проект " Мы вместе"
проект (подготовительная группа)

Осипова Елена Фёдоровна

Тема проекта: ««Эффективные способы, формы, методы и подходы вовлечения родителей в жизнь ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_vmeste.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 д.Горетово

ПРОЕКТ

«МЫ  ВМЕСТЕ»

(Эффективные способы, формы, методы, подходы, вовлечения родителей

в жизнь ДОУ)










 2018-2019 уч.  г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Тема проекта: ««Эффективные способы, формы, методы и подходы вовлечения родителей в жизнь ДОУ»

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

Цель проекта: повышение активности родителей через приобщение к участию в жизни детского сада и использование актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.

Задачи проекта:

- приобщать родителей к участию в жизни детского сада.

- установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;

- создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение совместных мероприятий для всех участников проекта;

- развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- активизировать воспитательные возможности родителей;

- повысить педагогическую культуру родителей.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.

Сроки реализации проекта: 2018-2019 год.

Предполагаемый результат:

  • создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
  • развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности; 
  • появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
  • повышение уровня педагогической компетентности родителей; 
  • увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

Идея проекта:

Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. В связи с этим и возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия в ДОУ.

Новизна проекта заключается в использовании новых подходов к организации взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду, помогающие преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок.

Этапы работы:

I. Подготовительный этап (сентябрь 2018г.)

Педагогическая деятельность:

- анкетирование родителей на предмет социального заказа;

- планирование и разработка плана  мероприятий;

- разработка положения о конкурсе.

Взаимодействие с родителями:

- обсуждение сценариев;

- обсуждение общих вопросов на родительском собрании и в индивидуальных беседах, связанных с организацией мероприятий;

Работа с детьми:

- чтение художественных произведений;

- заучивание стихов и текстов;

- разучивание песен и танцев;

- рассматривание иллюстраций;

- предварительная работа в соответствии с тематиками мероприятий;

II. Основной этап (октябрь 2018 – май 2019г.).

В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей.

Педагогическая деятельность:

- оформление коллективных пригласительных открыток на мероприятия;

- создание условий для успешной реализации мероприятий;

- обеспечение сотрудничества родителей и педагогов ДОУ;

Взаимодействие с родителями:

- участие родителей в подготовке и проведении мероприятий:

  • в оформлении групп;
  • в изготовлении костюмов для детей и реквизитов. 

- фото и видео съемка мероприятий;

-  практическая деятельность совместно с детьми.

Работа с детьми:

  • Конкурс на лучшую поделку «Осенний калейдоскоп»;
  • Фотовыставка «В нашем во садочке выросли цветочки»;
  • Утренник «Осенняя ярмарка»;
  • Утренник «Новогодние приключения»;
  • Развлечение «День защитника Отечества»;
  • Праздник-развлечение «Широкая масленица»;
  • Праздник- развлечение «Любимым бабушкам и мамам»;

III. Заключительный этап (май)

Подготовка к презентации.

Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).

Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.

Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

Риски:

- Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

-  Участие одних и тех же семей в мероприятиях ДОУ.

Критерии эффективности:

- Рост посещаемости родителями мероприятий.

- Согласованность действий педагогов и родителей.

-  Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.

- Заинтересованность родителей.

- Преобразующий характер проекта.

- Положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.

Продукты проектной деятельности:

- Фото и видео материалы.

- Новые разработки, сценарии мероприятий.

- Анкеты.

- Декорации, костюмы.

Актуальность.

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
Термин «взаимодействие» (по мнению Т.А. Марковой) рассматривается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания на основе единого понимания. В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что сотрудничество предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.

По мнению специалистов, родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольной образовательной организации, следовательно, деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи. В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо менять существующую традиционную практику работы с родителями воспитанников, при которой семье демонстрировалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта. При взаимодействии социальных институтов (семья и детский сад) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

Вся работа с родителями воспитанников предполагает доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, корректное обращение. Ежедневное проявление интереса, доброжелательное взаимодействие располагает к себе и значит больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Исходя из требований настоящего времени создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, признание и становление родителей полноценными участниками образовательного процесса должно стать главной целью современного дошкольного учреждения. Достижение высокого качества в развитии, удовлетворение интересов родителей и детей, создание этого единого пространства возможно только при условии разработки системы взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на партнёрстве.

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия.

В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. Ориентация ФГОС на гуманизацию дошкольного образования исключает стереотипы традиционного педагогического мировоззрения, где главным ориентиром было проведение занятий, формирование знаний, умений и навыков, которые педагог «навязывал» ребёнку, а ребёнок должен был их продемонстрировать, «отчитаться» в том числе и перед родителями. Сущность гуманизации образовательного процесса состоит в создании таких форм, методов и средств организации образовательного процесса, которые обеспечат бережное развитие и саморазвитие индивидуальности ребёнка - его познавательных процессов, личностных и духовных качеств в активном взаимодействии со взрослыми, в том числе и с наиболее значимыми для ребенка взрослыми – его родителями. Включенность родителей в процесс подготовки и проживания ключевых событий детсадовской жизни на основе партнерства, соучастия и сотворчества – важная задача реализации Стандарта.

