и рефлекторного разжимания кулака ребенка водят щеткой по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к лучезапястному суставу. Это движение вызывает расправление кулака и веерообразное разведение пальцев. Прием повторяется 4-6 раз поочередно с каждой рукой.

4. Для развития ощупывающих движений рук и формирования ощущений кончики пальцев раздражают щеткой, а затем в руку ребенка вкладывают различные по форме, величине, весу, фактуре, температуре предметы и игрушки, удобные для захвата и удержания. Раздражение кончиков пальцев ворсовой щеткой повторяется 4-6 раз в течение 10-20 с.

5. После этих стимулирующих занятий ребенку показывают игрушку, подвешенную на ленточке, приводят её в движение, тем самым привлекая к ней внимание ребенка. Игрушкой касаются руки ребенка, стараются растормошить его руку. Затем руку подтягивают к игрушке, неоднократно подталкивая подвешенную игрушку. Ребенок наблюдает её колебания и воспринимает звучание колеблющейся игрушки. Прием проводится в течение 2-3 минут.

6. Когда ребенок начинает живо реагировать на эту игру улыбкой, звуками, взрослый расслабляет его кисть, поглаживая щеткой, и вкладывает в неё игрушку, удобную для захвата. В этот момент необходимо помочь ребенку ощупать эту игрушку, оттянуть ее ко рту, рассмотреть со всех сторон. Повторяется 2-3 раза ежедневно. Далее целью занятий по развитию движений руки является формирование правильных кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания.

Формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных

движений пальцев рук

На занятиях с игрушками с целью развития моторики рук ребенку предлагается выполнить различные по трудности движения.

Ход занятий следующий:

Для расслабления кистей рук используют приемы, описанные выше. Затем побуждают ребенка взять правильно игрушку из разных положений - сверху, снизу, сбоку от него, помогают рассмотреть её, ощупать, взять в рот, поманипулировать ею. Вслед за этим развивают простые действия. Вначале они осуществляются пассивно, т.е. педагог выполняет их рукой ребенка. Отрабатываются следующие действия:

произвольно отпустить игрушку из руки (по инструкции: Дай);

произвольно отпустить игрушку при помещении её в коробку;

вынуть - вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого;

покатать машину, мяч;

открыть - закрыть коробку, крышку;

снять - надеть колечки пирамидки;

положить один на другой 2-3 кубика - снять;

покачать куклу;

выполнить подражательные действия - ладушки, до свидания и др.;

собрать мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов;

брать крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки всей кистью;

брать предметы сразу двумя руками (меняют фактуру, объем, вес этих предметов).

Упражнения проводятся ежедневно в течение 5-8 мин. Из раздела 3 выбираются 2-3

задания на каждое занятие.

Шнуровка

Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:

а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;

б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;

в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее и

т.д.);

г) выполнить обмётку через край;

д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.

Методика работы с трафаретами

При работе с трафаретом с геометрическими фигурами ребенок накладывает его на лист альбома и простым карандашом обводит знакомые фигуры. Затем ребенок снимает с листа трафарет и каждую полученную геометрическую фигуру делит на параллельные отрезки (штрихи). Здесь в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу-вверх, слева направо. Расстояние между отрезками должно составлять примерно ширину строчной буквы. Первоначально, чтобы было понятно направление отрезка, дети укорачивают на одном из них стрелку.

На последующих занятиях дети строят из геометрических фигур разные предметы, заштриховывают их и составляют смысловые композиции. Можно сопровождать эти композиции рассказом. Например, построили электровоз или самолет и отправились в путешествие. Можно использовать игры в картинках. Затем в штриховку можно включить элементы букв. Штриховка в этот период выполняется фломастером. Дети могут заштриховать и собственные контурные рисунки на разные темы: космос, правила дорожного движения и т.д.

Приведенные выше упражнения способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образному и логическому мышлению.

Три комплекса упражнений самомассажа

Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

Самомассаж ладоней.

Самомассаж пальцев рук.

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).

Утюг

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

- Угостить вас пирогами?

4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят.

Поглаживание

По головке мама гладит

Сына-малолеточку.

Так нежна её ладонь,

Словно вербы веточка.

- Подрастай, сыночек милый,

Добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы

И меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).

Терка

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

- Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на

ладони массируемой руки.

Дрель

Папа в руки дрель берет,

А она жужжит, поет,

Будто мышка-непоседа

В стенке дырочку грызет!

7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).

Клещи

Ухватили клещи гвоздь,

Выдернуть пытаются.

Может, что-нибудь и выйдет,

Если постараются!

8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой

фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (спиралевидное движение).

9. Движения, как при растирании замерзших рук.

Морозко

Заморозил нас Морозко, у него свои заботы -

Влез под теплый воротник, Знай морозь, да посильней!

