ПРОЕКТ по сотрудничеству с семьями воспитанников «Путешествие в мир профессий с мамой и папой»
проект (старшая группа)
Ранняя профориентация дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_v_mir_professiy_s_mamoy_i_papoy.docx | 43.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 79 «Соловушка»
ПРОЕКТ
по сотрудничеству с семьями воспитанников
«Путешествие в мир профессий
с мамой и папой»
Воспитатель 1 категории
Максимова Татьяна Николаевна
г. Смоленск, 2019 г.
1.Паспорт проекта
Наименование проекта | «Путешествие в мир профессий с мамой и папой» |
Основные разработчики проекта | Воспитатель 1 категории Максимова Т.Н. |
Цели и задачи проекта | Цель: Создание условий для вовлечение родителей в работу по ранней профориентации детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Способствовать формированию представлений детей о различных профессиях родителей и их особенностях. 2. Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми. 2. Пробуждать любознательность и интерес у детей к профессиональной деятельности родителей. 3. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. 4. Расширять у детей представлений о профессиях родителей, побуждать детей к творчеству и самостоятельности. 5. Способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора. 6. Содействовать развитию активного словаря детей. 7. Способствовать формированию нравственных ценностей. 8. Побуждать детей общаться со взрослыми и сверстниками. 9. Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс в группе. |
Сроки реализации проекта | 1 месяц, 17.02 – 6.03. 2019 года |
Тип проекта | Среднесрочный, информационно-социальный |
Перечень основных мероприятий реализации проекта | 1. Встречи с родителями. 2. Образовательная деятельность в режимных моментах, игры, беседы, виртуальные экскурсии. 3. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, пополнение дидактической базы. |
Основные целевые группы, на которые направлен проект | Воспитанники 5-6 лет. Родители воспитанников. Воспитатель. |
Проблема | Все знания и умения человека формируются с детства, в том числе и профессиональная направленность. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, разнообразием профессиональной деятельности, чтобы облегчить самостоятельный выбор в дальнейшем. В ходе бесед с детьми выяснилось, что они мало осведомлены о профессиональной деятельности своих родителей. Изучение профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости в глазах детей, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители, специфику их деятельности, требования, которые предъявляются к людям данной профессии. Необходимо интересоваться у ребенка, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить его интересы и склонности. Чем больше и разнообразней будет информация, тем легче в будущем будет выбор. |
Новизна проекта | Инновация проекта заключается в совершенствовании системы воспитательной работы по ранней профориентации детей 5-6 лет. Новизна проекта заключается в том, что ознакомление дошкольников с миром профессий осуществляется через совместную деятельность родителей и детей. В совместной деятельности не только дети учатся у родителей, но и родители приобщаются к интересам своих детей. Оригинальность проекта обусловлена обновлением воспитательного процесса посредством активного вовлечения родителей в реализацию проектной деятельности, направленной на раннюю профориентацию детей 5-6 лет, что отличает проект «Путешествие в мир профессий с мамой и папой» от традиционно принятых. |
Ожидаемые результаты | Повышается психолого-педагогическая компетенция родителей. У детей появляются определенные знания и представления о профессиях родителей, их назначении, особенностях. Активизируется процесс социализации детей. У детей сформируется чувство признательности и уважения к труду, пополнится лексика. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно-ролевых игр. |
1. Актуальность
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно без первоначальных представлений социального характера, в том числе и без ознакомления с профессиями взрослых. Все знания и умения человека формируются с детства, в том числе и профессиональная направленность. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, разнообразием профессиональной деятельности, чтобы облегчить самостоятельный выбор в дальнейшем. В ходе бесед с детьми выяснилось, что они мало осведомлены о профессиональной деятельности своих родителей. Изучение профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости в глазах детей, ценности каждого труда. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители, специфику их деятельности, требования, которые предъявляются к людям данной профессии. Необходимо интересоваться у ребенка, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить его интересы и склонности. Чем больше и разнообразней будет информация, тем легче в будущем будет выбор.
2. Основные принципы реализации проекта
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста имеет свои отличительные особенности и характеристики:
1. Определяющее влияние мира взрослых на формирование социальных компетенций детей дошкольного возраста и формирование интереса к профессиям.
2. Особенности развития личности ребёнка дошкольного возраста, создающие предпосылки для принятия ребёнком образа взрослого как проводника профессиональных ценностей.
3. Возрастная адекватность и преемственность содержания образования по ознакомлению детей с миром профессий.
4. Наличие предметно-пространственной среды, погружающей ребёнка дошкольного возраста в мир профессий.
5. Оценивание реальных достижений ребёнка в ознакомлении с профессиями взрослых, проявляющихся в его повседневной активности.
Работа по проекту строится с учётом следующих принципов (по В.А. Климову):
1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия. Организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости. Ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не взрослый, принять решение о продолжении, завершении работы.
4. Принцип диалогичности. Возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат.
5.Принцип активного включения детей в практическую деятельность. Экскурсия, наблюдения, трудовые поручения, беседы, развлечения, викторины, игры.
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом региона.
3. Приоритетные направления работы по проекту
Сотрудничество с родителями.
Совместная деятельность педагога и воспитанников.