Разработка ФГОС дошкольного образования выявила противоречие, сложившееся в образовательной практике между «традицией» в проведении праздников, развлечений, др. досуговых мероприятий и требованиями времени, которые предъявляются к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях, где приоритет отдаётся инициативе ребёнка, его свободе в реализации себя через учет его интересов, способностей и потребностей, проявление творчества.

Праздники - важная составляющая образовательного процесса, оказывающая исключительное влияние на становление культуры ребёнка, его успешной социализации. Праздник - это явление, которое признаётся важным в общественном сознании вследствие его значения для судьбы страны и духовной жизни человека. В основе праздника лежат события, закреплённые идеологией или традицией. Исследователи (Г.М. Науменко, А.А. Некрылова, О.П. Радынова и др). отмечают двойственное значение праздника: сам, являясь частью культуры, он влияет на её развитие, а также вбирает в себя ценности, наполненные культурой. Культура праздника, считает известный специалист по детской игровой культуре С.А. Шмаков, слагается из разных культур: культуры слова, движения, игры, моды, костюма, этикета, обычая, ритуала. Праздник - узловое событие в жизни дошкольной образовательной организации. Он ценен своим переживанием. Причём таким переживанием, которое можно разделить: со своими родителями, а родителям со своим ребёнком, с родителями других детей, с воспитателями, с другими детьми.

Поэтому ключевой составляющей организации и проведения праздника является установка на активное участие всех (взрослых и детей). Естественное, свободное, не заорганизованное участие в праздничном действе родителей радует детей, и доставляет большое удовлетворение родителям: они знакомятся с развитием детей, проникаются общим делом, заряжаются весельем и радостью. Происходит становление детско-взрослого сообщества. Атмосферу праздника, его смысл необходимо сделать предметом проживания ребенком, его про чувствования совместно с родными и далее, дома.

Основная идея заключается в пробуждении желания у взрослого и ребёнка узнавать и открывать самого себя в процессе взаимодействия во время праздников, развлечений и других совместных мероприятий, становлении и обогащении собственной картины мира, умении воспринимать основную идею события.

Поэтому возник вопрос, как сформировать у родителей навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, сделать их в соответствии с Законом РФ «Об образовании» не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.

Описание проекта

Направления работы ДОУ по вовлечению родителей в совместную деятельность.

I. Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

 Целью информационно – аналитической и диагностической деятельности является создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.

II. Познавательное направление.

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду обеспечивается педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель и т.д.).

Кадры

Родители

Дети

Просветительская деятельность:

- вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;

- вопросы воспитания детей дошкольного возраста;

- формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.

Организационно-педагогическая деятельность:

Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др.

  1. Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.
  2. Просветительская деятельность через наглядную информацию:
  • информационные стенды;
  • родительские уголки;
  • рекомендации;
  • памятки.

3. Просветительская деятельность через обучающую деятельность:

  • беседы;
  • консультации;
  • круглые столы;
  • родительские собрания.

4. Ознакомление родителей с правилами безопасности детей во время проведения летне-зимнего отдыха.

Социально-нравственное и познавательное развитие:

  • семья;
  • родословная;
  • семейные традиции;
  • гендерное воспитание;
  • формирование духовных ценностей.

 

При планировании и организации взаимодействия с семьями воспитанников педагоги используют преимущественно формы работы, предполагающие активное участие родителей:

- родительские собрания;

- консультации;  
- выставки детских творческих работ, изготовленных на НОД, а также вместе с родителями;
- Дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Поделись своей добротой»);
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотовыставок;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- беседы с детьми и родителями («Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»);                                                        

- родительский уголок.

Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания, а также режим дня группы, расписание НОД, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

  • материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок

дня, объявления различного характера;

  • материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье (в

них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей).

Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.

III. Организационно-методическая деятельность.

В целях повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.

Кадры

Родители

Дети

1. Организация культурно-массовых мероприятий.

2. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

Вовлечение родителей в педагогический процесс:

  • участие в культурно-массовых мероприятиях;
  • совместное проведение праздников
  • планирование и совместная работа на родительских собраниях;
  • помощь в организации досуговой деятельности;
  • совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
  • участие в творческих конкурсах и выставках детско-родительских работ («Осенний калейдоскоп», «В нашем во садочке выросли цветочки»);
  • привлечение родителей к работе по благоустройству прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев;

Вовлечение детей в творческий процесс:

  • участие в культурно-массовых мероприятиях;
  • участие в выставках детско- родительских творческих работ (рисунки, поделки);
  • совместное участие с родителями в подготовке и проведении совместных мероприятий в ДОУ

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

На наш взгляд, это самая эффективная форма работы с родителями. Организовывая одновременно с детьми и родителями праздники, совместные развлечения и досуги, мы решаем поставленные задачи сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединяем усилия для достижения положительных результатов.

