родительское собрание
консультация (средняя группа)
Родительское собрание Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет» Игротренинг для родителей «Играя, развиваем речь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет» Игротренинг для родителей «Играя, развиваем речь»
Цель:
- создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
- повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка;
- познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях;
- познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста, познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Формы проведения: практикум с применением игротренинга.
Участники: воспитатель, родители.
Оборудование для проведения мероприятия: запись спокойной музыки, мяч.
Подготовительная работа: изготовление приглашения на собрание для родителей,
разработка памяток для родителей.
План проведения.
1.Вступительная часть.
2. Игротренинг «Развиваем речь ребенка».
3. Заключительная часть.
Ход мероприятия.
1. Вступительная часть.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Наша офлайн встреча, посвящена проблеме развития речи дошкольников. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и беспокоит то, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, развитию интеллекта, иными словами мы должны подготовить почву для их успешного обучения в школе.
Ведущая роль в развитии речи детей младшего дошкольного возраста принадлежит взрослым: воспитателям в детском саду, родителям дома. От культуры речи взрослого, от того, как они общаются с ребенком, зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка.
Очень важно обогащать активный и пассивный словарь ребенка, используя существительные, обозначающие названия игрушек, предметы личной гигиены, одежды, мебели, посуды, овощей и фруктов, домашних и диких животных, глаголы обозначающие действия, наречия, прилагательные обозначающие цвет, величину, вкус, предлоги.
С детьми нужно говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес. Дети 3-4 лет очень наблюдательны. Ни один предмет в руках взрослого не останется не замеченным. Играя с ребенком, что-то рассматривая или создавая, взрослые должны рассказывать о том, что они делают и зачем. Если ребенка это заинтересовало, он начнет повторять понравившиеся слова и фразы за взрослым.
Предлагать детям рассматривать картинки, книжки, игрушки, доступно и эмоционально рассказывая детям об этих предметах, об интересных фактах. Приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ взрослого, отвечать на простые вопросы: «Что?», «Кто?», «Что делает?» и на сложные: «Что везет?», «Кому?», «Где?», «Куда?».
Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни в процессе наблюдений за природой. Отправляясь с ребенком на прогулку, поговорите с ним, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую одежду мы одеты и почему? Какое сейчас время года? Прочитать стишок, рассказать потешку. В первую очередь мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенку. Например: здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова: золотое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, весеннее, теплое. Учить замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами.
Далее от называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) можно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике (например « Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно?»).
При рассматривании разных предметов или картинок с предметами ребёнок учится сравнивать и называть слова с противоположным значением (антонимы): эта кукла большая, а та …маленькая, карандаш длинный и короткий, лента узкая и широкая, дерево высокое и низкое, волосы у куклы светлые и тёмные.
У детей 3-4 лет формируются понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка –это одежда; кукла, мяч-это игрушки; чашка, тарелка – это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (поезд - окна, вагоны, колёса).
В этом возрасте дети учатся понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит – рыба … плывёт; дом строят , суп …варят; мяч сделан из резины, карандаш …из дерева.
При рассматривании предметов или картинок ребёнка можно познакомить с многозначными словами: ножка стула -ножка стола – ножка у гриба; ручка у сумки –ручка у зонтика – ручка у чашки ; иголка швейная – иголка у ежа на спине – иголка у ёлки.
В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребёнка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием.
Важным в развитии речи малышей является и наличие дидактических игрушек, которые выполняют такие задачи, как: сравнение предметов по размеру, цвету, форме (пирамидки, башенки, матрешки). Где по ходу игры ребенок использует речевые выражения.
Конечно же, должны быть игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, что имеет прямое отношение на развитие речи детей, это «Вкладыши», «Шнуровки», «Пазлы». Главные задачи по развитию речи детей – научить вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства и впечатления, используя речевые средства. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. В наше время все компьютизировано, нажимаешь на кнопку и, тебе выдается картинка и вся интересующая информация. Общения минимум. Первыми забили тревогу педагоги – дошкольники, зная, с какими проблемами им придется столкнуться в обучении детей и подготовке их к школе.
Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете в какие словесные игры можно играть с ребенком дома, для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж.
2. Игротренинг для родителей.
Воспитатель: почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру. Такие игры помогают стимулировать развитие речи ребенка, обогащают его словарь.
Игра «Скажи на оборот»
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь... (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь... (близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты... (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
Ответишь ты... (конец).
Д. Чиарди.
-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги — ребенок будет рад любому варианту.
Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.
Можно придумать с ребёнком свою сказку.
Загадайте загадки по сказкам.
(Родителям предлагается отгадать загадки)
Нашла однажды мышка,
Совсем пустой домишко,
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. (Теремок)
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? ( «Волк и семеро козлят»)
Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил. ( «Репка»)
Добрый доктор говорит:
- Побеждаем мы бронхит
Корь, простуду и ангину,
Дифтерит и скарлатину,
И конечно, с Бармалеем,
Тоже справиться сумеем! ( «Айболит»)
Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать мяч. Каждый, кто получит мяч, продолжает сказку. (Родители придумывают и рассказывают сказку, например «Колобок»).
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса, произносит звук «С-С-С…».
Чистоговорки:
Вы можете и сами придумывать шутливые фразы, типа:
"да-да-да — в огороде лебеда",
"ду-ду-ду — растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша — принесли домой ерша"
"ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа — есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи — прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу — я на солнышке лежу". ну и так далее.
В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Проект родительского собрания в рамках конкурса «Нетрадиционное родительское собрание». Тема: «Место духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания в развитии детей»
Цель проекта показать родителям систему поддержки одаренных детей в условиях ДОУ....
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)
ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...