Как воришка, осторожно не балуй, Мороз, ну что ты

В наши валенки проник. Так не жалуешь людей?

10. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда!

11. Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между

ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

Футбол

Поиграем мы в футбол Средний - точно уж герой,

И забьем в ворота гол! Забивает головой!

Палец большой Безымянный вдруг споткнулся

За ворота - горой! И с досады промахнулся!

Указательный - смельчак, Малыш-мизинец - молодец,

Забивает гол - вот так! Гол забил - игре конец!

Работа по развитию чувствительности кончиков пальцев

Для этого легким потряхиванием расслабляют всю руку ребенка и в особенности кисть руки. Педагог захватывает руку ребенка ниже запястья и яркой щеткой осторожно проводит по кончикам пальцев. Пальцы кисти при этом у ребенка начинают разгибаться. Поглаживание жесткой щеткой кончиков пальцев продолжается еще некоторое время, используются следующие приемы.

1. При тяжелых формах церебрального паралича кисть все-таки остается сжатой в кулак, в этом случае захватывают кулак ребенка и сжимают всеми пятью пальцами с тем, чтобы вызвать еще большее сжатие кулака ребенка. При этом проводится потряхивание руки; затем педагог быстро разжимает свою руку, освобождает кулак ребенка, вслед за этим рефлекторно кулак ребенка расслабляется и пальцы раскрываются (повторяют 2-3 раза).

2. Потом проводят поглаживание кончиков пальцев щеткой (4-6) раз. Постепенно ребенок начинает чувствовать кончиками пальцев жесткий ворс щетки, а яркий цвет щетки привлекает зрительное внимание ребенка. Щетки должны быть не просто яркими, но и различными по цвету. Прием проводится ежедневно. Руки ребенка и щетка в момент соприкосновения должны быть в поле зрения ребенка.

3. Тактильные ощущения развиваются на занятиях по осязанию под зрительным контролем игрушек с шероховатой поверхностью. Совершенствование пальцевого осязания необходимо для формирования у ребенка правильного захвата игрушек. Причем развитие зрительно-моторных координаций идет в сторону повышения роли зрительного внимания.

Правильное положение при письме

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора - на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, дефектолог должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его. Совершенно исключено принуждение и излишне длительные (свыше 20 минут для шестилетних детей) занятия.

Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней

фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше - во втором случае).

Консультация для родителей

«Первые шаги в освоении письма»

Пройдет совсем немного времени, и ваши дети переступят порог школы. Это важное событие в их и вашей жизни. Вы будете вместе радоваться успехам и вместе переживать неудачи и трудности.

В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом. У детей быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребенок не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются в первую очередь неразвитостью мелкой моторики пальцев руки.

Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ним переутомления самым

негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитие детского организма.

При обучении письму возникают противоречия между психофизическими особенностями ребенка – его быстрой утомляемостью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения и др. и дидактическими задачами.

На протяжении всей своей коррекционно-педагогической деятельности я с детьми провожу

различные пальчиковые игры, что стимулирует речевое развитие. Путем тренировки движений пальцев рук, у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движения, что в дальнейшем облегчит приобретения навыков письма. Мы играем с детьми в игры с крупой, пуговицами, мелкими камешками, бусинами. Большое внимание в группе уделяется играм с разными видами мелкого конструктора. О пользе конструктора в развитии мелкой моторики у детей мы говорили на нашей прошлой встрече. Сегодня мы поговорим о том, как избежать негативных последствий при обучении

ребенка письму.

Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать с игровой деятельности. Мною были подобраны игры и упражнения, позволяющие каждому ребенку постепенно без перегрузки, с максимальным учетом их индивидуальных особенностей подготовится к этому роду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй узор по точкам», «Соедини точки» и др.

Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания. При этом важно обратить внимание ребенка на то, что он уже многое умеет. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, взрослый тем самым стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховок, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям.

При этом необходимо обучения правильным приёмом действий: вести линию сверху вниз

и слева на право, штриховать ровно без пробелов, не выезжая за контур. Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно – важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно – двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации. Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического навыка. Взрослый предлагает назвать элементы, из которых составлены изображения «какие элементы?», их пространственное расположение.

Работа по подготовке детей к письму включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

- развитие «ручной умелости» (выполнение разнообразных практических дел, создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие

качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание

сосредоточенность); мелкой моторики руки. Для развития кистей рук организуются лепка из глины или пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев.

- развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги, а также в общих направлениях движения. Специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей в тетради, расположением строк, с тетрадным листом в линейку и в клетку). Такие выражения, как «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний (правый или левый) угол», «нижний (правый или левый) угол», «середина страницы», «первая, вторая строка» и т. д., должны быть хорошо знакомы будущим школьникам.).

- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.

В ритмических упражнениях и играх (пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т. п.). Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста.

- развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений).

Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание.

С этой целью используются готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Большую роль играют в развитии графических умений различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством воспитателя. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполняться и правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что имеет место в ряде семей и чаще всего приводит к формированию неправильной техники письма.

Успехов Вам.

Консультация для родителей

Развитие мелкой моторики в домашних условиях

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как:

  • перемотка ниток;
  • завязывание и развязывание узелков;
  • уход за срезанными и живыми цветами;
  • водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
  • собирание разрезных картинок;
  • разбор круп и так далее.

Работа с крупой

Оборудование: поднос, любая мелкая крупа

Содержание: возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Работа с пуговицами

Оборудование: пуговицы разного цвета и размера

Содержание: сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы, буквы и т.д.

Работа с кубиками

Оборудование: кубики.

Содержание: перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

"Дорожка" - выкладывание в ряд несколько кубиков.

"Заборчик" - выкладывание на ребро нескольких кубиков.

"Скамеечка" - строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

"Столик" - поперечная планка накладывается на один кубик.

"Ворота" - кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.

Работа со шнуровкой

Оборудование: шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки.

Содержание: в карточке в определенной последовательности делают отверстия и просят ребенка:

протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;

протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;

выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.

Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания. Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы было удобно манипулировать шнурком.

Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть ребенок самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой "цыганской" иглы и толстой яркой нитки.

Работа с пульверизатором

Оборудование: пульверизатор, ватка.

Содержание: легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу.

Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота (коробочки) с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора. Загоняйте ватку в ворота соперника.

Работа с карандашом

Содержание:плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.

Вращение карандаша ладонями обеих рук.

Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

Работа с мозаикой

Оборудование: мозаика различных видов, образец.

Работа с бусами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).

Содержание: взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов).

Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т. п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок. Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и узор.

Работа с бумагой и ножницами

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых. Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы,

подарки и сувениры.

Оборудование: Бумага различных цветов, картон, клей, кисть, ножницы, журналы, картинки, газеты, фольга.

Сделай бусы. Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее закрепляется при помощи клея.

Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, необходимых при обучении письму.

Оригами - древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас

продается множество книг по технике оригами).

Штриховка

Оборудование: Готовые раскраски, краски, карандаши, восковые мелки или

пастель, фломастеры и иные материалы. Необходимо также иметь кисти разных размеров,

губки для закрашивания больших пространств и т.д.

Штриховка, как один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем она

продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и

двигательного анализаторов, укрепления двигательного аппарата пишущей руки.

Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают

постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке

координации движения.

Содержание:

 раскрашивание короткими частыми штрихами;

 раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

 центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

 штриховка длинными параллельными отрезками.

При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за

контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 - 0,5 см).

Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести

центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными

параллельными отрезками.

При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают

на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок

возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного

аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры

и цветные ручки.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в

которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении.

 Игра "От дома к дому". Задача ребенка - точными прямыми линиями

соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию

просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети

сопровождают действия словами "От домика к домику".

 Игра "Всевозможные лабиринты". Ребенку рисуют различные лабиринты.

Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего

объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. ("Этот

лабиринт - в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не

касаясь стенок, иначе она замерзнет".)

Рисование

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления,

творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются

элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости,

освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и

осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура

руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом,

акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких

мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму

специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения

линий.

Оборудование: Краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и

иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков.

Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших

пространств и т.д.

Содержание: Для начала хорошо использовать:

 обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое

блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели

формочки для приготовления печений или кексов;

 рисование по опорным точкам;

 дорисовывание второй половины рисунка;

 рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку

(графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять

такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети с интересом занимаются подобным рисованием.

Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и

красивее.

Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать

его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается.

Графические упражнения не являются главным компонентом изобразительной

деятельности пяти - шестилетних детей и поэтому не должны в ней преобладать.

Графические листы для упражнений могут быть подготовлены самими родителями. Также

можно использовать различные нетрадиционные техники.

Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист

накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью

кисти, карандаша, фломастера.

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с

помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После

нанесения рисунку карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают

образ.

Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или

губок. Подходит для создания фона.

Печать от руки : если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему

порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами

одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по

очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т.д. Лучше всего рисунок

закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом

делать отпечатки на бумаге.

Для маленьких детей хорошо использовать специальные "съедобные краски"

(продаются в магазинах). Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем,

горчица, кетчуп, взбитые сливки и т.д. могут украсить ваш рисунок или блюдо.

Лепка из пластилина или соленого теста

Используемые материалы: глина, пластилин, специальное тесто для лепки, нитки,

пластмассовый нож, доски для пластилина и т.д.

