Экспериментирование для обеспечения полноценного развития детей ясельной группы
статья
Экспериментирование для обеспечения полноценного развития детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для родителей на тему важности проведения детского экспериментирования для обеспечения полноценного развития ребёнка
Мир вокруг нас - это не одна природа. Это также общество, в которое мы входим при рождении, это также каждый человек в отдельности. Знать мир, в котором мы живём - очень важно для нас, и мы должны иметь достаточно информации о том, что нас окружает.
Ещё с самого раннего детства мы начинаем неосознанно изучать мир, в который попадаем. Предметы и вещи, которые нас окружают, явления, которые происходят в природе. Действия, которые мы сами совершаем. Все это нам пригодится на протяжении всей жизни.
Сейчас современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В стремительно изменяющейся жизни от человека требуются не только знания, но и, прежде всего, умение их извлекать и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших учеников любознательными, общительными, способными ориентироваться в окружающей среде, решать задачи, независимыми, творческими личностями.
Известно, что ознакомление с каким-либо объектом или явлением дает наилучший результат, если оно носит действенный характер.
Экспериментальная деятельность дает детям реальное представление о различных сторонах исследуемого объекта, его взаимосвязи с другими объектами окружающей среды. Все потому, что у детей дошкольного возраста развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует данным возрастным особенностям. В дошкольном возрасте это - ведущий, а в первые три года – почти что единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше получает ребёнок новой информации, а также быстрее и полнее развивается.
Экспериментальная работа развивает познавательную активность у детей, появляется интерес к поисковой и исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Мировоззрение расширяет, в частности, знания о природе, об отношениях, которые в ней возникают; о свойствах различных материалов, об использовании их человеком в своей деятельности.
У дошкольников только начинает развиваться сознание. Некоторые действия и вещи они делают сознательно. Поэтому важно дать какую-то полезную информацию о мире, которая поможет детям познать его. Надо дать начальные знания в дошкольном возрасте, когда ребенок только вступает в этот мир.
В детстве он не один, ему во всём помогают родители. Но ребёнок подрастает и постепенно ему придётся решать вопросы самостоятельно. Для этого важно научить детей в детстве правильному отношению к природе и умению взаимодействовать с ней, не причиняя вреда. Чтобы в последствии он мог быть самостоятельным.
Важнейшей особенностью экспериментов является то, что в процессе их реализации ребенок обретает способность управлять тем или иным явлением: призывать или останавливать его; изменять данное явление в том или ином направлении. Так же считается, что у детей реакция на новизну сильнее, чем на пищу.
Экспериментирование - это особый способ духовного и практического освоения реальности, направленный на создание таких условий, в которых объекты наиболее четко раскрывают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Дети во 2-й и 3-й годы жизни, знакомятся с растениями, животными, явлениями неживой природы. Воспитатели научат разделять их в пространстве, различать и правильно называть несколько характеристик растений (листья, цветы), движения и голоса животных, чтобы получить элементарные визуальные связи и обобщения (рыбы, которые плавают в воде). В то же время у детей улучшаются анализаторы (зрительные, слуховые и т. д.), развивается внимание и интерес к наблюдаемому объекту, доброжелательное отношение.
Младшие дети в дошкольном возрасте уже умеют фиксировать самые простые причинно-следственные связи, впервые начинают с вопроса «почему?», а также отвечают на него. Детские представления об объектах и явлениях в природе, с которыми постоянно сталкиваются в своей жизни, приводят их в создание таких связей, что дети могут освоить процесс управления деятельностью на занятиях, в игре, и отразить их в виде конкретных идей.
Важно то, что при помощи несложных опытов детям можно объяснить суть многих явлений. Дети учатся наблюдать, определять отдельные точки растений, животных, определять с помощью эстетических требований (цвет, форма, размер), сравнивать предметы и группировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний выделяются высшие формы познавательной деятельности: с визуального уровня знаний через три года дети могут приблизиться к установлению причинно-следственных связей.
Начало эксперимента, связанного с возрастом, когда ребенок достигает шума, то есть начинает бессознательно манипулировать предметами, и его анализаторы фиксируют все происходящее. Память обогащается новыми и новыми событиями, и, наконец, наступает момент, когда происходит переход от количественных изменений к качественным, это новая форма манипуляции - сознательная. Сейчас ребенок намеренно кидает игрушки, бьет их вместе, пытается укусить и сломать.
В течение второго года жизни взрослые еще больше расширяют возможности ребенка манипулировать предметами. Эта новая эра управляется манипуляцией. Ребенок начинает действовать по требованию взрослого. Речь воспитателя становится более лаконичной и понятной, ведь теперь ребенок должен понимать практически все слова. Внимание детей крайне нестабильно, так что взрослые должны принять непосредственное участие в этом эксперименте, который в этом возрасте практически неотличим от развлечений.
Важно начать проводить детское экспериментирование ещё в раннем возрасте, чтобы добиться наилучших результатов в будущем. Дети определённого возраста должны свободно владеть всеми формами, присущими более ранним возрастам, и в то же время изучать новую форму, которая созрела в этот момент. Чтобы это стало возможным, воспитатель должен функционировать на двух уровнях: проводить эксперимент, соответствующий достигнутым возможностям для детей, и одновременно готовить их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Таким образом, каждая фигура имеет более низкий возрастной предел, но нет верхнего возрастного предела.
И в конечном счёте можно сделать вывод, что результат во многом зависит от качества постановки работы во всех возрастных группах. Если ребёнка не готовить к экспериментальной деятельности, то он так и задержится на ранних стадиях развития и не поднимется на более высокий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Аппликация-помощник в развитии детей ясельной группы."
Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.В дошкольных учреждениях ...
развитие детей ясельной группы.
Развитие детей ясельной группы. Как определить, соответствует ли развитие ребенка возрастной норме? Для этого существуют различные психологические тесты, памятки для родителей и воспитателей. К кон...
развитие детей ясельной группы.
Совместная деятельность детей и их родителей... ...
Конспект игровой ситуации по социально-коммуникативному развитию детей ясельной группы по теме «Мой дом. Мебель»
Конспект игровой ситуации по социально-коммуникативному развитию детей ясельной...
Конспект НОД по речевому развитию детей ясельной группы «В гостях у Зайчика»
Данное мероприятие направленно на развитие речи, социализации, расширение знаний об окружающем мире детей ясельного возраста....
Конспект занятия по речевому развитию детей ясельной группы «В гостях у Белочки»
Данное мероприятие направленно на развитие речи, социализации, расширении знаний об окружающем мире детей ясельного возраста. У малышей данного возраста начинает формироваться самостоятельная речь.И о...