Консультация "Сказки - шумелки"
консультация
Сказки-шумелки (подражалки) – это забавные упражнения, проводить которые можно с малышами как в дошкольных учреждениях, так и в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_-_shumelki.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки-шумелки и инструменты для них
Цель: Повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей ребёнка) в вопросах о благотворном влиянии игры на шумовых инструментах и сказок с шумовым оформлением на детей дошкольного возраста.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте, поэтому предлагаемые сказки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также для развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Сказки-шумелки (подражалки) – это забавные упражнения, проводить которые можно с малышами как в дошкольных учреждениях, так и в семье. Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5. Развивается слух детей, они начинают различать даже небольшие оттенки звучания: громкость, продолжительность, высоту тембра, акценты и ритм.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно приобретёт полезные навыки ручного труда.
Любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», йогуртов, из-под кремов и шампуней), наполните на одну треть рисом, фасолью, горохом, т.е. различными сыпучими материалами, закройте, обмотайте скотчем, а поверх этого-цветной или самоклеящейся бумагой. У вас получатся шумовые коробочки или маракасы («шумелки»).
«Звенелки» - делаются из различных маленьких колокольчиков и бубенцов. Если таких нет, подойдут крышечки от бутылок, которые можно прибить на небольшой деревянный стержень. Они должны находиться в верхней его части, на небольшом расстоянии друг от друга. Потрясите новый инструмент, теперь на нем можно аккомпанировать весёлые мелодии.
В доме есть всегда ненужные пуговицы. Возьмите старую варежку и расшейте её пуговицами. Теперь наденьте её и постучите пальцами по основанию ладони. Вот и готов ещё один музыкальный инструмент.
Для озвучивания сказки подойдёт и деревянная расчёска, по которой нужно провести обычной шариковой ручкой, или деревянной палочкой.
«Свистелки» Чтобы получился свист, надо во что-то дуть. Для этого берутся хорошо промытые стеклянные пузырьки из-под лекарств или чистые стеклянные пробирки. Годятся даже трубочки от пипеток. Подуйте в нее, и вы услышите завывание вьюги.
Самый простой ударный инструмент получается из двух палочек, которыми надо ударять друг о друга. Можно в комплект к ним добавить деревянный брусочек, по которому наносятся удары, а если постучать деревянными кубиками друг о друга, получится простой, но достаточно громкий музыкальный инструмент («Стучалки»)
«Шуршалки» в отличие от стучалок, издают более тихий звук. Например, можно тереть друг о друга две шишки: получается таинственное шуршание. Можно издавать шуршащие звуки при помощи мятой газеты, фольги или гофрированной бумаги. Можно стучать по донышкам стаканчиков от йогуртов — получается глухой, но выразительный звук. А можно просто пересыпать скорлупки от фисташек из одной руки в другую или из одной коробочки в другую. Звук в этом случае напоминает шум дождя или водопада.
«Щипалки» Готовой щипалкой является яйцерезка, которая звучит очень симпатично - похоже на мышиный писк. Можно сделать маленький лук с леской вместо тетивы. Эту леску и надо щипать. (Лук, кстати, был первым струнным инструментом в истории человечества.) На лук можно натянуть две или три лески. Тогда вы получите прообраз настоящей арфы.
Еще проще: канцелярские резиночки натягиваются над пустым спичечным коробком. Важно помнить, что резинка должна быть натянута упруго, не провисать. Поэтому, возможно, ее надо обернуть вокруг коробка два или три раза.
Удовольствие получат не только ваши дети, но и вы сами, когда в кругу семьи, аккомпанируя под задорную, весёлую музыку на подобных забавных инструментах организуете шумовой оркестр.
Проведение занятия.
Сказка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.
Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу или идею.
Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.
С детьми 1,5-2 лет сказки озвучивают сами взрослые. Позже, когда ребёнок подрастёт, запомнит названия инструментов и будет узнавать их по слуху, то сможет сам озвучивать сказку.
1. Лягушонок (для детей от 1,5 лет)
Жил-был в маленьком пруду маленький лягушонок – (звукоподражание "ква-ква" высоким голосом).
Над прудом летали маленькие комарики– (водим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»).
Днём лягушонок ловил комариков– (выполняем хватательные движения руками, приговаривая «ам»).
А ночью плавал в пруду - (подражательные движения, или бутылочка с водой).
Однажды лягушонок сказал:
- Я хочу ловить больших комаров!
И запрыгал по травке - (прыгаем, или ударяем бубном по ладони).
Шла навстречу корова– (приставляем пальцы ко лбу, мычим).
Лягушонок её и спрашивает:
- Ты знаешь, где живут большие комары? Ква – ква?
Ничего не сказала корова, и лягушонок поскакал дальше (прыгаем, или ударяем бубном по ладони)
Бежала навстречу лошадь– (цокаем язычком).