Содержание: Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их

в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую

композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым

ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого

маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей

монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.) Оклеиваем полученными

лепешками баночки, веточки, и.т.д.

Интересным для ребенка будет лепка из соленого теста. Вот рецепт: мука, соль,

вода. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на

стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если

лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в

целлофановом пакете.

Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше,

тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы

готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить ребенку.

Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере

или листе картона.

Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника

и т.д.

Лепка геометрических фигур, цифр, букв.

Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора)

Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, представлений

о цвете и форме и ориентировки в пространстве.

Мы можем отметить некоторые преимущества использования конструктора.

Во-первых, с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не

рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут

быть пригодны для организации игры.

Во-вторых, при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и

привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже

испытывает чувство успеха.

В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на

полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную

сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

И, наконец, конструктор безопасен. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать

поделки можно легко и быстро.

Разными фирмами предлагается широкий выбор наборов: "Дом", "Аэропорт",

"Зоопарк", "Семья" и другие. Их можно использовать для развития словарного запаса

малыша. Например, при использовании набора "Аэропорт" можно знакомить детей с

видами воздушного транспорта и устройством аэропорта и одновременно отрабатывать

коммуникативные навыки и речевые приемы, создавая игру-драматизацию, где дети

играют определенные роли, используя специальных кукол из наборов.

Игры с руками

"Прижми большак"

Содержание: Играют двое. Правые руки играющих сцеплены, большие пальцы

подняты вверх. По сигналу большой палец каждого соперника начинает "охотиться" за

большим пальцем другого, стараясь прижать его сверху. Вариант игры: сцепляются и

правые, и левые руки соперников. Одновременно "охотятся" и правые, и левые большие

пальцы.

"Ласточка, ласточка, перепелочка"

Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Тихо, ласково и

медленно вы произносите "ласточка", одновременно пальцами правой руки проводя по

большому пальцу ребенка от основания до кончика; затем с тем же словом поглаживаете

другой палец ребенка. Перебрав несколько пальцев ребенка, таким образом, не меняя

интонации, произносите одновременно с поглаживанием: "перепелочка". Задача ребенка -

быть бдительным и как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого

слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, приговаривая: "Поймал,

поймал!". После того, как перепелка "была поймана" или "улетела", игра продолжается с

другой рукой ребенка.

Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием

ловит "перепелку" - ваш палец.

"Летели дракончики"

Играют двое. Стоя лицом к лицу, вытягивают вперед руки так, чтобы одна из

ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. Играющие по очереди

произносят по слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики, ели пончики.

Сколько пончиков съели дракончики?

Тот, на кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число,

например, три. Партнер начинает отсчет: "Один!" (хлопок) - "Два!" (ответный хлопок) -

"Три!". При назывании последнего числа тот, чья рука на данный момент оказалась "под

ударом", должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.

Консультация для родителей

«Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры?»

При выполнении пальчиковых игр имеет значение многое: темп, тембр голоса,

выражение лица, громкость, положение тела, а не только пальцев.

Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу

пальцев и кисти. Постепенно показ заменяется только на словесные указания. Если

ребенок действует неправильно, надо снова показать верную позу. Сначала все

упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может сам выполнить упражнение,

надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания.

Можно для этого использовать игрушки с пищалками.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом

отрабатывая необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это не только

подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый

эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими

поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала

правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируйте

собственную увлеченность игрой.

5. При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности, все

пальцы руки.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным

переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без

чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без

лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и

повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст

частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть,

дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращается к ним

по желанию малыша.

12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру,

показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и

невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причине отказа, если

возможно, ликвидируйте ее (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Придерживаясь этих простых рекомендаций, вы со своим ребенком отправитесь в

веселое, увлекательное и полезное путешествие в мир пальчиковых игр, которое поможет

развить ловкость и точность рук. А результаты исследований показывают, что уровень

развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких

движений пальцев рук.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровой проект "Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста"

Организация работы в ДОУ  с детьми и родителями по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста....

Специфика формирования фонетико-графических умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Основным современным требованием развивающего обучения является такая организация учебной деятельности, при которой ребёнок самостоятельно находит способы решения возникающих перед ним задач. Для этог...

педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

презентация «Формирование первоначальных учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности»

Организация исследовательской деятельности дошкольников,  как современной образовательной технологии, направлена на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у дошколь...

Проект "Формирование навыков творческого воображения и мыслительной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологий"

Актуальность     Современные преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способно...

Роль штрихографии в формировании моторно - двигательных умений у старших дошкольников как один из этапов подготовки к школе.

В статье рассматривается роль штрихографии как этапа подготовки к письму и развития речи. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и дл...

"Формирование первоначальных учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной и последовательской деятельности".

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Овладение способностями практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировозрение ребенка, его ли...