Домашнее задание по лексической теме "Дикие животные зимой"
методическая разработка (старшая группа)

Лещева Гульчира Акрамовна

рекомендации для родителей коррекционной группы для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dik_zhiv_zimoy.docx650.62 КБ

Предварительный просмотр:

ДОМАШНЕЕ   ЗАДАНИЕ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

«ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ  ЗИМОЙ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА НЕДЕЛИ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ», изображение №1

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:

Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов. Расскажите о том, где животные живут, чем питаются (дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище); что делают зимой (медведь, еж); как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло); кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки); кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, лиса), рога (лось, олень); закрепите в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост. Морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки, соболь, норка, крот, берлога, шатун.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.

ГЛАГОЛЫ: бродит, лазает, ревет, дерет (лыко), прыгает, скачет, рычит, скалится. Охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать.

Дидактическое задание «Угадай, кто это?» 

(подобрать существительные к прилагательным).

Серый, зубастый, страшный, хищный - ....

Маленькая, пушистый хвост, зимой серая, запасливая - …

Бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный - ...

Хитрая, пушистая, рыжая, хищная - ....

Маленький, длинноухий, пугливый, серенький/беленький - ....

Маленький, колючий, быстрый - …

Большой, длинноногий, рогатый - ….

Дидактическое задание «У кого - кто?» 

(упражняем в словообразовании существительного с помощью суффиксов):

медведь – медвежонок/медвежата

 волк – волчонок/волчата

лиса – лисёнок/лисята

заяц- зайчонок/зайчата

ёж – ежонок/ежата

лось – лосёнок/лосята

бобр – бобрёнок/бобрята

олень – оленёнок/оленята

рысь – рысёнок/рысята

 белка – бельчонок/бельчата

Дидактическое задание «Назови маму» 

(упражняем в употреблении родительного падежа существительных):

у медвежонка мама медведица

у лисёнка мама лисица

у рысёнка мама рысь

у лосёнка мама лосиха….

у зайца мама зайчиха… и т.д.

Дидактическое задание «Кто где живет?»

(упражняем в употреблении именительного падежа существительных).

Кто живет в норе? В норе живёт лиса.

Кто живет в берлоге? В берлоге живёт медведь.

Кто живет под кустом? Под кустом живёт заяц.

( в дупле – белка, в логове – волк)

Дидактическое задание «Чей хвост?» 

( упражняем в образовании притяжательных прилагательных) - желательно использовать картинки с изображением хвостов животных:

Вариант №1.

Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца - хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы - хвост медведя... Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?»

Вариант №2.  Упражнение «Измени слова по образцу»:

нос лисы – лисий нос, лапы зайца – заячьи лапы

след медведя – медвежьи следы, рога лося – лосиные рога

хвост волка – волчий хвост, рога оленя- оленьи рога

дупло беки –беличье дупло, след зайца –заячий след

берлога медведя –медвежья берлога, и т.д.

Ознакомление с художественной литературой: 
- Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов («Лсисчка со скалочкой», « Заюшкина избушка», «Зимовье зверей» и др.)
- Прочитать украинскую народную сказку "Рукавичка". Уточнить,  какую сказку она напоминает. ("Теремок") Что общего в этих сказках? В чем различие?

- Прочитать сказку "Лиса и волк".

Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным.

Один волк, два волка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Одна волчица, две волчицы, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Один волчонок, два волчонка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д.

Составить предложения со словосочетаниями: "две белки", "пять белок",

"два волка", "пять волков" и т. д. (развитие связной устной речи).

Упражнение "Наоборот" - учимся подбирать антонимы.

Лось большой, а заяц - ...
Белка слабая, а волк - ...
У волка хвост длинный, а у медведя - ...
Лиса - хищное животное, а заяц - …

Пальчиковые игры:

У кого какая шуба?

Шуба серая у волка,                          Дети поочередно загибают пальцы             

Шуба ежика в иголках,

Шуба рыжая лисы –

Удивительной красы.

