Рекомендации родителям "Развитие воображения у детей"
материал (старшая, подготовительная группа)

Сабитова Алсу Шикуровна

Игры  для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_razvitie_voobrazheniya_u_detey.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям:

 «Развитие воображения у детей».

    Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие таких высших психических функций, как мышление и воображение. Наиболее благоприятным для развития воображения является период от пяти до двенадцати лет.

     Что же такое воображение? Воображение – это способность создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта, которая присуща только человеку. С помощью воображения осуществляется мысленный отход от непосредственно воспринимаемого, формируется образ никогда не существовавшего или несуществующего в данный момент объекта. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается новыми впечатлениями о предметах и явлениях и связях между ними. Поскольку жизненный "багаж" ребенка очень мал, а возможность оценки своего опыта ограничена, то в детской психике происходит постоянное пере комбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами. Воображение претерпевает изменения по мере роста и развития ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Недостаток жизненного опыта компенсируется вхождением сказочных нереальных событий в реальную жизнь ребенка, и он легко верит в волка и Бабу Ягу на экране или картинке. В старшем дошкольном возрасте воображение активизируется, воссоздающее воображение сменяется творческим, позволяющим создать принципиально новый образ. Рассмотрим, как развивается воображение с раннего возраста дошкольного?

• Этап игрового действия

В раннем возрасте мы говорим только о предпосылках воображения, которое зарождается в игровых действиях с предметом. Сначала малыш не откликается на предложенные взрослым замещения реальных предметов (не принимает кубик вместо стульчика). Постепенно в процессе игрового замещения ребенок все больше подражает взрослому и, наконец, наступает момент, когда он использует в игре собственные замещения. В этом проявляются первые признаки воображения, которое пока функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

• Этап преобразования мира

Знаний и представлений недостаточно и ребенок легко объединяет разные представления и некритически относиться к полученным комбинациям. В начале (3-5лет) дети еще очень нуждаются в наглядности при создании новых ситуаций в игре или восприятии литературных текстов. Но уже скоро их представления позволяют видеть ситуацию глазами не только разных людей, но и животных и даже предметов. Ребенок 5-ти лет очень четко отличает реальное от нереального, понимает, что может и не может быть. Его жизненный опыт постепенно делает воображение критичным, он чувствует меру, за которую не должно переходить воображение. На этом этапе воображаемое ребенком почти полностью совпадает с образами памяти, т.е. воображение носит преимущественно воссоздающий характер.

• Создание воображаемых миров

В возрасте 5-7 лет дети создают целые воображаемые миры, населенные различными существами, с которыми у ребенка сложные и многоплановые взаимоотношения. Такие "миры"- прямое отражение внутренних потребностей и переживаний ребенка. По содержанию детских фантазий этого возраста можно судить о психическом неблагополучии, особенно если фантазии имеют устойчивый, навязчивый характер. Создавая новый образ, дети планируют процесс, начиная с замысла, и сознательно используют специфические средства и приемы.

 Обучение и воображение

Любое обучение неразрывно связано с воображением, поскольку невозможно без  способности представить что-то, оперировать абстрактными образами и понятиями. Воображение является некоторым мостиком между мышлением и познанием. Важно научить ребенка использовать разные по степени сложности замыслы и реализовывать их в продуктивных видах деятельности: рисовании, художественном труде, лепке. Чтобы активизировать работу мышления и воображения необходимо использовать проблемные ситуации, когда нет готового стереотипного решения. Для решения проблемных ситуаций для младших дошкольников очень важен опорный предметный материал, который используется, как заместитель. Например, "как построить домик для собачки, если нет кубиков", при этом в поле восприятия ребенка вносятся коробки, стулья, материя и пр. Для старших детей проблемная ситуация может решаться только в словесной форме, например, что ты будешь делать если окажешься среди великанов.

Задачей взрослого при развитии воображения является насыщение представлений ребенка о мире (воссоздающее воображение) и обучение его способам создания новых объектов (творческое). К некоторым способам творческого воображения относятся:

• Агглютинация или склеивание несоединимых в реальности частей «Я не жаба ,и не зяблик. Я простой зеленый жаблик...»  (из стихотворения Елены Григорьевой)*

• Парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или его частей

«От земли и до луны, а потом обратно-Вот как я тебя люблю! Разве непонятно?» (из стихотворения Анны Богачевой)*

• Антропоморфизм или одушевление неживых  объектов «На окне сидит пижама, У нее помятый вид, За окном идет панама, Ест орехи и бисквит.» (из стихотворения Тима Собакина)* При правильно организованном обучении у ребенка формируются следующие качества и способности:

• умение делать выводы;

• умение интегрировать и синтезировать информацию;

• умение замечать тонкие различия;

• чувствительность к противоречиям;

• способность предвидеть последствия;

• способность выдвигать гипотезы и применять идеи на практике;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития творчества и воображения у детей младшего, среднего, старшего возраста "Умей-ка".

Воспитывать у детей стремление к творчеству.Научить строить гармоничные отношения с природой.Сформировать эстетические чувства и художественный вкус,эстетическую оценку и свое суждение по отноше...

Игры и упражнения для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения) у детей 2-3 лет

Игры и упражнения на развитие психических процессов для детей 2-3 лет предназначены для игр как  в детском саду, так и дома. Игры проходят в доброжелательной, непринужденной обстановке. Для игр и...

Особенности развития воображения у детей у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это сензитивный  период   интеллектуального развития ребенка, и одним из интеллектуальных важнейших процессов является воображение. ...

Методические рекомендации к практической деятельности по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста

         Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений или идей на основе уже имеющихся. Данный процесс выражается в построении образ...

Рекомендации по использованию нетрадиционной техники рисования кляксография для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Кляксография – возможность проявить фантазию и получить положительные эмоции от творческого процесса. Этот вид изобразительного искусства часто применяется в работе с детьми старшего дошкольного...

Рекомендации для педагогов, направленные на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Конструирование, рисование, моделирование, лепка, а также такие виды детской деятельности, как драматизация, игры могут успешно применяться в обучении детей для совершенствования психических процессов...

Рекомендации для воспитателей на тему "Развитие воображения у детей"

Воображение и фантазия - это мир, в котором живет ребенок. И не важно имеет ли какие-то особенности в развитии или нет. Детей очень важно мотивировать на создание творческих и прекрасных идей, проекто...