Самостоятельная деятельность ребенка.
Виды деятельности:
1. Беседы.
2. Рассказы детей о профессиях родителей.
3. Мастер-классы.
4. Продуктивная художественная деятельность
5. Заучивание стихов.
6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
4. Методы и приемы реализации проекта
Работу по ранней профориентации детей дошкольного возраста целесообразно организовывать в виде взаимодействия родителей, детей и воспитателей. Главная роль в реализации данного проекта отводится родителям. Именно родители вводят ребенка в мир своей профессии в процессе неформального общения, проведения исследовательской деятельности, совместного составления рассказов о своей работе, знакомства ребенка со своим рабочим местом.
Методические приемы:
- рассказы, беседы, мастер-классы;
- виртуальные экскурсии;
- заучивание стихотворений;
- рассматривание фотографий, иллюстраций, сюжетных, предметных картинок,плакатов;
- сюжетно-ролевые и дидактические игры;
- продуктивная деятельность и т.д.
5. Ожидаемый результат реализации проекта
В результате реализации проекта повышается психолого-педагогическая компетенция родителей. У детей появляются определенные знания и представления о профессиях родителей, их назначении, особенностях. Активизируется процесс социализации детей. У детей сформируется чувство признательности и уважения к труду, пополнится лексика. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно-ролевых игр.
6. Этапы работы над проектом
Первый этап (подготовительный) – создание проблемной ситуации «Что мы знаем о профессиях наших родителей?»
Второй этап (основной) – изучение профессий родителей; изготовление итогового продукта – фотоальбом «Профессии наших родителей».
Третий этап (заключительный) – презентация проекта.
Этапы реализации проекта
Сроки | Основные направления реализации проекта (мероприятия) |
1 неделя «Подготовка полным ходом!» | - формирование проблемы; - определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий - изучение специальной литературы, сбор информационного материала; - создание условий для организации работы (подготовка материалов и оборудования, оформление уголков сюжетно-ролевых игр); - подготовка консультаций, папок-передвижек для родителей по ранней профориентации детей. |
2 неделя «Что я знаю о профессиях своих родителей?» | - виртуальное путешествие по выставке «Где работают мои родители?»; - обыгрывание ситуации: «Кем бы я стал, когда вырос?»; - рисование «Профессии моих родителей»; - рассматривание иллюстраций и фотографий о труде родителей; - беседы " Труд взрослых в родном городе", «Что я знаю о профессиях моих родителей». - рассказы детей о профессиях своих родителей; - заучивание стихов Насти Доброты "Мамины профессии", "Папины профессии». |
3 неделя «Секреты мастерства» | - встречи с мамами и папами «Я расскажу вам о своей профессии»; - мастер-классы от родителей по ознакомлению с их профессиями; - оформление атрибутов, пошив костюмов для сюжетно-ролевых игр; - папка-передвижка «Все профессии нужны, все профессии важны»; - рисование «Моя будущая профессия». |
4 неделя «Все профессии важны, выбирай на вкус» | - составление фотоальбома «Профессии моих родителей»; - выставка семейного творчества лепбуков «Знакомимся с профессиями»; - беседа «Какая профессия мне запомнилась, почему?»; - сюжетно-ролевые игры по ранней профориентации детей. |
Презентация проекта | Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. |
Форма отчета по проекту:
Презентация проекта по сотрудничеству с семьями воспитанников «Путешествие в мир профессий с мамой и папой».
Заключение
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей.
Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться в социуме.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы.
Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде родителей. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют большое количество профессий, могут составить описательный рассказ о профессии.
Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют атрибуты и наряды.
Проведенная работа позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Обогатился словарный запас детей.
Литература:
1. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013. – 104 С.
2. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
3. Кузнецова Г.Н. Ранняя профориентация в дошкольном образовании: сущностные // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2.;
4. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова-М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011.
Интернет-ресурсы:
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28683
https://teremok-32.nubex.ru/homepage/8922/6976/9333/10267/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к сотрудничеству с семьями воспитанников
Новое время требует и новых подходов, и новых технологий для воспитания и образования наших детей.Поэтому перед педагогическими коллективами, которыми я руководила, в качестве приоритетных напра...
Новые подходы к сотрудничеству с семьями воспитанников
Материал, представленный в этом разделе моего портфолио, как и многие другие на тему: "Сотрудничество с семьями воспитанников" был составлен по результатам э кспериментальной работы, проводимой педаго...
"Организация сотрудничества с семьями воспитанников по приобщению детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ"
Доклад к педагогическому совету...
"Организация сотрудничества с семьями воспитанников по приобщению детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ"
Доклад к педагогическому совету...
РМО руководителей ДОО «Организация работы с семьей в ДОУ на современном этапе образования». Выступление «Дистанционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в современных условиях» 03.03.2022 г.
В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями.В ...
Проект по сотрудничеству с семьями воспитанников "Вместе мы одна семья"
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Вопрос о сотрудничестве родителей и детского сада особенно актуален, так как семейное воспитание претерп...
Проект по взаимодействию с семьями воспитанников в процессе совместной деятельности педагога и ребенка «Вместе с мамой»
взаимодействие с семьями воспитанников в процессе совместной деятельности педагога и ребенка...