Оригинальность досуговых мероприятий заключается в том, что их подготовка проводится совместно с творческой группой родителей, детей и воспитателей. Родители здесь выступают как активные участники. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. При подготовке мероприятий каждый родитель проводит большую индивидуальную работу со своим ребёнком: разучивает с детьми стихи, читает сказки, готовит сказочные костюмы и атрибуты для инсценировок, участвует в оформлении групп. Такие мероприятия замечательны еще и тем, что они вызывают интерес родителей, способствуют их сплочению, приобретению опыта партнерских отношений. Проведенное с детьми время на совместных досугах помогает межличностному общению и взаимопониманию.

Сплочению педагогов, детей и родителей также способствовали конкурсы детско-родительских поделок, а также оформление фотовыставки «В нашем во садочке выросли цветочки». Участие семей в таких мероприятиях не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: готовят вместе с детьми интересные поделки, собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Мы были рады помочь и, конечно, поощрить их за совместную работу. Это, своего рода, стимул для родителей.

Таким образом, учитывая интересы родителей и используя в своей работе методы активизации родительского потенциала, помогающие установить партнерские взаимоотношения в вопросах воспитания и развития детей, можно сделать вывод, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогом процесс воспитания и развития детей позволяет значительно повысить его эффективность.

                                                                  План работы

Мероприятия

Сроки

Содержание

Участники

Конкурс на лучшую поделку «Осенний калейдоскоп»

октябрь

Совместная творческая работа родителей и детей

Родители, дети,  воспитатели

Утренник «Осени»

ноябрь

Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия

Родители, дети, воспитатели

Утренник «Новогодние приключения»

декабрь

Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия

Родители, дети, воспитатели

Развлечение «День защитника Отечества»

февраль

Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия

Родители, дети, воспитатели

Праздник-развлечение «Широкая масленица»

март

Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия

Родители, дети, воспитатели

Праздник- развлечение «Любимым бабушкам и мамам»

март

Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия

Родители, дети, воспитатели

Фотовыставка «В нашем во садочке выросли цветочки»

май

Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия

Родители, дети, старший воспитатель, воспитатели

Результативность проекта

Результатом работы по проекту являются следующие показатели: повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей, посещающих родительские собрания, повышение степени удовлетворенности родителей работой ДОУ.

Уровень участия родителей в мероприятиях ДОУ в 2018– 2019 г.

https://multiurok.ru/files/proiekt-novyie-podkhody-k-orghanizatsii-vzaimodieistviia-s-siem-iami-vospitannikov.html

Повышение степени удовлетворенности родителей работой ДОУ:

Таким образом, анализ анкет показывает, что степень удовлетворенности родителей воспитанников работой ДОУ выросла на 13%. Мы наблюдаем заинтересованность взрослых в жизни ребенка, активизацию их родительского потенциала. Критерием эффективности использования различных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к жизни группы, к занятиям детей, активное участие в родительских собраниях. Родители научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ. Все это является достаточно высоким показателем эффективности организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ.


Список литературы:

  1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.
  2. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск,1997.
  3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.
  5. Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011.
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  7. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: Сфера, 2007.
  8. Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. Практическое пособие. – М.: АЙРИС-пресс, 2009.
  9. Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия. – Волгоград: Учитель, 2009.
  10. Журнал «Дошкольная педагогика»/ Сентябрь /2012.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Главное - вместе!"

Подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффетивного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка....

Результаты работы педагогического коллектива МДОУ «Детский сад № 202» Ленинского района г. Саратова по реализации экологообразовательного проекта «Растем вместе с комнатными растениями» в рамках участия в опытно-экспериментальной деятельности.

С начала 2010 учебного года на базе МДОУ «Детский сад № 202» «Колобок» совместно с педагогическим институтом СГУ им. Н.Г.Чернышевского» успешно реализуется программа эксперимента «Формирование э...

Проект "Растем вместе"

Проект "Растем вместе"...

Проект: "Пойте вместе с нами"

Проект по развитию певческих навыков у детей 1 младшей татарской группы расчитан на учебный год, может помочь музыкальным руководителям в постановке целей, задач и пути их реализации....

Проект терренкур "Вместе весело шагать"

Терренкур (лечебная ходьба) — одна из форм оздоровления, которая осуществляется путем естественного физического упражнения (ходьбы по определенному маршруту). Проводится терренкур в естественных...

Творческий проект "Играем вместе" (по формированию межличностных отношений у детей среднего дошкольного возраста)

Цель: овладение детьми правилами взаимоотношений со сверстниками через подвижную игру. Фрмировать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские отношения с...

Долгосрочный проект «Детская библиотека». Тема: Семейный проект «Читаем вместе».

Долгосрочный проект «Детская библиотека». Тема: Семейный проект «Читаем вместе».   ГБОУ СОШ №1 детский сад «Умка» г. Нефтегорска...