Шуба белая у зайца,

У медведя – бурая.

Не страшны ему дожди                      Качают головой из стороны в сторону

И погода хмурая.

Животные зимой

Спят зимой барсук и ежик,                 Дети загибают пальцы на руке, 

И медведь зимой спит тоже.               перечисляя животных

Спят пчела и муравей,

Ждут весенних теплых дней.

Лесное население

Животных следы мы как книгу читаем.   Ладонями изображают книгу

В лесу кто живет мы легко отгадаем:         открытую

Вот лисьи следы,                                        Загибают пальчики

Вот волчьи, лосиные,

Кабаньи и заячьи,

Медвежьи, ежиные.

Вот беличьи, рысьи,

А это – оленьи.

Какое большое в лесу население!            Поднимают руки вверх и 

                                                                опускают через стороны

 

УПРАЖНЕНИЕ «ОТГАДАЙ И РАССКАЖИ»:

Этот зверь живет в бору,
У стволов грызет кору.
Летом в шубке серенькой,
А зимою — в беленькой. (Заяц)

- Что весной кушает заяц? (траву, листочки).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

-Что ест медведь? (корни, травы, насекомых, мышей, зайцев).

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
И в рыжей шубке — летом. (Белка)

- Чем кормится белка? (шишками, орехами, ягодами, грибами).

Всю зиму между елками
Проспал мешок с иголками.
«Ф-ф.ф — хватит спать,
Пора вставать!» (Еж)

- Чем питается ежик? (жуками, червяками, мышами).

Серый и зубастый.
Воет в день ненастный:
«У-у-у.,.» (Волк)

- Какую пищу ест волк? (мясо — ловит мышей, зайцев, охотиться на оленя, лося, кабана).

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)

- Кого еще ловит лиса? (мышей, зайцев, куропаток).

 Упражнение  « СОСТАВЬ  ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ»:
Как называется животное? Где живет? Какое у него жилище?
Какой внешний вид? Какие повадки? Чем питается?
Как добывает пищу? Какие у него враги? Как защищается?
Как зовут детеныша?

9772bd3edc59-дикие животные-расскажи-1 (700x525, 195Kb)


6546c4e202c9-дикие животные-ответ-1 (700x525, 206Kb)

ПРОЧИТАТЬ  ДЕТЯМ:

1.И. Соколов – Микитов «Беляк», «Еж», «Лисья нора», «Рысь», «Медведи»,«Рысенок».

2. В. Осеева «Ежинка»

3. Г. Скребицкий «На лесной полянке. Зима»

4. В. Бианки «Купание медвежат».

5. Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко).

6. Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Лесные шорохи», «Топик и Катя», «Как медведя переворачивали», «Непослушные малыши», «Бежал ежик по дорожке», «Сердце леса», «Загадочный зверь», «Плясунья», «Какой заяц длины?», «Отчаянный заяц».

7. РНС «Хвосты»

8. В. А. Сухомлинский. Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

9. И.И.Акимушкин «Жил – был медведь»

10. А. Барков «Голубой зверек», «Белка»

11. РНС «Два медвежонка»

12. Ю. Кушак «Почтовая история»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные"

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные"...

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные зимой"

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные зимой"...

Домашнее задание по лексической Дикие животные

Домашнее задание по развитию речи...

Дистанционные задания по лексической теме"Животный мир. Домашние животные и их детёныши " Старший дошкольный возраст.

Серия дистанционных заданий для родителей с детьми старшего дошкольного возраств, изложенных в порядке прохождения лексических тем (в коррекционной ОВЗ 7 вида группе)Цель: Создание благоприятных услов...

28.03.23. Домашнее задание по лексической теме "Животные холодных стран"

Задания для закрепления лексической темы  дома....

Логопедическое домашнее задание по лексической теме "Животные холодных стран"

Комплекс логопедических игр и упражнений для закрепления знаний детей по лексической теме "Животные холодных стран"...