«Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»
статья

Селезнёва Наталья Владимировна

В данной статье предложены формы взаимодействия с родителями для патриотического воспитания дошкольников в современных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

« Любят родину не за то,

 Что она велика, а за то, что своя»

(Сенека)

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, из-за этого у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из злободневных проблем современности, и, несомненно, одна из наиболее важных.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
  2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
  3. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
  4. Расширение представлений о городах России.
  5. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
  6. Формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
  7. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем дошкольном учреждении строится по трем направлениям. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами. Для того чтобы дошкольное учреждение способствовало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний. Поэтому в своей работе с детьми мы используем разные виды детской деятельности: Создали «Полочки красоты» с постоянно меняющимися изделиями декоративно-прикладного искусства. На ней появляются и исчезают красивые предметы, а кто первый заметит на полочке новое, тот получит право первым рассмотреть этот предмет, взять его в руки и, если это возможно, поиграть с ним.

Большое внимание в ДОУ уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Знания, полученные детьми во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности. В совместной деятельности с детьми воспитатели широко используют дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные игры, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровой, формировать у детей соответствующие программным задачам знания, умения и навыки. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора и образцами русского народного музыкального творчества. Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках.

В праздниках, которые мы проводим в детском саду, отражаются разные темы: это общественно-политические праздники, гражданские и народные.

В результате такой работы у детей возникает чувство сопричастности к важным событиям, происходящих в стране.

Для успешной реализации системы патриотического воспитания детей в дошкольных группах нашего детского сада имеются патриотические уголки, которые помогают педагогам знакомить детей с историей, достопримечательностями, животными и растениями родного края, с государственными символами родной страны и города, с русскими народными промыслами и традициями. Воспитатели создают картотеки игр по правовому воспитанию, а также картотеки малых жанров устного народного творчества (пословиц, поговорок, потешек, песенок).

В течение учебного года педагоги обновляют альбом «Мой город, Санкт – Петербург», игротеку игр народов России.

По словам А. С. Макаренко, «именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль родителей должно приходить к детям». Воспитатели ДОУ придерживаются этих рекомендаций во взаимодействии с семьями дошкольников.

В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому очень важно привлекать родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду. В своей работе мы используем следующие активные формы взаимодействия с родителями:

  1. Целевые прогулки.
  2. Экскурсии. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.
  3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества,
  4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях
  5. Встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», « Фестиваль русских народных игр», «День Победы» и др.

Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов по нравственно-патриотическому воспитанию: « Мой любимый город» и т.д.

  1. Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т.д.
  2. «Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
  3. Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком худ. произведений нравственно-патриотической тематики, вопросами по содержанию.
  4. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
  5. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в создании мини-музея ДОУ
  6. Родительские собрания, посвящённые влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.

 В народе говорят: хороший пример - лучше, чем сто слов. Для детей дошкольного возраста именно воспитатели являются источником знаний, примером для подражания, поэтому они организовывают свою деятельность таким образом, чтобы дети перенимали чувство патриотизма, с уважением относились к природе родного края, его жителям, интересовались историей родного города и страны. Чтобы эта работа была успешной, воспитатели сами много узнают о патриотическом воспитании. Поэтому мы организуем свою деятельность  в нескольких направлениях:

  • Традиционные: семинары, семинары-практикумы, творческие группы, обмен опытом, педагогические советы, тренинги, деловая игра, самообразование, наставничество и др.
  • Инновационные: проектная деятельность, мастер – классы, создание банка инновационных идей, участие в творческих конкурсах, издательская деятельность.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.



Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

« Любят родину не за то,

 Что она велика, а за то, что своя»

(Сенека)

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, из-за этого у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из злободневных проблем современности, и, несомненно, одна из наиболее важных.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
  2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
  3. Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
  4. Расширение представлений о городах России.
  5. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
  6. Формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
  7. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем дошкольном учреждении строится по трем направлениям. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами. Для того чтобы дошкольное учреждение способствовало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний. Поэтому в своей работе с детьми мы используем разные виды детской деятельности: Создали «Полочки красоты» с постоянно меняющимися изделиями декоративно-прикладного искусства. На ней появляются и исчезают красивые предметы, а кто первый заметит на полочке новое, тот получит право первым рассмотреть этот предмет, взять его в руки и, если это возможно, поиграть с ним.

Большое внимание в ДОУ уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Знания, полученные детьми во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности. В совместной деятельности с детьми воспитатели широко используют дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные игры, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровой, формировать у детей соответствующие программным задачам знания, умения и навыки. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора и образцами русского народного музыкального творчества. Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках.

В праздниках, которые мы проводим в детском саду, отражаются разные темы: это общественно-политические праздники, гражданские и народные.

В результате такой работы у детей возникает чувство сопричастности к важным событиям, происходящих в стране.

Для успешной реализации системы патриотического воспитания детей в дошкольных группах нашего детского сада имеются патриотические уголки, которые помогают педагогам знакомить детей с историей, достопримечательностями, животными и растениями родного края, с государственными символами родной страны и города, с русскими народными промыслами и традициями. Воспитатели создают картотеки игр по правовому воспитанию, а также картотеки малых жанров устного народного творчества (пословиц, поговорок, потешек, песенок).

В течение учебного года педагоги обновляют альбом «Мой город, Санкт – Петербург», игротеку игр народов России.

По словам А. С. Макаренко, «именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль родителей должно приходить к детям». Воспитатели ДОУ придерживаются этих рекомендаций во взаимодействии с семьями дошкольников.

В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому очень важно привлекать родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду. В своей работе мы используем следующие активные формы взаимодействия с родителями:

  1. Целевые прогулки.
  2. Экскурсии. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.
  3. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества,
  4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях
  5. Встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», « Фестиваль русских народных игр», «День Победы» и др.

Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов по нравственно-патриотическому воспитанию: « Мой любимый город» и т.д.

  1. Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», «Моя родословная» и т.д.
  2. «Маршруты выходного дня» с привлечением родителей, которым предлагается маршрут с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
  3. Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком худ. произведений нравственно-патриотической тематики, вопросами по содержанию.
  4. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
  5. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в создании мини-музея ДОУ
  6. Родительские собрания, посвящённые влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.

 В народе говорят: хороший пример - лучше, чем сто слов. Для детей дошкольного возраста именно воспитатели являются источником знаний, примером для подражания, поэтому они организовывают свою деятельность таким образом, чтобы дети перенимали чувство патриотизма, с уважением относились к природе родного края, его жителям, интересовались историей родного города и страны. Чтобы эта работа была успешной, воспитатели сами много узнают о патриотическом воспитании. Поэтому мы организуем свою деятельность  в нескольких направлениях:

  • Традиционные: семинары, семинары-практикумы, творческие группы, обмен опытом, педагогические советы, тренинги, деловая игра, самообразование, наставничество и др.
  • Инновационные: проектная деятельность, мастер – классы, создание банка инновационных идей, участие в творческих конкурсах, издательская деятельность.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию...

«Особенности нравственно – патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»

Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Действительно, утрачиваются понятия долга перед обществ...

Консультативный материал для педагогов "Особенности патриотического воспитания дошкольников в современных условиях"

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».               Выполн...

презентация "Нравственно патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях"

В условиях глубошайших изменений,происходящих в жизни общества,одной из актуальных проблем является патриотическое  воспитание подрастающего поеоления...

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - разрушение  личности. Ныне материальные ценности до...

Особенности патриотического воспитания дошкольников в современных условиях.

Главной задачей  в обучении и воспитании детей является патриотическое воспитание....