Лягушонок её и спрашивает:
Ты знаешь, где живут большие комары? Ква – ква?
Ничего не сказала лошадь, и лягушонок поскакал дальше (прыгаем, или ударяем бубном по ладони).
Доскакал лягушонок до большого пруда, где летали большие комары– (водим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з» более низким голосом).
И только он хотел поймать комара, как вдруг услышал громкий треск – (проводим палочкой по ксилофону).
На берегу стоял большой аист и стучал длинным острым клювом–
( проводим палочкой по ксилофону).
И маленький лягушонок поскакал обратно в свой маленький пруд (прыгаем или ударяем бубном по ладони).
2. Заяц –Трусишка
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(шуршим бумагой или пакетом)
Испугался заяц и бежать.
(стучим быстро по барабану, или используем деревянные ложки)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(стучим палочкой по деревяшке)
Бросился заяц бежать.
(стучим быстро по барабану, или используем деревянные ложки)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(натягиваем ткань)
Побежал заяц из леса к речке
(стучим быстро по барабану, или используем деревянные ложки)
А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду.
(проводим палочкой по ксилофону, или шлёпаем ладонями по ногам)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(стучим медленно по барабану, или используем деревянные ложки)
3. Курочка Ряба
Жили-были дед да баба (музыкальная шарманка), и была у них курочка Ряба.
Снесла однажды курочка яичко («кудах-тах-тах, кудах-тах-тах» - голосом), да не простое(удар деревянными ложками) , а золотое (удар по пластинке металлофона).
Дед бил, бил - не разбил (удары по пластинке металлофона в низком регистре через октаву).
Баба била, била - не разбила (удары по пластинке металлофона в высоком регистре через октаву).
Мышка бежала, хвостиком махнула (игра на колокольчике) - яичко упало и разбилось(глиссандо на металлофоне снизу вверх)!
Плачет дед, плачет баба (размеренные удары по треугольнику).
А курочка им говорит (частые удары по треугольнику):
-Не плачь, дед (размеренные удары по треугольнику), не плачь, баба (частые удары по треугольнику). Я снесу вам яичко другое, не золотое (удар по пластинке металлофона), а простое (удар деревянными ложками).
4. Зима в лесу
Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая запас на зиму.
(стучим пальцами по барабану или коробочке)
А белочки прыгали по веткам, собирая орешки
(трещётка или деревянные ложки)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(удары по металлофону)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(удары по треугольнику)
Белочки устраивали себе гнезда на деревьях,
Мыши попрятались в свои норки, и делали себе гнездышки из травы.
(шуршим пакетом или бумагой)
У всех было много еды. Белки грызли орешки,
(трещетка или деревянные ложки)
Мышки грызли зёрнышки
(проводим палочкой по рубелю)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(про водим палочкой по рубелю или гафрированному картону)
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел холодный зимний ветер. (дуем в бутылку)
Но белочкам было тепло в гнездах,
(Щелкают языком)
А мышкам было очень хорошо под снегом в маленьких тёплых норках.
(Имитируют мышиный писк)
5. Про медведя.
Шел однажды медведь по лесу (барабан).
Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат (расчёска).
Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить (расчёска).
Завыл медведь, застонал (голос), еле ноги унес.
Бежит по лесу(барабан) , а сам пчелам грозит:
–Вот уж я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!
Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый сук (барабан) и начал его пилить (тёрка).
Летела мимо птичка-синичка (дудочка).
- Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.
- Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит (терка).
Скакала по веткам белочка- ( колокольчик).
- Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!
- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит (терка).
Пробегал мимо олень (коробочка ).
- Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!
Не слушает медведь никого, знай себе пилит (тёрка).
Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит (тёрка).
Тут мимо ворона пролетала и как каркнет! (голос).
Сук обломился и рухнул (смять стаканчик пластиковый)
Упал медведь с дерева (барабан) Все бока отшиб. Заплакал, застонал (голос).
- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.
Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться и впредь наказали:
- Никогда не пили сук, на котором сидишь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восп...
«Сказки - шумелки»
Мастер – класс для педагогов по музыкальному воспитанию дошкольников...
Сказки-шумелки в музыкально-творческом развитии дошкольников
Опыт работы ...
Мастер-класс для родителей "Сказки - шумелки"
Сказки-шумелки как разновидность шумового оркестра. Мастер-класс для родителей....
Мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки"
Презентация и мастер-класс для воспитателей "Сказки - шумелки" как разновидность шумового оркестра...
Музыкальная дидактическая игра«Сказки шумелки»
Цель: Учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.Задачи: Активизация интереса детей к различным видам инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие ...
Сказки-шумелки
В данном материале представлены сказки по изучению шумовых эффектов на занятиях с детьми подготовительной группы детского сада....
- Мне нравится (1)