«Здоровьеразвивающие технологии В.Ф. Базарного и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в детском саду»
консультация
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdoroverazvivayushchie_tehnologii_v.docx | 74.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьеразвивающие технологии В.Ф. Базарного и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в детском саду»
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию. За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана. Я хочу вам рассказать о работе по здоровьесберегающим технологиям Базарного В.Ф. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в детском саду, т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.
Согласно Федеральному плану, программа не упрощается, процесс обучения не разрушается, а становиться более доступным и увлекательным. Но, планируя занятия, нужно тщательно продумывать задания и связывать их с технологиями. Более того, изучая технологии, я убедилась, что фундамент школьных форм патологий закладываются в дошкольном периоде и главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:
1. Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья;
2. Зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом;
3. Не формируем у дошкольников функциональную зрелось тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок;
4. Занятия в ДОУ проходят в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения;
5. Дети в детском саду перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме.
Применение технологий Базарного В. Ф. позволяет устранять многие причины. Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы. Базарный В.Ф. – русский ученый, врач и педагог-новатор. Более 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. Являясь руководителем Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем Московской области, совместно с сотрудниками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». На ее базе разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий. Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация позы – самая простая. В.Ф. Базарный предлагает менять позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально дети стоят на массажных ковриках, в носочках. Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Деткам очень нравиться ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.
Следующая технология – построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.
Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То снежинки прилетели с прорезями, а в них задания, отгадки. То птицы перелётные прилетели весной, а под ними пропечатанная первая буква из её названия. Опыт показал, что такие занятия как обучение грамоте, математическое развитие, природный мир, художественное творчество, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. А творческий и вдумчивый воспитатель проявит искусство, изобретательность и применит данные технологии в любых режимных моментах.
Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций. Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность.
Технология В.Ф. Базарного хорошо так же применять и дома это только улучшит у детей здоровье.
Схемы для занятий
Покорчим рожи
Предложите изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд - влево - вправо - вверх - вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.
Рисование носом
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный взрослым предмет, букву и т.д.
Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правила поведения для воспитанных детей в детском саду" (Презентация)
Правила поведения для воспитанных детей. В детском саду. Как с ребятами дружить, Как без грусти день прожить, Как вести себя в саду, Чтоб со всеми быть в ладу. Соблюдайте тишину, Я расск...
Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду
С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...
Самообразование на тему: "Патриотическое воспитание детей в детском саду"
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенно...
Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»
В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...
Официальные документы. Удостоверение о повышении квалификации от 15.01.2021г. ООО "Центр Развития педагогики" г. Санкт- Петербург. "Преподавание музыки в дополнительном образовании: методы и приемы обучения и воспитания детей" (108часов)
Официальные документы. Удостоверение о повышении квалификации от 15.01.2021г. ООО "Центр Развития педагогики" г. Санкт- Петербург. "Преподавание музыки в дополнительном образовании: мет...
Конспект по развитию речи «Обучение составлению письма детям другого детского сада»
Конспект для подготовительной группы...